ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ.Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства. Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях на определенный период. Производственная программа включает следующие основные разделы: «План по производству продукции предприятия» «План выпуска продукции на экспорт» «План по повышению качества продукции» «План реализации продукции» При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность. При разработке производственной программы учитываются потребности регионального и мирового рынков, общая рыночная ситуация, состояние конкурирующих предприятий и отраслей. В качестве исходных данных при разработке производственной программы используют: – уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции; – результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды; – данные по спросу на продукцию предприятия; – сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период; – сведения о долях продукции предприятия в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества; – сведения об объеме реализации продукции предприятия за предыдущий период по месяцам (кварталам); – расчеты производственной мощности предприятия; – прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы; – решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития. Рассмотрим содержание основных разделов производственной программы. План по производству продукции предприятия. При подготовке плана производства обычно рассчитывают объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении, который определяется по формуле: N пр. = N пост. – О н.скл. + О к.скл. + N вн. где N пр. – объем поставки изделия в натуральном выражении; Он.скл. и Ок.скл. – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; При этом остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета, а также прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта продукции в следующем плановом периоде. N вн. – количество изделий для внутреннего потребления. План производства продукции в стоимостном выражении определяется в показателях валовой, товарной и чистой продукции. Товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера). Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы. Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений. Также в рамках производственного плана предусматривают задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, с указанием конкретных сроков замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие. План выпуска продукции на экспорт. В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане необходимо представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров. План по повышению качества продукции. Здесь отражают показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции предприятия по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукта. План реализации (сбыта) продукции. В этом плане Вы должны отразить динамику реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований. Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика. Объем реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе предприятия. При расчете реализуемой продукции учитывают остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу периода состоит из: – остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках; – товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты; – товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями; – товаров на ответственном хранении у покупателей. При подготовке плана сбыта определяют расчетныйобъем продаж продукции в стоимостном выражении (выручку-нетто от реализации) по формуле: Vр = (Зуп + Пцел) / Рм, где Зуп – сумма условно-постоянных расходов организации в плановом периоде; Пцел – целевая прибыль, достаточная для нормального функционирования организации и обеспечивающая удовлетворение ее потребностей; Маржинальный доход на единицу изделия определяется как разница между ценой и переменными (прямыми) затратами. Если организация выпускает один вид продукции, маржинальная рентабельность определяется как отношение маржинального дохода на единицу продукции к цене. Если организация выпускает несколько видов продукции, то маржинальная рентабельность при заданной структуре продукции рассчитывается по формуле: Рм = ∑ Pmi Yi, где Pmi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции; Yi – удельный вес i-го вида продукции в выручке от реализации. В качестве критериев определения оптимальности производственной программы чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж – минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность (т.н. "точка безубыточности"). Сформировать производственную программу, обеспечивающую предприятию максимальную прибыль, можно по следующему алгоритму: Рассчитать величину маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду. Проранжировать продукцию в порядке убывания маржинального дохода. Порядок расположения изделий будет соответствовать их приоритетности для включения в производственную программу. Разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т.д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан. Необходимо учесть, что итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности. Резервирование позволит обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве. В отдельных случаях лимитирующими факторами для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИР и ОКР, морально устаревшее оборудование или ограничения по закупкам материалов и комплектующих для различных видов изделий. В этих случаях программа должна быть проверена на потребность в дефицитных видах ресурсов. Производственная программа предприятия зависит от производственной мощности, которая напрямую влияет на объем выпускаемой продукции. Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции. Производственная мощность измеряется, как правило, готовой продукцией, выраженной в натуральных единицах, используемых в производственной программе (тоннах, штуках, киловатт-часах). Производственная мощность рассчитывается по всей номенклатуре выпускаемой продукции, т.е. по каждому виду отдельно. Одновременно с расчетом производственной мощности в натуральных показателях ее можно определять также и в стоимостном выражении как по видам продукции, так и по товарной продукции в сопоставимых ценах по предприятию в целом. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. В черной металлургии это доменные, мартеновские, сталеплавильные печи или цехи, в цветной — электролизные ванны, в текстильной — прядильное и ткацкое производство, в машиностроении — механические и сборочные цехи. При разработке производственной мощности может оказаться, что отдельные производства (вспомогательные и даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации узких мест. К таким мероприятиям относятся: • перераспределение мест между исполнителями; • увеличение сменности работы; • внедрение научной организации труда; • перераспределение оборудования между цехами; • углубление специализации и кооперирования; • улучшение технической оснащенности производства и модернизация; • пополнение парка оборудования. Производственная мощность подвергается различным изменениям: если в начальный период она определяется проектной мощностью, то после ее освоения различные факторы могут как увеличивать ее, так и уменьшать. Поэтому при планировании производства требуется учет всех этих изменений. Производственная мощность имеет несколько видов: • входная — это мощность на начало года, показывающая какими производственными возможностями располагает предприятие • выходная — это мощность на конец года. Она определяется • проектная мощность — по проекту строительства, реконструкции и расширения предприятия. В качестве основного показателя определяется среднегодовая – производственная мощность, которой предприятие располагает в среднем за год. Она определяется по формуле
где Мн – мощность на начало года (входная); Мввод – мощность, введенная в течение года; Мликв – мощность, ликвидированная в течение года; п 1 – время с момента ввода в действие до конца года, полных мес.; п 2 – время с момента выбытия до конца года, полных мес. Основные элементы для расчета производственной мощности: • состав оборудования и его количество по видам; • прогрессивные нормы использования каждого вида оборудования; • номенклатура, ассортимент продукции и ее трудоемкость; • фонд времени работы оборудования; • производственные площади основных цехов предприятия. Расчет ведется по формуле (в натуральных единицах измерения)
где п – число единиц (ведущего) оборудования; Фр – действительный (рабочий) фонд времени работы единицы оборудования, ч; Нт – норма трудоемкости обработки изделия, ч. Производственная мощность предприятия не постоянна. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности меняются. Поэтому они ежегодно пересматриваются и для увязки планируемых объемов производства с необходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей. Уровень использования производственной мощности измеряется двумя показателями: • коэффициентом фактического (планового) использования производственной мощности (Ки.м):
где В — количество фактически выработанной продукции предприятием в течение года в натуральных или стоимостных единицах измерения; Мср. г — среднегодовая мощность;
• коэффициентом загрузки оборудования (выявляется излишнее или недостающее оборудование) (Кзагр.об):
где Фф.ф — фактически используемый фонд времени всего оборудования или его групп, станкочасов; Фпл.ф — располагаемый, плановый фонд времени того же оборудования, станкочасов.
Прирост объема ∆ V продукции в результате улучшения использования мощности можно определить так:
где V – достигнутый годовой объем выпуска продукции; К фи.м. – фактический коэффициент использования среднегодовой производственной мощности; К при.м. – проектный коэффициент использования среднегодовой производственной мощности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|