ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 13. Инновационная и инвестиционная политика предприятия.Инновации – это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность реализуется путем вложения инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В соответствии с объектом вложения инвестиции подразделяются на реальные (в нефинансовые активы) и финансовые; капиталообразующие и портфельные. Инвестиции в нефинансовые активы – это инвестиции в основной капитал, в нематериальные активы, в прирост запасов материальных оборотных средств, другие нефинансовые активы. Финансовые – долгосрочные и краткосрочные инвестиции в различные финансовые инструменты в целях получения дохода. Капиталообразующие инвестиции (капитальные вложения) – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудование, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Портфельными называются инвестиции в долгосрочные ценные бумаги (акции, облигации, векселя и др.) Формы инвестирования: 1. новое строительство – строительство комплекса объектов основного, подсобного, обслуживающего назначения, вновь создаваемые предприятия, здания и сооружения, а также филиалы и основные производства, создаваемые на новых площадях в целях наращивания мощностей. 2. расширение – строительство дополнительных производств, строительство и расширение существующих цехов и объектов на территории действующих предприятий в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей. 3. реконструкция – осуществляется переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного, обслуживающего назначения, связанное с совершенствованием производства на новой технической основе, предусмотренное по комплексному проекту реконструкции предприятия в целом. 4. техническое перевооружение – комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего и изношенного оборудования более производительным и новым, а также совершенствование общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. Инвестиционный цикл можно разбить на три фазы: 1. Прединвестиционная фаза включает определение и установление целевых параметров инвестиционного проекта, проведение предпроектного анализа инвестиционных возможностей, обоснование инвестиционного проекта. Для локальных инвестиционных проектов целевые параметры зависят от особенностей инвестиционного проекта. Он может быть направлен на освоение новой продукции, технологии, техническое перевооружение и реконструкцию предприятия. В рамках нового определения целевых параметров необходимо проведение инновационного, патентного и экологического анализа технологического решения проекта, проверки необходимости выполнения сертификационных требований. В процессе анализа инвестиционных возможностей оценивается информация о состоянии внутренней и внешней среды предприятия. Обоснование инвестиционного проекта предполагает составление декларации о намерениях; 2. Инвестиционная фаза заключается в разработке, государственной экспертизе и утверждении инвестиционного проекта; 3. Эксплуатационная фаза в зависимости от поставленной цели и объекта проектирования включает осуществление строительно – монтажных работ, приобретение и установку оборудования, набор и обучение персонала, производственную и послепроизводственную деятельность, представляющую собой элемент комплекса маркетинга – продвижение товара на рынок и определение места его продажи. Эффективность проекта в целом оценивается в целях определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источников финансирования. Эффективность инвестиционных проектов оценивается в течение расчетного периода от начала проекта до его прекращения. Расчетный период разбивается на шаги – отрезки, в пределах которых проводится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шагам расчета присваиваются номера (0,1, …). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от фиксированного момента t = 0, принимаемого за базовый. Инвестиционный поток порождает денежные потоки (потоки реальных денег). Значение денежного потока обозначается через Ф(t), если оно относится к моменту времени t, или через Ф (m), если оно относится к m-му шагу. Учет фактора времени ориентирован на то, что настоящая ценность денег больше чем будущая. Поэтому для соизмерения разновременных величин применяется дисконтирование (приведение их к ценности настоящего момента времени). Для приведения к начальному моменту времени используется коэффициент дисконтирования αm, определяемый как величина обратная начислению процента: αm = (1+Е)tm – to где Е - норма дисконта, выраженная в долях единицы в год; tm - момент окончания m-го шага; t0 - момент приведения, который может не совпадать с базовым моментом. Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционных проектов, являются: - чистый доход; - чистый дисконтированный доход; - внутренняя норма доходности; - потребность в дополнительном финансировании; - индексы доходности затрат и инвестиций; - срок окупаемости. Чистым доходом (ЧД) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период: ЧД = m (суммирование распространяется на все шаги расчетного периода) Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, на его основании принимается решение об эффективности (неэффективности) проекта. ЧДД = αm (Е) ЧД и ЧДД характеризуют повышение суммарными денежными поступлениями суммарных затрат для данного проекта соответственно без учета и с учетом фактора времени. Положительное значение ЧДД показывает, что данный вариант проекта при выбранной норме дисконта доходен, т.е. инвестор получит норму прибыли выше, чем расчетная норма дисконта. Внутренняя норма доходности (ВНД) – в некоторых случаях ее определение предваряет инвестиционные расчеты. Чаще всего для инвестиционных проектов, начинающихся с инвестиционных затрат и имеющих положительный ЧД, внутренней нормой доходности называется положительное число Ев, если: - при норме дисконта Е = Ев ЧДД проекта обращается в 0; - это число единственное. Для оценки эффективности инвестиционного проекта за первые k шагов расчетного периода используются следующие показатели: 1. ЧД (k) = - текущий чистый доход (накопленное сальдо)
2. ЧДД (k) = αm (Е) - текущий чистый дисконтированный доход 3. текущая внутренняя норма доходности Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Моментом окупаемости называется тот момент времени в расчетном периоде после которого текущий чистых доход становится положительным. Срок окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Инновационная деятельность имеет следующие основные формы организации: - научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур. Они призваны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организовывать освоение и производство новой продукции и услуг; - временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения определенных крупных и оригинальных научно-технических проблем. По выполнении поставленной задачи эти коллективы или центры распускаются или реорганизуются. - государственные научные центры (ГНЦ) – особый тип государственных научных организаций, механизм деятельности которых призван обеспечить согласование, с одной стороны, стратегически долгосрочных приоритетов государства в развитии важнейших направлений науки и техники, а с другой, - экономических и социальных интересов конкретных субъектов научно-технической деятельности. - различные формы технопарковых структур (научные технологические и исследовательские парки, инновационные, иновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технополисы).
Тема 14. Производственное планирование и бизнес-план предприятия Производственное планирование – неотъемлемая часть управления предприятием. Его можно определить как умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей. В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйствующим объектом. Система планирования любого предприятия включает три тесно взаимосвязанные подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования. Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанные на 10-15 лет. При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных главных целей. Процесс стратегического планирования предприятия начинается с определения цели предприятия, его положения в деловой среде с помощью портфельного анализа сфер деятельности. Важной частью процесса стратегического планирования является выработка целей для существующих и новых сфер деятельности. Следующая стадия – анализ рынков по сферам деятельности, определение сегментов рынка и основной концепции сочетания элементов маркетинга. Процесс стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок, завершает маркетинговый контроль. На основе стратегического долгосрочного плана развития предприятия, рассчитанного на 10-15 лет, разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет. На основе 5-летних перспективных планов развития предприятия, с учетом произошедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих. Текущее планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные. Долгосрочный план, на 10-25 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п. Краткосрочные планы составляются на год (редко на два года) и включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии. Данные планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам. Строго регламентированного плана развития предприятия не существует. План развития может включать следующие разделы: - План производства продукции – в нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. - План по маркетингу – приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения. В плане формулируются основные виды используемых маркетинговых стратегий, мероприятия по проведению рекламы. - План научных исследований и разработок – включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов. - План инвестиций и капитального строительства – вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение цехов и объектов на действующих предприятиях. Основные показатели: объем требуемых инвестиций, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей на действующих предприятиях в результате их технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий. - План по внешнеэкономической деятельности – Формами такой деятельности могут быть: - внешняя торговля; - международное инвестиционное сотрудничество; - международное перемещение трудовых ресурсов; - международное производственное сотрудничество; - валютные и финансово-кредитные операции. - План материально-технического обеспечения – система материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации. - План по труду и кадрам – главная задача – предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Другой важный показатель – фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. - Обобщающим разделом плана, где находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции – при его разработке ставиться задача всемерного повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. План по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, научных разработок и исследований и других разделов. - В финансовом плане – устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; создание и использование основных производственных фондов; задание по прибыли. Важная часть финансового плана – кредитный план. - План природоохранных и экологических мероприятий – включает такие направления, как охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна и т.д. Между бизнес-планом и планированием существует ряд отличий: 1. в отличии от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенно нового бизнеса; 2. стратегический план – это обычно план с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годового плана его результаты анализируются, корректируются или пересматриваются). Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные цели и задачи должны быть выполнены; 3. в бизнес-плане функциональные элементы имеют гораздо более высокое значение, чем в стратегическом плане, и являются равноправными частями структуры бизнес-плана. Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения. Бизнес-план служит документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Целями бизнес-плана могут быть: - привлечение кредитов или инвестиций; - определение степени реальности достижения намеченных результатов; - доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового; - убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов. Н существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титульный лист и разделы. Титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным. На нем указываются наименование предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дата составления, а также данные адресата к которому направляется. 1-й раздел – Резюме. В нем содержаться суть проекта, цели и задачи бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта, сведения о предприятии, финансирование, план возврата заемных средств. 2-й раздел – Описание предприятия и отрасли. Включается название предприятия, его адрес, организационно-правовая форма, местоположение, распределение акций, уставный капитал, краткая история. 3-й раздел – Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиции потребителя и дается их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели (цена потребления); внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; основные направления совершенствования продукции и т.д. 4-й раздел – Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализируются возможности предприятия в конкурентной борьбе, отбираются целевые сегменты (наиболее привлекательные для предприятия в данный момент). 5-й раздел – План маркетинга. При разработке плана маркетинга нужно обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно воздействовать на потребителя с помощью рекламы, ценовой политики, качества. Раздел может включать следующие составляющие: стратегию маркетинга; ассортиментную политику; ценовую политику. 6-й раздел – Производственный план. Здесь определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса. Важным аспектом данного раздела является точное определение себестоимости производимой продукции. В описании технологического процесса указываются: требуемые производственные мощности, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; потребность в сырье, материалах; контроль качества продукции; требования к квалификации и наличию необходимого персонала. 7-й раздел – Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности. 8-й раздел – План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, снижение цен, недостаток оборотных средств и т.д.) 9-й раздел – Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятии (финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния) и планирование основных финансовых показателей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|