Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Благословение на геноцид 9 страница




Стоит только уверовать в это, как тут же подобные убеждения приведут к массовым убийствам. Жертвами стали не только 6 млн. евреев, носителей воображаемой чумы. В глазах Гитлера Россия являлась той страной, где евреи с помощью революций "заразили" все население, и подобный взгляд, отчасти, объясняет ту непостижимую жестокость, с которой СС свирепствовало на территории Советского Союза.

Когда началось немецкое вторжение, Гитлер объявил, что его целью является уничтожение 30 млн. русских. Число погибших русских в этой войне определяется цифрой, близкой к 20 млн.[Официальная цифра. Сегодня советские историки определяют количество жертв в 30 млн. человек. Прим. перев.] Обращение с пленными, которых бросали за колючую проволоку и предоставляли им право умирать с голоду, расправа с крестьянами, мужчинами и женщинами, которых загоняли в амбары и сжигали живьем, - все это, конечно, объясняется тем, что на них смотрели как на низшие существа, оглупленные евреями и завербованные ими. Следует отметить, что вначале Гитлер всячески избегал в публичных выступлениях даже упоминания о кровавых расправах, но и тогда время от времени он бросал зловещие фразы: "То, что готовится сегодня, будет страшнее мировой войны. Это будет осуществлено на немецкой земле во имя всего мира! Есть только два пути: либо мы станем жертвенным агнцем, либо победителями". Эта выдержка из речи Гитлера, произнесенной в 1923 году и направленной против евреев.

Еще более зловещим можно назвать отрывок из "Майн кампф", который ясно предрешал, что будет происходить в лагерях массового уничтожения 20 лет спустя. "Германия, - говорит Гитлер, - проиграла войну только потому, что евреи-марксисты подорвали ее волю к победе", - и продолжал:

"Если бы в начале или во время войны 12 или 15 тысяч этих негодяев, этих предателей народа, глотнули бы отравляющего газа... миллионные жертвы, принесенные на фронтах, были бы принесены не напрасно. Напротив, уничтожение 12 тысяч подонков в нужное время, возможно, даже спасло бы жизни миллионам приличных немцев, столь необходимых для будущего"[Mein Kampf, S. 772.].

На многих страницах "Майн кампф" Гитлер говорит о свержении "мирового еврейства" прямо с апокалипсическим энтузиазмом. Мы уже упоминали, что Сергей Нилус в своем эксцентричном христианстве рассматривал евреев как слуг Антихриста, обреченных на ту же судьбу на уничтожение в подготовке к тысячелетнему царствованию Иисуса Христа, нисходящего на землю во славе. В "Книге откровения" Антихрист представлен штурмующим небо и сброшенным в ад; вызывает удивление, что Гитлер, презиравший христианство, прибегал к этим древним библейским образам, говоря о судьбе евреев.

"Еврей идет своим фатальным путем, писал он, - до того дня, когда другая сила предстанет перед ним и в могучей схватке сбросит его, штурмующего небо, обратно к Люциферу"[Mein Kampf, S. 751.].

Здесь мы безошибочно угадываем апокалипсический надрыв, который усваивался Гиммлером и его СС. Эти люди в определенные моменты рассматривали уничтожение евреев как необходимую прелюдию к установлению немецкого тысячелетнего царства. Полезно обратиться к ценному свидетельству, оставленному Вислицени:

"Так как Гиммлер прислушивался к советам астрологов и верил оккультным наукам, СС постепенно превращалось в какую-то новую религиозную секту..." Это было не ново, как представлял себе Вислицени: в средневековой Европе существовали апокалипсические секты, которые считали, что именно им поручена божественная миссия очистить мир путем уничтожения евреев[См.: N. Cohn. The Pursuit of the Millennium. London - New York. 1970, p. 68 - 80. 102-104.].

Вислицени также заявил, что, по мнению Гитлера, война 1939 года была прежде всего окончательной битвой против еврейства. Как мы уже отмечали, немецкие издатели "Протоколов" всегда утверждали, что первая мировая война - дело рук евреев; теперь Гитлер объявил их виновными в войне, которую сам намеревался развязать во всем мире, одновременно предрекая геноцид, который готовился в широких масштабах. 30 января 1939 года он заявил в рейхстаге:

"Сегодня я вновь хочу выступить как пророк: если международные еврейские финансовые круги как в Европе, так и за ее пределами добьются вовлечения в мировую войну других народов, то ее исходом будет не большевизация земного шара и победа еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе"[М. Domarus. Hitler, Reden und Proklamationen. 1932- 1945. Band II. Neustadt/Aisch. 1962-1963. S. 1058.].

Эту мысль Гитлер развивал на протяжении всей войны. Он повторил свою угрозу в рейхстаге 1 сентября 1939 года, перед началом вторжения в Польшу. 30 января 1941 года она прозвучала во Дворце спорта в Берлине:

"Мне не хотелось бы забывать то обстоятельство, о котором я уже однажды упоминал в немецком рейхстаге 1 сентября 1939 года, а именно: если мир вновь будет погружен в мировую войну, то роль еврейства в Европе будет полностью раскрыта. Они могут насмехаться сегодня, как осмеивали мои пророчества и прежде. Грядущие месяцы и годы докажут, что в этом я также прав"[Ibid, S. 1663.].

В июне 1941 года началось вторжение в Советский Союз и одновременно уничтожение русских евреев. 30 января 1942 года Гитлер с еще большей уверенностью заявлял:

"Мы полностью отдаем себе отчет в том, что эта война завершится либо уничтожением арийских народов, либо исчезновением еврейства в Европе. Я уже говорил об этом в немецком рейхстаге 1 сентября 1939 года, - а я никогда не спешу с пророчествами, - что эта война кончится не так, как предполагают евреи, а именно - уничтожением арийских народов. Ее окончательным исходом явится полное уничтожение еврейства"[Ibid. S. 1828-1829.].

В 1942 году лагеря массового уничтожения были созданы в Польше, куда сгонялись евреи из всех стран Европы. В поздравлении по случаю нового, 1943 года Гитлер объявил:

"Я повторяю, что надежда международного еврейства на то, что оно уничтожит немецкий и другие европейские народы в новой мировой войне, является самой крупной ошибкой из всех, которые оно совершало за тысячелетие; оно уничтожит не немецкий народ, а самое себя, и в этом сегодня не может быть никакого сомнения..."["Deutschland in Kampf". January, 1943, № 81, S. 45.]

Все эти публичные заявления, сделанные фюрером перед немецким народом, были объяснением политики, проводимой германским правительством якобы с целью предупреждения происков "международных еврейских финансовых кругов", то есть "сионских мудрецов". Вновь можно задать вопрос, в какой степени они отражали взгляды Гитлера, и вновь мы сталкиваемся с их абсолютной идентичностью. В частной беседе с Гиммлером в октябре 1941 года Гитлер сказал:

"Уничтожив чуму, мы окажем человечеству такую услугу, о которой наши солдаты не имеют никакого представления... С трибуны рейхстага я предрек еврейству, что в случае, если война окажется неизбежной, евреи исчезнут из Европы. На совести этой расы преступников - два миллиона немецких смертей в первой мировой войне, а теперь еще сотни тысяч..."[Hitler's Table Talk, p. 79, 87.]

В последние недели перед самоубийством он вновь возвращался к этой теме:

"Я вел честную игру с евреями. Накануне войны я сделал им последнее предупреждение. Я говорил, что если они опять ввергнут мир в новую мировую войну, то на этот раз им не будет пощады, что этот паразит будет окончательно уничтожен в Европе. Они ответили на это предупреждение объявлением войны... Мы проткнули еврейский нарыв. Будущий мир будет нам вечно благодарен"[Le Testament politique de Hitler. Notes recueillies par Martin Bormann. Paris. 1959, p. 86.].

В политическом завещании, которое продиктовано в ночь с 29 на 30 апреля 1945 года (Гитлер застрелился 30 апреля), он вновь настойчиво повторял:

"Неправда, что я или кто-либо другой в Германии хотел войны 1939 года. Ее жаждали и спровоцировали исключительно те международные политики, которые были либо евреями, либо защищали их интересы..."

И в заключение завещания, в последних написанных им словах, Гитлер призвал элиту немецкой нации к "беспощадной борьбе со всемирным отравителем всех народов, международным еврейством"[См.: H.R. Trevor-Roper. The Last Days of Hitler. London, 1950, p.195, 198.].

Обстоятельства, при которых эти слова были произнесены, показывают, что в определенном смысле они искренни, но все же - как Гитлер мог считать евреев инициаторами той войны, которую он сам развязал? Ответом может служить только предположение, что для Гитлера все, что ограничивало его собственное маниакальное стремление к господству, автоматически воспринималось как часть еврейского всемирного заговора. Эта идея стала центральной для всей его политической деятельности, не исключая периода войны. Любая нация, большая или малая, которая пыталась защитить свою территорию или свои интересы от ненасытных притязаний Германии, тем самым доказывала, что является орудием в руках "сионских мудрецов".

Размышляя над тем, что скрывается за всем этим, неизбежно задаешь другие вопросы. Иногда утверждают, что Гитлер был просто сверхмакиавеллистом, человеком без убеждений и без чести, абсолютным циником, для которого целью и основной ценностью была только власть. Конечно, существовал и такой Гитлер, но не менее реален и другой Гитлер - человек, обуреваемый фантазией о всееврейском заговоре[Cf. E. Faul. - Hitlers Ueber-Machiavellismus. - Vierteljahreshefte fur Zeitgeschichte. Band 2, 1954, S. 368.]. Интересно выяснить, в какой степени бред полубезумного определял его поступки. Какая мощь скрывается за этой потрясающей карьерой - от создания нацистской партии, борьбы за власть и до установления диктатуры и террора, - как много рождено его тайной мечтой о пресечении всемирного еврейского заговора, об уничтожении евреев? Трудный вопрос, в этом нег сомнения, но он задавался некоторыми видными нацистами, хотя, возможно, они его формулировали иначе.

"Ради чего еще, - задавал вопрос верховный судья партии Вальтер Буш в статье, опубликованной в партийной газете, - ради чего еще вели мы борьбу, испытывали лишения и нужду, ради чего еще погибают наши мужественные юноши из "Гитлерюгенда", если не ради предоставления немецкому народу возможности в один прекрасный день начать борьбу за освобождение от еврейских угнетателей... В эту борьбу мы сейчас вовлечены... И победу одержит Адольф Гитлер..."[Цит. по: М. Weinreich. Hitler's Professors. New York, 1946, p. 89.]

И снова: в какой степени Гитлер и его непосредственное окружение учитывали в своей политике и деятельности воображаемых "сионских мудрецов"? По мнению Раушинга, "Протоколы" были для Гитлера основным руководством в осуществлении его политики; в 30-е годы были написаны три книги, которые показывали, как во всех деталях нацистская политика следовала изложенному в "Протоколах" плану. Конечно, такая аргументация может нас далеко увести, но тем не менее это не означает, что она целиком лишена исторической правды. Следует поразмыслить над другими, более недавними по времени заявлениями.

"Нацисты, - пишет Ханна Арендт, - начали со лжи о заговоре и, более или менее сознательно, определили свою "позицию" по отношению к тайному обществу "сионских мудрецов"[H. Arendt. The Origins of Totalitarianism. London, 1958, p.366.].

Леон Поляков констатирует в связи с этим, что нацистские лидеры начали с опьянения сенсационной низкопробной литературой типа "Протоколов", а закончили претворением этих чудовищных бредней в реальность, превосходящую всякое воображение. И это справедливо. Беспощадная борьба банды заговорщиков, которые поставили цель достижение мирового господства, создание мировой империи небольшим, высокоорганизованным народом, полное презрение ко всему человечеству, прославление насилия и массовой нищеты, - все это можно найти в "Протоколах", и они отвечали самому духу нацистского режима. Можно сказать с полной ответственностью: в этой нелепой фальшивке, датируемой временем русских погромов, Гитлер услышал зов родственного духа и откликнулся на него всем своим существом.

Глава VI

МИФ В НАЦИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

"Протоколы" и миф о всемирном еврейском заговоре использовались нацистской пропагандой постоянно, начиная с рождения партии в начале 20-х годов и до падения Третьего рейха в 1945 году. Сперва их использовали, чтобы помочь партии захватить власть, затем, чтобы оправдать террор, позже, чтобы оправдать войну, далее для оправдания геноцида и, наконец, чтобы оттянуть капитуляцию. История развития мифа на протяжении этих лет, как и история изменения целей, которым его заставляли служить, отражает историю подъема и падения Третьего рейха.

На заре нацистского движения главным пропагандистом мифа и "Протоколов" был Альфред Розенберг, официальный идеолог партии. Розенберг был выходцем из Прибалтики и не отличался чистотой немецкой крови (как он заявлял, один из его предков - латыш). Будучи уроженцем Ревеля и русским подданным, он даже после революции продолжал изучать архитектуру в Москве. Ему было около 25 лет, когда революция пробудила в нем интерес к политике. Розенберг стал фанатичным антибольшевиком. В 1918 году он присоединился к отступавшим из России немецким войскам, как и Винберг, которого он хорошо знал и который оказал на него глубокое влияние. В Германии Розенберг вступил в только что основанную нацистскую партию и стал ближайшим соратником Гитлера.

Гитлер всерьез никогда его не воспринимал, и к моменту прихода партии к власти Розенберг уже начал терять в ней влияние, тем не менее он сумел придать нацистской идеологии специфические черты. Если с момента основания в 1919 году нацистская партия уже отличалась безудержным антисемитизмом, то ненависть к русскому коммунизму захлестнула ее лишь в 1921-1922 годах, прежде всего, очевидно, благодаря Розенбергу. Он стал связующим звеном между русскими антисемитами-черносотенцами и германскими антисемитами-расистами; точнее, воспринял отношение Винберга к большевизму как еврейскому заговору и изложил его в расистских терминах идей фёлькиш. Родившаяся в конечном итоге идефикс, воплощенная в бесчисленных статьях и памфлетах, стала излюбленной темой не только Гитлера, но и заняла центральное место в мировоззрении и пропаганде нацистской партии.

Розенберг провозгласил себя экспертом по большевизму, однако не прочел ни строчки из Маркса и Энгельса, не изучал историю или теорию социализма, ничего не знал об истории русского революционного движения. Для него было достаточно утверждать, что Керенский - еврей и его фамилия Кирбис (!) и что Ленин - "калмык-татарин" (он мог бы сопоставить собственные идеи с теми, которые провозглашались самим Гитлером). Большая часть фактов, несомненно, поставлялась ему Винбергом и другими правыми русскими эмигрантами. Многие его статьи в партийной газете "Фёлькише беобахтер" почти целиком основаны на публикациях в "Луче света", а огромные куски его "великого труда" - не поддающегося прочтению "Мифа двадцатого столетия" - прямо заимствованы из сочинений Винберга.

Между 1919 и 1923 годами Розенберг написал, помимо бесчисленных статей, пять памфлетов о всемирном еврейском заговоре (вместе с масонами или без оных), создал краткий перевод работ своего "знаменитого" предшественника XIX века - Гуньо де Муссо, и солидный том комментариев к "Протоколам". В то время как его толстенный "Миф двадцатого столетия" вряд ли кем-либо был прочитан (и, во всяком случае, не вождями нацизма), эти ранние памфлеты имели большой успех. Типичной является брошюра "Чума в России", опубликованная в 1922 году. Из нее мы узнаем, что царская Россия вызывала враждебность евреев не погромами, как можно было бы предположить, и не угнетением, а нежеланием финансировать капитализм. Чтобы преодолеть это препятствие и в то же время наказать несговорчивых русских, евреи употребили свое диалектическое искусство, веками оттачивавшееся в талмудических толкованиях, для обмана русского народа, который легко откликнулся на призыв к уничтожению национальной элиты. Это и подвигло еврейских большевиков на национализацию русской промышленности, то есть на ее экспроприацию для обогащения себя, своих друзей и родственников за границей. Оставалось только организовать Красную Армию, ядром которой стали латыши и (поразительная новость) бывшие китайские торговцы шелком, и наконец русский народ принудили подчиниться капитализму.

Во всем этом особая роль отводилась Вальтеру Ратенау. Розенберг считал, что Ратенау был тесно связан со всемогущими еврейскими большевиками в Советском Союзе; они делились с ним богатствами, выкаченными из русской промышленности, а он в обмен заключил Рапалльский договор, который позволял "менялам и советским евреям" эксплуатировать германскую нацию. Если Ратенау и ему подобным дать волю, считал Розенберг, латыши и китайцы под командой евреев вскоре будут расстреливать немецких рабочих. Кто отважится отрицать, что такие люди "давно уже созрели для тюрьмы и галер"? Вскоре после появления этой брошюры Ратенау был убит юношей, придерживавшимся точно таких же взглядов. Достойное начало карьеры, которая спустя поколение завершилась казнью Розенберга как одного из главных военных преступников!

Сочинения Розенберга написаны в жанре политической публицистики, направленной на поддержку нацистской партии в борьбе за власть, но их дух скорее схож с апокалипсическим пророчеством. В иные минуты на самого Гитлера накатывали апокалипсические настроения, но для Розенберга это было естественное состояние. "Евреи являются нашими метафизическими противниками в истории, - писал он в 1923 году в своем комментарии к "Протоколам". - Мы никогда отчетливо не сознавали этого... Сегодня, когда извечно враждебная и чуждая сила наконец обрела такую чудовищную власть, ее ощущают и ненавидят именно как враждебную и чуждую. Впервые в истории инстинкт и знание прояснили сознание. Еврей стоит на самой вершине власти, на которую он вскарабкался с потрясающей легкостью, но его ждет падение в бездну. Последнее падение. После этого еврею не будет места в Европе или Америке. Сегодня из всемирного хаоса рождается новая эра, отвергающая большинство идей, унаследованных от прошлого. Один из многообещающих признаков грядущей борьбы за новую организацию мира - это понимание природы демона, которому мы обязаны своим нынешним падением. Затем откроется дорога новой эре"[A. Rosenberg. Die Protokolle der Weisen von Zion und die judische Weltpolilik. Munich, 1923, S. 147.].

Так относился Розенберг к "Протоколам" в 1923 году. Десять лет спустя новому изданию было предпослано предисловие - Розенберг явно одобрил его, хотя, быть может, и не он его писал, - приветствующее приход Третьего рейха:

"В центре находится лучезарный народ - Германия, - могучее возрождение которого раздвигает клыки еврейского всемирного окружения, и он рвет сеть, в которую его поймали талмудические охотники, он словно Феникс, восстает из пепла сожженной материалистической философии. Германский рейх стоит в центре мира, и очистившаяся нация открывается тем, кто способен видеть, ярко сияя, словно новая заря творения. Духи подземной бездны отступают перед этим подъемом. Еврейство - дух разложения, темный демон созидательных народов чувствует, что поражено в сердце. Кольцо еврейского плана завоевания мира еще не сомкнулось, вскоре оно должно вновь ввергнуть людей в кровавую междоусобицу....Пусть новое издание этой книги еще раз возвестит германскому народу, какой ложью его опутали, пока великое германской движение не развеяло ложь... и как глубоко вожди национал-социализма понимали эту опасность с самого начала движения"[Предисловие к "Протоколам" Розенберга (1933 г.).].

Розенберг простодушно верил в галиматью, которую писал. Иозеф Геббельс, который в 1928 году стал шефом партийной пропаганды, был большим циником, и его пропагандистские трюки в основном строились на преднамеренной лжи. Прекрасным образчиком могут служить вариации на тему "Протоколов", опубликованные в декабре 1929 года. Под заголовком "Рынок рабов" на плакатах и в партийных журналах появилось сообщение о последнем решении международных еврейских банкиров: поскольку Германия не может полностью выплатить репарации, она должна восполнить дефицит средств, экспортируя юношей и девушек. Таковых будут отбирать еврейские хозяева Германии; еврейских юношей, естественно, трогать не будут. "В переводе с идиша на немецкий это означает: принудительный экспорт германского народа. В этом не может быть сомнения". В качестве источника этой басни указывалась "Берлинер тагеблат" - вполне респектабельная газета, которая ничего не публиковала на эту тему["С. V. Zeitung", 1929, Band. VIII, S. 561 und 1930, Band. IX. S. 15.].

Эта история родилась во время кампании, предшествовавшей выборам в рейхстаг в 1930 году, которые положили начало стремительному взлету нацистской партии. С 1928 по 1933 год партия легко поднялась с девятого места в рейхстаге (менее 1 млн. голосов и всего 12 мест) на первое (более 17 млн. голосов и 288 мест). Каждая новая ступень кампании сопровождалась дальнейшим усилением антисемитской пропаганды. Можно легко оспорить утверждение - и его часто оспаривали, - будто успех партии был вызван прежде всего ее антисемитизмом, будто каждый, кто голосовал за нацистов, обязательно был фанатичным антисемитом. И все же...

Гитлер никогда бы не пришел к власти, если бы не экономическая депрессия, которая в одно время довела число зарегистрированных безработных в Германии до 6 млн., ввергла почти все население средние классы, крестьянство, а также промышленных рабочих - в хроническую нищету, породила тревогу и неуверенность. В такой отчаянной обстановке, когда страна только начала оправляться от предыдущих ударов - военного разгрома и галопирующей инфляции - Гитлер использовал всю мощь своей демагогии. Он нападал на победивших союзников, особенно на французов, за порабощение немецкого народа: на германский республиканский режим за неумение справиться с кризисом; на левые партии за раскол нации; на правые партии за их неэффективность; на плутократов и монополистов за эксплуатацию всех остальных. Фактически он нападал на всех, хотя самые яростные атаки были направлены против евреев. Кроме того, он демонстрировал железную волю, готовность действовать, и действовать решительно, в обществе, которое не привыкло к неопределенности, порожденной демократией, особенно в обстановке новой и непривычной формы правления. Все это помогло Гитлеру прийти к власти, точнее, помогло ему завоевать 37,3 процента голосов избирателей: это было максимальное количество голосов, которое он смог получить на свободных выборах в июле 1932 года. Все очевидцы согласны с тем, что Германия в момент прихода к власти Гитлера не была охвачена горячкой антисемитизма, не была загипнотизирована мифом о всемирном еврейском заговоре и не жаждала крови евреев. Хотя самое популярное издание "Протоколов" разошлось за 12 лет в количестве 100 тыс. экземпляров, - знаменитый антивоенный роман Ремарка "На Западном фронте без перемен", опубликованный в 1929 году, разошелся за год тиражом в четверть миллиона, и многие другие прогрессивные романы также расходились большими тиражами.

Нельзя также полагать, что сама нацистская партия, в которой состояло сравнительно мало (около миллиона) членов, в целом формировалась из фанатиков-антисемитов. В 1934 году предприимчивый американский социолог Теодор Абель объявил, что собирает автобиографии членов партии, в которых должны быть указаны мотивы их вступления в ряды нацистов. Шестьсот человек добровольно прислали свои жизнеописания. Поразительно то, что 60 процентов откликнувшихся вообще не упомянули антисемитизм в ряду мотивировок. Некоторые даже открыто отмежевались от этого аспекта политики партии: "Мой пульс бился сильнее, когда я слышал слова о Родине, единстве и потребности в верховном вожде. Я чувствовал, что принадлежу к этим людям. Я только не мог согласиться с их утверждениями о евреях. Меня от этого тошнило после того, как я вступил в партию". Более того, статистический анализ показал, что, в то время как антисемитизм фигурировал почти в половине биографий, написанных представителями средних классов, в том числе лицами свободных профессий, о нем упоминали менее 30 процентов промышленных или сельскохозяйственных рабочих[T. Abel. Why Hitler Came into Power. New York, 1938, p. 164.]. Если настоящая приверженность антисемитизму была редкостью внутри партии, как следует из этого опроса, вряд ли она была значительно распространена и среди широких слоев населения, в партию не вступавших.

Но при всех этих оговорках несомненно, что многие из тех 17 миллионов, которые голосовали за нацистов в 1933 году, должны были высказаться по крайней мере за некоторые ограничения евреев в гражданских правах. Кроме того, очевидно, существовало множество фанатичных антисемитов, например, в национальном студенческом движении (которое нацисты подчинили себе в 1931 году) или среди 400 тыс. членов отрядов штурмовиков СА - сотни тысяч людей, которые бы согласились с тем, что написал один из корреспондентов Абеля:

"История мира потеряла бы всякий смысл, если бы иудаизм с его разлагающим духом, воплощение всего злого, одержал бы победу над истиной и добром, воплощенными в идее Адольфа Гитлера. Я верю, что наш вождь, Адольф Гитлер, дарован немецкому народу самой судьбой как наш спаситель, несущий свет во тьму"[Ibid., р. 243.].

Таковы были плоды 50-летней кампании, завершившейся 14 годами усиленной, яростной, неустанной агитации, действовавшей прежде всего среди молодежи. Это были отравленные плоды, потому что именно фанатизм меньшинства и равнодушие большинства дали толчок дальнейшему развитию событий - от первых ограничений к последующему уничтожению[Исследования В.С. Аллена (W. S. Alien. The Nazi Seizure of Power: the experience of a single German town, 1930-1935. Chicago, 1965, p. 77-78, 209-212.) доказывают, что различие между нацистскими фанатиками и основной массой населения было даже большим, чем указано здесь. В то время как для фанатиков антисемитизм был абсолютно серьезным делом, большинство населения считало антисемитскую пропаганду пустой болтовней, абсолютно не связанной с евреями, которых они знали лично, и, во всяком случае, не могущей привести к серьезным преследованиям. Исследование Аллена проводилось в одном небольшом городке в Ганновере, и его результаты не обязательно достоверны для страны в целом. Уверенно можно сказать одно: антисемитизм сыграл ограниченную роль в приходе Гитлера к власти, но равнодушие сыграло огромную роль в наступлении эпохи репрессий.].

В феврале 1933 года Гитлер стал рейхсканцлером, а 1 апреля начались преследования евреев - с принудительного однодневного бойкота еврейских магазинов. "Протоколы" были использованы уже для этой первой антисемитской акции, прежде всего Юлиусом Штрайхером в "Фёлькише беобахтер". "Базельский план"[То есть план, изложенный в "Протоколах". - Прим. ред.], объявил он, был близок к осуществлению, но "в 10 часов утра в субботу 1 апреля германский народ начал решительные действия против мировых преступников - евреев! Национал-социалисты! Поразите всемирных врагов!"[См.: Streiher. "Volkischer Beobachter". № 31, Marz 1933.].

Бойкот был пробным шаром: поскольку никто не протестовал, правительство стало вводить антисемитские законы. Вскоре евреи были отстранены от государственной службы, свободные профессии были для них также запрещены, и в сентябре 1935 года нюрнбергские законы окончательно поставили их вне общества. В непрерывной пропагандистской кампании, которая сопровождала эти меры, "Протоколы" и миф о всемирном еврейском заговоре играли весомую роль. "Фёлькише беобахтер" напоминала о них беспрестанно, а еженедельник Штрайхера "Дер штюрмер" печатал то выдержки из "Протоколов", то душераздирающие истории о германских девушках, изнасилованных евреями, о ритуальных убийствах немецких детей. Усилия "Дер штюрмер" были особенно важны, поскольку эта гнусная газета имела тираж почти в полмиллиона - один из самых больших в Германии, - а также вывешивалась на специальных стендах в городах и деревнях по всей стране; особенно зловещим было ее использование в школах.

Сами "Протоколы" рекламировались официально. Новое партийное издание было снабжено настойчивым призывом к каждому гражданину:

"Каждый германец обязан изучить ужасающие откровения Сионских мудрецов и сравнить их с безграничной нищетой нашего народа; сделать необходимые выводы и проследить, чтобы эта книга попала в руки каждому германцу... Мы, германские расисты, должны быть благодарны Провидению, которое осветило наш путь именно в то мгновение, когда все, казалось, было потеряно. Тяжелая борьба ожидает нас. Наша первая задача - дать противоядие душе германского народа и пробудить в ней понимание благородства арийской расы. С Богом - за воскрешение Германии!"[Die Geheimnisse der Weisen von Zion. Munich, Parteiverlag 1933, S. 3, 21.]

"Протоколы" хорошо продавались - и в отличие от другой "священной" книги Третьего рейха "Майн кампф", - их не только покупали, но и читали. Многие читатели становились фанатичными поклонниками "Протоколов"[F. Bauer. Antinazistische Prozesse und politisches BewuBtsein. - In: Antisemitismus: zur Pathologie der burgerlichen Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1965, S. 177.]. Менее чем за два года после прихода Гитлера к власти интеллектуальный и нравственный уровень в Германии упал так низко, что министр просвещения смог объявить "Протоколы" одной из главных книг для чтения в школах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных