Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория снижения неопределеннос­ти




Социальное следствие коммуникации сводится к снижению не­определенности

Проблемы неопрделенности:

· неуверенность в возможности коммуникации из-за предполагаемых (реальных или мнимых) различий в сенсор­ных и лингвистических способностях партнеров.

· неуверенность относительно цели конкретной коммуни­кации

· неопреде­ленность, связанная с планами или действиями, которые интерак­танты используют для достижения своих целей, включающая ие­рархию планирования, изменение планов в ходе коммуникации — от их модификации до полного отказа от плана

· эмоциональная неустойчивость

· неуверенность в сход­стве убеждений партнеров относительно внешнего мира, а также возможность смены убеждений без предварительного уведомления.

 

(Ч. Бергер)

____________________

Социальный контекст, в котором осуществляется коммуника­ция, находится в центре внимания теории снижения неопределеннос­ти, предложенной Ч. Бергером в 1970-х гг. Эта теория подчеркива­ет взаимовлияние в межличностных коммуникациях и утверждает, что социальное следствие коммуникации сводится к снижению не­определенности. Выделяются уровни неопределенности, самый низкий из которых свойствен ритуалистическим и повседневным коммуникациям в силу высокого уровня их предсказуемости; наобо­рот, уровень неопределенности высок там, где уровень предсказуе­мости низок. Рассматриваются следующие типы неопределенности: неопре­деленность в предварительных условиях; целевая неопределен­ность; неопределенность плана; аффективная неустойчивость; из­менение убеждений и др. Каждая из этих неопределенностей рож­дает коммуникативные проблемы.

В свою очередь неопределенность в предварительных условиях структурируется как неуверенность в возможности коммуникации из-за предполагаемых (реальных или мнимых) различий в сенсор­ных и лингвистических способностях партнеров. Вторая проблема состоит в неуверенности относительно цели конкретной коммуни­кации — достижение близости, получение ответа на беспокоящий вопрос, получение выгоды, сбор информации. Третья — неопреде­ленность, связанная с планами или действиями, которые интерак­танты используют для достижения своих целей, включающая ие­рархию планирования, изменение планов в ходе коммуникации — от их модификации до полного отказа от плана.

Эмоциональная неустойчивость заслуживает особого внимания. В теории коммуникации она рассматривается как аффективное действие, определяющей характеристикой которого является оп­ределенное эмоциональное состояние субъекта — захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги. Понятие «аффективное действие» было введе­но М. Вебером для определения выделенного им типа социального действия, который наряду с целерациональным, ценностно-рацио­нальным и традиционным типами входит в веберовскую типоло­гию деятельности. В отличие от целерационального поведения и подобно ценностно-рациональному аффективное действие имеет свой смысл не в достижении какой-либо «внешней цели», а в опре­деленности (в данном случае чисто эмоциональной) самого этого поведения, его характера, одушевляющей его «страсти» («аффек­та»). Главное в таком действии — стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, владеющей инди­видом. По Веберу, такое поведение находится «на границе» осмыс­ленного и сознательно ориентированного человеческого действия. Однако именно его «пограничный характер», обозначающий «пре­дельный случай» реального человеческого поведения, который никак не может быть предложен в качестве общеобязательного об­разца, позволяет Веберу теоретически сконструировать соответст­вующий «идеальный тип» социального действия. Он фиксирует меру его минимальной осмысленности, за которой коммуникация перестает быть социальной, человеческой. Возникающая в этой связи неопределенность многопланова, она включает отношения между партнерами коммуникации и каждого из них по отношению к контексту коммуникации.

Последняя проблема характеризуется как неуверенность в сход­стве убеждений партнеров относительно внешнего мира, а также возможность смены убеждений без предварительного уведомления.

 

Слайд 2.52

Стратегии коммуника­ции по преодолению неопределенности:

Пассивная: информационный поиск как ненавязчивый сбор информации относительно целей партнеров;

активная — информационный поиск, предполагающий обращение к информа­ции третьих лиц по поводу оценок целей коммуникации;

диало­говая — информационный поиск, который сводится к требова­нию согласования целей коммуникации в процессе взаимодействия партнеров.

____________________________

 

В связи с этим предлагаются следующие стратегии коммуника­ции: пассивный информационный поиск как ненавязчивый сбор информации относительно целей партнеров; активный — информационный поиск, предполагающий обращение к информа­ции третьих лиц по поводу оценок целей коммуникации; диало­говый — информационный поиск, который сводится к требова­нию согласования целей коммуникации в процессе взаимодействия партнеров. Однако выделяются и ограничения в информационном поиске, к которым относятся личностные ограничения в обработ­ке информации, неревалентность собранной информации типу не­уверенности, с помощью которой она должна быть снижена; инсти­туциональные ограничения получения некоторых видов инфор­мации.

 

Слайд 2.53






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных