Теория социального (коммуникационного) поля
Поведение личности или социальной группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной социальной ситуации.
В = f(P, E),
где В — поведение,
Р — лицо, личность (ее структура и опыт),
Е - среда, социальное и психологическое содержание конкретной ситуации.
________________________
Широкое распространение в социологии получила теория социального (коммуникационного) поля, согласно которой поведение личности или социальной группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной социальной ситуации. Этот метод объяснения социального поведения по аналогии с теорией поля в физике предполагает, что свойства любого события детерминированы его связями с системой событий, компонентом которой оно является, и изменение «здесь и теперь» зависит от изменений, непосредственно предшествующих во времени.
Понятие «поле» было заимствовано из физики гештальтпсихологами (К. Коффка, В. Кёлер) для обозначения в социальных науках совокупности сосуществующих факторов, которые имеют характер «динамического поля», определяющего тип поведения. Наиболее широко это понятие использовал К. Левин при изучении мотивации поведения личности. Согласно Левину, теория социального поля характеризуется скорее конструктивным, нежели классификационным подходом к общественным явлениям, акцентом на динамических аспектах ситуации, ее анализом как целого, попыткой математического представления поля. Однако это представление не вышло за пределы формулы В = f(P, E), где В— поведение, Р— лицо, личность (ее структура и опыт), Е- среда, социальное и психологическое содержание конкретной ситуации. Взаимодействие «личностных сил» и «динамических сил» среды создают «жизненное пространство» индивида.
Слайд 2.55
Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:
· система символической коммуникации
· знаковая практика
________________________
Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:
· система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех членов лингвистической группы;
· знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом.
Лингвисты больше внимания уделяют формальным свойствам языка, в то время как социологов, социальных психологов, философов интересуют сложные и социально определенные правила, управляющие лингвистической деятельностью, отношение между языком, идеологией, знанием и социальной природой словесного общения. Социальные психологи обычно концентрируются на последнем факторе, а социологи — на изучении отношения между языком и такими нелингвистическими структурными механизмами, как класс и тендер. Известно, например, что различные формы социального отношения порождают разные формы лингвистических норм. Так, в процессе школьного обучения дети из семей рабочих часто находятся в невыгодном положении из-за употребления ограниченных лингвистических норм. Б. Бернштейн доказывает, что английские социальные классы проявляют дифференцированное использование речи и это предполагает тщательный выбор способа интепретации, чтобы определить значения, преобладающие в данных социальных условиях.
Слайд 2.56
Семиология изучает знаковые системы, наиболее важной из которых является язык. Л ингвистика, занимается языком как знаковой системой особого рода, наиболее сложной по своей организации.
Внутренняя лингвистика расчленяется на лингвистику языка и лингвистику речи.
Лингвистика языка расчленяется на диахроническую лингвистику, отражающую соотношение фактов на оси времени, и статическую, синхроническую лингвистику, исследующую отношения языковых элементов на оси одновременности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|