Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика русской философии




Религиозность – многие философы рассматривали человека, общество, государство, Вселенную как через отношение к Богу.

Нравственность – проблемы добра и зла, справедливости проходят красной нитью сквозь все темы, развиваемые русскими философами.

Практичность – русская философия редко уходила в создание теоретических, абстрактных конструкций. Часто модели, создаваемые русскими философами, имеют непосредственное отношение к аспектам повседневной жизни человека.

Доступность – многие русские философы при изложении своих идей обходились без специфических философских терминов. Кроме того, часть философского наследия представлена в литературной форме (например, работы Ф.М.Достоевского, некоторые труды В.С.Соловьева).

Во всех областях философии — гносеология, логика, этика, эстетика и история философии — велись исследования в России.

 

Первый период – IX – XVII вв. русской предфилософии.

Особенности:

1.Тесная связь с христианским вероучением, воспринятым из Византии.

2. Художественно – образный характер.

 

Второй период – XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами.

Особенности:

1. Отграничение предмета философии от богословских размышлений.

2. Высокий интерес к естествознанию.

3. Возрастающее внимание к проблемам познания в целом.

4. Осмысление сущности человека.

 

Основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М.В. Ломоносова

 

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился на севере России, в Архангельской губернии, в семье богатого помора. Чувствуя с детства тягу к знаниям, он отправился с обозом из Холмогор в Москву, где был принят в Славяно – Греко – латинскую академию. В числе лучших студентов был направлен для продолжения образования в Академию наук в Петербурге, а затем в университеты немецких городов Марбурга и Фрейбурга. По возвращении в Петербург Ломоносов продолжает занятия в Академии и вскоре становится первым русским академиком. В числе образовательных проектов ученого – создание Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Работы Ломоносова, заложившего фундамент русской науки, широко переводились и пользовались признанием в Европе.

 

Отграничивая знание от богословия, Ломоносов писал:

 

Создатель дал роду человеческому две книги. Первая – видимый сей мир, им созданный. Вторая книга – Священное писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться физике и химии.

 

В центре научно – философских взглядов Ломоносова - корпускулярная (атомно – молекулярная) теория строения материи. Он утверждал, что природа и материя находятся в постоянном движении и развития, а все вещи – в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения.

Если к чему –либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего –то другого. Так, сколько материи прибавляется какому – либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения.

 

На развитие отечественной философской и общественной мысли также оказали значительное воздействие произведения А.Н. Радищев.

 

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в дворянской помещичьей семье, учился в Москве и Петербурге. В 1766 г. он был направлен на учебу в Германию, где познакомился с трудами немецких и французских просветителей. По возращении в Россию Радищев разрабатывает широкий спектр философских, этических, политических проблем; итогом этой работы стало произведение «Путешествие з Петербурга в Москву» (1790), где автор изображает рабское положение миллионов российских крестьян. После публикации книги Радищев «за злоумышление на государство» был приговорен к смертной казни, позже замененной ссылкой в Сибирь. После амнистии 1797 г. он попытался вернуться к общественно – политической деятельности, покончил жизнью, оставив записку: «Потомки отомстят за меня…»

1. Центральное философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии» - обобщение знаний и гипотез о сущности человека, работа закладывает основы русской философской антропологии.

2.«Путешествие из Петербурга в Москву» - свобода, равенство как неотъемлемая и неотчуждаемая сущность человека.

 

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ, богослов, поэт, почетный академик Императорской академии наук.

Основные произведения:

«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», «Учение о Богочеловечестве»

Сущность философии всеединства:

Универсальная связь мира доступно раскрывает себя «цельному знанию» – единству, проявляющемуся в мистическом, рациональном, эмпирическом знании.

Проявления всеединства:

Онтологический аспект – единство Творца и творения.

Гносеологический аспект – «цельное знание» – единство научного, философского и мистического знания.

Аксиологический аспект – единство Истины, добра и красоты, соответствующих Трем Ипостасям.

 

Таким образом:

1. На раннем этапе (IX – XVII вв.) русская философия развивается в русле христианского богословия.

2. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных