Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи и характерные черты философии Сократа




- внутренний мир человека важнее, чем природа. Поэтому познание начинается с самопознания;

- путь к самопознанию – разум. Знание равноценно добродетели: мудрый не может быть злым;

- истина существует, и лучший путь ее поиска – честный спор, где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них;

- в споре истина рождается, и ее необходимо правильно принять. Умение принимать истину Сократ назвал майевтикой (по – гречески – искусство принимать роды);

- Сократ в споре постоянно использовал иронию. Притворно согласившись с идеями -собеседника, он постепенно приводил его к противоречию самому себе, подчеркивая тем самым ограниченность его знаний;

- важным элементом философии является сомнение. Уверенность в своих знаниях – иллюзия.

Мудрость – это образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Сократ призывал молодых никогда не класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли или идеи. А те люди, над которыми он насмехался, обвинили его в том, что он растлевает молодежь.

 

Знаменитый философ Платон был учеником Сократа. Большая часть его произведений представляет собой отредактированную запись диалогов Сократа с различными собеседниками.

Платон (Аристокл) (428 -347 гг. до н. э.) происходил из рода аристократов. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя – знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных мыслителей в мире. Сократ был всегда для Платона непререкаемым авторитетом. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, уехал их Афин и отправился в долгое путешествие. Около 387 г. до н. э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу – отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.

Почти все произведения Платона дошли до нашего времени полностью. «Апология Сократа», «Пир», «Государство», «Федр» и т.д.

Широко известны его мифы о пещере, о колеснице и об андрогинах. В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира. В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице. При этом белый конь – благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти. Миф об андрогинах посвящен проблеме любви между мужчиной и женщиной. В нем говорится, что когда - то человек был единым существом с четырьмя руками, одной головой, двумя лицами. Обладая одновременно мужскими и женскими качествами, андрогинны столь быстро совершенствовались, что Зевс стал опасаться, что они скоро превзойдут самих олимпийских богов, и разделил их на две половины. С тех пор мужчины и женщины бродят по свету в поисках своих половинок.

Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.

Исходный путь размышления: «Может быть совершенным мир, где столько зла и горя, где убивают мудрецов и возвышают обманщиков? Если творец всемогущ и идеален, то как он мог создать столь несовершенный мир?»

Главная часть философии Платона – учения об идеях. Мир имеет три слоя: верхний слой – идеи. Имеются идеи всего: стола, человека, лошади, добра, зла, совести. Платон приходит к выводу, что наш мир не является истинным – он только искаженная тень, отражение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Истинное бытие – мир идей, недоступно чувствам.

Все, что мы видим в нашем мире теней, - лишь копии, несовершенные слепки с идей. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далеком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Видимые вещи – лишь непостоянные тени, возникающие и гибнущие.

Познание. Душа принадлежит обоим мирам – миру теней и миру идей. До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, и, следовательно, душа в своей глубине содержит истинное знание. Однако, воплотившись в теле, она забывает обо всем. Понять, познать – значит вспомнить. Но вспомнить способны немногие, и именно таких людей Платон называет философами.

Государственное устройство. В идеальном государстве должно быть три класса: философы управляют, стражники охраняют, ремесленники работают. Когда ребенок достигает возраста 5 лет, его приводят к философам, и те решают, в какой класс его отдать в зависимости от его наклонностей. В таком обществе, считал Платон, будут счастливы все, потому что каждый занимает то место, которого заслуживает. Правитель Сиракуз Дионисий Старший пригласил Платон к себе и предложил устроить по платоновскому плану собственное государство. Но ничего, конечно, у них получилось, и Дионисий, разгневавшись, продал Платона в рабство, из которого его выкупили друзья. Через двадцать лет Платону вновь предложили приехать в Сиракузы и основать «философское государство». Платон снова поехал, и опять вернулся ни с чем, только на этот раз он понял, что философия – это одно, а жизнь – совершенно другое. И если внедрять философские идеи непосредственно в жизнь, то ничего хорошего из этого не получится.

 

Аристотель, ученик Платона (384 -322 гг. до н.э.)

Родился в Стагирах во Фракии (поэтому его иногда называют Стагирит). В 18 лет он переехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. Аристотель высоко ценил Платона, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно следующее высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». После смерти учителя Аристотель был приглашен ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Александра Македонского. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир. Затем он возвращается в Афины и посвящает остаток жизни написанию многочисленных книг и преподаванию в собственной школе –Ликее.

Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер.

Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».

Список работ Аристотеля обширен. Это «Физика», «Метафизика», «Политика», «Этика», «Риторика», «Политика», трактат «О душе».

 

Этика. В работах по этике Аристотель выдвигает знаменитое правило «золотой середины»: добродетель есть середина между крайностями –пороками. В поведении необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом.

 

Порок (-) Добродетель (+) Порок (-)
Трусость Мужество Безрассудство
Жадность Бережливость Расточительность

 

Политика. Правитель должен придерживаться правил морали и, как глава семь, быть справедливым к своим домочадцам. Если власть используется для личных целей, политика искажается и превращается в преступное действие. Аристотелю принадлежит первая попытка описать типы государства.

Число правящих Идеальный тип (+) Искаженный тип (-)
Правит один человек Монархия Тирания
Правит группа людей Аристократия Олигархия
Правит народ Полития Демократия

 

Метафизика. Аристотель выступает против теории учителя о двух мирах: мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи. Что является этой сущностью? Что делает предмет конкретным? По мнению Аристотеля, это форма, материю, причину и цель. Дерево является деревом потому, что имеет форму дерева, а не потому, что где – то есть идея дерева. Четыре этих основания придают вещи реальность и позволяют точно ее описать.

 

Философские школы

Течение Основатель Основные качества
Киники Антисфен Аскетизм, естественность, независимость. Жизнь «без общины, без дома, без отечества, гордясь «собачьей» жизнью» Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями»; когда сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».
Киренаики Аристипп Чувственность, удовольствия, наслаждение Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». – «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, сказал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».
Стоики Зенон Китайский Спокойствие, невозмутимость, бесстрашие Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности – неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором кнута».
Эпикурейцы Эпикур Наслаждение, благодушие, безмятежность Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: «Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас.»
Скептики Пиррон Сомнение, критика, опровержение Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся повозки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, существуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.
Неоплатоники Плотин Мистика, экстаз, сосредоточение Плотин, возвышая духовное и принижая материальное, часто повторял: «Я стыжусь своего тела».

Таким образом:

1. Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравственности (Сократ).

2. Согласно Платону, окружающий нас мир – всего лишь тень истинного идеального мира.

3. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а кратчайший путь человека к цели состоит в избегании крайностей и излишеств.

4. Главная проблема послеклассической философии – обоснование счастливой и достойной жизни.

5. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении правильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия – религией.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных