ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История университета.Лекция №1 Индустриализация страны, которая была поставлена как генеральная цель во второй половине 20-х годов ХХ-го столетия, была немыслима без вовлечения в хозяйственный оборот несметных природных богатств Сибири и Дальнего Востока. Процесс освоения минеральных ресурсов Сибири начался ещё в период строительства Транссибирской магистрали (конец 19 и начало 20-го столетий). Потребность в большом количестве топлива для паровозов послужила толчком к освоению Канских угольных месторождений, а несколько позднее – Минусинских. Богатейшие сельскохозяйственные районы Алтая нуждались в надёжной транспортной связи с центральными районами России и уже в 1913 году началось строительство железной дороги от Новониколаевска к Барнаулу. Потянулись железнодорожные линии к Кузнецким угольным месторождениям. Подобные процессы расширения железнодорожной сети происходили на Красноярской, Дальневосточной и других дорогах сибирского и дальневосточного регионов. С развитием экономики восточных районов и соответствующим развитием транспортных систем резко возросла потребность в инженерных кадрах для транспорта. Действовавшие в то время два транспортных вуза – Петроградский и Московский не могли покрыть нужду в кадрах, особенно в удалённых от центра регионах. Достаточно сказать, что в период с 1917 по 1924 год этими институтами было выпущено 1058 инженеров путей сообщения всех специальностей (в том числе водных и воздушных сообщений), из них только 112 специалистов путевого хозяйства. В связи с этим Советом Народных Комиссаров было принято решение об открытии в стране новых транспортных вузов, в том числе и на востоке: в Свердловске, Томске, Иркутске, Ташкенте. В Томске в 1930 г. был организован Сибирский институт инженеров путей сообщения (СИИПС) на базе Томского технологического института, который в последующем стал основой для создания новосибирского транспортного вуза. В 1928 году Московский и Ленинградский транспортные вузы были переданы в ведение Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) и с тех пор отрасль приобрела и стала развивать свою систему подготовки инженерных кадров. Сибирский (Томский) институт инженеров путей сообщения при своём создании в 1930 г. имел два факультета: электромеханический и путейско-строительный. Большой объём намечавшегося нового железнодорожного строительства и острая нехватка инженерных кадров на эксплуатировавшихся дорогах привели к решению создать отдельный институт путейско – строительного профиля. 30 июня 1931г. вышел приказ Наркомата путей сообщения № 2287, в пункте 1 которого говорилось: «Сибирский институт инженеров путей сообщения (СИИПС) в 1931 г. оставить в Томске и развивать в нём электромеханический и путейско – строительный факультеты с тем, чтобы по окончании строительства в г. Новосибирске нового здания института путейско – строительный факультет перевести в Новосибирск. 25 сентября 1932 г.Народный комиссар путей сообщения издаёт приказ № 754/Ц “Об организации Новосибирского путейско – строительного института инженеров железнодорожного транспорта». Первые два пункта приказа гласили: 1. «Организовать с 1 сентября 1932 г. в Новосибирске на базе путейско-строительного факультета бывшего Сибирского института инженеров путей сообщения самостоятельный путейско – строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. 2. Установить во вновь открываемом институте следующие специальности: - ремонт и содержание пути; - изыскания и проектирование железных дорог; - здания; - водоснабжение; - искусственные сооружения». Новый вуз временно получил аббревиатуру «НоПИИТ» - Новосибирский путейский институт инженеров транспорта. Структура специальностей, установленная в 1932 г., определила во многом структуру подготовки специалистов в нашем институте вплоть до начала 90-х годов. Путейско – строительный факультет, ставший основой для создания нового института, в настоящее время - факультет «Строительство железных дорог». В состав факультета в разные периоды 75-летней истории включались все перечисленные выше специальности и в конечном итоге из него в последующем выделились факультет «Промышленное и гражданское строительство (на основе специальностей «Здания» и «Водоснабжение»), факультет «Мосты и тоннели» на основе специальности «Искусственные сооружения» и факультет «Строительные и путевые машины». В 1934 г. приказом НКПС № 87/Ц от 8 апреля 1934 г. Иркутский институт был расформирован, его эксплуатационный факультет переведён в Новосибирск и новосибирский вуз получил наименование Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). В том же году, 9 сентября 1934 г. совместным приказом Наркомов обороны и путей сообщения НИИЖТ был преобразован в военный институт инженеров транспорта – НИВИТ с факультетами: 1. «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». 2. «Движение и грузовая работа» 3. «Здания на железнодорожном транспорте». В 1937 г. факультет здания был ликвидирован, а его специальность включена в состав факультета «Строительство железных дорог». В этом же году был открыт самостоятельный факультет «Мосты». В качестве военного института НИВИТ пребывал до 1953 г., когда был вновь преобразован в гражданский вуз и возвратил себе прежнее название – НИИЖТ. В 1957 г. на основе специальности «Здания на железнодорожном транспорте» был создан факультет «Промышленное и гражданское строительство», а в 1958 г. – факультет «Строительные и путевые машины» на основе специальности «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», открытой в 1956 г. До 1939 г., когда в Хабаровске был создан железнодорожный институт, НИВИТ оставался единственным вузом страны за Уралом, где велась подготовка путейско-строительных инженерных кадров. Выпускники строительного факультета НИВИТа принимали непосредственное участие в изысканиях и строительстве всех железнодорожных линий в Сибири, на Дальнем Востоке и в Северном Казахстане. Из 17681 км железнодорожных линий, построенных в СССР в 1932-1945 гг. 5271 км, или 29,8%, были построены в сибирском и дальневосточном регионах. И в каждый из этих километров вложен труд выпускников НИВИТа и его строительного факультета. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|