Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.




 

1. Налоговая политика, ее содержание.

2. Налоговое право.

3. Принципы налогового права.

4. Направления развития современной системы налогообложения.

 

(слайд 2)

1 ВОПРОС. Налоговая политика – это правовые действия органов власти и управления, определяющие целенаправленность налоговой системы. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель – оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как совокупность тактических и стратегических правовых установок органов власти и управления способна посредством налоговых методов обеспечить потребность воспроизводства и рост общего благосостояния. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу свидетельствует о налоговой стратегии, а на текущий момент - о налоговой тактике. Налоговая стратегия и тактика неразделимы, так как противоречия между ними приводят к разбалансированию бюджета, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису. Нередко тактические шаги по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованны, что не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Налоговая тактика, не с ориентированная на стратегические цели, заранее обречена на провал или без результативность действий.

(слайд 3)

Налоговая политика должна решать две взаимосвязанные, но противоречивые задачи:

1) обеспечение сбалансированности бюджета и стабилизация темпов инфляции

2) оживление деловой активности, поддержка производства и торговли

Проводимая в России в 1992 – 1997 гг. налоговая политика была в основном направлена на пополнение бюджета любыми способами. Начиная с 1999 года, т.е. с момента вступления в силу НК РФ, налоговая политика стала ориентироваться на сбалансированность интересов, как государства, так и налогоплательщиков.

(слайд 4)

2 ВОПРОС. Налоговое право

Налоговая политика государства является неотъемлемой частью финансовой политики. Налоговое право, как один из важнейших компонентов (хотя и относительно обособленный) финансового права, регулирует отношения, складывающиеся в области налоговой деятельности государства.

Налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений.

(слайд 5)

Существуют общие и особенные нормы налогового права.

(слайд 6)

Общие нормы имеют значение для всех налогов, характеризуют основные положения налогообложения. Они нашли отражение в первой части Кодекса, описывающей:

• систему налогов, взимаемых в бюджет;

• основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения;

• права и обязанности участников налоговых отношений;

• формы и методы налогового контроля;

• виды и размеры ответственности в налоговой сфере.

(слайд 7)

Особенные нормы налогового права регулируют порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов. Так, во второй части Кодекса, вступившей в действие с 1 января 2001 года, с этой точки зрения охарактеризованы НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.

(слайд 8)

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и в предусмотренных случаях во внебюджетные фонды.

Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения. В статье 2 Кодекса подчеркивается, что законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля.

Следовательно, метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственного бюджета.

(слайд 9)

Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права. Согласно статье 2 Кодекса, к отношениям, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, относятся:

• отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

• отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

• отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень отношений является исчерпывающим. Налоговые отношения не могут быть предметом регулирования: а) нормативно-правовыми актами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах»; б) нормативно-правовыми актами других отраслей права. Налоговые отношения — особые, ибо они отличаются от финансовых и административных правоотношений своим объектом, субъектом и содержанием.

(слайд 10)

Субъекты налоговых правоотношений государственные налоговые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты). В соответствии со статьей 9 Кодекса участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

• налоговые органы;

• налогоплательщики и плательщики сборов;

• налоговые агенты;

• сборщики налогов — органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов, а также контроль за их уплатой;

• таможенные органы;

• финансовые органы (Минфин, финансовые управления, департаменты, отделы);

• органы государственных внебюджетных фондов;

Налоговыми органами являются Федеральная служба по налогам и сборам РФ и его территориальные подразделения.

В качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм, налогоплательщиками также являются филиалы и представительства организаций.

Физические лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита.

• работники, получающие доходы в форме заработной платы на предприятиях и в организациях;

• индивидуальные предприниматели;

• предприниматели с привлечением наемного труда;

• собственники движимого и недвижимого имущества;

• правопреемники авторов произведений науки, литературы, искусства;

• законные представители (усыновители, опекуны);

• другой статус.

В налоговых правоотношениях участвуют и налоговые представители. Поэтому следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов.

Налоговые агенты — лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов.

Сборщики налогов и сборов - уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечислению их в бюджет.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного представителя (представительство по закону) и уполномоченного представителя (представительство по доверенности)[1].

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Для этого физическое лицо должно иметь нотариально удостоверенную доверенность (ст. 182,185-189 ГК Российской Федерации).

Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права наличное участие в указанных правоотношениях (статья 26 Кодекса).

(слайд 11)

Объекты налоговых правоотношений материальные блага юридических лиц и физических лиц, с которых в установленном законе порядке взимаются налоги, сборы, пошлины, т. е. то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение.

Объект налогообложения и объект налогового правоотношения - связанные, но различные понятия, что вытекает из их определений.

Материальные блага налогоплательщиков могут существовать в денежной и имущественной формах и быть самыми различными:

• доходы (прибыль);

• стоимость определенных товаров;

• отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

• пользование природными ресурсами;

• имущество юридических и физических лиц;

• передача имущества;

• добавленная стоимость продукции, работ и услуг;

• другие объекты.

Содержание налогового правоотношения - совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые предусмотрены действующим законодательством о налогах и сборах на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).

(слайд 12)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных