Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






P.S. Утро, 24 октября 2004 г.




В это время Александр должен уже был быть на пути в Россию, но обстоятельства сложились таким образом, что он ещё вынужден несколько задержаться.

Этим я воспользуюсь и продолжу рассуждения на животрепещущую тему. Признаюсь тебе, впрочем, ты и без этого заметишь, что у меня недостаёт нужных данных, чтобы представить данный предмет в тематической последовательности, и систематично. «Нужных данных» не относительно материала, а в плане организованной подачи его.

Перед моими глазами лежит «Die Heilige Schrift» (Священное Писание), перевод сделан «Naftali Herz Tur-Sinai», издание второе, 1995 год (переводчик по национальности еврей). Цитирую:

«Im Anfang schuf Gott den Himmel und die Erde. Die Erde aber war bloss und bar, und Dunkel lag tiber dem Grand, und Gottes Windhauch wehte uber die Wasser. Da sprach Gott: «Es werde hell» und es ward hell» («В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» – Бытие 1:1-3).

«Gottes Windhauch» – это «Божье дуновение», то есть постоянный признак Бога-Творца. Видеть в этом атрибуте третью личность Божества – несерьёзная попытка.

«Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9).

«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4).

Здесь мы имеем дело с параллелизмом, а это значит, что «Дух Божий» и «дыхание Вседержителя» синонимы.

«... дыхание Вседержителя даёт... разумение» (Иов 32:8).

Сторонники учения о троице, кроме всего прочего, ссылаются на Бытие 1:2, и из этого «Божьего дуновения» делают третью личность Божества, лишая Бога Отца Своего Собственного Духа.

Осмелимся, и на один миг допустим, что под «Духом Божьим» в Бытие 1:2 следует понимать третью личность Божества, которая в равной мере принимала участие в творении. Тогда как же в этом случае Е. Уайт, описывая это событие, не упоминает об этой третьей личности? Цитата:

«В начале, окончив дело творения на земле, Отец и Сын покоились в субботу» («Желание веков», стр. 628, Заокский, 1997 г.).

Как же наш пророк обезличивает «Бога Духа Святого»? Разве можно здесь не упомянуть его, существуй он на самом деле?

Но Е.Уайт никого здесь не обезличивает. Она, как и должно быть по объективной истине, не лишает Бога-Творца Его Духа, что как раз и делают сторонники тринитарной системы. Они лишили Бога Его Духа и представили его как «Бога Духа Святого» – ещё один «образ ипостаси Его».

Дорогой брат Н. Н., как увязать такую попытку со стихом Евр.1:3, и с тем, что по этому предмету говорит Елена Уайт? Цитирую:

«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его...» (Евр. 1:3);

«Хотя только один Христос является «образом ипостаси Его» (Евр.1:3)» («Патриархи и Пророки», стр. 44,45 ориг.).

Элементом нашего нынешнего адвентистского (официального, разумеется) учения является следующее положение:

«Ein Erlosungsplan wurde durch einen Bund gelegt von DREI Personen der Gottheit, die die gottlichen Eigenschaften gleichermassen besitzen. Um Sunde und Rebellion aus dem Universum ausloschen und Frieden und Harmonie wiederherstellen zu konnen, nahm eines der gottlichen Wesen die Rolle des Vaters an, ein anderes die Rolle des Sohnes. Das dritte Wesen nahm als der Heilige Geist ebenso am Gelingen des Erlosungsplanes teil. Das alles geschah bevor Sunde und Rebellion im Himmel aufkamen» – «Тремя Личностями Божества, в равной степени обладающими Божественными свойствами, совместно был разработан план спасения. Чтобы во Вселенной можно было погасить грех и мятеж и вновь восстановить мир и согласие, одно из Божественных существ приняло роль Отца, другое – роль Сына. Третье существо, Святой Дух, тоже приняло участие в осуществлении плана спасения. Всё это имело место ещё до возникновения на небе греха и мятежа» («Adventist Review», 31 Oktober, 1996, S. 12 – Vorlesung der Gebetswoche).

Как бы комментируя пророка Захарию 6:13, Е. Уайт пишет:

«В то время, когда Сын ходатайствовал перед Отцом за грешника, небесные воинства с невыразимо глубоким волнением ожидали окончательного решения. Долго длилось это тайное совещание – «совет мира» (Зах. 6:13), на котором решалась участь падших сынов земли. План спасения был разработан прежде сотворения мира, ибо Христос есть «Агнец, закланный от создания мира» (Откр.13:8); однако Царь Вселенной не без борьбы согласился отдать Своего Сына на смерть ради виновного человечества. Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. З:16). О, тайна искупления! Какую любовь питал Бог к миру, не ответившему на Его чувство!» («Патриархи и Пророки», стр. 63,64 ориг.).

Совет мира состоял из Двоих!

Иоанну был показан новый Иерусалим. В Откр. 21 он описывает его, и кроме прочего, с дотошностью касается материальных данных города:

«Храма же я не видел в нём; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец . И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец».

Существуй третья личность Божества, Иоанн увидел бы её, и непременно удостоил бы упоминания.

Как можно говорить о каких-то ролях? Как можно говорить о каком-то третьем равном? Пророк Захария говорит:

«совет мира … между тем и другим» (6:13).

Далее, Иоанн в 11 главе Откровения описывает воцарение Бога – событие, бесподобное по своему значению и масштабности. Ради этого события Сын Божий умер на кресте, Небо пожертвовало лучшим, чем располагало.

«И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).

И опять же, почему не удостоился «Бог Святой Дух» участия в этом торжестве? Неповторимом в своём роде!

«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю и на море, и всё, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13);

«Пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом... завещаваю тебе» (1 Тим. 6:13).

«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3);

«Но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им» (1 Кор. 8:6);

«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие...» (1 Тим. 5:21);

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:22).

Эти отрывки Писания говорят сами за себя и не требуют толкования, думается мне.

Нас сегодня напутствуют, что, соответственно Библии, дескать, Бог един в трёх лицах:

«Бог един. Отец, Сын и Святой Дух – единство трёх взаимовечных личностей» («В начале было Слово...», стр. 27, Заокский, изд. 1993).

И всё это, несмотря на то, что Бог заповедал Израилю:

«Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).

Как же иудеи понимали и понимают эту заповедь на протяжении целых тридцати пяти веков? Им на ум не приходило, что это означает «три взаимовечные Личности»! Что же значило для Господа Иисуса Христа «Бог наш, Господь един есть»?

Однажды саддукеи беседовали со Христом, не потому, чтобы в чём-то разобраться, но чтобы уловить Его. И, как известно, здорово посрамились, будучи неискренними.

«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый ... Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;... Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия...» (Мк. 12:28, 29, 32, 34).

Тождество двух взглядов на один предмет – «один есть Бог и нет иного, кроме Его» – поразительно! Такое редко бывало в опытах Христа со Своими современниками. Итак, Христос подтвердил нам, что один умножить на один равняется один, а не три.

«Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин. 16:25).

Пытаясь понять Иисуса, нам необходимо считаться с тем, что о Божестве Он говорил «доселе» иносказательно.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя (Он Сам есть этот Утешитель, Который придёт к ним в другой форме, свободный от человеческого естества), да пребудет с вами вовек... Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:16,18).

«Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; (Кого мир не знает? Иисуса Христа мир не знает) а вы знаете Его (Христа ученики знают), ибо Он с вами пребывает (Кто пребывает с ними? Христос) и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:17,18). Христос в виде Своего Святого Духа придёт к нам (Гал. 4:6, Флп.1:19).

Дополнение от русского редактора: о том, что «другой Утешитель» – это Сам Христос, видно из контекста (Иоанна 14:17-23). Слово «Сам» в стихе 21 говорит о том, что Иисус обещает Своё личное присутствие, Духом Своим, в сердце всякого верующего.

Е. Уайт пишет (удивительно, что эти слова Божьей вестницы оказались не изъятыми!):

«После того, как Христос вознёсся на небо, Его последователи продолжали ощущать Его присутствие. Он лично был с ними, исполненный света и любви... в ушах Его учеников всё ещё звучали слова: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20)... Отныне Христос посредством Своего Духа должен был постоянно пребывать в сердцах Своих детей. Теперь они были ближе к Нему, чем во время Его пребывания на земле. От них исходили свет, любовь и сила живущего в них Христа...» («Путь ко Христу», стр. 73-75 ориг.).

Кроме того, в стихе 17 в выражении «с вами пребывает» предлог «с» переведён с греческого «παρά» («пара»), что означает «рядом», «перед», «в пределах видимости». То есть, Иисус явно имел в виду Себя, стоящего рядом с учениками. И тут же Он говорит: «и в вас будет», подразумевая Своё личное присутствие Своим Святым Духом внутри, в сердцах, учеников после того, как Он вернётся к Отцу и примет славу от Него (что подразумевает и возвращение Христу способности быть вездесущим).

О том же, личном, присутствии Христа в жизни и в сердцах Своих последователей, говорят слова «приду к вам» (ст.18), «а вы увидите Меня» (ст.19). Очевидно, здесь речь идёт не о Втором Пришествии Христа, а о том, что случилось в день Пятидесятницы, когда на множество верующих сошёл Святой Дух, Который был не Кто иной как Сам Христос, Его Дух. А то, что Личность Христа отождествляется с Его Духом, видно и из 2 Кор. 3:17 – «Господь есть Дух». Также и в 1 Кор. 15:45 – «а последний Адам есть дух животворящий». В обоих стихах речь идёт о Святом Духе. Также и в Деяниях, в 3 главе, в стихах 20 и 26 говорится о том же – о личном присутствии Христа, Духом Его, на земле, вплоть до Его зримого, телесного Пришествия в конце дней.

Вернёмся к 14-й главе Иоанна. В ней есть слова, предельно ясно говорящие о том, что у Отца и Сына один Дух – Святой. Они оба – одного Духа. Прочитаем 23 стих:

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим».

 
Мы эти слова Христа понимаем так: две Личности Божества – Отец и Сын, будучи вездесущими, Духом Своим способны обеспечить Своё личное присутствие в обителях человеческих сердец. Понятно при этом, что речь в этом тексте идёт о Святом Духе, так как Дух Отца и Дух Христов – это и есть Святой Дух. Прочитайте, пожалуйста, ещё раз Рим. 8:9-11 и вы увидите то, что, возможно, до сего дня не видели: Дух Христа, Дух Бога Отца и Святой Дух – это один и тот же Дух. И этот Дух здесь же, в 10-м стихе, отождествляется с Самим Христом («Христос в вас»). Понятно, что этот Дух отождествляется и с Самим Богом Отцом («Бог есть Дух»). Одним словом, присутствие Духа Святого означает личное присутствие как Отца, так и Сына. И никакая третья личность здесь не нужна.

В 1895 году, в «Manuscript Realeases» («Опубликованные рукописи»), № 14, стр. 23, была опубликована следующая мысль Е. Уайт:

«Обременённый человеческим естеством, Христос не мог в одно и то же время присутствовать в разных местах. Поэтому для всех было преимуществом, чтобы Он оставил их, пошёл к Отцу Своему и послал Святой Дух как Своего представителя на земле. Он Сам является Святым Духом, освобождённый от человеческого естества и потому независимый от него. Посредством Своего Святого Духа Он поэтому всюду присутствует как Вездесущий».

В современном издании книги «Желание веков», на стр.669, встречается эта мысль. Но там, почему-то, утверждение «Он Сам является Святым Духом» уже отсутствует.

«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» (Гал. 4:6).

«Видишь, – говорят иные сторонники учения о «Святой Троице», – Дух вопиёт. А вопль свойственен только личности». Но речь-то идёт о том, что человек, побуждаемый Духом Святым (читай «Христом»), с воплем обращается к Небу. Это хорошо просматривается в напутствии апостола Павла к римлянам:

«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15).

Дух Святой, Который содействует обращению человека, вдохновляет, утешает его, и так далее – это Дух Иисуса Христа, это Он Сам, соответственно обещанию, неоднократно данному Им Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века», «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Матф. 28:19, Ин. 14:18).

В Послании к Филиппийцам 1:19 апостол Павел называет Того Духа, Который содействует ему, «Духом Иисуса Христа».

Одна из азбучных истин заключается в том, что для обретения объективной картины или представления о предмете, необходимо задействовать достаточный объём информации. Зачастую недостаток какой-либо детали в процессе обобщения наличного материала ставит всё с ног на голову. Примеров этому в истории мы встречаем множество. Вот лишь один из них.

Осенью 1892 года, в Германии, в г. Мюнхене проводился научный съезд. Кроме прочих лекторов был заслушан доклад известного гигиениста-экспериментатора Макса Петтенкофера. Он был непоколебимо уверен, что возбудитель холеры не может непосредственно передаваться от человека к человеку. Он утверждал, что бацилла от больного должна попасть в землю, претерпеть там некий процесс, и лишь потом она способна заразить человека.

На кафедре перед лектором стояла рюмка, наполненная водой. В неё же влили 1 кубический сантиметр сыворотки холеры, что составляет более миллиарда бацилл. В пользу истинности своего утверждения учёный муж — впрочем, внёсший большой вклад в гигиену, эту медицинскую науку — был готов выпить содержимое рюмки. Корреспондент Роберта Коха, заподозрив, что лектор и в самом деле может хватить через край и выпить ядовитое зелье, вскочил с места, устремился к кафедре, чтобы не допустить трагедии, но лектор опередил его и выпил эту жидкость. Выпил – и ничего не произошло! Выпил – и не заболевает! А где УВЕРЕННОСТЬ? Она растёт и мужает. Корреспондент, не успевший выхватить рюмку, сообщил о случившемся Коху в Берлин. «Не тревожьтесь, ничего плохого не случится» – ответил тот. «Дело в том, что господин Петтенкофер недавно переболел холерой и благодаря этому он на некоторое время стал невосприимчив к ней» – успокоил Кох корреспондента.

Вот на какой ниве была взращена в данном случае «нерушимая» уверенность и смелость! На ниве неведения.

«Если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно...» (Матф. 6:23);

В литературе встречаются самые различные толкования этого стиха, более всего связанные со светом. Даже такие богословы как Златоуст и Иероним давали неудовлетворительные толкования этого места Священного Писания. И всё только потому, что не знали, что здесь мы имеем дело с иудейской идиомой (идиома в языкознании – это оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов).

Иметь худое око означает быть сребролюбивым. Как всё просто, понятно и доступно каждому!

«...Итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло» (Матф. 6:22);

Чистое око означает быть великодушным. Речь идёт о человеке, обладающем высокими духовными качествами, готовом бескорыстно жертвовать своими интересами для других – у него светлое око.

«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс. 89:12).

«Счислять дни» – значит помнить о смерти. Можно и не «так» счислять дни, то есть не помнить о смерти, но тогда сердце мудрое не обретается.

«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20).

«Горящие уголья» означает устыдить, усовестить, делая добро недругу.

Для чего мы рассуждаем до сих пор под таким углом? Для того, чтобы предостеречь и себя, и дорогого читателя от подмены понятий.

Понятие «Святой Дух»

Лучшие экзегеты считают, что само Священное Писание должно раскрывать свои образы и понятия. Мы попытаемся воспользоваться этим способом.

«Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся» (Марка 13:11-13).

То же самое событие передаётся с помощью другого понятия:

«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказатъ; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их; И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся» (Матф. 10:19-22).

Здесь предельно ясно обнаруживается, что «Святой Дух» и «Дух Отца» – взаимозаменяемые понятия. Они – синонимы, они представляют Бога-Вседержителя в состоянии действия.

«Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Моё; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам»(Лк. 21:12-15).

Мы видим: «Святой Дух», «Дух Отца» и «Я (Иисус) » – взаимозаменяемы.

«Павел и те, кто был с ним, прошли через Фригию и Галатию, но Святой Дух не допустил их благовествовать в Азии. Подойдя к границе Мисии, они пытались отправиться в Вифинию, но Дух Иисуса воспрепятствовал им» (Деян. 16:6-7, современн. перевод).

И здесь «Святой Дух» и «Дух Иисуса» – одно и то же.

От русского редактора: современный перевод этого текста сделан с некоторых древних рукописей, в которых, в стихе 7, присутствуют слова «Дух Иисуса».

Итак, ещё раз мы видим, что здесь Святой Дух и Дух Иисуса – равнозначные понятия.

Когда происходит подмена понятий, как например, Дух представляется отдельной личностью, то получается что-то невероятное.

«Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего»(1 Ин. 4:13).

Бог не даёт некую часть от какой-то личности. Он даёт часть Своего образа мышления или Своей силы. Иоанн имеет здесь в виду нечто, что даётся количественно. Также и Пётр, цитирующий стих: «... излию от Духа Моего...» (Деян. 2:17).

Здесь, как это видится всякому искреннему искателю, речь идёт о какой-то доле Духа Божьего, иными словами – о какой-то мере силы Божьей. Нельзя же изливать личность! А вот обеспечение Своей безграничной силой Бог может обещать.

«Тот, Кто послан Богом, говорит Божьими словами, ибо сполна одарил Его Господь Духом Святым»(Ин. 3:34, современный перевод, Москва, 1998).

Иисус получил полную меру силы Божьей. Её у Него доставало для совершения чудес, вплоть до воскрешения мёртвых.

Дух Божий или Святой Дух – это, разумеется, не есть некая отвлечённая сила. Этими понятиями Бог представляется как Бог действенный, проявляющий Себя весьма персонализированно, сообщающийся со Своим творением. Нечестивые люди могут Богу, то есть Святому Духу, противиться (см. Ис. 63:10).

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7).

Здесь понятия «Дух» и «лицо» уравниваются в значимости и означают присутствие. Посредством Духа Своего Бог присутствует всюду, также и Христос. Отец и Сын вездесущи.

От русского редактора: в русском языке слова «лицо» и «личность» происходят от одного корня. И в некоторых случаях оба эти слова являются синонимами друг для друга. Например: «предстать пред лице» означает «предстать пред чьей-то личностью», «войти в присутствие». Вышеупомянутый текст из Пс. 138:7 как раз и представляет тот случай, когда слово «лица» может быть заменено словом «личности». И тогда этот стих можно было бы прочитать следующим образом:

«Куда пойду от Духа Твоего, и от Личности Твоей куда убегу?»;

Идя далее, мы приходим к выводу, что в силу параллелизма, присутствующего в данном стихе, понятия «Дух» и «Личность» являются абсолютно равнозначными. То есть, понятие «Дух» содержит в себе всё то, что делает Бога Личностью: это Его разум, воля, сила, чувства, желания, эмоции, мотивы...

Человек сотворён по образу и подобию Божьему, он тоже обладает духом, который делает его личностью. И если от человека отнять его дух (разум, волю, силу, чувства, желания, эмоции, мотивы...), то это уже будет, как ни страшно вымолвить, живой труп. И от того учение о «триедином Боге» столь чудовищно, что оно отнимает от Бога Его Дух и делает этот Дух особой личностью. Что же остаётся? Бездушное тело!

Интересно заметить, что в выражении «и от лица Твоего куда убегу» слово «лицо» переведено с оригинального еврейского «паним», что означает «присутствие». Во всех всемирно известных переводах Библии, в этом тексте (Пс. 138:7), применяется именно слово «присутствие», и это обстоятельство очень хорошо отражает истину о том, что присутствие Духа Святого означает личное присутствие Бога Отца. Об этом мы читаем и в Деяниях 5:3,4 – Анания и Сапфира лгали, находясь в незримом личном присутствии Самого Бога Отца.

Бог Отец вездесущ, то есть, может находиться Своим Святым Духом (не телесно) везде одновременно. Телесно же Он восседает на Своём престоле на Небесах, откуда осуществляет руководство над всем Мирозданием, Духом Своим присутствуя лично, как вездесущий, во всех мирах и уголках вселенной. «Бог есть Дух», и поэтому «куда пойду от Духа Твоего», Отче, «и от лица Твоего куда убегу»? «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты»! (Ин. 4:24; Пс. 138:7,8).

 
Дух Святой — это понятие многозначное.

«И ДухаТвоего Святого не отними отменя» (Пс. 51:13), что надо понимать в смысле повышенного и радостного настроения.

Пророк Михей (3:8) называет пророческий дар «Духом Божьим». То же самое у пророка Иоиля 2:28:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши...».

Добродетельный человек поднимается выше себя, и под внушением и влиянием Духа Божия, в данном случае – этой силы Всевышнего, он зрит и познаёт Само Божество. Собственное сознание растворяется и исчезает в Божественном свете, Дух Господень (Святой Дух) вселяется в него и движет им, как струнами музыкального инструмента.

В еврейской литературе выражение «Дух Святой» («Руах га-кодеш») очень часто употребляется как синоним пророчества, радостного настроения. Удачная мысль и правильный вывод считались внушёнными Богом, и произносились словом «Руах га-кодеш».

Авраам бен-Давид из Посквера заявляет в своей критической глоссе к кодексу Маймонида (Hilchoth Zulab, гл. XIII): «Дух Святой объявился в нашей школе». Он хотел этим, несомненно, сказать: Господь внушил ему истину и просветил его. Понятие «Дух Святой» имело также у каббалистов, а затем и в хасидской литературе, значение духовного просветления посредством известного рода пророческого внушения и Божественного видения. Дух Святой считался также Божественным внушением при создании Священного Писания. Когда Иисус извещает о пришествии Духа в Пятидесятницу, Он говорит о Своём намерении:

«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше» (Лк. 24:49).

Он обещал им силу свыше – силу от Отца, и исполнил обещание.

«Будьте же бдительны и осторожны по отношению к себе и стаду, над которым Святой Дух поставил вас блюстителями, и заботьтесь о церкви Божьей, которую обрёл Он кровью Своею» (Деян. 20:28, современный перевод, Москва, 1998).

Здесь предельно чётко и недвусмысленно сказано, что Святой Дух обрёл Церковь Божью Своею кровью. Святой Дух в этом случае – это Сам Иисус Христос, действенный Христос. Действенность как Бога Отца, так и Господа Иисуса Христа наделяет Их Обоих в равной мере наименованием «Святой Дух».

«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1:35).

Какая это удивительная экспрессия, этот распространённый в Библейские времена приём, когда одна из половин её раскрывает другую. «Дух Святый найдёт на Тебя» – это означает «сила Всевышнего осенит Тебя». Вот почему «рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим», а не Сыном Святого Духа. Одного этого места Священного Писания уже достаточно, чтобы видеть, что Дух Святой не есть третья личность Божества, а является понятием, с помощью которого в данном случае представляется Всевышний Бог в действии. Никто, надо надеяться, не станет оспаривать истину о том, что у Бога Отца есть Собственный Святой Дух, и у Бога Иисуса Христа есть Собственный Святой Дух, и у человека, созданного по подобию Божию, тоже есть собственный дух, правда, не всегда святой. А у «Бога Духа Святого», позволим себе спросить, есть ли Дух Святой?

Надо полагать, что всякому человеку должно быть достаточно понятным, что он может поклоняться только такому богу, каким тот предстаёт в его сознании. У огнепоклонника свой бог, у исповедующих синтоизм, браманизм, индуизм – свои боги, с разными свойствами и признаками. У христианина, сознающего, что у него «один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им» – другое Божество. И этот другой, истинный Бог, через пророков Своих заповедал Своему поклоннику:

«... ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – «ревнитель»; Он – Бог ревнитель» (Исх. 34:14);

«Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8);

Человек призван познавать Бога в той степени, в какой Он открывается ему.

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

«... Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» (1 Ин. 5:20).

Остаюсь одним из твоих наименьших братьев,

 

Фёдор Буш

 

Русский издатель:

группа «Полночный крик», Калининград, Россия

Электронная версия этой брошюры в Интернете:

http://midnightcry.narod.ru

http://sda-books.narod.ru

Заказать книги можно по адресам:

238340 Калининградская обл., г. Светлый, а/я 8

или:

236000 Калининград, Главпочтамт,

до востребования, Ермоловичу Е. Е.

Телефоны: (4012) 76-53-46;

8-921-260-89-12

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных