ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 10. Особенности назначения и производства судебных экспертиз в отношении живых лиц
Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством РФ*(178). Существует множество родов экспертиз, объектом исследования которых является человек. Однако большинство из них исследует его опосредованно через следы (рук, ног, зубов, запаховые, звуковые и проч.) и другие отображения (признаки внешности, почерк и т.п.). К судебным экспертизам, осуществляемым в отношении живых лиц, относятся судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы живых лиц. Назначаются эти экспертизы в гражданском и уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях*(179). В уголовном процессе судебно-медицинские экспертизы живых лиц назначаются при расследовании: 1) преступлений против жизни и здоровья (гл. 16 УК: причинение вреда здоровью, побои, истязания, заражение венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией, незаконное производство аборта, неоказание помощи больному и проч.); 2) преступлений против половой свободы и неприкосновенности личности (гл. 18 УК: изнасилование, насильственные действия сексуального характера и проч.); преступлений против общественной безопасности (гл. 24 УК: бандитизм, массовые беспорядки, хулиганство, нарушение правил безопасности на взрывных объектах, пожарной безопасности и др.; 4) преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК); 5) преступлений против военной службы (гл. 33 УК РФ: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни и проч.). В гражданском судопроизводстве судебно-медицинская экспертиза живых лиц наиболее актуальна по делам возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни граждан, например, здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, здоровью гражданина организацией, с которой он не состоит в трудовых отношениях; о возмещении вреда, причиненного другим гражданином (дела, возникающие из деликтных правоотношений); об увеличении или уменьшении размера присужденных сумм в возмещение вреда при изменении степени утраты трудоспособности; о присуждении платежей в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, на новый срок после медицинского переосвидетельствования и некоторым иным*(180). ГК специально регламентирует возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (ст. 1084-1094). Нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни гражданина, содержатся и в иных законодательных и подзаконных актах*(181). В ст. 184 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету, отражены в ст. 227 Трудового кодекса РФ. Согласно этой статье несчастные случаи рассматриваются специально созданной комиссией, однако ее выводы могут быть оспорены в суде, и потребуется назначение судебно-медицинской экспертизы для получения доказательств, подтверждающих: а) наличие вреда, причиненного здоровью (травма, иные патологии, профессиональное заболевание и т.д.); б) причинную связь между установленным заболеванием, иным повреждением здоровья и действием ответчика; в) степень утраты профессиональной или общей трудоспособности; г) степень уменьшения/увеличения трудоспособности при длящихся последствиях повреждения здоровья*(182). Наиболее распространенным случаем судебно-медицинской экспертизы живых лиц по делам об административных правонарушениях, по сути дела, является медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Хотя согласно новому КоАП производство судебно-медицинских экспертиз живых лиц возможно и в целях доказывания и по другим делам, например, по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП). Данное деяние влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев. Для определения тяжести причиненного в результате нарушения водителем правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств вреда здоровью людей назначается судебно-медицинская экспертиза. Данным административным правонарушением охватываются лишь случаи причинения легкого вреда здоровью. Если в результате нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, то действия виновного образуют состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК. При производстве по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 27.1 КоАП одной из мер обеспечения производства по делу является медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Причем, согласно ст. 27.12 КоАП, лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. О направлении на медицинское освидетельствование составляется соответствующий протокол, в котором указываются дата, время, место направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Таким образом, в КоАП наряду с вынесением определения о назначении судебной экспертизы (ч. 1 ст. 26.4) и подготовкой по результатам экспертного исследования заключения эксперта (ч. 5 ст. 26.4) предусмотрено еще и медицинское освидетельствование, для направления на которое составляется протокол, а по результатам предусмотрена подготовка акта. По своей сути медицинское освидетельствование, заключающееся в обследовании живого лица специалистами-медиками для установления состояния опьянения, является одним из видов судебно-медицинской экспертизы живых лиц. Напомним, что в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, т.е. с момента отстранения лица от управления транспортным средством и его медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП). Следовательно, нет никакой необходимости во введении еще какой-то новой процессуальной формы использования специальных познаний - медицинского освидетельствования - параллельно с судебно-медицинской экспертизой. Тем более что статус медика, производящего медицинское освидетельствование, в КоАП не определен. Это не может быть эксперт, поскольку производство медицинского освидетельствования не входит в его права и обязанности (ст. 25.9), эксперт решает вопросы, содержащиеся в определении, а не в протоколе. Специалист также не уполномочен осуществлять медицинское освидетельствование, поскольку в его обязанности входит участие в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, дача пояснений по поводу совершаемых им действий (ст. 25.8). Думается, что КоАП нуждается в корректировке, заключающейся в устранении ненужного дублирования и замене медицинского освидетельствования судебно-медицинской экспертизой. Судебно-медицинская экспертиза в уголовном, гражданском процессе, производстве по делам об административных правонарушениях может быть назначена для установления возраста лица при решении вопроса о его дееспособности. Если у суда возникнет сомнение, может ли быть свидетелем лицо с пониженным слухом или зрением, также должна быть назначена судебно-медицинская экспертиза. Уголовно-процессуальное законодательство (ч. 2-5 ст. 196 УПК) предусматривает обязательное назначение судебной экспертизы (судебно-медицинской и/или судебно-психиатрической) в отношении живых лиц для установления: 1) характера и степени вреда, причиненного здоровью; 2) психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; 3) психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; 4) возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается, как правило, при решении вопроса о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами либо недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия (ст. 281 ГПК). Согласно ст. 283 "Назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина" ГПК судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. Данная экспертиза должна назначаться при наличии достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина, которыми являются справки о врожденных умственных недостатках, о нахождении на учете у психиатра, о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях, акты, свидетельствующие об отклонениях от обычного поведения, справки о травмах, которые могли нарушить психику гражданина, определение суда об освобождении от уголовной ответственности и применении к лицу принудительных мер медицинского характера - помещение в психиатрический стационар и т.п. В случае отсутствия достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина судебно-психиатрическая экспертиза назначаться не должна. В ст. 283 ГПК не предусматривается проведение обязательной экспертизы для лиц, в отношении которых возбуждено дело о признании их ограниченно дееспособными. Однако согласно п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить экспертизу при подготовке дела к судебному разбирательству во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения явствует из обстоятельств дела и представленных доказательств. Согласно ст. 286 ГПК на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы суд выносит решение о признании выздоровевшего дееспособным. Восстановление дееспособности гражданина, признанного полностью недееспособным, возможно только на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Наличие у лица психического заболевания само по себе не препятствует его допросу, например в качестве свидетеля. Однако в каждом конкретном случае суд должен решить (в том числе и с помощью судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы), способно ли данное лицо правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания. Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования*(183). В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в медицинский стационар в порядке, предусмотренном ст. 28-30 ФЗ ГСЭД и процессуальным законодательством РФ. Доставка в медицинское или иное учреждение лица, направленного на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившим судебную экспертиз. Согласно ст. 52 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора или определения суда. Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения*(184). Основы предусматривают включение в состав комиссий дополнительно судебных психиатров по ходатайству граждан или их опекунов и законных представителей (ч. 3 ст. 52). Недопустимо назначение стационарной экспертизы при отсутствии для этого конкретных оснований. О направлении на амбулаторное исследование особое постановление не выносится, кроме случаев, когда лицо отказывается добровольно ему подвергаться. Как уже указывалось выше, судебно-медицинские экспертизы в Российской Федерации производятся в государственных экспертных учреждениях ФАЗСР и Министерства обороны и других медицинских или иных учреждениях, а также в других местах (врачебный кабинет, поликлиника, специально отведенное помещение в здании суда и проч.), где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований. Следователь вправе присутствовать при производстве судебно-медицинской экспертизы; о времени производства экспертизы он ставится в известность экспертом. Следователь не присутствует при экспертизе лица другого пола, если экспертиза сопровождается обнажением освидетельствуемого. Присутствие обвиняемого и других лиц при производстве судебно-медицинской экспертизы допускается только с разрешения следователя. При производстве экспертизы не на базе бюро судебно-медицинской экспертизы руководители лечебно-профилактического учреждения обеспечивают судебно-медицинских экспертов помещением для производства экспертизы (морг, врачебный кабинет в поликлинике), предоставляют стеклянную посуду, тару, упаковочный и другие материалы для подготовки и упаковки объектов, предназначенных для лабораторного исследования, и оказывают другую необходимую помощь. При производстве судебно-психиатрической экспертизы судебные эксперты-психиатры и руководители психиатрических стационаров должны руководствоваться нормами Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"*(185). В Законе признается высокая ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности, отмечается, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства. Согласно п. 2 ст. 1 названного Закона психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина. Причем лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательством РФ и республик в составе Российской Федерации. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами РФ (п. 1 ст. 5 Закона). В этой же статье декларируется, что все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на: 1) уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства; 2) получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения; 3) психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства; 4) содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения; 5) все виды лечения по медицинским показаниям; 6) оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 7) предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки; 8) приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего, для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым Законом; 9) помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом. Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и республик в составе Российской Федерации. Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке*(186). В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица. В добровольном порядке обычно проводится судебно-медицинская экспертиза потерпевших, например, по делам о причинении вреда здоровью, об изнасилованиях и др. Иногда в добровольном порядке производится и судебная экспертиза обвиняемых, например, при расследовании дел о превышении необходимой обороны. При производстве экспертизы живого лица в добровольном порядке в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено его письменное согласие подвергнуться судебной экспертизе. Эта норма представляется нам весьма полезной для упрощения процедуры назначения судебной экспертизы, хотя она и не предусмотрена в новом УПК. Лица, не достигшие 16 лет или признанные недееспособными решением суда, могут быть подвергнуты судебной экспертизе с согласия их законных представителей. Под законными представителями в уголовном процессе понимаются: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший (п. 12 ст. 5 УПК). Если возникла необходимость в помещении на стационарное наблюдение в медицинское учреждение свидетеля или потерпевшего, это, по общему правилу, возможно лишь с согласия помещаемого лица. Вызов на амбулаторное исследование может быть произведен в том же порядке, что и на допрос (ст. 188 УПК). Помещение в медицинское учреждение свидетеля (потерпевшего) без его согласия допустимо в двух следующих случаях: 1) законодательство о здравоохранении, в том числе о психиатрической помощи, предусматривает обязанность госпитализации больного с определенным диагнозом; 2) лицо находится под стражей по другому делу. Так, согласно ст. 23 Закона РФ о психиатрической помощи психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих; б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи. Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением, поскольку страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (ч. 4 ст. 27 названного Закона). Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством РФ. В случае, если в нем не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, государственное судебно-экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке*(187). В принудительном порядке может осуществляться судебная экспертиза подозреваемых, задержанных в соответствии со ст. 91, 92 УПК, а также подозреваемых или обвиняемых, к которым применена мера пресечения - заключение под стражу (ст. 108). Согласно ст. 283 ГПК при явном уклонении лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным, от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании при участии прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Порядок помещения лица в медицинский стационар определяется процессуальным законодательством РФ*(188). Согласно ст. 203 УПК, если при назначении или производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в медицинский или психиатрический стационар. Решение о посещении подозреваемого или обвиняемого, содержащихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар принимает руководитель следственной группы (п. 5 ч. 4 ст. 163 УПК). Подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся под стражей, помещается в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании судебного решения, поскольку только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать такое решение (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК). Для принятия этого решения следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. Ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента его поступления. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении помещения в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы или об отказе в этом с указанием мотивов отказа (ч. 4 ст. 165 УПК). В соответствии с ч. 3 ст. 203 УПК, в случае помещения подозреваемого в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение в соответствии со ст. 172 УПК (трое суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого), прерывается до получения заключения экспертов. Если в период пребывания подозреваемого в медицинском учреждении собраны достаточные данные для предъявления ему обвинения, об этом выносится постановление. С этого момента он является обвиняемым. Предъявление обвинения производится после выписки или (если состояние здоровья это позволяет) во время нахождения в медицинском учреждении. Основания к помещению обвиняемого (подозреваемого) в медицинское учреждение указываются в описательной части постановления о назначении экспертизы. В резолютивной части должно быть указано, в какое учреждение он направляется. Если вопрос о помещении в медицинское учреждение возникает в ходе экспертизы, выносится особое постановление. Для администрации медицинского учреждения постановление о помещении туда обвиняемого (подозреваемого) обязательно. Без согласия следователя не допускается перемещение обвиняемого (подозреваемого) в другое медицинское учреждение, замена стационарного исследования амбулаторным и наоборот. Судебно-психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей. Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившие лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица*(189). При необходимости проведения принудительного психиатрического освидетельствования (ст. 306 ГПК) заявление врача-психиатра о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина подается в суд по месту жительства гражданина. К заявлению прилагаются мотивированное заключение врача-психиатра о необходимости такого освидетельствования и другие имеющиеся материалы. В течение трех дней со дня подачи заявления судья единолично рассматривает заявление о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина и принимает решение о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина или об отказе в принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина. Лицо, помещенное в психиатрический стационар по основаниям, предусмотренным ст. 29 Закона о психиатрической помощи, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке (ст. 32 названного Закона). Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем. Согласно ст. 302 ГПК заявление представителя психиатрического стационара о принудительной госпитализации или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, подается в суд по месту нахождения психиатрического стационара, в который помещен гражданин. К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные федеральным законом основания для принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, в психиатрический стационар, прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания гражданина в психиатрическом стационаре. Заявление о принудительной госпитализации подается в суд в течение 48 часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар. Возбуждая дело, судья одновременно продлевает пребывание гражданина в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (ст. 303 ГПК). Рассмотрение заявления о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке регламентировано ст. 33, 34 Закона о психиатрической помощи и ст. 304 ГПК. Заявление о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, судья рассматривает в течение пяти дней со дня возбуждения дела. Судебное заседание проводится в помещении суда или психиатрического стационара. Гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании по этому делу. В случае, если по сведениям, полученным от представителя психиатрического стационара, психическое состояние гражданина не позволяет ему лично участвовать в проводимом в помещении суда судебном заседании по этому делу, заявление об этом рассматривается судьей в психиатрическом стационаре. Дело рассматривается с участием прокурора, представителя психиатрического стационара, подавшего в суд вышеназванное заявление, и представителя гражданина, в отношении которого решается данный вопрос. Рассмотрев заявление по существу, судья удовлетворяет либо отклоняет его, причем решение суда об удовлетворении заявления является основанием для принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или продления срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, и дальнейшего содержания гражданина, страдающего психическим расстройством, в психиатрическом стационаре в течение установленного законом срока (ст. 305 ГПК). Постановление судьи в 10-дневный срок со дня вынесения может быть обжаловано лицом, помещенным в психиатрический стационар, его представителем, руководителем психиатрического учреждения, а также организацией, которой законом либо ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, или прокурором в порядке, предусмотренном ГПК. Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке, согласно ст. 36 продолжается только в течение времени сохранения оснований, по которым была проведена госпитализация. Лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке, в течение первых шести месяцев не реже одного раза в месяц подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения для решения вопроса о продлении госпитализации. При продлении госпитализации свыше шести месяцев освидетельствования комиссией врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. По истечении шести месяцев с момента помещения лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации направляется администрацией психиатрического стационара в суд по месту нахождения психиатрического учреждения. Судья в порядке, предусмотренном ст. 33-35 Закона о психиатрической помощи, постановлением может продлить госпитализацию. В дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, принимается судьей ежегодно. Стационарные судебно-психиатрические экспертизы подозреваемых, обвиняемых и подсудимых проводятся в судебно-психиатрических экспертных стационарах, а экспертизы потерпевших, свидетелей и других лиц - как в судебно-психиатрических экспертных стационарах, так и в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров, в общих отделениях психиатрических больниц. Причем, в зависимости от состояния испытуемого лица и решаемых экспертных задач, это могут быть психиатрические стационары общего типа, специализированного типа, а также специализированного типа с интенсивным наблюдением*(190). Согласно ст. 30 ФЗ ГСЭД лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней. Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее, чем за три дня до истечения 30-дневного срока. Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства. В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него. Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу. В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Оно может быть обжаловано также непосредственно в суд по месту нахождения указанного стационара. Таким образом, законодатель определяет, что срок нахождения лица в стационаре при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 30 дней. Продление срока возможно до 60 дней, а в исключительных случаях - до 90 дней. Заметим, что в процессуальном законодательстве нет единого подхода к исчислению сроков. В ГПК используют дни, месяцы, годы. В УПК принято оперировать не днями, а часами, сутками, месяцами. Представляется, что, поскольку время принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда засчитывается в срок содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей (п. 3 ч. 10 ст. 109 УПК), предпочтительнее было бы унифицировать подход и внести в ФЗ ГСЭД соответствующие изменения. Тем более что проблемы процессуальных сроков детально регламентированы новым УПК. Согласно ст. 128 сроки, предусмотренные УПК, исчисляются часами, сутками, месяцами. При исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. При исчислении сроков нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре в них включается и нерабочее время. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Нарушение сроков может быть обжаловано согласно ст. 19 УПК, как и другие действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Жалоба может быть подана прокурору или в суд. Прокурор (ст. 124 УПК) рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. Поскольку решения и действия (бездействие), связанные с нарушением сроков пребывания лица в медицинском стационаре, способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, они могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица, связанного с нарушением сроков пребывания в медицинском стационаре, незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар. Судебная экспертиза может и не потребовать длительного пребывания лица в медицинском стационаре. О том, что дальнейшее пребывание лица в медицинском учреждении не вызывается необходимостью, судебный эксперт (руководитель медицинского учреждения) сообщает следователю. Выписка лица из психиатрического стационара или больницы иного профиля без разрешения лица, назначившего экспертизу, не производится, за исключением случаев, когда суд (вышестоящий прокурор) предписал это, сочтя недобровольное помещение лица в медицинское учреждение незаконным или необоснованным. Рассмотрим далее, какие гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, предусматривает законодатель*(191). При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза. Лица, в отношении которых производится судебно-медицинская или судебно-психиатрическая экспертиза, обладают, согласно Конституции РФ (ст. 21) и Основам законодательства об охране здоровья граждан, определенными правами. Согласно ст. 30 Основ, а также согласно ст. 5 Закона РФ о психиатрической помощи пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, с учетом его согласия. При назначении судебной экспертизы это право осуществляется как возможность ходатайствовать о выборе эксперта или судебно-экспертного учреждения, а также заявлять отвод эксперту; 3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов, т.е. ходатайство о назначении комиссионной или комплексной экспертизы; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 8) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 9) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи, в данном случае - производстве экспертизы; 10) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав. Так, согласно п. 4 ч. 3 ст. 49 УПК защитник допускается к участию в уголовном деле, в том числе и с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; 11) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения. Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. Ограничения прав лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, допускаются только в пределах, обозначенных Конституцией и процессуальным законодательством. Ограничением прав является уже само по себе принудительное помещение в медицинское учреждение, регламентированное соответствующими нормами УПК, что подробно рассматривалось выше. При производстве судебных экспертиз живых лиц могут понадобиться лабораторные исследования, для чего у этих лиц необходимо отобрать кровь, некоторые иные выделения человека, образцы волос и др. В исключительных случаях, при отказе предоставить образцы, те из них, характер которых это допускает, могут быть получены принудительно. Однако согласно ч. 2 ст. 202 УПК при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство. Для получения от испытуемого лица сведений медицинского характера либо иных сведений, необходимых для производства судебной экспертизы, категорически не допускаются насилие, угрозы и подобные незаконные меры. При производстве судебных экспертиз в отношении живых лиц запрещается испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза. Тем самым законодатель косвенно подтверждает указание ч. 3 ст. 29 Основ. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы. Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами. Лицо, в отношении которого производится судебно-медицинская или судебно-психиатрическая экспертиза, является участником уголовного или гражданского процесса, т.е. обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, свидетелем, истцом, ответчиком, поэтому на них распространяются все права участников процесса при назначении экспертизы. Например, согласно п. 5 ч. 1 ст. 198 УПК подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту. В данном случае имеется в виду, что право присутствовать предоставляется защитнику, а подозреваемый и обвиняемый обязательно должны присутствовать, поскольку экспертиза производится в отношении них. Разъяснения могут касаться как самочувствия и состояния здоровья, так и симптомов заболевания, характера лечения и проч. При допросе эксперта ему не могут быть заданы вопросы, не относящиеся к предмету данной судебной экспертизы и касающиеся сведений, полученных им от лица, в отношении которого эта экспертиза осуществлялась. Во-первых, постановка подобных вопросов противоречит процессуальному законодательству, поскольку согласно ч. 2 ст. 205 УПК эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы. Во-вторых, при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы могут быть выявлены данные, составляющие врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, перечисленных ниже: 1) с согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях; 2) предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: а) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; в) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; г) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; д) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи специально оговаривается в Законе о психиатрической помощи. Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом (ст. 9). Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, республик в составе Российской Федерации. Незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну (в том числе, например, диагноз заболевания), без его согласия, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Квалифицирующим признаком здесь является использование государственным судебным экспертом (медиком или психиатром) своего служебного положения, в силу которого он и получил доступ к сведениям, составляющим для данного лица личную или семейную тайну. Лица, в отношении которых производится судебная экспертиза, имеют право на получение медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ), которая может оказываться только по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении. Причем для лиц, задержанных или заключенных под стражу, каковые часто направляются на судебную экспертизу, получение медицинской помощи регламентируется ст. 29 Основ. Указанные лица имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней. Жалобы на действия медицинских работников, иных специалистов, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, рассматриваются судом в порядке, предусмотренном ГПК и ст. 48 Закона о психиатрической помощи. Участие в рассмотрении жалобы лица, чьи права и законные интересы нарушены, если позволяет его психическое состояние, его представителя, лица, чьи действия обжалуются, или его представителя, а также прокурора является обязательным. Расходы, связанные с рассмотрением жалобы в суде, несет государство. Лица, не содержащиеся под стражей, в отношении которых производятся экспертизы, несут некоторые расходы и имеют право на их возмещение. Ущерб, нанесенный при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, возмещается в соответствии со ст. 66 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ, республик в составе Российской Федерации (ст. 66 Основ). Если судебная экспертиза производилась в отношении потерпевшего, то, согласно ч. 3 ст. 42 УПК, ему обеспечивается возмещение расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. В ст. 131 УПК перечислены процессуальные издержки, т.е. расходы, связанные с производством по уголовному делу, возмещаемые за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. В связи с производством судебной экспертизы возможны следующие процессуальные издержки: 1) суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, на покрытие их расходов, связанных с явкой к месту производства судебной экспертизы и проживанием; 2) суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи участием в производстве экспертизы; 3) суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям за отвлечение их от обычных занятий для участия в судебной экспертизе; ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности, в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 УПК, т.е. в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности. Данные суммы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда. Основанием сохранения за свидетелем и потерпевшим среднего заработка по месту работы является соответствующая справка, выданная следователем, дознавателем, прокурором, судьей. Возмещение расходов по найму жилого помещения, оплата суточных свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших за дни вызова для участия в судебной экспертизе, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденные соответствующими документами, производится применительно к порядку, установленному законодательством о возмещении командировочных расходов. Суточные не выплачиваются, если у свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства. Плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50% от возмещаемой стоимости места за сутки*(192). Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы по поводу производства судебной экспертизы, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственное экспертное учреждение или должностное лицо, если суд установит, что их действия были незаконными. Порядок рассмотрения жалоб регламентируется статьями гл. 25 ГПК. В соответствии со ст. 9 вышеназванного Закона судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы по вопросам производства судебных экспертиз в отношении живых лиц, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными. На этих же субъектов предусмотрено возложение судебных издержек также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением установленного месячного срока. Стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате помощи представителя в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств (ст. 100 ГПК). Поскольку по смыслу названной статьи возмещению подлежат не только расходы, связанные с участием представителя в судебном заседании, но и иные, относящиеся к оказанию представителем юридической помощи стороне, то это возмещение может касаться участия в производстве судебной экспертизы. В данной статье не устанавливается принцип исчисления размеров возмещения стороне расходов, поэтому понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств следует соотносить с объектом судебной защиты. Представляется, что размер возмещения стороне расходов, связанных с производством экспертизы, должен естественно быть меньше объема защищаемого права и блага. Согласно ст. 99 ГПК сторона может потребовать вознаграждение за потерю времени, потраченного, в том числе, на судебную экспертизу. На сторону, недобросовестно заявившую неосновательный иск или спор против иска либо систематически противодействовавшую правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, суд может возложить уплату в пользу другой стороны вознаграждения за фактическую потерю времени (не только за потерю рабочего, но и другого времени, которое могло быть затрачено стороной на выполнение иных, нежели трудовых, функций). Размер вознаграждения определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств. Недобросовестность предполагает умышленный характер поведения. В этой связи вывод суда о недобросовестности поведения сторон в части заявления иска или спора против него должен быть мотивирован судом со ссылкой на имеющиеся в деле материалы. Часть вопросов, связанных с судебными расходами, разрешается судом или судьей путем вынесения определения (освобождение от уплаты судебных расходов; отсрочка, рассрочка уплаты судебных расходов, уменьшение их размеров). Данные определения могут быть обжалованы заинтересованным лицом (ст. 104 ГПК). Отдельные вопросы, относящиеся к судебным расходам (распределение судебных расходов между сторонами, возмещение расходов по оплате помощи представителя, взыскание вознаграждения за потерю времени и др.), разрешаются судом или судьей при вынесении решения по делу. В этом случае возражения стороны в части судебных расходов могут быть включены в апелляционную или кассационную жалобу. Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится как в судебно-психиатрических экспертных стационарах, так и в иных психиатрических стационарах*(193). Законодатель запрещает помещение в судебно-психиатрические экспертные стационары или в иные психиатрические стационары (судебно-психиатрические отделения или палаты психиатрических стационаров) лиц, содержащихся под стражей, поскольку последним должна быть обеспечена соответствующая охрана для предотвращения совершения ими побега. Кроме того, недопустимо содержание в одних и тех же палатах потерпевших и обвиняемых (подозреваемых). Если нет возможности поместить лицо, не содержащееся под стражей, в судебно-психиатрический экспертный стационар, оно может быть направлено в общее отделение психиатрической (психоневрологической) больницы. Однако выбор медицинского стационара должен быть таким, чтобы это не вызвало существенных затруднений при производстве судебной экспертизы, т.е. в стационаре должны быть соответствующие специалисты, необходимое оборудование и возможность для лица осуществлять свои процессуальные права. В период нахождения в психиатрическом стационаре лица, не содержащиеся под стражей, могут пользоваться всеми правами пациентов таких стационаров, установленными законодательством РФ о здравоохранении. Согласно ст. 37 Закона о психиатрической помощи пациенту психиатрического стационара должны быть разъяснены основания и цели помещения его в психиатрический стационар, его права и установленные в стационаре правила на языке, которым он владеет, о чем делается запись в медицинской документации. Государством создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 38 Закона о психиатрической помощи). Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд. Для принудительного завершения судебно-психиатрической экспертизы, если лицо является подозреваемым или обвиняемым, должно быть вынесено судебное решение и лицо может быть помещено в судебно-психиатрический экспертный стационар. Как уже указывалось выше, стационарные судебно-психиатрические экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, производятся в судебно-психиатрических экспертных стационарах*(194) психиатрических больниц (отделений) со строгим*(195) наблюдением. Территория психиатрической больницы со строгим наблюдением, ее здания, помещения, техническое оборудование планируются и организуются в соответствии с действующими Правилами устройства и эксплуатации психиатрических больниц, с учетом условий, необходимых для обеспечения строгого наблюдения за больными, и содержатся согласно требованиям санитарного законодательства. Контроль над деятельностью психиатрической больницы со строгим наблюдением осуществляют главные психиатры органа управления здравоохранением субъекта РФ, на территории которого расположена данная больница. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются сотрудниками органов внутренних дел или Федеральной службы исполнения наказаний. Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в судебно-экспертном стационаре для лиц, находящихся под стражей, устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК. Обеспечение режима возлагается на администрацию стационара, а также на лиц, обеспечивающих охрану мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно Росздравом и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей. С одной стороны, согласно ст. 30 Закона о психиатрической помощи, необходимо обеспечение безопасности при оказании психиатрической помощи, т.е. меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации и пребывании в психиатрическом стационаре применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала. О формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается запись в медицинской документации. В этой же статье указывается, что сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих, со стороны госпитализируемого лица или других лиц возможно применение силы. С другой стороны, согласно ст. 44 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", физическая сила в местах содержания под стражей может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|