Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные положения теории государства и права




Тема 1

 

1. Государство:

а) теории происхождения государства;

б) сущность государства, его признаки и функции;

в) механизм государства, его органы и их характеристика;

г) форма государства.

2. Право:

а) с ущность права, его признаки и функции;

б) соотношение права и морали;

в) действие права в системе общественных отношений:

1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.

4. Содержание правовых отношений в обществе.

 

1. Государство:

а) Теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана че­ловечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного преобразо­вания рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологи­ческая теория настаивает на божественном происхождении не только госу­дарства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. В современном об­ществе политиков, социологов и юристов, поддерживающих подобные взгляды на государство, почти не встречается.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Со­гласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в госу­дарство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой - отец - становится главой государства. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Ми­хайловский.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, что то же самое, теория общест­венного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А.Н. Ради­щев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспе­чения порядка и организации общественной жизни.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, со­гласно которой все государства возникли в результате завоевания и пора­бощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими.

Появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные про­цессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Соглас­но этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объе­динению людей в государство, которое представляет собой живой орга­низм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои обще­ства - составные части организма.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государ­ства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории - французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполага­лось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе "Восточный деспотизм" обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения госу­дарства, обосновавшую образование государства необходимостью строи­тельства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чи­новников, или менеджериально-бюрократического класса, как его назы­вает К. Витгофель. Грандиозные земельные работы диктовали необходи­мость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Даже если абст­рагироваться от ее слабых мест, данная теория может служить объяс­нением причин возникновения государства лишь для наиболее засушли­вых территорий.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографи­ческий фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не мо­жет претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и тео­рии, которая до недавнего времени в официальной советской науке счи­талась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. В настоящее время ее чаще называ­ют социально-экономической. Справедливости ради следует отметить, что эта теория является наиболее аргументированной и доказательной. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Параллельно с ними мате­риалистическое понимание истории обосновал американский этнограф и историк Льюис Генри Морган, выделивший в истории первобытного общества три периода - дикость, варварство и цивилизацию. Эту схему использовал и развил Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, част­ной собственности и государства". Множественность теорий происхождения государства является следстви­ем того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных