Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А) Сущность права, его признаки и функции.




Право - одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество правовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Мож­но лишь констатировать, что все представления о праве опираются на об­щую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право - это право конкретного лица, которое имеет воз­можность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности.

Общеобязательная система правил поведения, выраженных в законо­дательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Философы считают, что субъективное - это объективное, пропущен­ное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются оп­ределить сущность права именно в объективном смысле.

Одним из самых древних считается подход к пра­ву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отражение законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход получил название теории естественного права. Представители этой теории - Ге­гель, Монтескье, Гольбах - считали, что существуют постоянно дейст­вующие, независимые от государства правила поведения и принципы жизнедеятельности, которые выражают волю высшего разума. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы пове­дения людей.

Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права. Ее видными представителями были немецкие юристы Густав Гуго и Карл Савиньи. Г. Гуго, например, считал, что нормы взаимоотноше­ний между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, по­добно языку, образовались в ходе исторического процесса общественного развития. Задача органов государства - путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше силы и власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и ин­тересы. В подтверждение этой теории ее основатель Рудольф Йеринг ссылался на многочисленные примеры подобных ситуаций из истории человечества.

Можно указать и на психологическую теорию права. Она, как и анало­гичная теория происхождения государства, выводит право из психологи­ческих установок, из потребности людей жить по определенным прави­лам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, согласно которой право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая теория; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права Эрлих (начало XX в.) ут­верждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обы­денной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу. Австрийский юрист Г. Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. По­скольку государство является политической организацией власти и обла­дает аппаратом (механизмом) управления обществом, то необходимо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту волю выполнять. Для этого и был разработан такой инстру­мент, как право. Таким образом, также как слово является материальной действительностью мысли, так и право является материальным воплоще­нием воли государства. Причем процесс возникновения права происхо­дил одновременно с процессом становления государства.

Право - это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Признаки права. Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правитель­ство, президент). Негосударственные структуры или общественные объе­динения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан незави­симо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классо­вой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государст­вом в лице его компетентных органов, в том числе с помощью офици­альных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) мо­гут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Право является инструментом государственного аппарата, позво­ляющим ему исполнять свои властные полномочия.

5. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исхо­дящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регу­лятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспреде­лением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общест­венных объединений, законодательная регламентация и контроль изби­рательных кампаний, референдумов и т. д.). Говоря о связи права и по­литики, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснова­нием существующей в государстве политической власти. Без юридичес­кого обоснования никакая власть существовать не может. Она становит­ся нелегитимной.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государствен­но-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентации личности относится к сфе­ре субъективного права.

 

Охранительная функция права заключается в пресечении и предот­вращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправомер­ные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права - воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем ин­формирования населения о неблагоприятных последствиях, которые мо­гут наступить в случае нарушения норм права.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных