ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТЗадания для контрольных работ в обоих семестрах состоят из 5 вариантов, выполняемых студентами в зависимости от буквы, на которую начинается фамилия, согласно распределению, указанному к каждому варианту в соответствующем семестре. Нарушение этого требования является основанием неудовлетворительной оценки (незачтено), и в этом случае студенту предлагается выполнить свой вариант работы. В тексте работы обязательно воспроизводятся полностью условия задач и вопросы к ним. Ответы на поставленные в задачах вопросы не должны выходить за их рамки. Решение каждой задачи должно быть достаточно обоснованным с фактической стороны, содержать четкие ответы на поставленные вопросы со ссылкой на конкретные нормы закона и используемую специальную литературу. В ответах не следует переписывать соответствующие статьи закона и тем более тексты учебной литературы; они должны быть конкретными, аргументированными ссылками на закон, а в необходимых случаях и на постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы Генерального прокурора РФ, специальную литературу, оформляя это сносками по тексту работы. В контрольной работе не должно содержаться неопределенных, уклончивых ответов на поставленные в задачах вопросы. Как в тексте, так и в списке использованной литературы необходимо привести данные следственной и судебной практики. Исходя из условий задачи, нужно указать, соответствуют ли действия, решения должностного лица или суда закону, а если закон нарушен, то в чем состоит нарушение, каковы его последствия, и предложить правильное решение, которое следует принять в соответствии с законом. В тексте работы необходимо приводить сноски на используемую литературу. Объем контрольной работы не должен превышать 15—20 страниц печатного текста. При выполнении контрольной работы студент должен руководствоваться перечнем нормативной и специальной литературы. В конце работы должен быть обязательно указан список используемой литературы, на которую сделаны сноски по тексту работы.
Вариант I для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «А» до «Д» включительно Задача № 1 В связи с обнаружением трупа Обухова было возбуждено уголовное дело. По заключению судебно-медицинского эксперта, смерть его наступила от острой кровопотери в результате огнестрельного ранения. Извлеченная из трупа пуля, как установлено криминалистической экспертизой, от револьвера системы «Наган». Признанная потерпевшей вдова Обухова показала, что у мужа были враждебные взаимоотношения с соседом — Богровым, сын которого осужден за угон их «Жигулей». О том, что мужа убил Богров, она знает со слов проживающего в соседнем доме гражданина Г. Свидетель Г. показал, что за день до убийства слышал, как Бог-ров, поскандалив с Обуховым, пригрозил: «Застрелю!». Богров добровольно выдал следователю револьвер системы «Наган» с шестью боевыми патронами, пояснив, что оружие ему выдано как сотруднику фельдсвязи, подтвердив его соответствующим удостоверением. Признавая наличие вражды с Обуховым, он отрицал причастность к его убийству. При каких обстоятельствах изъятый револьвер может быть признан доказательством? Что в этом случае должен предпринять следователь? Задача 2 В отделение полиции с устным заявлением обратилась гражданка Суслова с просьбой привлечь к уголовной ответственности гр. Норченко, который, по ее словам, изнасиловал ее семнадцатилетнюю дочь Екатерину, находясь у них в гостях. Отсутствие дочери Суслова объяснила тем, что та находится в шоковом состоянии и сама прибыть не может. Дознаватель, предупредив заявительницу об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, возбудил уголовное дело по признакам ч. 1 ст. 131 УК РФ. Раскройте порядок возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения. Оцените правильность действий дознавателя. Задача 3 В районный суд Нижегородской области поступило уголовное дело по обвинению Кабанова в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Принимая во внимание ходатайство стороны защиты об исключении доказательства — протокола обыска, судья провел предварительное слушание, по результатам которого вынес постановление о прекращении уголовного дела. Данное постановление было обжаловано государственным обвинителем в Нижегородский областной суд как незаконное. Так, в частности, в своем представлении прокурор указывал, что в процессе предварительного слушания в зале судебного заседания находились посторонние лица — студенты юрфака Нижегородского госуниверситета, проходившие в этом суде ознакомительную практику. Помимо этого, судья не удовлетворил ходатайства стороны обвинения о вызове в предварительное слушание понятых, могущих подтвердить законность производимого обыска. И, наконец, решение о назначении судебного заседания судья принимал прямо в зале суда, сославшись на то, что для его принятия закон прямо не устанавливает, в каком именно порядке (тайном или гласном) должно выноситься такое постановление. Более того, государственный обвинитель указывал, что, прекратив уголовное дело, суд вышел за пределы своих полномочий, так как ходатайство защитника о назначении предварительного слушания касалось не прекращения дела, а только об исключении доказательства. Оцените законность и обоснованность доводов, содержащихся в представлении государственного обвинителя. Какое решение должен принять суд кассационной инстанции, рассмотрев данное представление. Аргументируйте свой ответ. Вариант II для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «Е» до «К» включительно Задача 1 Рыков — потерпевший по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а» «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ, передал следователю аудиозапись телефонного разговора с неизвестным лицом, который потребовал от потерпевшего не называть на допросе примет вымогателей, угрожая Рыкову в противном случае причинением тяжкого вреда здоровью. Являются ли доказательствами по делу сведения, полученные без производства следственных действий? Может ли служить средством доказывания аудиозапись телефонного разговора, переданная потерпевшим Рыковым следователю? Задача 2 Для проведения предъявления для опознания в качестве понятых следователем были приглашены студенты юридической академии, проходившие в тот момент производственную практику в данной прокуратуре. При ознакомлении с материалами уголовного дела защитником обвиняемого было заявлено ходатайство о признании протокола опознания недопустимым доказательством, поскольку практиканты в данном случае не могут участвовать в деле в качестве понятых. Вправе ли защитник заявить ходатайство о признании доказательств недопустимыми на досудебном производстве? В чем значение участия понятых при производстве следственных действий? Могли ли практиканты выступать в качестве понятых? Задача 3 В областном суде было рассмотрено уголовное дело по обвинению Львова в совершении преступления, предусмотренного п. «а» и «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ. По результатам его рассмотрения коллегия из 3-х судей вынесла обвинительный приговор. Данный приговор был обжалован подсудимым и его защитниками в Верховный Суд РФ как незаконный. Так, в частности, в своей жалобе один защитник указывал, что он, являясь близким другом подсудимого, участвовал в судебном заседании по определению суда наряду с адвокатом. Однако председательствующий в ходе подготовительной части не разъяснил ему его прав, чем нарушил принцип охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 15 УПК РФ) и лишил его возможности полноценно участвовать в уголовном деле. Другой защитник, являющийся адвокатом, в своей жалобе указывал, что в ходе судебного заседания суд вышел за пределы судебного разбирательства и стал исследовать представленные обвинителем новые доказательства, подтверждающие наличие особой жестокости в действиях подсудимого (то есть «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Тогда как согласно предъявленного следователем обвинения действия Львова квалифицировались только по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ. И, наконец, осужденный в своей жалобе отметил, что суд не удовлетворил его ходатайство давать показания в начале судебного следствия. Более того, он указал, что давал показания суду около 6 часов подряд без всяких пауз и перерывов, что является существенным нарушением процедуры допроса. На данные жалобы государственный обвинитель представил свои возражения. Он указал, что процедура подготовительной части судебного заседания не предполагает необходимости разъяснения прав защитнику. Помимо этого, он отметил, что рассмотрение в судебном заседании обстоятельств особой жестокости в действиях подсудимого, по его мнению, не противоречит требованию закона, так как не влияет на квалификацию преступления по ч. 2 ст. 105 УК РФ. А по поводу жалобы осужденного прокурор указал, что закон предусматривает временные рамки допроса только в ходе предварительного расследования, что никак не может относиться к судебному разбирательству. Оцените законность и обоснованность доводов, содержащихся в жалобах осужденного и его защитников, а также в возражениях государственного обвинителя. Какое решение должен принять суд кассационной инстанции, рассмотрев данное уголовное дело? Аргументируйте свой ответ. Вариант III для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «Л» до «П» включительно Задача 1 Следователь направил директору школы повестку о вызове ученика 9-го класса Д. для предъявления ему обвинения. Явившейся вместе с сыном матери следователь разъяснил, что ее участие при предъявлении обвинения и допросе ребенка не обязательно и законом не предусмотрено. Защитник, участвовавший при предъявлении обвинения, заявил ходатайство об участии в допросе его подзащитного психолога. Следователь отказал в удовлетворении ходатайства, мотивировав это отсутствием необходимости участия психолога в допросе обвиняемого Д. Допрос обвиняемого Д. продолжался без перерыва с 14 до 17 часов. Проанализируйте действия следователя, дайте им оценку. Как должен был поступить следователь? Задача 2 Крюков, находясь в вагоне метро, на перегоне станция Таганская — станция Курская, совершил кражу кошелька, в котором находились деньги в сумме 20 000 руб., из сумки гражданки Войковой. После совершения преступления Крюков был задержан сотрудниками уголовного розыска метрополитена. Принадлежащие потерпевшей деньги были у него изъяты. Следователем была собрана достаточная совокупность доказательств, изобличающих Крюкова в совершении преступления. Как должен действовать следователь, приняв решение о привлечении Крюкова в качестве обвиняемого? Каков порядок предъявления обвинения? Задача 3 В районном суде Владимирской области было рассмотрено уголовное дело по обвинению Хрусталева в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ. Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, в отношении подсудимого был постановлен обвинительный приговор и назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на 3 года. Вместе с тем данный приговор был обжалован осужденным, его защитником и потерпевшим во Владимирский областной суд. Так, защитник Хрусталева в своей жалобе указал на незаконность приговора по следующим основаниям. Во-первых, по его мнению, суд назначил осужденному более строгое уголовное наказание, чем предусмотрено законом. А во-вторых, судья при рассмотрении уголовного дела отказался исследовать доказательства, характеризующие личность Хрусталева, мотивируя это тем, что при особом порядке никакие доказательства исследованию не подлежат и судебное следствие не проводится. В свою очередь осужденный в своей жалобе указывал на недостаточность доказательств, изобличающих его в совершении данного преступления, и на их явную противоречивость. И, наконец, признанный по делу потерпевшим отец погибшего жаловался на то, что ни судья, ни прокурор в полной мере не разъяснили ему сущность особого порядка судебного разбирательства. И если бы он (потерпевший) уяснил бы все процессуальные тонкости данной процедуры до конца, то ни в коем случае не дал бы своего согласия на это. Оцените обоснованность доводов, содержащихся в жалобах Какое решение должен принять суд апелляционной инстанции? Аргументируйте свой ответ. Вариант IV для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «Р» до «X» включительно Задача 1 Руководитель следственного органа, в связи с расследованием уголовного дела по обвинению Алебастрова, Тишкова и Соломина в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ, направил следователю следующие письменные указания: 1. установить лиц, которым обвиняемые продавали похищенное имущество; 2. провести проверку показаний на месте с обвиняемым Тиш-ковым; 3. изменить квалификацию действий обвиняемых Алебастрова и Тишкова на п.п. «а», «г» ч.2. ст. 161 УК РФ; 4. отношении Соломина уголовное преследование прекратить в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. Следователь с полученными указаниями не согласился, выполнять их не стал и представил свои возражения прокурору. Проанализируйте действия руководителя следственного органа и следователя, дайте им оценку. Как должен поступить следователь? Задача 2 Свидетель Каримов по национальности узбек, плохо владеет русским языком. Следователь предложил ему дать показания на родном языке, объяснив при этом, что хорошо владеет узбекским языком, так как долгое время жил в Узбекистане. Каримов при допросе подробно рассказал о совершенном обвиняемым Л. убийстве, ответил на дополнительные вопросы. Следователь составил протокол допроса на русском языке и перевел его Каримову, после чего тот подписал его. Можно ли считать допустимыми доказательствами сведения, полученные в указанном порядке при допросе свидетеля Каримова? Назовите условия, при наличии которых доказательства признаются недопустимыми (приведите примеры из практики). Задача 3 В Верховном суде республики Татарстан было рассмотрено уголовное дело по обвинению Хайруллина в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК РФ. Судебное заседание проводилось с участием присяжных заседателей, которые Хайруллина оправдали, посчитав не доказанным факт его участия в совершении инкриминируемого преступления. Впоследствии государственный обвинитель внес на приговор суда в Верховный Суд РФ апелляционное представление, где указал на существенные нарушения закона, допущенные при рассмотрении данного уголовного дела. Так, в частности, отвечая на заданные вопросы, один из присяжных заседателей не сообщил, что когда-то сам был судим за аналогичное преступление, хотя его судимость уже давно погашена. Другой присяжный заседатель скрыл от стороны обвинения информацию о наличии у него высшего юридического образования. Помимо этого, прокурор отметил, что судебное заседание велось на татарском языке. Однако не все присяжные заседатели являлись этническими татарами, поэтому, хотя и постоянно проживали на территории республики, тем не менее, в достаточной степени не владели языком судопроизводства. А из этого следует, что присяжные заседатели не имели возможности в полной мере воспринимать происходящее в зале судебного заседания. И, наконец, прокурор указал, что по ходатайству стороны защиты в судебное заседание был вызван свидетель Сучков, который в присутствии присяжных заседателей сообщил, что располагает информацией о нахождении Хайруллина в момент совершения преступления в другом месте. Но при этом он не смог четко назвать суду источник своей осведомленности. И хотя председательствующий разъяснил присяжным заседателям о недопустимости использования данной информации, тем не менее, указанные сведения могли, по мнению обвинителя, существенным образом повлиять на характер вердикта. Оцените обоснованность доводов, содержащихся в представлении государственного обвинителя. Какое решение, по вашему мнению, должен принять суд апелляционной инстанции, рассмотрев данное уголовное дело? Аргументируйте свой ответ. Вариант V для студентов, фамилия которых начинается с букв от «Ц» до «Я» включительно Задача 1 27 ноября 2006 года следователь предъявил обвинение несовершеннолетнему Карасеву в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 167 УК РФ. Затем следователь вынес постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в отношении него меры пресечения — заключение под стражу. Адвокат обвиняемого заявил ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела положительных характеристик из школы, из ДЭЗа, из спортивной секции по плаванию, а также справки из ОДН о том, что несовершеннолетний Карасев не стоит на учете за совершение административных проступков и уголовных преступлений. Руководитель следственного органа поддержал ходатайство следователя. Допущены ли процессуальные нарушения порядка избрания заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего? Проанализируйте основания и обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения. Задача 2 Городской прокурор при изучении материалов уголовного дела, поступившего к нему с обвинительным заключением, обнаружил, что по результатам судебно-психиатрической экспертизы Васин, обвинявшийся в разбойном нападении, был признан вменяемым на момент совершения преступления. Вместе с тем врачи-психиатры констатировали, что Васин страдает олигофренией в степени легкой дебильности, стоит на учете у врача-психиатра с детского возраста, интеллект его невысок, он не всегда может правильно объяснить смысл услышанного и прочитанного. Тем не менее при предъявлении обвинения Васину и при ознакомлении с материалами уголовного дела защитник не присутствовал, так как Васин заявил следователю, что в его услугах не нуждается. Какое решение должен принять прокурор по уголовному делу? Раскройте процессуальные действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Задача 3 Судебной коллегией по уголовным делам Ярославского областного суда было рассмотрено апелляционное представление прокурора на оправдательный приговор районного суда области по делу Плотникова и Корнеева, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. В результате оправдательный приговор был отменен и уголовное дело направлено на новое судебное разбирательство в суд 1-й инстанции в другом составе. На данное апелляционное определение в президиум Ярославского областного суда поступили две кассационные жалобы защитников оправданных. Так, защитник оправданного Плотникова в своей жалобе указал, что представление прокурора касалось только необоснованного оправдания Корнеева, однако суд отменил приговор и в части оправдания его подзащитного. В свою очередь защитник Корнеева указывал на то, что за время, прошедшее с момента постановления приговора, государственный обвинитель попросил следователя раздобыть некоторые дополнительные материалы (определенные финансовые документы), подтверждающие виновность его подзащитного. Следователь провел выемку данных материалов, представил их прокурору, а тот — в обоснование своего представления сослался на них при кассационном рассмотрении дела. Помимо этого, защитник обращал внимание на тот факт, что суд апелляционной инстанции, исследуя существо прокурорского представления, вызвал и допросил в качестве свидетеля одного из судей, рассматривающих дело в 1-й инстанции, оставшегося в меньшинстве и написавшего особое мнение. И, наконец, надзорная жалоба содержала указания на то обстоятельство, что председательствующий в судебном заседании, огласив апелляционное определение, сказал обоим оправданным: «Ребята, я вижу, что вы тут натворили дел, поэтому добьюсь, чтобы вас засадили лет на восемь...». Оцените обоснованность доводов, содержащихся в кассационных Должен ли суд кассационной инстанции принять данные жалобы к ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1.Понятие уголовного судопроизводства, его назначение. 2. Понятие стадий уголовного процесса, их система. 3. Уголовно-процессуальное право: понятие, структура. 4. Уголовно-процессуальные правоотношения. 5. Источники уголовно-процессуального права. Действие уголовно- 6. Уголовно-процессуальная форма: понятие, значение. Единство и дифференциация уголовно-процессуальной формы. 7. Уголовно-процессуальные гарантии, их значение. 8. Исторические типы (формы) уголовного процесса. 9. Принцип состязательности сторон. 10. Презумпция невиновности. 11. Принцип уважения чести и достоинства личности. 12. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на 13. Уголовное преследование, его виды. 14. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или 15. Уголовно-процессуальные функции. 16. Суд, его полномочия. Состав суда. 17. Подсудность: понятие, виды, значение. 18. Прокурор в уголовном процессе. 19. Потерпевший, его процессуальное положение. Частный обвинитель. 20. Подозреваемый, его процессуальное положение. 21. Обвиняемый, его процессуальное положение. 22. Защитник, его процессуальное положение. 23. Гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. 24. Эксперт и специалист. Их процессуальное положение. 25. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. 26. Доказывание. Процесс доказывания, его элементы. 27. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Предмет доказывания по делам в отношении несовершеннолетних и по делам о применении принудительных мер медицинского характера. 28. Понятие доказательства, его свойства. 29. Классификация доказательств. 30. Показания обвиняемого и подозреваемого, их оценка. 31. Показания свидетеля и потерпевшего, их оценка. 32. Заключение и показания эксперта, их оценка. Заключение и показания специалиста. 33. Вещественные доказательства. 34. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы. 35. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения. Иные меры уголовно-процессуального принуждения. 36. Задержание: основания, порядок. Гарантии прав личности при задержании. 37. Понятие и виды мер пресечения. Основания применения мер пресечения. 38. Залог. 39. Подписка о невыезде. 40. Заключение под стражу. 41. Процессуальные издержки. 42. Реабилитация. 43. Поводы и основание к возбуждению уголовного дела. 44. Подследственность: понятие и виды. 45. Привлечение в качестве обвиняемого. Изменение обвинения на 46. Дознание. 47. Понятие и виды следственных действий. Общие правила 48. Предъявление для опознания. 49. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент. 50. Обыск, выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. 51. Контроль и запись переговоров. 52. Допрос, его виды. Очная ставка. Проверка показаний на месте. 53. Производство судебной экспертизы на предварительном следствии. 54. Приостановление предварительного следствия. 55. Основания и порядок прекращения уголовного дела на предварительном следствии. 56. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением и ознакомление участников производства с материалами предварительного следствия. 57. Обвинительное заключение. 58. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. 59. Предварительное слушание: основания проведения, процессуальный порядок, виды принимаемых решений. 60. Пределы судебного разбирательства. 61. Осуществление правосудия на основе непосредственности и устности в неизменном составе суда. 62. Подготовительная часть судебного заседания. 63. Cудебное следствие 64. Прения сторон и последнее слово подсудимого. 65. Приговор. Свойства приговора. Требования, предъявляемые к приговору. 66. Вопросы, разрешаемые при постановлении приговора. 67. Виды приговоров, структура приговора. 68. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. 69. Особенности производства у мирового судьи. 70. Особенности судебного следствия и прений в суде присяжных. 71. Формирование коллегии присяжных заседателей. Особенности подготовительной части судебного заседания в суде присяжных. 72. Вердикт коллегии присяжных, его процессуальное значение. 73. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела. 74. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. 75. Основания отмены или изменения судебного решения в проверочных стадиях уголовного судопроизводства. 76. Стадия исполнения приговора. 77. Производство в надзорной инстанции, отличие от кассационного производства. 78. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых 79. Особенности производства по делам несовершеннолетних. 80. Особенности производства по делам о применении принудительных мер медицинского характера. 81. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. 82. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Общекультурные компетенции ОК-1 – ОК-12 и профессиональные компетенции ПК-2 – ПК-19 не могут быть сформированы только при изучении одной какой-то темы. Для этого необходимо освоение всего курса уголовного процесса в совокупности с другими дисциплинами программы, а также с изучением практики судебных и следственных органов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|