Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 33 страница




Свойство компенсации одних способностей при помощи раз­вития других открывает неисчерпаемые возможности перед каж­дым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совер­шенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (кон­структорской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и дости­жения. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Выяснив, какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной деятельности, можно ответить на вопрос, в большей или меньшей степени они развиты у человека по сравнению с его товарищами по работе и учебе.

Количественная характеристика способностей. Проблема коли­чественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX — начале XX в. ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) под влиянием требований, вы­званных необходимостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложением выяв­лять уровень способностей обучающихся. Тем самым предполага­лось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни.

В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. С их помощью в ряде стран (США, Великобритания и др.) осуществляется опре­деление способностей и производится сортировка учащихся в школах, замещение офицерских постов в армии, руководящих должностей в промышленности и т.д. В Великобритании, напри­мер, по результатам тестирования производят зачисление в так называемые грамматические школы, дающие право на поступле­ние в университет.

По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков. Вот, к примеру, тест, используемый в английской школе для выяснения умственных способностей одиннадцатилетних детей. Испытуемому задают вопрос: «Петр выше Джеймса, Эдвард ниже Петра. Кто выше всех?» - предлагают подчеркнуть нужный ответ: «1) Петр; 2) Эдвард; 3) Джеймс; 4) не могу сказать». Другой

тест: испытуемый должен из пяти слов выбрать одно, наиболее непохожее на все остальные: «красный, зеленый, голубой, мок­рый, желтый»; «или, но, если, сейчас, хотя» и т.п. Обычно тесты сводятся в батарею тестов, нарастающих по сложности. Среди тестов могут быть не только словесные (вербальные) испытания, но и всевозможные «лабиринты», «головоломки» и т.д.

После того как дети закончили решать батарею тестов, резуль­таты подсчитывают стандартизированным путем, т.е. подсчиты­вают количество очков, которые набрал каждый испытуемый. Это дает возможность определить так называемый коэффициент умственной одаренности (IQ). При определении исходят из того, к примеру, что средняя сумма очков для детей одиннадцати с половиной лет должна приближаться к 120. Отсюда делается вывод, что любой ребенок, набравший 120 очков, имеет умствен­ный возраст одиннадцати с половиной лет. На этом основании вычисляется коэффициент умственной одаренности:

Если бы, например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков (120) набрали два ребенка (десяти с половиной и че­тырнадцати лет) и, таким образом, умственный возраст каждого был бы приравнен к одиннадцати с половиной годам, то коэффи­циент умственной одаренности детей был бы вычислен следую­щим образом:

Коэффициент умственной одаренности выявляет количест­венную характеристику способностей, якобы, некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence).

Однако научный психологический анализ обнаруживает, что этот коэффициент умственной одаренности является фикцией. В действительности описанная выше сумма приемов выявляет не интеллектуальные способности человека, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми, как уже было подчеркнуто, не следует смешивать способности. Динамика при­обретения знаний и навыков, составляющая сущность способностей, остается при этом невыявленной. К тому же очевидно, что наилуч­шие результаты обнаружит учащийся, который был специально подготовлен учителями, репетиторами или родителями. А это уже зависит от экономического положения семьи.

Из этого не следует, что количественная характеристика и из,-мерение способностей невозможны и что использование различных диагностических тестов заведомо нежелательно. Задача выяв­ления уровня способностей остается актуальной и при отборе детей, чьи умственные способности вследствие врожденных поро­ков развития мозга не позволяют учиться в обычной школе, и при отборе самых способных к математике детей для обучения в спе­циализированной школе, и при отборе летчиков и космонавтов, и т.д. И в этом смысле не могут вызывать возражения ни короткие испытания, ни попытки количественно выразить их результаты.

Критикуя использование тестов умственной одаренности, выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать, например, и о том, что ребенок не имеет соответствующих знаний и умений и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой, а в процессе обучения, т.е. в постоянном общении со взрослыми. Поэтому-то, что ребенок пока еще не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого. А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Исходя из этого, Л.С. Выготский предложил не ограничиваться простым однократным исследованием, а произво­дить исследование дважды. Первый раз выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй — как решает с помощью взрослого. Не оценка самостоятельного решения задачи, а рас­хождение между результатами самостоятельного решения и реше­ния с помощью взрослого становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. И если ребенок не сумеет решить задачу, посильную для его сверстников, ни самостоя­тельно, ни с помощью взрослых, тогда есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Описанный вы­ше путь выявления уровня способностей был обозначен Л.С. Выготским как метод определения зоны ближайше­го развития.

Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. Итак, самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. На­блюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив ее, тем не менее продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно делать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей. Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удастся смоделировать важ­нейшие условия развития человека и уловить динамику при­обретения знаний и умений, то такие испытания позволят до­статочно быстро измерять и выражать количественно уровень способностей человека и тем самым оказывать помощь практике.

2. Структура Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), способностей которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (осо­бенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомото-рике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свой­ство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность пси­хических качеств, имеющих сложную структуру.

Способности и деятельность. Структура совокупности психиче­ских качеств, которая выступает как способность, в конечном сче­те определяется требованиями конкретной деятельности и являет­ся различной для разных видов деятельности.

Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обо­бщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих мате­матических действий (многозвеньевая последовательность рассуж­дений заменяется короткой связью, вплоть до почти непосред­ственной связи между восприятием задачи и ее результатом), способность обратимости мыслительного процесса (т.е. способ­ность к легкому переходу от прямого к обратному движению мысли), гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Даже если принимать во внимание широкие возможности компенсации и замены одних компонентов другими, знание специфической структуры профессиональных специальных способностей чрезвычайно важно для педагога, призванного учитывать способности в процессе обучения и в слу­чаях их отсутствия при недостаточной выраженности формировать необходимые качества для личности ребенка.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структу­ру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее поло­жение, некоторые — вспомогательное. Так, в структуре педагогиче­ских способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на пра­вах подструктуры, и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.

Общие и специальные способности. Изучая конкретно-психоло­гическую характеристику различных способностей, мы можем выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способ­ностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способ­ности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.

Способности и типология людей. Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные психологические проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характери­зующие принадлежность к одному из трех типов людей.

Для художественного типа свойственна яркость образов, воз­никающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принад­лежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное — представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников (живописцев, скульпторов, музыкантов, актеров и т.д.) имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперировани­ем абстрактным материалом, понятиями, математическими выра­жениями и др. Легко понять, какой обширный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание и т.д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок для успешного овладения деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к худо­жественному типу не означает слабость интеллектуальной деятель­ности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преоб­ладании образных компонентов психики над мыслительными.

Есть основания полагать, что различия в типологии способ­ностей связаны с функциональной асимметрией больших полу­шарий, где правое полушарие «ответственно» за образное мыш­ление, а левое - за символическое.

Итак, структура каждой конкретной способности как готов­ности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные.

3. Талант, его Общественно-историческая природа таланта. Высшую ступень развития способностей называют и структура талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоя­тельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую дея­тельность.

Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей.

Нельзя ставить знак равенства между талантом как потен­циальной возможностью создания значительных ценностей в нау­ке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих возмож­ностей в продуктах материальной и духовной культуры общества. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особен­ностей конкретных задач, которые стоят перед государством. В период войн бурно развиваются полководческие таланты, в мирное время - инженерные, конструкторские и т.д.

Структура таланта. Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Между тем, именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта. С середины 20-х до конца 50-х годов группа московских психологов проводила эксперименты с уже упомянутым испытуемым С.Ш. (см. гл. 6), обладавшим феноменальной памятью. Удивительные мнемические способности С.Ш. не вызывали ни у кого сомнений. Однако они не нашли в конечном счете никакого применения (кроме демонстрирования на эстраде). В созидательной деятельности человека память - это лишь один из факторов, от которого зависят успешность и продуктивность творчества. Не в меньшей степени они зависят от гибкости ума, наличия богатой фантазии, сильной воли, глубоких интересов и других психологических качеств. С.Ш. не развил у себя других способностей, кроме способности запоминать, и поэтому не достиг успехов в твор­честве, которые соответствовали бы его удивительному даро­ванию.

Конечно, хорошо развитая память — важная способность, отвечающая требованиям многих видов деятельности. Число замечательных писателей, художников, композиторов, политиче­ских деятелей, обладавших редкой памятью, весьма велико: А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, И.И. Левитан, Н.Н. Ге, СВ. Рахма­нинов, М.А. Балакирев, А.В. Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и ориги­нально (т.е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.

Итак, талант настолько сложное сочетание психических ка­честв личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психоло­гические исследования, может быть с успехом Компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в слож­ный ансамбль качеств таланта.

Структура таланта определяется в конечном счете характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спор­тивная, военная и т.д.). Поэтому составляющие талант способ­ности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиакон­структора.

Как известно, психологический анализ выделяет в способно­стях более общие и более специальные качества. Психологи­ческий анализ таланта, в свою очередь, позволяет выделить общие структуры способностей. Они выступают как наиболее харак­терные группировки психических качеств, обеспечивающие воз­можность осуществления на самом высоком уровне многих видов деятельности. Этот анализ был осуществлен при изучении детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам умственной деятельности. (Понятие «одаренность» употребляется здесь как тождественное понятию «талант», но более удобное именно для характеристики детей. Деятельность ребенка, принимая во внима­ние его возраст, отличается весьма относительной успешностью, самостоятельностью, оригинальностью.) Среди таких детей был и ученик V класса Саша К., который в возрасте семи лет поступил в IV класс, где не только блестяще учился, но создал своего рода труд, содержащий систематическое описание птиц, живущих в СССР; в работе было 314 страниц и огромное количество рисунков (исследования Н.С. Лептеса).

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в сово­купности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность личности, которая может быть выделена таким обра­зом, — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Вторая особенность личности высо­коодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключа­ется в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслитель­ных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной дея­тельности.

Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственной одаренности, по свидетельству многочисленных пси­хологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющего большинства таких ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Если же говорить о специфических различиях в ода­ренности, то они обнаруживаются главным образом в направлен­ности интересов. Один ребенок после какого-либо периода иска­ний останавливается на математике, другой — на биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, чет­вертый — историей и археологией и т.п. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия дан­ных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности включает ансамбль приведенных выше качеств личности и дополняется рядом спо­собностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характери­зуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражения их формальной структуры (при этом конкретное содержание задачи как бы выпа­дает и остаются голые математические соотношения, своего рода очищенный от всех конкретных значений «скелет»); способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий - нахождение за различными частными деталями общих принципов; способность к свертыванию система­тических рассуждений и действий, когда вся многозначная струк­тура рассуждения при решении задачи заменяется конкретным указанием на последовательность математических действий (ис­следования В.А. Крутецкого).

Талант и мастерство. Талант в совокупности его общих и спе­циальных качеств — это, как было сказано, не более чем возмож­ность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не само мастерство. Для того, чтобы стать мастером (т.е. добиться совершенства в осуществлении конкретной деятель­ности — профессии педагога, врача, монтажника, летчика, писате­ля, гимнаста, шахматиста и т.п.), надо много трудиться. Талант не освобождает от труда, а предполагает большой, творческий, на­пряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего челове­чества была бесспорной, всегда — без исключения - титаны труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.

В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходи­мый комплекс умений и навыков, без которого никакое твор­чество невозможно.

В процессе творческой деятельности важную роль играют моменты особого подъема сил, психическое состояние вдохновения.

Оно издавна считается неотделимой принадлежностью таланта. Нет никаких оснований противопоставлять вдохновение в твор­ческой деятельности труду, составляющему его основу. Вдохно­вение — это не наитие, не откровение, а момент в творчестве, возможный только в том случае, если он подготовлен трудом. Вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность вни­мания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на реше­нии какой-то капитальной проблемы в научном, художественном или техническом творчестве.

Если талант - это возможность, то мастерство - это воз­можность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство ~ это проявление талантливости человека в деятельности. Мастер­ство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квали­фицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи. Справедливо говорят: «Мастерство - это когда что и как приходят одновременно», тем самым подчеркивая, что мастерство устраняет разрыв между осознанием существа творческой задачи и нахожде­нием способов ее решения.

4. Природные Ошибочность фаталистического взгляда на способно-предпосылки сти. Правильное понимание сущности способно-способностей человека предполагает выяснение вопроса об и таланта их отношении к мозгу - субстрату всех психичес­ких процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально-психические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируется в жиз­ни и деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате взаимодействия с действительностью и активной дея­тельности человеческий мозг начинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально-психологические качества и особенности (в том числе и способности). В таком смысле и следует понимать принятое в психологии положение, что способ­ности не являются врожденными.

Защита этой точки зрения - необходимое условие борьбы за научное понимание личности человека и его способностей. Еще Платон утверждал, что способности являются врожденными и что все знания, которыми пользуется человек — это его воспоминания о пребывании в идеальном мире «абсолютных знаний». Учение о врожденности способностей проникает в богословскую догматику. В XVII в. в трудах французского философа Декарта подобный подход фигурирует в качестве учения о «врожденных идеях».

Следует иметь в виду, что ошибочное мнение, согласно которому способности даны человеку от рождения готовыми, распространено и у нас среди некоторой части родителей и даже педагогов. Это мнение является не столько порождением психо­логических и педагогических теорий, сколько результатом пси­хологической и педагогической малограмотности. Иногда оно превращается в своего рода ширму педагогической пассивности и беспомощности некоторых воспитателей. По существу, эта удобная «психологическая гипотеза» (способности — готовый дар природы) освобождает от необходимости задумываться над при­чинами неуспеваемости того или иного ученика и принимать действенные меры к их устранению.

Таким образом, отвергая концепцию врожденности способно­стей, психология выступает прежде всего против фатализма -представления о роковой предопределенности способностей чело­века природным фактором.

Задатки как природные предпосылки способностей. Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности (чаще группы, целого куста профессий, специальностей, видов трудовой активности и т.д.). Эти морфологические и функциональные особенности строения моз­га, органов чувств и движения, которые выступают в качестве при­родных предпосылок развития способностей, называются задатками.

Рассмотрим соотношение между способностями и задатками на конкретном примере. Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоняние — особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет, ведь всякая способность — это способность к чему-то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ряду деятельностей. В противном случае само слово «способность» становится бессмысленным. Поэтому подоб­ная особенность нервно-психической организации человека оста­ется безликим задатком. Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными ощущениями, исторически сложатся в человече­ском обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятель­ности изберет для себя человек и получит ли он в условиях этой деятельности возможности для развития указанных задатков. Но если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужны именно особо тонкие обонятельные ощущения, и если данный конкретный человек имеет соответствующие природные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить у себя соответствующие способности. Например, есть редкая и ценная профессия — парфюмеры, которые могут быть названы «компо­зиторами ароматов». В стране их немного - около тридцати человек. Основная их задача - создавать оригинальные ароматы, подготовляя серийный выпуск новых сортов духов. Разумеется, профессиональные способности этих людей представляют собой результат развития задатков, которые заключаются в особенностях строения и функционирования обонятельного анализатора. Но сказать про одного из представителей этой профессии: «Он прирожденный парфюмер» — можно, только выражаясь, что на­зывается, фигурально, так как мозг его не содержит предопре­деления жизненного пути, профессии, способностей.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

В области изучения природы и сущности задатков наука делает первые шаги. Негативный материал, относящийся к ука­занной проблеме, пока преобладает над позитивным — существует гораздо больше научных данных о дефектах задатков, чем о струк­туре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжелых врож­денных или приобретенных в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект задат­ков, становящийся тормозом развития способностей.

В настоящее время можно говорить о большей или меньшей продуктивности гипотез, касающихся сущности природных пред­посылок развития способностей. Не подтвердилась высказанная Ф. Таллем гипотеза о существовании связи между отдельными анатомическими особенностями мозга и способностями. Хотя предположение Ф. Галля о строгой локализации в больших полушариях мозга качеств ума, талантов и способностей давно отвергнута наукой и стала достоянием истории, в обыденном сознании до сих пор сохранились представления, что якобы существует закономерная связь между величиной мозга и спо­собностями человека. Индивида с высоким лбом в условиях меж­личностного восприятия заведомо наделяют умом, ожидают от него разумных суждений и решений и оказываются глубоко разочарованными, если ожидания не оправдываются. Напротив, индивид с низким лбом встречает неблагоприятный прогноз по отношению к умственным способностям, хотя, как правило, эти предсказания не подтверждаются наблюдением за проявлениями его интеллекта.

Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как способности, могут локально размещаться в определенных участках мозга, отражало ранний этап физио­логических и психологических знаний и было начисто отвергнуто в дальнейшем. Современная физиология свидетельствует, что в коре мозга локализуются многочисленные психические функ­ции. Предполагают, например, что центр речевых движений рас­полагается в задней части третьей лобной извилины левого полушария, центр понимания речи находится в другом месте — задней трети верхней височной извилины того же левого полушария. И если принять во внимание, что человеческая речь — результат сложного взаимодействия ряда отделов мозга, то нет оснований предполагать, что способности человека, связанные с речевой деятельностью, могут быть строго локализованы в од­ном каком-нибудь участке мозга.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных