Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I.Модель структуры опосредованной коммуникации




 

Известно, что большую часть времени человек проводит в ситуации опосредованного общения. В свя­зи с этим одной из актуальных проблем представляет­ся выявление различий между коммуникацией в меж­личностном и опосредованном варианте. Нами было показано принципиальное различие этих двух видов коммуникации [Матвеева, 2000].

На основе изучения имеющихся базовых моделей коммуникации мы выделили единицу анализа процес­са общения — коммуникативный акт, рассмотрели наиболее существенные изменения, происходящие в структуре коммуникативного акта на всех уровнях взаимодействия в связи с его опосредованием маши­ной, а именно:

1. Изменение численности партнеров, одновремен­но вступающих в общение.

2. Усиление роли образной регуляции коммуника­тивного взаимодействия в случае опосредования.

3. Возрастание количества факторов, влияющих на характер сообщения, форму, выбор вербальных и об­разных кодов, которые используются для построения сообщения и расстановки смысловых акцентов. В на­шей структурной модели коммуникативного акта в условиях опосредования мы выделяем семь факторов, которые могут влиять на коммуникативное сообщение: фактор личностных характеристик коммуникатора; фактор социальных ролей и этических норм коммуни­катора; фактор стиля управления коммуникативной кор­порацией; фактор статуса коммуникативной организа­ции в ряду других корпораций; фактор, обусловленный влиянием групп, финансирующих коммуникативную организацию; фактор государственного или обществен­ного регулирования деятельности коммуникативных корпораций; фактор идеологического влияния доминирующего менталитета в обществе.

 

4. Использование коммуникатором информацион­ных технологий позволяет сделать процесс взаимодей­ствия на разных уровнях более интенсивным и уплот­нить информационное сообщение в пространственно-временных координатах.

5. Построение категориальных структур (КС) как моделирование процесса создания элементов субъек­тивной реальности.

6. Применение в телекоммуникации самых эффек­тивных форм взаимодействия с человеком с точки зре­ния влияния на его образование, систему ценностей, состояние воображения и воли, предопределяющих принятие решения в условиях свободного выбора.

7. Визуализация телевидением желаемого аудито­рией образа человека («харизматическая личность»), который становится для зрителей «значимым другим», опосредующим усвоение норм, ценностей и языка в общении с телеперсоной.

По нашему мнению, структуру процессов общения в опосредованной коммуникации можно представить как трехуровневую систему взаимодействия индиви­дуального и коллективного сознания, напоминающую вложенных друг в друга «матрешек».

На первом уровне (надсознательном или уровне менталитета) взаимодействуют:

а)социальный заказчик коммуникативного взаимо­действия и коммуникативная корпорация;

б) общность зрителей как коллективный партнер по коммуникации.

На втором уровне взаимодействие осуществляется в квазиреальности реконструкции образа мира партне­ра по общению при этом во взаимодействие вступают:

а) творческий коллектив коммуникативной корпо­рации;

б) социально-психологические характеристики

аудитории.

На третьем уровне — в квазиреальности межлич­ностного общения — взаимодействуют:

а)личностные характеристики коммуникатора, особенности самоотношений и самоактуализации в общении, когнитивно-коммуникативного стиля дея­тельности, особенности коммуникативного реперту­ара во взаимодействии с героями или участниками передачи;

б)индивидуальные особенности восприятия теле­визионной аудитории и понимание целей и содержа­ния передачи, характер «контакта» с героями переда­чи, отношения к авторам передачи.

 

 

В связи с тем что коммуникативный акт как для производителей информации в СМК, так и для потре­бителей информации протекает в виртуальном про­странстве, образ партнера по общению реконструиру­ется зрителем (потребителем) из самого сообщения (ассоциируется с лицом на экране), авторы же (произ­водители) произвольно формируют образ зрителя.

В силу этого возникают огромные возможности для манипулирования сознанием и поведением множества людей. Одним из психологических эффектов в такой ситуации является разрушение границы между индиви­дуальным и коллективным сознанием, что может про­явиться в «размывании» четко отделенных прежде соци­альных и межличностных ролей, важных для формиро­вания субъективной картины мира: сближение образа мужского и женского, «размывание» понятий «детства» и «взрослости», принижение образа политического ли­дера до уровня рядового члена общества и т. д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных