Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Г.В. Миронова, Астрахань




Ценность (или вершина развития в акмеологическом понимании) личности определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами: куда развивается личность, какова направленность ее развития - и насколько она в этом направлении продвинулась. В разное время и разные специалисты дают разные ответы на этот вопрос следующими возможными направлениями развития: 1) путь святости, 2) путь реализации предназначения, 3) путь нравственности, личное служение людям и обществу, 4) путь реализации социальных и деловых проектов, 5) путь личной деловой успешности, 6) путь гармонии с близкими, 7) путь личной гармонизации, обретение личного счастья и 8) путь максимального развития своих возможностей и способностей.

Первый, третий, четвертый и пятый пути - эти пути предполагают иерархически развитую личность. Для христианина и иудея вершиной развития личности является святость - уподобление божественной чистоте, образу и подобию Божьему. По структуре личности - это иерархически развитая личность. Для светского человека европейской культуры вершиной развития личности обычно представляется самоактуализация, однако самоактуализация по К. Роджерсу и самоактуализация по А. Маслоу - это две существенно разные вершины. Самоактуализация как вершина развития по К. Роджерсу (в его терминах - полноценно функционирующий человек) - процесс движения по пути, которое выбирает человеческий организм, когда он внутренне свободен, развиваться в любом направлении. Обычно это сопровождается возрастающей открытостью к опыту, стремлением жить настоящим, доверием к своему организму - высоким уровнем душевного здоровья. То есть в первую очередь высокое душевное здоровье и некоторое личностное здоровье. Это, повторим, вершина личностного развития по К. Роджерсу. Самоактуализация по А. Маслоу - это гораздо выше и труднее. Это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность.

Шестой, седьмой и восьмой пути - эти пути предполагают гармонически развитую личность. В советской культуре вершиной считалось всестороннее и гармоничное развитие личности. Имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности, как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску. Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей. Путь к этому - самосовершенствование.

При всем разнообразии направлений развития своей личности людей волнует вопрос о главном направлении, и, возможно, вершине развития личности. Чему главному должно быть подчинены все разнообразные развития? Единого ответа, похоже, нет. Разные психологические школы дают разный ответ на этот вопрос.

Остановимся на гештальт-терапии и Синтон-подходе. Для гештальт-терапии оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой.

Для Синтон-подхода, каждая личность затачивается под определенный круг задач, где она достигнет максимальных результатов. Это - личностная специализация, которая проявляется в трех основных - самоактуализация, отношения с людьми и деловая успешность.

Личностный рост и развитие личности - это достаточно разные вещи, но иногда их путают. Ростом называют количественные изменения, и если в процессе изменений чего-то у человека становится больше (уверенности, силы, скорости реакции), но эти изменения происходили изнутри, естественно - говорят о процессе личностного роста. Так, например, все дети в силу естественного биологического созревания и забот родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению. Это - естественный, или пассивный личностный рост. Конечно, в процессе роста происходят качественные скачки – превращения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.). Однако эти превращения - не естественный рост в чистом виде, реальные Маугли остаются только зверенышами, сами по себе в человека дети не превращаются. Ребенок превращается в человека только при условии воспитывающего влияния человеческой культуры. Соответственно, это уже был не только рост, это уже было - развитие человека и личности. Развитием называют качественные изменения, и если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности.

В практике источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне: мальчик был невоспитанным, с ним позанимались - и мальчик стал другим - воспитанным. Девушка была необразованной, но пошла в школу, училась, и стала - девушкой образованной. Соответственно, можно дать другой, более практичный критерий отличия роста от развития: рост происходит изнутри, из себя, развитие же - результат специального влияния извне. Соответственно, личностный рост - это увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. В отличие от личностного роста, происходящего преимущественно изнутри, естественно, развитие личности производится кем-то - самим человеком, его близкими или обществом. Если влияние извне на человека оказалось результативным, привело к качественным изменениям - развитие личности состоялось.

С другой стороны, рост - естественная база развития. Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база. И поэтому развивать постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом. Так, например, учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.

В современной культуре быть в какой-то мере личностью - уже шаблон и обязанность, так принято. Если человек имеет свое (какое-то, пусть маленькое, но свое) Я, свободен, самостоятелен и ответственен в рамках культурных шаблонов, на уровне принятых стандартов - это естественная личность. Есть ли у естественной личности - личностный рост? Есть, конечно, естественно. Все дети в силу естественного биологического созревания и заботам родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению... Это - естественный, или пассивный личностный рост: увеличение возможностей личности, определенное биологическими программами и культурными нормами общества.

Личностный рост - период жизненного пути личности, охватывающий чаще всего юность, молодость и зрелость, когда происходят качественные изменения (разворачивание) потенциала личности, способствующие более успешному решению жизненных задач и открывающие большее богатство жизненных перспектив. При этом выборы личности задает не она сама, а ее окружение. Самоопределяющаяся же личность делает выборы сама. Выбор направления развития начинается с выбора общей жизненной позиции.

Таким образом, можно утвердительно сказать, что только с позиций акмеологии можно рассмотреть комплексно, интегративно и системно развитие личности в период ранней юности (15-20 лет).

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных