Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания
Известный российский психолог Л. С. Выготский полагал, что в процессе формирования сознания можно выделить три последовательных процесса, тесно связанных между собой (рис. 18,10).
Первый из них заключался в инвертировании вектора взаимодействия человека и природы: уже на ранних стадиях своего развития человек при помощи орудий труда стал влиять на природу не меньше, чем она на него. Второй важный процесс — это переход от освоения внешней
Человек и природа
| Человек и его психика
| Человек и его речь
| 1. Воздействие природы на человека заменяется воздействием человека на природу.
2. Механизм воздействия на природу предполагает создание орудий труда и развитие функции материально го производства
| 1. В процессе овладения природой человек научился управлять и своей психикой. У него появились высшие психические функции и произвольная деятельность.
2. Возникновение специальных психологиче ских орудий воздействия на собственную психику (от зарубок на дереве до письменной речи)
| 1. Сначала в процессе совместной деятельности слова-приказы были обращены к другим людям.
2. Впоследствии человек научился направлять их на себя и управлять своим поведением. Этот процесс является формой интериоризации деятельности
| Рис. 18.10. Концепция Л. С. Выготского относительно движущих сил и этапов формирования сознания
среды к освоению собственной психики. Третьим важным процессом становления человека как разумного существа, по Л. С. Выготскому, явилось формирование и развитие речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|