Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Французская «новая волна». 13 страница




АНДЕРСОН (Anderson) Линдсей (1923 — 1994), английский режиссер кино и театра. Родился в Бангалоре (Индия) в семье офицера-шотландца, служившего в Индии. Окончил Оксфорд, после чего в 1947 стал одним из основателей и издателей просуществовавшего 4 года влиятельного кинематографического журнала «Сиквенс», выступавшего за социальную ангажированность кинематографа, против конформизма как идеологии, так и художественного языка послевоенного английского кино. В своих статьях он пропагандировал бунтарство Жана Виго, авторский, личный подход к созданию фильма Джона Форда и документалиста Хамфри Дженнингса. Вместе с К. Рейсом, Т. Ричардсоном и Г. Лэмбертом Андерсон организовал в Национальном кинотеатре просмотры короткометражных фильмов под названием «Свободное кино» как своих, так и других молодых режиссеров, снятых в манере «поэтического натурализма» (термин Т. Ричардсона), когда запечатление социальной реальности окрашено индивидуальным, личностным подходом автора. В этом духе сняты и собственные документальные фильмы Андерсона: «Вейкфилд Экспресс» (1953), «О, страна чудес» (1953), «Дети четверга» (1954), «Каждый день, кроме Рождества» (1956). В своем первом полнометражном игровом фильме «Эта спортивная жизнь» (1963) Андерсон соединяет социальный реализм с эмоциональным личностным конфликтом (во многом почерпнутом из «Дороги» Феллини). В дальнейшем он избирает путь социальной сатиры с элементами театрализации. Такова его трилогия, объединенная одним персонажем, которого играет М. Макдауэлл: «Если...» (1968, Золотая пальмовая ветвь МКФ в Канне), «О, счастливчик!» (1973) и «Больница «Британия» (1982). Если в первом фильме бунт учеников закрытой частной школы лишь в финале принимает фантастические очертания, то в «Счастливчике», своеобразном плутовском романе о злоключениях молодого конформиста, и в «Больнице», аллегории современного английского общества, элементы сатирического заострения доходят до гротеска.

ШЛЕЗИНГЕР (Schlesinger) Джон (1925 - 2003), английский режиссер. Родился в Лондоне. Окончив Оксфорд, играл в 1950-е годы характерные роли в театре и кино. Работал режиссером на Би-Би-Си. «Золотой лев» Венецианского фестиваля за 45-минутный документальный фильм «Терминал» о жизни большого лондонского вокзала позволил ему снять первую игровую картину «Такая вот любовь» (1962, «Золотой медведь» МКФ в Берлине) о трудных первых годах молодой рабочей семьи из индустриального города английского севера. Начав в духе социального реализма, характерного для «свободного кино», Шлезингер одним из первых ощутил изменение духа времени, сопутствовавшее превращению послевоенного английского общества в «общество потребления», где доминируют фантазии обладания и самореализации. Таким фантазером выведен юный клерк из похоронной конторы в фильме «Билли-лжец» (1963), не решающийся, тем не менее, сделать первый шаг к осуществлению своих фантазий — уехать с любимой девушкой в Лондон. Моральную сомнительность пути к воплощению подобного рода фантазий продемонстрировала «Дорогая» (1965), история возвышения фотомодели. Апатию, охватившую английское общество в начале 1970-х годов, Шлезингер тонко отразил в фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971), который можно воспринимать как метафорическую картину горького пробуждения после бума 1960-х годов, когда англичане вдруг увидели, что живут в захудалой стране, где люди согласны «хоть на половину куска». Фильм повествует о переживаниях пожилого доктора-гомосексуалиста и интеллигентной молодой женщины, которые, как выясняется, делят одного любовника, в конце концов, бросающего обоих и уезжающего в Америку. В США незадолго до этого отправился и сам режиссер, снявший там свой наиболее известный фильм «Полуночный ковбой» (1969, премия «Оскар за фильм и режиссуру). Тему компенсации жизненных разочарований в тепле межчеловеческих отношений впечатляюще воплотили Д. Войт и Д. Хофман в ролях двух неудачников-бродяг, отторгнутых большим городом. Во многом благодаря Хофману успех сопутствовал политическому триллеру «Марафонец» (1976). Мастерски сделанная экранизация жестокой сатиры Н. Уэста на Голливуд 1930-х годов «День саранчи» (1975) оказалась слишком академичной для кассового успеха. В 1980-90-е снимает кино в самых различных жанрах: драму «Англичанин за границей» (1984) о встрече в Москве бывшего шпиона Гая Берджеса из группы Кима Филби с Корэл Браун актрисой театра «Олд Вик», мистический триллер «Верующие» (1987); мелодраму «Мадам Сузацка» (1988) — историю обучения и воспитания подростка-индейца эксцентричной бывшей пианисткой(Ширли Маклэйн — премия «Золотой глобус», приз МКФ в Венеции за лучшую женскую роль); триллеры «Тихоокеанские высоты» (1990), «Невинные» (1993); комедию «Лучший друг» (2000) с Мадонной в главной роли.

БРУК (Brook) Питер (р. 1925), английский режиссер театра и кино. Родился в Лондоне. Двоюродный брат Валентина Плучека. Студентом Оксфорда в 1943 снял свой первый любительский фильм «Сентиментальное путешествие» (по Л. Стерну). В том же году осуществил свою первую театральную постановку: «Др. Фауст» К. Марло. Выдающийся театральный режиссер, глава основанного им в 1970 в Париже Международного театрального центра, Брук лишь изредка обращается к кинорежиссуре, в основном, создавая экранные версии своих знаменитых сценических постановок, таких как «Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное пациентами Шарантонского сумасшедшего дома под руководством маркиза де Сада» (сокращенно: «Марат/Сад» (1967)), «Король Лир» (1969), «Трагедия Кармен» (1983), «Махабхарата» (1989). Из его киноработ наибольшую известность получила экранизация романа У. Голдинга «Повелитель мух» (1956), в которой попавшие на необитаемый остров школьники, быстро утратив поверхностный слой цивилизации, воспроизводят первобытную структуру отношений в группе.

РЕЙШ Карел (Рейс, Reisz) (1926 — 2002), английский режиссер и продюсер. В возрасте 12 лет перед немецким вторжением был переправлен родителями в Англию (сами они погибли в концлагере). В конце войны служил пилотом в чешской эскадрилье, затем изучал химию в Кембридже. В конце 40-х годов занялся кинокритикой, публикуясь в журнале «Сиквенс», издававшемся киноклубом Оксфордского университета. В 1953 выпустил ставшую классической книгу «Техника киномонтажа», не столько техническое руководство, сколько исследование эстетической функции монтажа. Вместе с Л. Андерсоном и Т. Ричардсоном Рейс стал одним из лидеров группы «свободное кино», провозгласившей «доверие к действительности» и «поэтический отклик на предмет изображения» в качестве основы для построения нового английского кинематографа. Начав с короткометражных лент «Мамочка не позволяет» (1955, совместно с Т. Ричардсоном) и «Мы — парни из Ламбета» (1959), Рейс продолжил свое исследование жизни «простых людей» революционным для своего времени фильмом «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960), где впервые в послевоенном английском кино героем становится бунтарски настроенный молодой рабочий, темпераментно и достоверно сыгранный А. Финни. В фильме «Морган: подходящий клинический случай» (1966) режиссер выводит левака-шизофреника, предвосхищая политические эксцессы «молодежной революции» 1968, а в кинобиографии А. Дункан «Айседора» (1968) изображает танцовщицу-босоножку как предшественницу современных хиппи. Кризис английского кино 70-х годов вынуждает Рейса работать в США, где он подтверждает свой высокий профессиональный уровень, но не создает ничего выдающегося. Снова заговорили о режиссере лишь в 1981 в связи с его экранизацией романа Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта», где М. Стрип и Дж. Айронс сыграли две параллельные истории любви: гувернантки и викторианского джентльмена, социально неприемлемую для середины прошлого века, но заканчивающуюся «хэппи эндом», и актеров, играющих эти роли, но, несмотря на сексуальную свободу 20 века, вынужденных расстаться после съемок.

РАССЕЛ (Russell) Кен (р. 1927), английский режиссер. Родился в Саутгемптоне (Англия). Окончив морской колледж, плавал на торговых судах, затем служил в авиации. В 1950 стал балетным танцовщиком, в 1951 присоединился к драматической труппе. Окончив курс фотодела в техническом колледже, работал фотографом. Снял несколько любительских короткометражных фильмов, открывших ему дорогу на телевидение Би-Би-Си, для которого он в дальнейшем снял несколько фильмов-биографий известных композиторов. В полнометражном кино дебютировал в 1963 эксцентрической комедией «Французская отделка». Известность ему принесла экранизация романа Д. Лоуренса «Влюбленные женщины» (1969), где в полной мере проявилась режиссерская манера Рассела, художника столь же талантливого, сколь и намеренно вульгарного, отлично знающего, какого эффекта он хочет добиться, и использующего для этого все способы, включая безвкусицу на грани китча. Рассел соединяет темы и сюжеты «авторского» кинематографа с языком «попкультуры», проявляя с одной стороны — безудержную фантазию и темперамент, с другой — намеренное упрощение сложного, подавая его в формах, выглядящих подчас анекдотично и пародийно. Скажем, следующий свой фильм о Чайковском «Любители музыки» (1971) он описал как «историю любви между гомосексуалистом и нимфоманкой». Так же грубо, но визуально эффектно сняты и другие кинобиографии: «Малер» (1974), «Листомания» (1975), «Валентино» (1977). Стиль Рассела, во многом предвосхитивший сюрреалистические визуальные метафоры видеоклипов с их китчевой броскостью, максимально раскрылся в рок-опере «Томми» (1975), истории ставшего слепоглухонемым после психической травмы юноши, преуспевшего в состязании с игральными автоматами, а после исцеления превратившегося в харизматическую «суперзвезду», мессию от поп-культуры. После выделения видеоклипа в отдельный жанр «попсовая» барочность Рассела стала выглядеть несколько архаично, равно как и непочтительное изображение классиков в атмосфере постмодернистской стилизации. Поэтому поздние его фильмы, вроде «Готики» (1987) с Байроном и Шелли, и «Последнего танца Саломеи» (1988) с Оскаром Уайльдом успеха не имели. В 1990-е гг. много работал на ТВ. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Большой приз Высшей технической комиссии» за 1974 год.

РИЧАРДСОН (Richardson) Тони (1928 — 1991), английский режиссер кино и театра. Настоящее имя — Сесил Антонио. Родился в Шипли (Англия). Окончив Оксфорд, начал карьеру как театральный режиссер и продюсер на Би-Би-Си. Участвовал в движении «свободное кино», утверждавшее стиль, названный им «поэтическим натурализмом», когда «доверие к действительности» сочетается с «поэтическим откликом на предмет изображения». Примером его стала короткометражка «Мамочка не позволяет» (1955), снятая Ричардсоном совместно с К. Рейсом и в лирической манере показывающая молодых людей, пришедших после работы в джаз-клуб. Поставил знаменитый спектакль по пьесе Д. Осборна «Оглянись во гневе» (1956), после которого словосочетание «сердитые молодые люди» прочно вошло в обиход в применении к тем бунтарски настроенным англичанам до тридцати лет, кто не хотел быть задвинут на свою социальную полку в соответствии с общепринятыми отжившими свой век нормами. Образовав с Осборном компанию «Вудфол», Ричардсон сделал фильмы по лучшим своим спектаклям: «Оглянись во гневе» (1958), «Комедиант» (1960), «Вкус меда» (1961). Венчает этот период «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962), история рабочего подростка, попавшего в исправительную колонию и из чувства протеста демонстративно уступающего победу в состязании по бегу спортсмену из частной школы. Экранизацией романа Г. Филдинга «Том Джонс» (1963) открывается новая полоса, как в творчестве режиссера, так и во всем социально ангажированном британском кино. Дух демократического самоутверждения получает в нем форму гедонизма, что расширило его аудиторию и открыло источники американского финансирования английских фильмов (и сам фильм и его режиссер получили премию «Оскар»). Ричардсона приглашают в США, где он снимает «Незабвенную» (1965), ядовитую сатиру на американский образ жизни (в частности, отношение американцев к смерти). Он снимает во Франции фильмы «Мадемуазель» (1966), в Австралии фильм «Нед Келли» (1970) и окончательно обосновывается в США. Из его американских работ наиболее известны «Отель Нью-Гемпшир» (1984) и «Голубое небо» (1991), вышедшее в прокат уже после его смерти в Лос-Анджелесе от СПИДа.

РОУГ (Roeg) Николас (р. 1928), английский оператор, режиссер, сценарист, продюсер. На службе в армии был киномехаником. С 1947 работал на небольшой киностудии сначала помощником в офисе, потом учеником монтажера. В 1950 смог попасть на отделение крупной компании МГМ в Лондоне, прошел путь от юноши с «хлопушкой» до оператора-постановщика, самостоятельно снимал с 1959, а в 1962 был оператором второй группы на эпическом фильме «Лоренс Аравийский». Лучшие операторские работы Роуга — «451 по Фаренгейту» (1966) и «Смешное происшествие по дороге на Форум» (1966), «Вдали от безумной толпы» (1967) и «Петулия» (1968). В 1968 дебютировал совместно с Доналдом Каммелом как режиссер (также был оператором) экстравагантной ленты «Перформанс» с участием рок-музыканта Мика Джеггера, которая была выпущена только спустя два года и встретила раздраженные отклики критиков. Уехав в Австралию, Роуг как режиссер и оператор снял в 1971 загадочную притчу «Обход» с доминированием визуального ряда над содержанием, что станет как бы его фирменным стилем на протяжении последующих двадцати лет. Мистический триллер «А теперь не смотри» (1973), фантастическая мелодрама «Человек, который упал на Землю» (1976, вновь с участием рок-певца, на этот раз Дэвида Боуи), психопатологическая криминальная мелодрама «Не то время» (1980), ироническая драма «Пустяк» (1985, премия Технической комиссии на МКФ в Канне), авантюрная драма «Потерпевший кораблекрушение» (1986), новелла «Бал-маскарад» в коллективном проекте «Ария» (1987), черная комедия-триллер «Путь 29» (1987), мистическая сказка «Ведьмы» (1990) — все они, так или иначе, отличаются особой, подчас изысканной кинематографической культурой, хотя Роуг стремился также экспериментировать с повествовательными структурами. К сожалению, в дальнейшем художественно-провокационные работы режиссера становятся более претенциозными и похожими на заурядные эротически-пикантные фильмы «Холодный рай» (1992); «Полный массаж тела» (1995).

ЛЕСТЕР (Lester) Ричард (р. 1932), кинорежиссер. Родом из Филадельфии. Окончил Пеннсильванский университет, после чего сочинял эстрадную музыку, пел в ансамбле, работал на телевидении. В 1954 покидает США и после странствий по Европе в 1956 оседает в Англии, где создает на телевидении комедийные программы, из которых наибольшую популярность получили «Идиотские шоу» с Питером Селлерсом, строящиеся на юморе абсурда. С Селлерсом же снимает свой первый короткометражный «Бегущий, скачущий и спокойно стоящий фильм» (1960), определивший эстетику дальнейших работ Лестера: сюжет, где каждый эпизод строится на трюке или комической репризе, необычные ракурсы, рваный стремительный монтаж, сюрреалистический юмор, важная роль музыкальных номеров. Первый фильм, создавший Лестеру имя, — «Вечер трудного дня» (1964), запечатлел четверку «Битлз» то опаздывающими на концерт, то бегущими от назойливых почитательниц, то во время выступлений и репетиций. Используя приемы телевизионного монтажа рекламы и развлекательных программ, режиссер во многом предвосхитил эстетику музыкальных видеоклипов 80-х годов. «Сноровка» (1965), нехитрая история о юной провинциалке, нашедшей друзей и любовь в «свингующем Лондоне» 60-х годов, благодаря своим техническим новациям стала характернейшим примером «молодежного стиля» и заслужила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Максимальное приближение к форме видеоклипа в рамках полнометражной эксцентрической комедии достигнуто режиссером в фильме «На помощь!» (1965). «Как я выиграл войну» (1967), антивоенная сатира чрезвычайно популярного в те годы Брехта, театрализованный стиль которой построен на «эффекте остранения», «Жилая комната» (1969) — сюрреалистическая фантазия на темы ядерного апокалипсиса. Дальнейшее творчество Лестера в разных жанрах от триллера и вестерна до крупнобюджетной фантастики не столь эксцентрично, хотя и сохраняет определенную долю юмора по отношению к персонажам, например, в трилогии о мушкетерах по романам А. Дюма «Три мушкетера» (1974); «Четыре мушкетера» (1975); «Возвращение мушкетеров» (1989).

БУРМЕН (Boorman) Джон (р. 1933), английский режиссер. Начинал как кинокритик, затем работал на телевидении Би-Би-Си в качестве режиссера-документалиста. Дебютировал в игровом кино фильмом «Поймайте нас, если сможете» (1965), сатире на телевидение с его всепроникающей рекламой. Приехав в США, снял два фильма с Ли Марвином: жесткую гангстерскую историю «В упор» (1967) и «Ад в Тихом океане (1968), где Марвин и Т. Мифунэ в ролях оказавшихся на необитаемом острове военных противников ведут жестокую дуэль. В своих фильмах, какому бы жанру они ни не принадлежали, Бурмен неизменно затрагивает философские проблемы противостояния «природы» и «культуры» «Избавление» (1972); «Изумрудный лес» (1985), личности и жестко организованной социальной системы (фантастическая антиутопия «Зардоз» (1973), смены исторических эпох (костюмный рыцарский эпос в оперном стиле по кельтским легендам о короле Артуре «Экскалибур» (1981). Субъективное преломление истории происходит в лирической комедии «Надежда и слава» (1986), где зритель видит эпизоды военного детства самого режиссера глазами девятилетнего мальчика, каким он был тогда.

ЛОУЧ (Loach) Кен (р. 1936), английский режиссер кино и телевидения. Изучал право в Оксфорде, однако все свободное время посвящал театру. В 1960 стал работать на телевидении. Вместе с продюсером Т. Гарнеттом создал жанр документального по стилю игрового телефильма, построенного на приемах телерепортажа и провоцирующего зрителя на его обсуждение как реального события («Кэти, вернись домой», 1965). На большом экране дебютировал фильмом «Бедная корова» (1967), снятым в той же манере. Кинематографическую известность получил после фильма «Кес» (1969), более близкого к традициям «свободного кино», т. к. стиль документа дополнялся в нем поэтическим образом вольного сокола, которого подобрал и тренировал мальчик из рабочего пригорода. Лоуч остался верен своей теме и стилю по сегодняшний день, снимая драмы о социальных проблемах нынешних рабочих кварталов, такие как «Голытьба» (1991); «Льет, как из ведра» (1993); «Божья коровка, улети на небо» (1994). В 1995 значительный отклик получил его фильм «Земля и свобода» об английском интербригадовце, ставшем свидетелем конфликта сталинистов и троцкистов в ходе Гражданской войны в Испании.

СКОТТ (Scott) Ридли (р. 1937), английский режиссер, продюсер. Окончил Королевский колледж искусств в Лондоне. В 1958 снял короткометражку на пленке 16 мм «Мальчик на велосипеде» с младшим братом Тони Скоттом в главной роли. В середине 1960-х сотрудничал на телеканале Би-Би-Си сначала как художник, потом снимал эпизоды для телесериалов «Автомобили «Зед» и «Осведомитель». Основав собственную компанию, прославился в качестве оригинального мастера рекламы с необычными визуальными решениями (считается, что фирма Скотта произвела примерно 3000 роликов). В еще большей степени подтвердил и упрочил свое реноме исключительного стилиста, уникального творца со своеобразной фантазией, экранизировав в 1977 произведение Джозефа Конрада «Дуэлянты» из эпохи наполеоновских походов (премия за дебют на МКФ в Канне). К наиболее «стильным» работам Ридли Скотта, в которых визуальная красота подчас становится самодовлеющей, а сюжет почти не имеет особого значения, относятся также романтическая сказка «Легенда» (1985) и мелодраматический триллер «Тот, кто меня бережет» (1987), не случайно не пользовавшиеся особым успехом в прокате. Ленты «Блейд-раннер»/«Бегущий по лезвию бритвы» (1982) и «1492: Покорение рая» (1992) занимают как бы промежуточное положение, оказываясь изощренно иносказательными антиутопиями-притчами соответственно из будущего и прошлого, хотя знаменательно, что первая из названных картин как бы специально, несмотря на фантастический антураж, погружена в чуть старомодный мир «черного фильма» 1940-х годов, а вторая, напротив, трактуется, словно космическая одиссея Христофора Колумба, отправившегося к неведомым берегам как на другую планету. Лучшие работы Скотта — фантастический фильм ужасов «Чужой» (1979, приз на МКФ в Сан-Себастьяне) и якобы феминистская драма «Тельма и Луиза» (1991, номинация на «Оскар» за режиссуру). Вопреки тому, что они диаметрально отличаются друг от друга и по тематике, и по художественным средствам, на самом деле наиболее точно отвечают стремлению режиссера, постоянно помнящего о философской сверхзадаче прорваться сквозь космический кошмар или надоевший быт американской провинции куда-то в иные пределы, в некие сверхдуховные сферы. Причем финалы производят, как минимум, двойственное впечатление. Самоубийство Тельмы и Луизы выглядит как победа над преследователями и вознесение на небеса. А избавление женщины-офицера Рипли от внеземного чудовища радует лишь в первое мгновение — разлетевшись мириадами частиц по Вселенной, этот Чужой где-нибудь вновь регенерируется. Криминальная мелодрама превращается в горестную оду, а инопланетная «страшилка» в фантастическую притчу, предостерегающую все человечество. Более компромиссными и менее интересными даже в художественном плане кажутся картины «Черный дождь» (1989) и «Белый шквал» (1995), в которых отдельные мощно и изобретательно поставленные сцены все-таки не могут компенсировать определенную поверхностность режиссерского замысла. Но в целом для творчества Ридли Скотта характерно кинематографическое неистовство наряду с порой холодным, рассудочным выстраиванием своих художественных конструкций. Его виртуозные панорамы, неожиданные ракурсы, странные по цвету и немыслимые по освещению кадры, страсть к причудливым декорациям, сотворению перед камерой, а затем и на экране как бы новой реальности, более впечатляющей, действующей уже на подсознание — не чудачество творца, амбициозный комплекс того, кто мнит себя демиургом. И даже не игривый полет фантазии подлинного автора, все равно остающегося самим собой при реализации чужих сценариев всевозможных жанров и стилей. Достаточно вспомнить, как одержимо ищут ответа на неразрешимые сомнения репликанты и их истребитель поневоле в «Блейд-раннере», вроде бы беспечные, взбалмошные, эмансипированные девицы из «Тельмы и Луизы». Схватка со Злом в «Чужом» и «Легенде» призвана проявить сложную внутреннюю борьбу человека с собственными страхами и неудержимую, почти бессознательную тягу к Неизвестному (не это ли движет и Колумбом в «1492: Покорение рая»?!). Коммерческие неудачи фильмов второй половины 1990-х («Белый шквал», «Солдат Джейн») и переход режиссера к продюсированию, казалось бы, свидетельствовали о его творческом угасании. Однако в 2000 Скотт снял историческую картину «Гладиатор» (2000), которая стала коммерческим хитом, и многими критиками признается как лучшая его лента 1990-х. Блокбастер с бюджетом более 100 миллионов долларов и с Расселом Кроу в главной роли возрождал голливудский жанр «пеплума» — исторического фильма о древнем Риме. Великолепно поставленные батальные сцены гладиаторских боев и сражений не скрыли пафос духовного противостояния главного героя гладиатора Максима и римского императора Коммода, особенно нарастающий к кульминации и ставший парафразом борьбы Добра и Зла. Очень красиво поставленная, с явным упором на европейскую школу кинематографа, картина, тем не менее, получила пять «Оскаров» (лучший фильм, Р. Кроу — лучший актер, звук, костюмы и визуальные эффекты). Подобный успех режиссера, которого уже успели «сдать в архив», вернул его в голливудскую элиту и сделал чрезвычайно востребованным. В 2001 на экраны вышел фильм «Ганнибал» (2001) — сиквел одного из лучших триллеров 1990-х «Молчание ягнят» (1991), сделанный по третьему роману Т. Харриса о психоаналитике-людоеде. Лента стала кассовым хитом, в значительной степени благодаря успеху его предыдущего фильма «Гладиатор». Действие картины развивается в восхитительной Флоренции, и ее очевидная красивость особенно контрастно выглядит на фоне кровавых сцен. Картина получила весьма противоречивые отзывы критиков, отметивших чрезмерную натуралистичность, схематизм сюжета и потерю режиссером чувства стиля. И в криминальных по сюжету лентах «Тот, кто меня бережет» и «Черный дождь», в приключенческой драме «Белый шквал» и в исторической картине «Гладиаторе» герои в опасной ситуации вынуждены пересмотреть свою жизненную позицию, чтобы потом на мгновение обрести в надежде на будущее свое утраченное душевное равновесие. Несмотря ни на что, Ридли Скотт — философ жизни, которая побеждает смерть, певец человека, преодолевающего все напасти на своем пути к мечте или истине. И неистребимый поэт, воспаряющий над реальностью даже в самых мрачных и пугающих произведениях.

ФРИРС (Frears) Стивен (р. 1941), английский режиссер. Родился в Лестере. Учился праву в Кембридже, однако стал ассистентом режиссера Л. Андерсона сначала в театре, потом в кино. Работал на ТВ, где снял около сорока лент. В кино дебютировал пародийным детективом «Сыщик» (1970), но режиссерское имя составил себе только в 80-е годы после выхода «Моей прекрасной прачечной» (1985), где сочетает документальный реализм с атмосферой «черного фильма» и комедийными эпизодами в рассказе о молодом пакистанце, с помощью своего английского любовника обустраивающего прачечную самообслуживания в иммигрантском районе Лондона. Пестрая эксцентрическая жизнь современного Вавилона, а также его культурные идолы исследуются в фильмах «Держи ухо востро» (1987) и «Сэмми и Рози спят напропалую» (1987). После крупного международного успеха «Опасных связей» (1988), эротической игры «галантного века», кончающейся смертью, Фрирс достаточно успешно работает в США, после чего снова возвращается в Европу с двумя нехитрыми комедиями на ирландскую тему, такие как «Карапуз» (1993) и «Фургон» (1996). В 1998 снял один из своих лучших фильмов 1990-х годов «В стране холмов и долин» (1998) c Вуди Харрельсоном и Билли Крадапом в главных ролях. Эта ковбойская драма, разворачивающаяся на фоне распадающихся традиций американского запада сразу после Второй мировой войны — главный приз МКФ в Берлине.

НЬЮЭЛЛ (Newell) Майк (р. 1942), английский кинорежиссер. Родился в Англии. Работал в театре и на ТВ. Первый свой фильм снял в США в 1988, потом работал в Новой Зеландии. Известность получил благодаря сделанному в Англии ретрофильму «Танцуй с незнакомцем» (1985), воспроизводящему историю Руфи Эллис, последней женщины, повешенной в Англии за убийство в 1955. Снятая в 1994 великосветская (в современном демократическом преломлении) комедия «Четыре свадьбы и похороны» стала одной из самых кассовых в истории английского кино. Участвовал как режиссер в съемках сериала «Приключения молодого Индиана Джонса» (1999), снял драму «Управляя полетами» (1999) с Джоном Кьюсаком и Билли Бобом Торнтоном.

ДЖАРМЕН (Jarman) Дерек (1942 — 1994), английский режиссер. Родился в Нотвуде (Миддлсекс, Англия). Изучал живопись в Школе изящных искусств Слейда. Работал декоратором в Королевском балете и в фильме К. Рассела «Дьяволы» (1971). Снимал любительские и видеофильмы. Первый полнометражный фильм — «Себастьян» (1976, совместно с Полом Хамфресом) с диалогом на латинском языке и с английскими субтитрами — воспроизводит мученичество св. Себастьяна, римского офицера, отвергшего домогательства сослуживцев. Начиная с этой первой работы, Джармен в отличие от других режиссеров-гомосексуалистов (например, Шлезингера) открыто провозглашал свою сексуальную ориентацию и сделал ее главной темой собственного творчества. Будучи близок к «панк-культуре» с ее садомазохизмом и страстью к трансвестизму, Джармен одновременно ощущал ее кризисный характер, что отразилось в фильме «Юбилей» (1978), посвященный 25-ой годовщине коронации Елизаветы II. По фильму Елизавета I попадает на юбилей своей тезки в Лондон сегодняшнего дня, где бушует оргиастическая стихия «панка». В таком же трансвестистском духе, хотя и более сдержанно, сделана камерная экранизация шекспировской «Бури» (1979), где в финале, напоминающем костюмированную вечеринку, черная певица исполняет знаменитую джазовую мелодию «Штормовая погода». Лучшим фильмом Джармена является фильм «Караваджо» (1986), аскетический по стилю, состоящий из очень статичных последовательных эпизодов из жизни таинственного и двусмысленного художника-маньериста. Режиссер использует театральные анахронизмы в деталях (например, мотоцикл) и выстраивает из актеров групповые композиции по известным картинам художника, стараясь максимально приблизиться к ним по цвету и фактуре. Заразившись СПИДом, Джармен выводит в своем творчестве проблему гомосексуализма за рамки частного случая, представляя репрессивность традиционного общества по отношению к сексуальным меньшинствам как источник мирового зла. Этой мыслью проникнут апокалипсический «Все, что осталось от Англии» (1987), богохульный «Сад» (1990) и кровавая экранизация трагедии К. Марло «Эдуард II» (1991), через три года после постановки которого Джармен умирает от СПИДа.

ПАРКЕР (Parker) Алан (р. 1944), английский кинорежиссер, американский сценарист и режиссер. Ф.: "Бакси Мелоун" (1976), "Полуночный экспресс" (1978), "Слава" (1980), "Пойти на обман" (1981), "Пинк Флойд - Стена" (1982), "Берди" (1984) «Сердце Ангела» (1986), «Миссисипи в огне» (1988), «Эвита» (1996) и др. Родился в Лондоне. Из рекламного бюро пришел на телевидение, где также занимался рекламой. Снял несколько короткометражек. Первый полнометражный фильм «Багси Мэлоун» (1976), стилизация под гангстерский фильм с актерами-детьми и стреляющими кремом автоматами, был с интересом встречен в Канне. Следующая картина «Полуночный экспресс» (1978) о страданиях молодого американского случайного наркокурьера в турецкой тюрьме своим полускандальным успехом выдвинула молодого режиссера в первые ряды англо-американской режиссуры. В дальнейшем Паркер проявил себя, прежде всего как профессионал, снимая фильмы в самых разнообразных жанрах — от мюзикла о студентах Нью-Йоркской высшей школы искусств, такие как «Слава» (1980) до семейной драмы («Иди на обман», 1982). «Пинк Флойд — Стена» (1982) — оригинальный, визуально решенный в духе телерекламы фильм-видеоклип по альбому рок-группы «Пинк Флойд». «Птаха» (1985, Большой специальный приз жюри МКФ в Канне) философская драма о ветеране вьетнамской войны, в результате посттравматического шока вообразившем себя птицей. Большую критическую волну поднял его кровавый мистико-сатанинский триллер «Сердце Ангела» (1987), где частный детектив по заданию некоего Лу Сифера (Люцифера) пытается расследовать накладывающиеся одно на другое кровавые преступления вплоть до кровосмешения, которые на самом деле совершал он сам в минуты дьявольского помутнения разума. Фильм, снятый европейским режиссером в Америке, оказался слишком двусмысленным для привыкшей к простой дихотомии Добра и Зла американской публике. Уже следующую свою работу, фильм «Миссисипи в огне» (1988) Паркер строит в рамках «политической корректности», посвящая ее борьбе негров за гражданские права в начале 60-х годов. Здесь, впрочем, также возникает нравственная дилемма, ибо из двух агентов ФБР, расследующих расистское убийство, один, действующий строго в рамках закона, не может ничего добиться, в то время как другой, выходя за них, успешно карает зло. «Дорога в Веллвил» (1994) — сатира на американское увлечение постоянным оздоровлением. Снял киноверсию мюзикла «Эвита» (1996) Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса о судьбе Эвы Дуарте, ставшей женой президента Аргентины Хуана Перона («Оскар» за лучшую песню).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных