Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5 страница




Подготовка исследования. Придумать 3-5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е.Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

Личность. Самосознание и самооценка

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «.Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Третья серия включает 2 подсерии.

Подсерия 1 — ребенку читают стихотворение Е.Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Подсерия 2 — участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.

Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

Личность. Самосознание и самооценка

1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

4. Ребенок не может оценить поступки детей.

В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

Проведение исследования. Производят «фотографическую» запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере у детей 2-7 лет в течение 3 дней.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

1. Форма негативного^ проявления: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т.д.

2. Содержание негативного проявления: какие речевые, эмоциональные, поведенческие реакции наблюдались.

3. Динамика: как протекает. Насколько длительно, устойчиво.

4. Причина, вызвавшая негативную реакцию: неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, страх перед взрослым, боязнь наказания, неправильная организация жизни детей, недоверие, насмешки, окрики взрослого, соматическое заболевание, переутомление, негативное поведение сверстника и т.д.

5. Реакции сверстников на негативное поведение товарища: равнодушное отношение, любопытство, активное вмешательство, обращение к взрослому за помощью, с жалобой и т.д.

6. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка: равнодушное отношение, силовое вмешательство, окрик, наказание, использование игрового приема и т.д.

Делают вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений ребенка.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Глава 2. МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивы поведения развиваются в дошкольном детстве по двум направлениям. Во-первых, изменяется их содержание, появляются новые мотивы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка. Во-вторых, мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые их качества: большая осознанность и произвольность. Если ребенок в раннем и младшем дошкольном возрасте целиком был во власти сиюминутных желаний, не мог дать отчет о причинах своего поведения, то у старшего дошкольника появляется определенная линия поведения. Ведущими становятся общественные моральные мотивы. Ребенок может отказаться от интересного занятия, от игры, чтобы выполнить требование взрослого и заняться непривлекательным для него делом. Важным новообразованием личности является соподчинение мотивов, когда одни становятся первостепенными, а другие — подчиненными.

Появление новых видов деятельности у дошкольника влечет за собой формирование новых мотивов: игровых, трудовых, учебных, к процессу рисования и конструирования; изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми — это интерес к миру взрослых, желание действовать как взрослый, получить его одобрение и сочувствие, оценку и поддержку. По отношению к сверстникам развиваются мотивы самоутверждения и самолюбия. Особое место занимают мотивы нравственные, связанные о отношением к другим людям, усвоением форм поведения, пониманием своих поступков и поступков других людей. Развиваются не только положительные мотивы, но и отрицательные, связанные с упрямством, капризами, ложью.

Зедаяяге Ь Ияучеамв тщфртйшят мотивов1

Подготовка исследования. Подобрать яркие, красочные игрушки.

' Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 1965. - С. 97-98.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и включает 5 серий.

Первая серия. Ребенку предлагают выполнить неприв­лекательное действие, например расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

Вторая серия. Ребенку предлагают выполнить неприв­лекательное действие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после окончания работы.

Третья серия. Ребенку предлагают выполнить непривлекательное действие и показывают игрушку, которую он получит по окончании работы. Затем ее убирают.

Четвертая серия. Ребенку предлагают выполнить неприв­лекательное действие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять ее он сможет только после завершения работы.

Пятая серия. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того как он закончит выполнять непривлекательное действие.

Таким образом, в четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой - содержанием самой деятельности.

Обработка данных. Анализируют поведение ребенка в каждой серии, качество его работы, характер соподчинения мотивов в зависимости от ситуации и возраста..

& еиху&щж добора * v

Подготовка исследования. Для первой серии подобрать несколько игрушек, интересных для старшего дошкольника. Продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).

Для второй серии приготовить мел, нарисовать на бумаге 2 круга диаметром не менее 50 см, расстояние между кругами 20 см, над первым кругом изображен 1 человек, над вторым — 3.

1 Золотнякова А.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии - М., 1980. - С. 43-44.

У

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Проведение исследования. Первая серия. Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемого ставят в конфликтную ситуацию, он должен сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть интересными игрушками.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в 2 группы (группы формируют с учетом желаний детей). Проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Детям предлагают: «Давайте поиграем в мяч. У вас две команды. Каждый член команды может бросить мяч пять раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый — в пользу команды, если мяч Не попадает в цель, то можно по желанию вычитать очки или из личных, или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч.

Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей в первой и второй сериях проявляли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты оформляют в таблицу. Определяют, насколько эти виды мотивации устойчивы.

Отмечают, в каком степени общественная мотивация зависит от характера экспериментальной ситуации. При этом учитывают, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуально, а во второй — в присутствии сверстников.

Прослеживают связь выявленных мотивов поведения каждого; ребенка с особенностями межличностных отношений детей и? самооценкой дошкольника.

Задание 3» Научение действенности общественного жлияйинч» «ниеила1

Ткщ/tmtmm йвдоедешанияи Пршстэддоь скорлупу грецкого] ореха, цветную бумагу.

Проведение исследования. Эксперимент, состоящий из 2] серий,проводится с группой детей 5-7 лет.

Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки с| парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять домой и поиграть с ними в воде. После этого проводит повторнс занятие с тем же материалом: «Давайте сделаем лодочки

Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста ■ процессе трудовой деятельности.— М., 1987. — С. 63.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе». В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»

Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе». Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно, я две сделаю»), нужно сказать, что больше нет материала и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

Обработка данных. По сериям подсчитывают количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общес­твенному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Результаты оформляют в таблицу (табл. 11).

Сравнивают, насколько действенны личные и общественные

Таблица 11 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА МОТИВОВ

 

 

 

 

Возраст детей Общественный мотив Личный мотив
Серия Всего Серия Всего
  II   II
5-6 лет 6-7 лет            

мотивы у старших дошкольников в разных ситуациях.

Подготовка исследований. Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.

Проведение исследования. Ребенка (3-7 лет) приглашают в отдельную комнату «посмотреть что-то интересное». Взрослый

1 Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 1965. - С. 271-272.

3-220

Личность. Мотивы поведения и деятельности

предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка. Под каким-либо предлогом выходит из комнаты, говоря ребенку: «Подожди меня, пожалуйста, только не смотри, что лежит в шкатулке». Экспериментатор ограничивает деятельность ребенка разными мотивами: в первой серии - запрет взрослого («не смотри в шкатулку»); во второй — получение поощрительной награды; в третьей — наказание в форме исключения из игры; в четвертой — собственное обещание ребенка.

Затем взрослый незаметно наблюдает за поведением ребенка.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей разных возрастных групп, справившихся с ограничением собственного желания в первой серии эксперимента в течение 5 мин; во второй, третьей и четвертой сериях в течение 10 мин. Результаты оформляют в таблицу (табл. 12).

Таблица 12 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА МОТИВОВ

 

Характер мотивов Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Запрет взрослого Поощрение — награда Наказание — исключение Собственное обещание        

ПРИМЕЧАНИЕ: Запрет взрослого в первой серии выступает в чистой форме; в остальных сериях он усилен другими мотивами.

Анализируют, как с возрастом изменяется способность сдерживать свои непосредственные побуждения. Прослеживают действие различных ограничительных мотивов на поведение дошкольников. Дают характеристику борьбы мотивов у детей разного возраста.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Подготовка'исследования. Приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают поиграть в «телевизор» в отдельную комнату. На панели расположено 5 кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу». Предлагаются следующие варианты:

1) посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;

2) увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка;

3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например в машину, которую взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка;

4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый;

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Обработка данных. Полученные данные вносят в таблицу (табл. 13).

ТаблиЦа 13

ВЫБОР ДОШКОЛЬНИКАМИ ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ НИХ ВАРИАНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

 

 

Вари­ант Экспериментальная ситуация Возраст детей
2-3 года 3-4 года 5-6 лет 6-7 лет
2 3 4 5 Получение новых впечатлений Ласка взрослого Совместные действия со взрослым Слушание сказки Беседы на личные темы        

1 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. — С. 54-56.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Делают выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослым в зависимости от возраста детей.

Подготовка исследования. Приготовить 6 пирамидок (по 19 колец на каждой), рисунок — образец пирамидки, 2 картинки: изображение собранной пирамидки и с разбросанными кольцами; 2 картинки: изображение плачущих малышей, изображение тех же малышей, но веселых, играющих с пирамидами.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет и состоит из 4 серий. Каждый ребенок участвует только в одной серии. После выполнения задания испытуемого просят рассказать, что он делал и для чего.

Первая серия. Ребенка приглашают в комнату (так же и в других сериях). В коробке на столе в беспорядке лежит 114 колец, необходимых для составления 6 пирамидок. Экспериментатор просит ребенка помочь сложить кольца в пирамидки так, как это сделано на пирамиде-образце. При этом не говорят, кому и почему нужно помогать собирать пирамидки.

Вторая серия. Вместе с пирамидкой-образцом демонстрируют 2 картинки: на одной нарисованы аккуратно собранные пирамидки (все 6) с детальным изображением колец, расположенных правильно по размеру и цвету); на другой — разбросанные в беспорядке стержни и кольца. Ребенку предлагают собрать пирамидки, как это изображено на первой картинке.

Наглядное изображение правильно сложенных пирамидок должно помочь ребенку понять, какого результата нужно добиться в предстоящей деятельности и что получится, если он этого не сделает

Третья серия. Используют тот же наглядный материал и то же задание, что и во второй серии, экспериментатор лишь добавляет: «Здесь играли малыши и разбросали кольца, а собрать их сами не сумели. Помоги ребятам, сложи пирамидки, тогда они не будут плакать и ссориться. Сложи пирамидки,как нарисовано на этой картинке» (показывает первую картинку).

' Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986. - С. 43-50.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Четвертая серия. Экспериментатор показывает 2 другие картинки и объясняет, что если собрать пирамидки, то малыши будут довольны, веселы, а если не собрать, то они будут плакать. Испытуемым говорят, что они могут позаботиться о малышах, помочь им.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей, правильно выполнивших задание (+), не до конца справившихся с ним (+/-) к отказавшихся собирать пирамидки (-). Результаты оформляют в таблицу (табл. 14).

Таблица 14

 

 

Возраст детей Качество выполнения задания
I серия II серия Ill серия IV серия
+ +/- - + +/- - + +/- - + +/- -
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет                        

Чтобы выяснить отношение детей к заданию в разных сериях, определить мотивы, которые их побуждают к предложенной деятельности, а также условия, способствующие формированию эмоционального предвосхищения, используют следующие показатели:

1. Особенности поведения детей, их речевые высказывания и мимические реакции на обстановку исследования и на предъявление иллюстрации, характер отвлечений и нарушений требований инструкции.

2. Результаты деятельности: количество полностью собранных пирамидок, нанизанных колец, допущенные ошибки, время продуктивной работы, наличие рациональных приемов в выполнении задания.

3. Рассказ ребенка после проведения опыта о том, что он делал и для чего, хочет ли он еще так же помочь малышам.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

7*

«оюинвстяой

Подготовка исследования. Приготовить бумагу, ножницы, кисти, клей. Выбрать тему для аппликации в зависимости от возраста детей и' сформированности умений, например, «Аквариум», «Город».

Проведение исследования. С одними и теми же детьми 6-7 лет проводят 2 серии.

Первая серия. Детям предлагают самостоятельно сделать аппликацию по определенной теме и говорят, что лучшие работы поместят на выставку.

Вторая серия. Детям предлагают сделать коллективную аппликацию на ту же тему в подарок больному товарищу, подчеркивая: «Нужно постараться сделать как можно лучше. Когда закончите работу, вы сами решите, можно ее подарить или нет».

Обработка данных. Анализ данных проводят по следующим критериям:

1. Отношение детей к процессу деятельности и ее результату.

2. Отношение к деятельности сверстников (указания на недостатки, предложение оказать помощь, обращение за помощью к партнеру, поощрение сверстника и т.д.).

3. Наличие конфликтных ситуаций, причины и способы их разрешения.

На основании сравнения результатов по двум сериям устанавливают влияние разных по социальной значимости мотивов на деятельность детей.

1-Задатке &. изучение влияют мотивов на результат ж

Подготовка исследования. Подготовить лист бумаги 80x50 см, формы для наклеивания подсолнуха, крупный строительный материал, набор машин, материал для мытья стульчиков, листы

1 Нравственное воспитание дошкольников / Под ред. В.Г.Нечаевой. — М., 1972. - С. 223-274.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

цветной бумаги 16x16 см, 2 картинки.

Проведение исследования. Эксперимент проводится одновременно с группой детей 6-7 лет.

Первая серия. Детей спрашивают: «Кто хочет наклеивать?» Показывают картинку, на которой изображены ребята, делающие коллективную аппликацию, и рассказывают, что они дружно трудятся. После этого дети самостоятельно наклеивают детали подсолнуха на общий лист (способ действия должен быть хорошо им знаком).

Вторая серия. Показывают детям набор новых машин и говорят, что если они построят дорогу, то смогут поиграть с машинами. Затем демонстрируют картинку, на которой изображены дети, прокладывающие дорогу из строительного материала и рассказывают, что трудятся они очень дружно. После этого ребята действуют самостоятельно.

Третья серия. Детям предлагают помочь малышам одеться на прогулку, объясняют, что самим им не справиться, рассказывают, как обрадуются малыши помощи.

Четвертая серия. Детям предлагают сделать малышам в подарок вертушки (способ действия должен быть хорошо знаком), рассказывают, как обрадуются малыши подаркам. Затем дети трудятся самостоятельно. По окончании каждой серии ребенка просят оценить результат.

Обработка данных. Все особенности поведения дошкольников фиксируют в таблице и анализируют (табл. 15).

Таблица 15

Мотив трудовой деятельности Особен­ности ззаимоот-ношений Особен­ности поведения Способ­ность сохранять цель деятель­ности Оценка результа­та
ИНТЕРЕС, к процессу деятельности; к результатам деятельности СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ, непосредственный, отсроченный        

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Качество выполнения работы распределяется по 3 уровням: низкий, средний, высокий. Данные оформляют в таблицу (табл. 16).

Таблица 16

ЗАВИСИМОСТЬ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТ ХАРАКТЕРА ЕЕ МОТИВА

 

Мотив трудовой деятельности Качество результата труда
низкое среднее высокое
ИНТЕРЕС, к процессу деятельности, к результатам деятельности СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ непосредственный, отсроченный      

Делают выводы о том, как влияют разные мотивы на качество работы у старших дошкольников.

Подготовка исследования. Приготовить необходимые материалы для изготовления флажка и салфетки. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе этой деятельности.

Проведение исследования. Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполняется при различных мотивировках.

Первая серия. Сделать подарок для мамы.

1 Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. — М., 1986. — С. 34-37.

Личность. Мотивы поведения и деятельности

Вторая серия. Сделать подарок для малышей.

Третья серия. Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.

Четвертая серия. Изготовить материал для игры в «мастерскую».

Таким образом, каждому ребенку предлагают сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действий.

Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей взялось за выполнение каждого задания, сколько отказалось, в каком случае. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. 17).

Таблица 17

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ МОТИВАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

 

 

 

Серия Мотивация Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6,5 лет
Со­гла­сие Несо­гла­сие Со­гла­сие Несо­гла­сие Со­гла­сие Несо­гла­сие
I II III IV Сделать подарок для мамы Сделать подарок для малышей Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками Изготовить материал для игры в мастерскую            

Прослеживают эффективность работы в зависимости от мотива деятельности, т.е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается.

Личность. Воля

Глава 3. ВОЛЯ

Воля — это сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью. Она помогает преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цель: достать привлекательную игрушку, делая при этом усилия, преодолевая некоторые препятствия. Одно из первых проявлений воли — произвольные движения, развитие которых зависит, в частности, от степени осознанности и целостности сенсомоторного образа. Главный путь развития воли у дошкольника — это становление этапов волевого действия, включающего три взаимосвязанных направления: развитие целенаправленности действия, ус-тановление отношения цели действия к мотиву, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий (В.С.Мухина). Дошкольник постепенно начинает удерживать цель деятельности в условиях помех, отвлекающих моментов, при отсутствии способа ее достижения. Удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

В произвольных действиях содержание мотива и цели не совпадают. Чтобы выполнить действие, ребенок должен понимать это соотношение. Постепенно поведение дошкольника начинает подчиняться отдаленным социальным мотивам, и он осуществляет свободный выбор между двумя возможностями. Ребенок начинает заранее планировать собственные действия, регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты с помощью слова Изменяются характер и особенности мобилизации волевых усилий в зависимости от содержания мотивов и средств выполнения деятельности. Главным приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения в школе. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.

Личность. Воля

Подготовка исследования. Приготовить пирамидку, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 1-3 лет в естественных условиях. Ребенку предлагают новую пирамидку из 5 колец. При этом тщательно фиксируют все особенности поведения малыша, а также длительность игры с пирамидкой, число и время отвлечений, общее время занятости игрой.

Обработка данных. Количественные данные оформляют в таблицу (табл. 18).

Таблица 18

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ С ПИРАМИДКОЙ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Возраст детей Сосредоточены на игре с пира­мидкой, мин Отвлекаются, мин Заняты одной игрой, мин
1 год — 1 год 3 мес 1 год 3 мес - 2 года 3 года      

Делают выводы об особенностях сохранения цели, о характере волевых усилий, об индивидуальных особенностях волевых проявлений.

раннего возраста1

Подготовка исследовании. Подобрать несколько интересных новых игрушек, одну озвученную игрушку, коробку, скатерть, секундомер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных