Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 15 страница




Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3-7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется 2 раза в год (в октябре — ноябре, апреле — мае) в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой — для взрослого) Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называется имя сверстника, которое ребенок

1 Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада - М., 1988. - С. 65-78, 220-221.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаи­моотношения (УВЫ) в группе. Данные заносят в таблицу (табл. 58). Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф).

Такая же таблица составляется для девочек.

Таблица 58

№ п/п Фамилия, имя ребенка Андреев Н. Бобров А. Сергеев К. Смирнов Б. Теплое И.
  Андреев Н.   О   О +
  Бобров А. О   О   О
  Сергеев К. + О   +  
  Смирнов Б О +     +
  Теплое И.   О +    
Сумма выборов          
Сумма взаимных выборов          

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I «предпочитаемые» — 6-7 выборов;

II «принятые» — 3-5 выборов;

III «непринятые» — 1-2 выбора;

IV «изолированные» — не получившие ни одного выбора. Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в

группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV) УБВ

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

высокий при I + II и III + IV; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB): KB = (Р1/Р)хЮ0%, где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 — число взаимных выборов.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

цяя общения

Подготовка исследования. Подготовить несколько вариантов вопросов для выбора партнера в разных видах деятельности, например: «С кем хочешь играть? Почему? Кого хочешь поздравить с праздником? С кем хочешь пойти в школу? Сидеть за одним столом?» и т.д.; вопросы для беседы с детьми о причинах выбора партнера.

Проведение исследования. На основании результатов социометрического эксперимента (см. задание 14) беседуют с детьми 3-7 лет о причинах выбора партнера.

Исследование дополняют наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяют и уточняют результаты социометрического эксперимента и беседы.

Для определения устойчивости общения и критериев общения эксперимент и наблюдение за детьми повторяют через 5-6 месяцев.

Обработка данных. Определяют число выборов детей, получивших подтверждение в результате беседы.

Анализируют критерии выборов партнеров для общения и их устойчивость.

Детей распределяют на группы:

/ группа — дети без осознанного мотива выбора, выделяющие

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

лишь общее положительное отношение к сверстнику; обычно отвечают: «Просто нравится».

// группа — дети, выделяющие положительные качества сверстников: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности и такие нравственные качества, как умение дружно играть, не драться, не ссориться, делиться игрушками.

/// группа — дети, ставящие на первое место интерес к совместной деятельности (обычно это игра).

IV группа — дети, выделяющие дружеские отношения.

I& Ш$тят оржчиев изоляций *

Проведение исследования. На основании социометрического эксперимента (см. задание 14) выделяют «изолированных» детей и наблюдают за их поведением, отношением к ним других детей группы во всех видах деятельности и во всех режимных моментах, а также за реакциями взрослых на те или иные ситуации. На каждого «изолированного» ребенка заводят дневник наблюдений, куда записывают все факты его поведения. Наблюдение проводят также по типу одномоментных срезов (см. задание 13). Кроме этого анализируют условия семейного воспитания детей, их поведение и особенности общения в предыдущие годы пребывания в детском саду, их взаимоотношения не только со сверстниками, но и взрослыми. Исследование дополняют индивидуальной беседой с каждым «изолированным» ребенком: «Расскажи мне, пожалуйста, что ты знаешь о детях группы, о своих друзьях» и т.д.

Обработка данных. Фактический материал наблюдений заносят в таблицу (табл. 59).

Таблица 59

 

Фамилия, имя,     Критерий    
возраст ребенка          
         
  Особен- Особен- Характер Успех в Отноше-
  ности ности общения какой- ние
  игровых владения со либо воспита-
  умений коммуни- сверстни- деятель- теля к
    кативными ками ности «изолиро-
    средства-     ванным»
    ми      

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

Выясняют причины изоляции дошкольников, которые могут быть скрыты:

• в личностных качествах;

• в трудностях взаимоотношений со сверстниками.

В большинстве случаев — это трудности операционального и мотивационного характера. Трудности операционального характера (I тип): недостаточная развитость игровых навыков и умений, отсутствие положительных форм взаимодействия и общения со сверстниками. Трудности мотивационного характера (II тип): несовпадение ведущих потребностей ребенка и сверстников в группе; эгоистическая направленность в поведении. Могут сочетаться оба типа.

Задание 1% Изучеаш; лидера грутш дечгетшро

Проведение исследования. На основании социометрического эксперимента (см. задание 14) выявляют лидирующих детей в группе, за которыми наблюдают в разных режимных моментах и в разных видах деятельности. Для этого на каждого ребенка-лидера заводят дневник наблюдений, где фиксируют способы общения, его содержание и широту, проявления активности. В дневнике отмечают и особенности общения лидера со взрослыми (воспитателями, родителями). Кроме этого при составлении характеристики лидера учитывают условия и характер воспитания дома и в детском саду в предыдущие годы.

Обработка данных. Выясняют: 1) качества личности, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе в целом или в отдельной группировке детей; 2) качества, формированию которых способствует положение лидера; 3) причины лидерства в разных видах деятельности (табл. 60).

Таблица 60

 

Фамилия, имя, возраст ребенка Вид деятельности
игровая конструктив­ная изобрази­тельная трудовая

Раздел III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 11. ВНИМАНИЕ

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте (Н. Ф.Добрынин). Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимании, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сос­редоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности. Распре­деление внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно. Переключение внимания означает, что ребенок способен перемещать направленность и сосредоточенность внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактической играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Познавательные процессы. Внимание

Подготовка исследования. Приготовить тахистоскоп; 3 карточки с изображением 6 геометрических фигур (5 фигур на каждой карточке одинаковые, 1 отличается; различно также их пространственное расположение); набор из 10 геометрических фигур, из которых 6 соответствуют изображенным на карточках.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 4-7 лет. Ребенку при помощи тахистоскопа предъявляют карточку с изображением фигур в течение Зс и просят как можно внимательнее рассмотреть рисунки, их взаимное расположение, назвать фигуры, а потом выбрать из имеющихся в наборе 10 фигур те 6, которые ему показывали.

При предъявлении каждой из 3 карточек условия должны быть различны. Первая карточка предъявляется баз предварительной инструкции, а перед предъявлением второй карточки ребенку показывают набор из 10 фигур, из которого он должен будет отобрать нужные 6. Ему предлагают назвать каждую фигуру, при затруднениях помогают, после этого набор с фигурами убирают, а ребенку предъявляют карточку. Ошибки испытуемого регистрируют. Перед предъявлением третьей карточки организуют «маршрут взора» ребенка при рассматривании, говорят, что за время экспозиции карточки нужно постараться посмотреть на все фигуры, а на наглядной схеме показывают, как это делается.

Обработка данных. Подсчитывают среднее количество названных и отобранных фигур (из 6) по каждой возрастной группе после каждого предъявления карточки.

Полученные данные заносят в таблицу (табл. 61).

Делают выводы о возрастных изменениях объема произвольного внимания и распределения внимания, о чем можно судить по тому, как дети раскладывают фигуры, учитывают ли при этом их форму, пространственное расположение на карточках.

Анализируют, насколько помогает предварительное называние и рассматривание фигур увеличению объема внимания.

' Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 1964. — С. 79-81.

Познавательные процессы. Внимание

 

Таблица 61 ОБЪЕМ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Возраст детей Первая карточка Вторая карточка Третья карточка
Называ­ние Выбор Называ­ние Выбор Называ­ние Выбор
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет            

Зядаияе 2»

Подготовка исследования. Подобрать 2 пары картинок, содержащих по 10 и 15 различий (можно использовать рисунки из «Веселых картинок»); несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

Проведение исследования. Проводят с детьми 5-7 лет 3 серии эксперимента, отличающиеся содержанием заданий.

Первая серия. «Сравни картинки». Ребенку показывают пары картинок и просят найти все различия.

Вторая серия. «Что неправильно?» Ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие.

Третья серия. «Раскрась картинку». Ребенку дают наполовину раскрашенную картинку и просят раскрасить другую половину точно так же, как и первую.

Во всех сериях фиксируют время выполнения задания, время и количество отвлечений от его выполнения.

Обработка данных. Подсчитывают показатели успешности выполнения заданий по каждой серии. Таким показателем в первой серии является число правильно названных различий картинок (из 10 - 15); во второй серии — число названных неоконченных деталей и нелепостей в рисунках; в третьей - число деталей, правильно раскрашенных. Результаты оформляют в таблицу.

Сравнивают возрастные особенности устойчивости и целенаправленности внимания по выделенным показателям.

Познавательные процессы. Внимание

Ц^учвии» устойчоиоюасги шкшшшз

Подготовка исследования. На листе бумаги нарисовать 9 рядов кружков (по 6 кружков в ряду, размером 3 см каждый), первый ряд раскрасить в 6 цветов. Подобрать 5 сюжетных картинок, цветные карандаши, секундомер.

Проведение исследования. Проводят индивидуально с детьми 3-7 лет 2 серии эксперимента.

Первая серия. Ребенку показывают последовательно картинки и фиксируют время рассматривания (интервал времени между моментом, когда взор его впервые обратился к картинке, и моментом, когда он отвлекается, переводит взор на экспе­риментатора или на окружающую обстановку).

Вторая серия. Ребенка просят раскрасить кружки в соответствии с цветом первого ряда. Фиксируют продолжительность деятельности, продолжительность отвлечений от нее.

Обработка данных. Данные первой серии оформляют в таблицу (табл. 62); подсчитывают среднее время, затраченное на рассматривание картинок, которое является показателем устойчивости внимания.

Таблица 62 ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

 

Возраст детей Время рассматривания картинки, мин
          В среднем
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет            

По второй серии подсчитывают среднюю продолжительность деятельности и среднюю продолжительность отвлечений во всех возрастных группах. Результаты оформляют в таблицу (табл. 63).

Делают выводы о возрастных изменениях устойчивости внимания.

Познавательные процессы. Внимание

Таблица 63 ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

Возраст детей Средняя продолжительность деятельности, мин Средняя продолжительность отвлечений, мин
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет    

4. Изучение внимания1

Подготовка исследования. Подбирают 10 карточек с изображением 6 животных на каждой из них.

Проведение исследования. Исследование проводят с детыми 4-7 лет. Каждого ребенка просят 5 раз подряд провести отбор карточек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением. Например, курочки и лошадки, но ни в коем случае не брать карточки с запрещенным изображением, например, медведя. В третий и четвертый раз требуемыми и запрещенными изображениями будут другие.

Ребенку объясняют: «Отбери карточки с изображением курочки и лошадки, но не бери картинки с изображением медведя». После выполнения этого задания карточки вновь перемешивают и ребенку предлагают вновь отобрать их. При этом просят ребенка внимательно посмотреть на все изображения, вспомнить, что ему говорилось при первом отборе, и повторить инструкцию вслух. После выполнения отбора карточки вновь перемешивают. Но перед третьим отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением курочки и лошадки, а брать только с изображением медведя. Перед четвертым отбором экспе­риментатор вновь спрашивает у ребенка, какие картинки надо брать, а какие нельзя. Просит его повторить вслух новую инструкцию.

1 Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964. - С. 90-91.

Познавательные процессы. Внимание

Перед пятым отбором просят ребенка вспомнить содержание первой инструкции и отобрать карточки в соответствии с ней.

Обработка данных. Подсчитывают количество правильных решений в 5 отборах. Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Делают выводы о возрастных особенностях переключения внимания, о роли повторения инструкции вслух во время выполнения задания.

Задание &. Изучение устойчивости ж ряснределеяия

Подготовка исследования. Подобрать 3-4 игры (например, «Что изменилось?»), направленных на проявление устойчивости внимания детей. Так, содержание игры «Что получилось?» заключается в том, что экспериментатор предлагает детям проводить на листе бумаги определенные линии по клеткам вправо, вверх, вниз, влево. При этом должна получиться фигура определенной формы, соответствующая имеющемуся у экспе­риментатора образцу. Любое отвлечение ребенка в такой игре неизбежно сказывается на правильности сделанной фигуры.

Содержание игры «Что случилось?» заключается в пос­ледовательном сравнении картинок, изображающих один предмет или сюжет, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями. Ребенку показывают сначала первую картинку, затем вторую и просят сравнить их; затем показывают третью картинку и просят сравнить со второй и т.д. Ребенок должен указать все различия.

Подготовить большое количество карандашей трех цветов (например, 30), причем число карандашей каждого цвета должно быть неодинаково.

Нарисовать на стандартном листе бумаги круг или квадрат, а внутри его нарисовать 10 маленьких беспорядочно расположенных кружков трех цветов.

Проведение исследования. Первая серия проводится в форме выбранной игры индивидуально с детьми 4-7 лет.

Вторая серия. Ребенку 4-7 лет предлагают как можно быстрее разложить карандаши по цвету. Фиксируют время выполнения задания, ошибки и отвлечения.

Третья серия. Ребенку 6-7 лот в течение 20 с показывают

Познавательные процессы. Внимание

большой круг с разноцветными кружками и просят сказать, сколько нарисовано кружков разного цвета.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных ответов по каждой серии эксперимента. Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

В первой серии подсчитывают коэффициент устойчивости внимания; число найденных различий или соответствий полученной фигуры эталону (в зависимости от содержания игры) сопоставляют с числом истинных различий. Во второй серии показателем распределения внимания является время выполнения задания. В третьей серии число названных кружков (в сопоставлении с истинным числом).

Сравнивают показатели устойчивости и распределения внимания в игре и в лабораторном эксперименте, анализируют возрастные различия.

&

Подготовка исследования. Подготовить полоски бумаги белого, желтого, голубого и зеленого цветов; секундомер.

Проведение исследования. С детьми 4-7 лет индивидуально проводится 2 серии эксперимента. Все ответы и интервал времени с момента, когда ребенок прослушал вопрос и начал отвечать на него, фиксируют в протоколе.

Первая серия. Выполнение действия без помощи внешних вспомогательных средств. Ребенку говорят: «Я сейчас тебе буду задавать вопросы, а ты быстро отвечай, соблюдая два правила: не называть запрещенных цветов (белый и голубой); не называть дважды один и тот же цвет». Вопросы:

1. Бывал(а) ли ты в деревне?

2. Какого цвета трава?

3. Был(а) ли ты в больнице?

4. Какого цвета халаты у врачей?

5. Знаешь ли ты цветок ромашки?

6. Какого цвета у нее лепестки?

7. Какого цвета небо?

1 Выгодский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. — С. 187.

Познавательные процессы. Внимание

8. Какого цвета осенние листья?

9. Какого цвета вагоны поезда?

10. Какого цвета листья подсолнуха?

Могут быть составлены другие вопросы подобного типа.

Вторая серия. Произвольное действие с помощью внешних вспомогательных средств. Эта серия проводится с другими детьми. Каждому ребенку предлагают ту же инструкцию, что и в первой серии, но дополнительно дают внешнее вспомогательное средство — полоски бумаги белого, голубого, желтого и зеленого цветов, которые кладут на стол перед испытуемым. При этом говорят: «Вот это полоски белого и голубого цветов, которые ты не должен называть. Положи сейчас перед собой. А эти желтого и зеленого ты положишь перед собой после того, как один раз назовешь предметы такого цвета». Далее задают те же вопросы, что и в первой серии.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных и неправильных ответов по двум сериям, среднее время на обдумывание ответов. Данные представляют в таблице (табл. 64).

Таблица 64 ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Возраст детей I серия II серия
Правиль­ные ответы Непра­вильные ответы Время на обдумы­вание в среднем Правиль­ные ответы Непра­вильные ответы Время на обдумы­вание в среднем
5-6 лет 6-7 лет            

Выявляют, чем объясняется меньший разрыв в количественных характеристиках произвольных действий с использованием и без использования внешних вспомогательных средств у детей среднего дошкольного возраста по сравнению с разрывом тех же показателей у старших дошкольников.

Познавательные процессы. Внимание

Подготовка исследования. Приготовить фигурные таблицы для всех детей группы (рис. 11).

Рис. П. Таблица для изучения работоспособности

Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с группой детей 5-7 лет в течение недели. В понедельник

1 Примерная профамма и методики изучения режима дня, работоспособности и состояния здоровья школьников. — М, 1974. — С. 26-34.

Познавательные процессы. Внимание

в любое время дня делают тренировочный срез, когда дети ставят в таблице знаки, например, в прямоугольнике «-», в круге *<+», в звездочке «*». Во вторник делают 2 среза: первый до занятий, когда дети ставят в звездочке «*», в круге «+» и в квадрате «.»; второй срез — после занятий, ставят в квадрате «-», в треугольнике «+», в полукруге (*). Следующие срезы делают в четверг: первый до занятий, ставят в полукруге «-», в треугольнике «+», в квадрате «*»; второй — после занятий, ставят в треугольнике «-», во флажке «+», в квадрате «*».

Экспериментатор говорит детям: «Сейчас, как только я дам команду: «Начали!», вы будете внимательно просматривать все фигурки одну за другой построчно, как будто читаете книгу, и отыскивать среди них 3 фигурки... (рисует на доске) и ставить в них такие знаки (показывает на доске на образце и называет фигурки и знаки, которые нужно в них поставить)». Затем проверяют, как дети поняли инструкцию. Для этого нескольких ребят просят повторить содержание задания. Далее экспериментатор говорит: «Внимание! Приготовились! Взяли ручку. Поставили руку на локоток. Начали!» Включается секундомер. С доски все стирают (!). Дети работают 2 мин. затем дается команда: «Внимание! Стоп! Поставьте уголок там, где остановились».

Обработка данных. В заданиях оценивают: объем работы — количество просмотренных фигур; качество работы — количество допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур.

Высчитывают коэффициент продуктивности (О) по формуле: О = С2/(С+о),

где С — количество просмотренных строк; о — количество ошибок (1 ошибка приравнивается к строчке), ошибки в этом случае не стандартизируют.

Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за 1 допущенную ошибку и прибавляется и общему числу ошибок.

Глава 12. РЕЧЬ

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям.

Познавательные процессы. Речь

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается ее словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Дошкольник начинает выполнять все более сложные действия по просьбе взрослого, понимать и пересказывать все более сложные сказки и рассказы. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет — не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в ого отсутствие, использовать как знак предмета. При этом ребенок овладевает обобщениями различного уровня, содержащимися в слове, научается понимать причинно-следственные связи, содержащиеся как в предложении, так и в тексте. Например, он может закончить предложение, придумать конец рассказа или сказку по предложенной теме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных