![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 16 страницаЗадаииее I. Изучение тжямшкя речи* Подготовка исследования. Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку, небольшие шарики. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет. / ситуация — проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя; // ситуация — просят указать на называемый предмет; /// ситуация — предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела; 1 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990. - С. 125. Познавательные процессы. Речь IV ситуация — просят найти аналогичную часть лица или тела у себя; V ситуация — просят дать называемый предмет; VI ситуация — предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить шарики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей.); VII ситуация — предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько раз.) Обработка данных. Определяют количество детей, правильно выполнивших задания в каждой ситуации (в %). Данные заносят в таблицу по возрастам: 1 год — 1 год 6 мес; 1 год 6 мес. — 2 года; 2-3 года. Анализируют число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Делают вывод об особенностях понимания речи детьми раннего возраста. Задшгае & Шкучяаюшь'ъож, как влияет слов» я» Подготовка исследования. Приготовить конфеты и 3 набора предметов: первый — синий и красный колпачки-конусы, фасное и синее ведерки, красная и синяя матрешки, причем предметы в паре должны быть одинаковой формы и величины; второй — большой и маленький зеленые колпачки, большое и маленькое зеленые ведерки, большая и маленькая зеленые матрешки; третий — 2 желтых колпачка, 2 желтых ведерка, 2 желтые матрешки, причем все предметы должны быть одинаковой величины и формы. Проведение исследования. Испытуемых делят на две возрастные группы: дети от 1 года 4 мес. до 2 лет; дети от 2 лет до 2 лет 7 мес. В каждой группе выделяют экспериментальную и контрольную подгруппы. Исследование проводится индивидуально и состоит из 2 этапов. / этап. На стол заранее ставят 2 колпачка — синий и красный, под фасный колпачек прячут конфету. Затем показывают ребенку колпачки и говорят, что под одним из них спрятана конфета и ее Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972. — С. 63. Познавательные процессы. Речь нужно найти. Место колпачков каждый раз меняется: красный находится то впереди синего, то позади, то справа, то слева. Когда дети экспериментальной подгруппы наугад поднимают колпачки и всегда находят конфету под красным, им называют цвет колпачка — «красный». Детям контрольной подгруппы цвет не называют. // этап включает 2 серии. Первая серия проводится через 1 день. Детям предлагают выполнить то же задание, но цвет не называют ни в экспериментальной, ни в контрольной подгруппе. Затем конфету прячут не под красный колпачок, а под красное ведерко, в красную матрешку, чтобы выяснить, переносят ли дети усвоенные знания и на другие предметы. Вторая серия аналогична первой, но проводится через 4-6 дней. Изучение ориентировки ребенка в предмете по другим признакам: по величине колпачка — ребенку называют слово «маленький» (второй набор предметов), пространственному расположению — «сзади» (третий набор предметов) проводится так же. Обработка данных. Подсчитывают среднее число повторений, необходимых для выделения сигнального признака; определяют прочность образовавшихся связей «слово-признак», наличие переноса усвоенных знаний на другие предметы. Данные заносят в таблицы (табл. 65, 66) и делают выводы о характере влияния слова на восприятие разных признаков предметов в зависимости от возраста детей. Таблица 65 ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Познавательные процессы. Речь Таблица 66 ПРОЧНОСТЬ ОБРАЗОВАВШИХСЯ СВЯЗЕЙ И ПЕРЕНОС УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ, %
Подготовка исследования. Подобрать слова по 2 категориям: 1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют, например: кукла, лейка, барабан, щетка; 2) обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена, например: поднос, футляр. К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с ' Богатыреве А. Понимание слош детьми трех — пяти лет // Дошк. воспитание. — 1967. — № 5; Богатырева А. О понимании спош маленькими детьми //Дошк. воспитание. — 1968. — № 12. Познавательные процессы. Речь предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр — зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д. Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов. Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарному материалу. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-5 лет и состоит из 2 серий. Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу, и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты еще ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на... (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу. Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием предметных картинок. Обработка данных. Ответы ребенка относят к какой-либо группе: I группа - правильно показывает все предметы; II группа — наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними; III группа — отказывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним. На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уровень понимания слов: I уровень — слово фактически лишено содержания, в основе понимания лежит простая связь «слово — предмет»; II уровень — содержание слова определяется внешними несущественными признаками предметов; III уровень — при определении значения слова дети ориентируются на существенные и несущественные признаки предметов; IV уровень — содержание слова определяется только по существенным признакам. Данные представляют в таблицах (табл. 67, 68), составленных для каждой категории слов отдельно. Делают выводы о зависимости понимания разных слов от возраста детей и характера наглядной опоры. Познавательные процессы. Речь Таблица 67 ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ПОКАЖИ ПРЕДМЕТ»
Таблица 68 ПОНИМАНИЕ ДЕТЬМИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ
Подготовка исследования. Подобрать предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, лопатка, рукавицы. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-5 лет. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, смять, надавить и т.п. и спрашивают: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать. Обработка данных. Подсчитывают правильность называния Познавательные процессы. Речь детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформляют в таблицу по возрастам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет. И Подготовка исследования. Подобрать несколько групп слов: I — слова, обозначающие хорошо знакомые ребенку предметы, с которыми он постоянно действует, например: чашка, шапка, мяч; II — слова, обозначающие знакомые предметы, действия с которыми редки или ограничены для ребенка, например: часы, газета, кошелек; III — слова, обозначающие природные явления, например: дождь, снег, солнце; IV — слова, обозначающие хорошо знакомых детям животных, например: кошка, собака, воробей; V — слова, обозначающие животных, знакомых детям в основном по описаниям, иллюстрациям, например: лягушка, лиса, медведь. Подготовить предметные картинки, соответствующие словам, фишки, секундомер. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и состоит из 3 этапов, интервал между которыми составляет 7 дней. / этап. Первая серия. Проводится как игра «Какой, какая, какие?». Ребенку предлагают поиграть и говорят: «Я буду называть предметы, а ты скажи, какой он. Например, я скажу: «рукавичка», а ты скажи: «Красивая, мягкая, яркая». Какие еще слова можно сказать про рукавичку? (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 признака.) За каждый ответ я буду давать тебе фишку. В конце игры мы посчитаем, сколько у тебя фишек». После этого экспериментатор называет слова I-IV групп по одному и побуждает ребенка называть признаки. Если дошкольник не принимает задание, то оно объясняется еще раз на другом примере. Вторая серия. Проводится в виде игры «Кто что делает?» аналогично первой серии, но инструкция изменяется. Экспериментатор говорит ребенку: «Я буду называть животных, а ты скажи, что они делают. Например, я скажу: «Заяц», а ты скажи: «Прыгает, бегает». Что еще заяц может делать?» (добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 действия.) За каждый ответ ребенок также получает фишку. Используются IV-V группы слов. II этап аналогичен I, но проводится с использованием наглядной Познавательные процессы. Речь опоры — картинки, которую демонстрируют при назывании слова, а во время ответа ребенка прячут. /// этап проводится аналогично II, но картинка во время называния признаков или действий находится перед ребенком. Обработка данных. Подсчитывают количество названных детьми прилагательных и глаголов отдельно по каждой группе слов и по каждому этапу исследования. Данные заносят в таблицу (табл. 69). Таблица по глаголам составляется аналогично. Таблица 69 КОЛИЧЕСТВО НАЗВАННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Анализируют частоту названных признаков и действий в каждой возрастной группе, а также их характерность для предметов или явлений, например, к слову «кошка» ребенок может назвать действия, которые выполняют многие животные (бегает, ходит, ест) и которые являются характерными лишь для кошки (мурлыкает). Причем особо отмечают случаи, когда дети называют слова-синонимы: неполные, характеризующие одно и то же действие, но с разными оттенками (например, мурлычет, мяукает), и полные синонимы (скачет, дрыгает). Данные заносят в таблицы (табл. 70,71). Отмечают, какие признаки и действия, называемые детьми на II и III этапах, связаны с картинкой, а какие с личным опытом ребенка, и определяют их соотношение на обоих этапах. Таблицы составляют отдельно для каждой группы слов, для каждого этапа и сопоставляют. Делают выводы о разнообразии прилагательных и глаголов в активной речи детей разного возраста, о влиянии на это разнообразие наглядности, а также степени знакомости предметов и явлений, возможности воспринимать их разными анализаторами. Познавательные процессы. Речь Употребление синонимов анализируют по таблице 72, которую составляют отдельно для полных и неполных синонимов. Таблица 70 ЧАСТОТА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ
Таблица 71 ЧАСТОТА ВЫДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБЪЕКТОВ, %
Таблица 72 УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМОВ
Познавательные процессы. Речь Подготовка исследования. Приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3 см. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-4 лет. Экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий: 1. Достать карандаш из коробки. 2. Положить карандаш за коробку. 3. Положить карандаш около коробки. 4. Положить карандаш в коробку. 5. Положить карандаш на коробку. 6. Поставить чашку на блюдце. 7. Положить ложку в чашку. 8. Положить ложку на чашку. 9. Положить ложку около чашки. 10. Положить кружок в коробку. 11. Положить кружок под коробку. 12. Положить кружок за коробку. 13. Положить кружок около коробки. Обработка данных. Подсчитывают число правильно выполненных заданий во всех возрастных группах. Анализируют, понимание предлогов как грамматической формы, выражающей отношения между предметами, в разных ситуациях детьми разного возраста. Подготовка исследования. Придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет и включает 2 серии. Первая серия. Ребенку называют 3 незнакомых слова: лар, лафит, кашемир и объясняют, что лар — это зверь, лафит — сладкий квас, кашемир — материя. Затем задают вопросы: «Что такое лар? лафит? кашемир?», чтобы проверить усвоение их Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. - С. 213 — 214. 8-220 Познавательные процессы. Речь значения. После этого ребенку рассказывают заранее придуманную сказку и просят объяснить слова: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. Вторая серия. Ребенку предлагают произвести уменьшительные слова от исходных: окираф, овес, желудь, дуб, лев, страус? пузырек, нос, волк, гвоздь. Обработка данных. Подсчитывают количество детей, правильно понимающих значение суффиксов и выполняющих задание по самостоятельному словообразованию (в %). Данные оформляют в таблицы (табл. 73, 74). Таблица 73 ПОНИМАНИЕ ДЕТЬМИ ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ
Таблица 74 ПРАВИЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Делают вывод о том, как с возрастом изменяется понимание детьми значения суффиксов и словообразования. Анализируют характер и частоту ошибок при самостоятельном словообразовании. Познавательные процессы. Речь Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям читают сказку «Репка» без показа иллюстраций. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенка просят рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не дается. Речь ребенка точно фиксируют в протоколе. Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений. Обработка данных. Данные протоколов заносят в таблицы (табл. 75, 76, 77). Таблица 75 СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ РЕЧИ
Таблица 76 ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ
Подсчитывают количество однотипных грамматических и синтаксических ошибок в процентах в каждой возрастной группе, а также количество восклицательных, вопросительных предложений Познавательные процессы. Речь Таблица 77 СОСТАВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Таблица 78 РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Познавательные процессы. Речь Таблица 79 РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Познавательные процессы. Речь Таблица 80 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ и предложений с прямой речью. Особо отмечают наличие в речи детей предложений с однородными членами. Анализируют выразительность речи, мимические и пантомимические движения, сопровождающие ее. Делают выводы о возрастных особенностях словарного состава, фамматического и синтаксического строя речи у дошкольников, сопоставляя данные с таблицами 78, 79, 80.
Познавательные процессы. Речь Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|