Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 14 страница




Дошкольников делят на 3 группы по характеру эмоциональной направленности на воспитателя.

/ группа - эмоционально восприимчивые дети. Их харак­теризует ярко выраженная положительная эмоциональная направленность на воспитателя, уверенность в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний.

// группа - эмоционально невосприимчивые дети. Для них характерна отрицательная установка на педагогические воздействия, неадекватность откликов и на положительные воздействия воспитателя. Эти дошкольники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, дети отвечают на него негативизмом или равнодушием. Удовольствия от общения с воспитателем они не испытывают и не ожидают.

/// группа — дети с безразличным отношением к воспитателю и его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с воспитателем, играют пассивную роль в жизни группы. По их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не выражают радости, так же как при осуждении — огорчения или смущения.

Это свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения своих эмоций.

г

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

4. Изучевщ* харжгара к

отавшенш*

к аему бякавш:

Подготовка исследования. На листе бумаги нарисовать лестницы из 6 ступенек. Вырезать фигурки мальчика и девочки.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет.

Первая серия начинается с непринужденного разговора о составе семьи ребенка, о его близких родственниках, о друзьях в детском саду и т.д. Затем экспериментатор показывает лист бумаги с изображением лестницы и говорит, что если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже — просто хорошие, затем - средние, но тоже хорошие дети. На второй лестнице соответственно распределяются плохие дети, т.е на самой нижней ступеньке - самые плохие. После этого ребенку дается фигурка человечка в соответствии с полом и экспериментатор просит поставить ее на ту ступеньку, которой, по мнению ребенка, соответствует он сам. При этом каждый раз ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку.

Вторая серия. Участвуют те же дети. Ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель (или другие близкие взрослые). Нужно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (если он по каким-либо причинам считал, что воспитатель не поставит его на эту ступеньку) и кто на самую нижнюю После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.

Обработка данных. Подсчитывают оценки отдельно по каждой серии эксперимента. Выявляют количество мотивированных решений. Сопоставляют результаты первой и второй серий.

Отвечают на следующие вопросы:

- проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о своих взаимоотношениях с воспитателем. Если ответ поло­жительный, то можно предположить, что эта сфера для ребенка важна и актуальна;

- каким ребенок считает себя и на какую из 6 ступенек ставит себя;

1 Психология личности- Теория и эксперимент. — М., 1982. — С. 108-114.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

— может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту или иную ступеньку;

— каково соотношение между самооценкой ребенка и представлением об оценке его близкими;

— есть ли различия в ответах детей 6 и 7 лет, если есть, то в чем они заключаются.

Зададосе & Изучение отисшшшй ^здотеддоладвюв it

анализа

Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги различного цвета, краски.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет и состоит из 3 серий.

Первая серия. Рисование на тему «Мой воспитатель».

Вторая серия. Рисование на тему «Моя семья».

Третья серия. Рисование на тему «Ребенок - детское общество» Состоит из 3 ситуаций: 1) изображение себя; 2) изображение своего друга; 3) изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему

Обработка данных. Первая серия. «Мой воспитатель». Рисунки анализируют со следующих позиций:

1. Проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей.

2. Восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя.

1 Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л.Коломииского, М.И.Лисиной. - Минск, 1985. - С. 148-161.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то, каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение.

3. Мотивация-выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю.

Вторая серия. «Моя семья». Рисунки анализируют со следующих позиций:

1. Реальные и воображаемые члены семьи.

2. Содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействия ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха, развлечений.

3. Половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках девочек и мальчиков).

4. Процесс рисования' увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи.

5 Возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах.

6. Словесные комментарии к рисунку.

Третья серия: «Ребенок - детское общество». Рисунки анализируют со следующих позиций:

1 Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый - негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

2. Старательность рисования.

3. Отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с папой зарядкой — хочу быть сильным»).

4. Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

Подготовка исследования. Подобрать несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.

/ ситуация — «Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

II ситуация — «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал» кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял проволоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она никому не мешала».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

III ситуация — «Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее — я поиграю». «На, возьми», — сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня попросила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?

IV ситуация — «Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей».

Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?

Проведение исследования. Ребенку предлагают ответить на вопросы по каждой ситуации.

Обработка данных. Анализируют, как ребенок представляет,

1 Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К.Котырло. - М., 1987. - С. 93 - 101.

к кдещиалья&ш* и «несодяальньии»

i

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

какое поведение ожидают от него близкие, какова будет их реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых - одобрения, порицания и т.п.

7.

Подготовка исследования. Приготовить секундомер, косынку, очки, яркие бусы, игрушки (кукла, мишка, флажок, корзиночка, шарик, ошейник), элементы костюма для кукол (платье, пальто, брючный костюм).

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет в пустой комнате.

В середине комнаты стоят 2 стула. На одном из них сидит воспитатель другой группы или музыкальный руководитель, на втором лежит игрушка.

Испытуемому перед входом в комнату дают инструкцию: «Когда войдешь, хорошенько осмотрись. Все, что увидишь, запомни. Потом* расскажешь мне».

Экспериментатор вводит ребенка в комнату, останавливает на расстоянии 2,5 м от объектов наблюдения и фиксирует секундомером длительность восприятия ребенком человека и игрушки, а также его поведение. Время экспозиции 30 с. Затем ребенок вместе с экспериментатором выходит из комнаты и рассказывает, что он видел.

Первая серия состоит из 3 предъявлений, в которых одновременно меняются положение человека и игрушки и их внешний облик: у человека появляется косынка, очки, яркие бусы; у игрушки (мишки) — флажок, шарик, ошейник.

Вторая серия состоит также из 3 предъявлений, в каждом из которых у игрушки (куклы) меняются элементы костюма (платье, пальто, брюки), у человека - мимика (широко улыбается, сердится, всхлипывает от «зубной боли» и т.д.).

Чтобы снять некоторую неловкость и смущение ребенка перед взрослым, вторую серию опытов повторяют дважды для исключения случайных моментов.

' Лисина М., Шерьяздановя X. Специфика восприятия и общения у дошкольни­ков. - Алма-Ата, 1989. - С. 68-70.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

Таблица 54

Протокол №

Фамилия, имя ребенка_______

Возраст____________________

  Дата проведения исследования    
Серия Объект предъявления Предъявле­ния, № п/п Время фиксации Особенности поведения Высказыва­ния
1 II Человек Игрушка 1 2 3 1 2 3      

Протокол оформляют по схеме (табл. 55).

Обработка данных. Подсчитывают число всех обнаруженных замен и их последовательность, число ошибок, длительность фиксации человека и предмета. Последний показатель можно представить в виде диаграммы интенсивности внимания детей разного возраста к человеку и предмету. Характеристики интенсивности внимания - длительность или мимолетность взгляда, его фиксация на человеке и предмете.

Задавши &. Изучений тщ& общения ребевка

Подготовка исследования. Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

1 Лисина М., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольни­ков. - Алма-Ата, 1989. - С. 71-72.

7-220

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

Обработка данных. Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация). Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.

+

Задашге $. Изучение шяытя культуры ебадзджя

Проведение исследования. За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме: / Общение со взрослыми

1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

//. Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя

Деятельность и общение. Общение го взрослыми и сверстниками

ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому и т.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей 56. Делают выводы об уровне сформированное™ культуры общения ребенка.

Таблица 56 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Возраст детей
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Здороваются и Благодарят Закрепляется Говорят спо- Закрепляются
прощаются со взрослого, умение вести койно, с ува- навыки пове-
взрослыми и сверстников за себя в соот- жением, за- дения в об-
сверстниками, оказанную по- ветствии с пра- ботливо отно- щественных
употребляют мощь, внима- вилами пове- сятся ко взрос- местах, навы-
слова, выра- ние. Выражают дения, не вме- лым, их труду и ки общения со
жающие про- просьбу сло- шиваться в отдыху, охотно взрослыми и
сьбу, благо- вами, излага- разговор стар- выполняют детьми
дарность (спа- ют ее понятно. ших, не пере- просьбы и по-  
сибо, пожа- Обращаясь к бивать гово- ручения взрос-  
луйста). Назы- сверстнику, рящего, веж- лых. Выполня-  
вают по имени называют его ливо отвечать ют правила по-  
и отчеству вос- по имени, на просьбу, ведения в  
питателей. смотрят на вопрос. Нала- группе в отсут-  
Проявля ют него, внима- живают обще- ствие воспита-  
внимание, со- тельно слуша- ние с незнако- теля. Друже-  
чувствие к ют ответ, раз- мыми ровес- любно напо-  
сверстникам говаривают никами, млад- минают свер-  
(делятся иг- друг с другом шими и стар- стникам о пра-  
рушками, усту- в приветливой шими детьми вилах поведе-  
пают), отзыва- форме. Со-   ния. В общес-  
ются на про- блюдают эле-   твенных мес-  
сьбу другого ментарные   тах ведут себя  
ребенка, помо- правила пове-   сдержанно, не  
гают ему дения ведут   привлекают  
  себя спокойно,   изл иш него  
  не кричат, не   внимания, раз-  
  мешают окру-   говаривают  
  жающим   негромко  

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

Общение со сверстниками

Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет.

Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируют, как протекало взаи­модействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

2.Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности ком­муникативных умений у детей.

196,

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

VL Изучение «рганизаторских умевдй детей я совместной деятельности

Проведение исследования. Проводят наблюдение за самостоятельной коллективной игровой или трудовой дея­тельностью детей 4-7 лет.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

/ Организация деятельности

1. Умеет ли ребенок предложить цель деятельности.

2. Умеет ли спланировать содержание деятельности.

3. Умеет ли выбрать средства для осуществления деятельности. Как их выбирает: до начала; путем проб и ошибок; по ходу. Умеет ли в случае необходимости изменить первоначальный выбор средств.

4. Умеет ли объективно оценить общий результат и вклад каждого. Каковы критерии этой оценки.

5. Умеет ли соотнести полученный результат с планируемым. //. Организация взаимодействия участников деятельности

1. Умеет ли ребенок учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям.

2. Умеет ли распределять обязанности с учетом возможностей и интересов каждого ребенка.

3. Умеет ли следить за соблюдением правил, порядка, адекватно реагировать на их нарушения.

4. Умеет ли справедливо решать спорный вопрос без вмешательства взрослого.

5. Умеет ли объективно оценить отношение партнера к порученному делу. Поощряет ли и как его достижения в процессе деятельности.

6. Умеет ли проявить самокритичность, вовремя заметить и исправить ошибки.

Делают вывод о том, насколько у ребенка развиты орга­низаторские умения в совместной деятельности и как они влияют на его взаимоотношения со сверстниками.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

12, Шучтш ьянтяя

«еякду д«тыв» «

труда1

Подготовка исследования. Создать условия для организации хозяйственно-бытового труда.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с подгруппами детей 6-7 лет. На основе проведенного пред­варительного социометрического эксперимента (см. задание 14) определяют 3 группы дошкольников (состав каждой из них — не более 4 испытуемых)

— с положительными взаимоотношениями;

— с нейтральными;

— с нейтрально-отрицательныии.

Эти группы детей включают в выполнение трудовых заданий (поочередно), данные фиксируют в протоколе (табл. 57).

Таблица 57

Протокол №____

Фамилия, имя ребенка __________________________

Возраст_______________________________________

Дата проведения исследования

Взаимоотношения детей Проявление личностных качеств Эффективность труда
Положительные Нейтральные Нейтрально-отрицательные    

Обработка данных. Анализируют качества личности, связанные с поведением испытуемых и с характером их работы: помощь в труде, его эффективность, инициативность, наличие или отсутствие споров, конфликтов между детьми, способы их разрешения, а также длительность протекания самой деятельности.

1 Копоминский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976. — С. 5-44; Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 1965. — С. 158-159.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

Выявляют вариативность этих показателей в группах разного возраста и с различной организацией взаимоотношений.

Устанавливают, как эффективность деятельности и ее организация определяются характером межличностных отношений между детьми.

«*

Проведение исследования. Исследование проводится с группой детей на протяжении 3 дней, через каждые 5-7 мин в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов — 30-40, минимальное - 20. Возможно проводить только в том случае, если присутствует 3/4 постоянного состава группы.

Экспериментатор во время свободной деятельности многократно фиксирует все объединения детей, а также играющих в одиночку.

В протоколах каждый ребенок получает номер, который закрепляется за ним на протяжении всего исследования.

Обработка данных. Количественный анализ осуществляют следующим образом:

1.Составляют индивидуальные протоколы, где на каждого ребенка из общегруппового протокола-среза выписывают соответствующие показатели.

2. Подсчитывают количество срезов, когда ребенок один и когда он входит в игровые объединения со сверстниками. Процентное соотношение последнего к общему количеству срезов показывает частоту контактирования ребенка с детьми в группе.

3. Вычисляют количество контактов, установленных тем или иным дошкольником с каждым ребенком группы.

4. Суммируют количество контактов, установленных каждым ребенком с отдельными детьми группы. Отношение этой суммы к общему количеству срезов (т.е. среднее количество контактов, установленных данным ребенком со сверстниками в одном срезе) принимается за показатель интенсивности общения. Отдельно вычисляют среднее количество контактов, установленных с детьми

' Отношения между сверстниками ■ группе детского сада / Под ред. Т.А.Репииой. - М., 1978. - С. 17-26.

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

своего и противоположного пола. Сравнивая эти показатели, получают представление о зависимости интенсивности общения ребенка от пола сверстника, с которым он общается.

5. Из всех детей группы выделяют тех, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным, избирательным. Избирательность устанавливается условно. Граница избирательного общения для каждого ребенка вычисляется по формуле:

где т — общее число контактов, а N - количество детей в группе. Общение со сверстниками, при котором количество контактов равно величине этой границы или превышает ее, считается избирательным.

6. Вычисляют широту круга общения ребенка с детьми группы, или экстенсивность общения. Она характеризуется соотношением количества детей группы, с которыми были установлены контакты за время наблюдаемых срезов, с общим количеством детей группы за вычетом одного, т.е. самого ребенка. Во всех случаях отсутствия общения указывают пол ребенка.

7. Определяют среднюю продолжительность общения ребенка в одном объединении. Для этого подсчитывают количество объединений, которые сменил ребенок за все время наблюдения, вычисляют среднюю продолжительность его пребывания в одном объединении (условно можно считать, что ребенок сменил объединение,в том случае, если его состав объединения изменился, больше, чем на 50%).

8. Просматривают характеристики игровых объединений, в которых общался ребенок (а именно: вычленяют наиболее стабильные объединения, высчитывают среднюю величину объединений, процентное соотношение объединений разной численности и объединений «чистых» и смешанных по половому составу, а также отмечают максимальную величину объединений).

Качественный анализ дает представление о структуре группового общения, а именно:

• о соотношении объединений с учетом числа входящих в них детей (по 2, 3, 4 и больше человек);

• о соотношении «чистых» объединений (по половому составу) и объединений смешанных;

• о средней величине детских объединений, встречающихся в данной возрастной группе;

Деятельность и общение. Общение со взрослыми и сверстниками

• о стабильности состава отдельных объединений и длительности их существования.

Описывают некоторые особенности общения отдельных детей группы: частота вступления ребенка в контакт со сверстниками, интенсивность, экстенсивность и избирательность его общения, а также длительность общения в одном объединении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных