ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 21 страница
// уровень - у ребенка есть первоначальные обобщения, он начинает аргументировать свои суждения, но не делает обобщение предметом анализа, а пользуется им лишь как средством угадывания в игре; а если это средство оказывается негодным, то отбрасывает его и отыскивает другое.
Ill уровень - у ребенка параллельно с суждениями об отдельных явлениях идет сознательная работа над самими понятиями, он не просто активно создает обобщения, но исправляет и совершенствует их. Образование обобщений становится особой задачей.
1 Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошк. воспитание. — 1947. — № 8.
Познавательные процессы. Мышление
Подготовка исследования. Приготовить шарик, кубик, гвоздь; четырехугольный кукольный столик с одной ножкой; мяч и наклонную плоскость; таз или ванну с водой; ряд предметов (деревянных и железных), тонущих и плавающих в воде. Составить словесные описания и изображения физических явлений (падение шарика с кубика при наклоне кубика; отсутствие падения шарика с кубика, если прикрепить шарик к кубику гвоздем; падение столика без одной ножки; скатывание мяча с наклонной плоскости).
Проведение исследования. Ребенку (3-7 лет) предлагают задачи, в которых он должен объяснить причину физического явления. Проводится 4 серии, отличающихся содержанием задач. Каждая серия (кроме 4-й) включает 3 подсерии: 1) возможность действия ребенка с предметами и непосредственного восприятия соответствующего явления (наглядно-действенная форма задачи); 2) словесное описание (словесная); 3) показ физического явления на рисунке (изобразительная).
Первая серия. Объяснить падение шарика при наклоне кубика; затем отсутствие падения в том случае, если шарик прикреплен к кубику при помощи гвоздя.
Вторая серия. Объяснить падение четырехугольного столика без одной ножки.
Третья серия. Объяснить падение мяча с наклонной плоскости.
Четвертая серия. Объяснить, почему определенный предмет плавает или тонет в воде.
Обработка данных. По первым 3 сериям подсчитывают число верных и неверных объяснений в каждой возрастной группе детей. Результаты оформляют в таблицу (табл. 119). Данные четвертой серии сводят в таблицу 120.
Делают выводы о возрастных изменениях в понимании причинности физических явлений; выясняют, насколько понимание причинности зависит от особенностей самих этих явлений (от содержания задач в первой-четвертой сериях), а также от способа знакомства с явлением (наглядно-действенный, словесный, изобразительно-наглядный).
1 Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 1964. — С. 238 — 242.
Познавательные процессы. Мышление
Таблица 119
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Возраст
| Отсутствие объяснения
| Неадекватное объяснение
| Удовлетворительное объяснение
|
Форма задачи
|
на-гляд-но-дей-ствен-ная
| сло-зесная
| иЗо-брази-тель-ная
| наглядно -действенная
| сло-зесная
| изобрази-тельная
| наглядно -действенная
| словесная
| изобрази-тельная
| 3 — 4 года 4 -- 5 лет 5 -- 6 лет 6-7 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 120
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Возраст
| Отсутствие объяснения
| Неадекватное объяснение
| Удовлетворительное объяснение
| 3 — 4 года 4 — 5 лет 5 — 6 лет 6 — 7 лет
|
|
|
| Оглавление
/
От авторов..........................-..................................................... 3
Особенности исследования в детской психологии................5
Раздел I. Личность.............................................. 38
Глава 1. Самосознание и самооценка.....................................36
Глава 2. Мотивы поведения и деятельности..........................62
Глава 3. Воля......................................г....................................74
Глава 4. Эмоции и чувства......................................................88
Раздел II. Деятельность и общение........................ 104
Глава 5. Игра...........................................................................104
Глава 6. Конструирование.......................................................123
Глава 7. Рисование..................................................................132
Глава 8. Трудовая деятельность.............................................147
^ Глава(9. Учебная деятельность и отношение к школе............163
*\ Глава |[Юобщение со взрослыми и сверстниками...............182
Раздел III. Познавательные процессы..................... 206
Глава 11. Внимание.................................................................206
Глава 12. Речь..........................................................................215
Глава 13. Ощущение и восприятие.........................................241
Глава 14. Память.....................................................................255
Глава 15. Воображение...........................................................269
Глава 16. Мышление................................................................279
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Урунтаева Галина Анатольевна Афонькина Юлия Алесандровна
ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Зав. редакцией Л.А.Соколова
Редактор С.В.Степанова
Художественный редактор Е.А.Михайлова
Компьютерная верстка А.Н.Шатилов
Корректор Л.ЕХазеннова
ИБ N> 15891
Лицензия ЛР № 010001 от 10.10.91.
Сдано в набор 12.10.94. Подписано к печати 16.11.94. Формат 60x90'/,s
Бумага кн.-журн. Печать офсетная. Усл. печ. л.18,5.
Тираж 50000 экз. Заказ №220
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»
Комитета Российской Федерации по печати. 127521 Москва,3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».
117571 Москва, проспект Вернадского, 88.
Московский педагогический государственный университет,
комната 452, тел.(095) 437-34-53, т/факс(095) 437-99-98.
АО «Чертановская типография». 113545 Москва, Варшавское шоссе, 129а.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|