ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 21 страница// уровень - у ребенка есть первоначальные обобщения, он начинает аргументировать свои суждения, но не делает обобщение предметом анализа, а пользуется им лишь как средством угадывания в игре; а если это средство оказывается негодным, то отбрасывает его и отыскивает другое. Ill уровень - у ребенка параллельно с суждениями об отдельных явлениях идет сознательная работа над самими понятиями, он не просто активно создает обобщения, но исправляет и совершенствует их. Образование обобщений становится особой задачей. 1 Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошк. воспитание. — 1947. — № 8. Познавательные процессы. Мышление Подготовка исследования. Приготовить шарик, кубик, гвоздь; четырехугольный кукольный столик с одной ножкой; мяч и наклонную плоскость; таз или ванну с водой; ряд предметов (деревянных и железных), тонущих и плавающих в воде. Составить словесные описания и изображения физических явлений (падение шарика с кубика при наклоне кубика; отсутствие падения шарика с кубика, если прикрепить шарик к кубику гвоздем; падение столика без одной ножки; скатывание мяча с наклонной плоскости). Проведение исследования. Ребенку (3-7 лет) предлагают задачи, в которых он должен объяснить причину физического явления. Проводится 4 серии, отличающихся содержанием задач. Каждая серия (кроме 4-й) включает 3 подсерии: 1) возможность действия ребенка с предметами и непосредственного восприятия соответствующего явления (наглядно-действенная форма задачи); 2) словесное описание (словесная); 3) показ физического явления на рисунке (изобразительная). Первая серия. Объяснить падение шарика при наклоне кубика; затем отсутствие падения в том случае, если шарик прикреплен к кубику при помощи гвоздя. Вторая серия. Объяснить падение четырехугольного столика без одной ножки. Третья серия. Объяснить падение мяча с наклонной плоскости. Четвертая серия. Объяснить, почему определенный предмет плавает или тонет в воде. Обработка данных. По первым 3 сериям подсчитывают число верных и неверных объяснений в каждой возрастной группе детей. Результаты оформляют в таблицу (табл. 119). Данные четвертой серии сводят в таблицу 120. Делают выводы о возрастных изменениях в понимании причинности физических явлений; выясняют, насколько понимание причинности зависит от особенностей самих этих явлений (от содержания задач в первой-четвертой сериях), а также от способа знакомства с явлением (наглядно-действенный, словесный, изобразительно-наглядный). 1 Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 1964. — С. 238 — 242. Познавательные процессы. Мышление Таблица 119 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Таблица 120 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Оглавление / От авторов..........................-..................................................... 3 Особенности исследования в детской психологии................5 Раздел I. Личность.............................................. 38 Глава 1. Самосознание и самооценка.....................................36 Глава 2. Мотивы поведения и деятельности..........................62 Глава 3. Воля......................................г....................................74 Глава 4. Эмоции и чувства......................................................88 Раздел II. Деятельность и общение........................ 104 Глава 5. Игра...........................................................................104 Глава 6. Конструирование.......................................................123 Глава 7. Рисование..................................................................132 Глава 8. Трудовая деятельность.............................................147 ^ Глава(9. Учебная деятельность и отношение к школе............163 *\ Глава |[Юобщение со взрослыми и сверстниками...............182 Раздел III. Познавательные процессы..................... 206 Глава 11. Внимание.................................................................206 Глава 12. Речь..........................................................................215 Глава 13. Ощущение и восприятие.........................................241 Глава 14. Память.....................................................................255 Глава 15. Воображение...........................................................269 Глава 16. Мышление................................................................279 УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ Урунтаева Галина Анатольевна Афонькина Юлия Алесандровна ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Зав. редакцией Л.А.Соколова Редактор С.В.Степанова Художественный редактор Е.А.Михайлова Компьютерная верстка А.Н.Шатилов Корректор Л.ЕХазеннова ИБ N> 15891 Лицензия ЛР № 010001 от 10.10.91. Сдано в набор 12.10.94. Подписано к печати 16.11.94. Формат 60x90'/,s Бумага кн.-журн. Печать офсетная. Усл. печ. л.18,5. Тираж 50000 экз. Заказ №220 Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Комитета Российской Федерации по печати. 127521 Москва,3-й проезд Марьиной рощи, 41. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 117571 Москва, проспект Вернадского, 88. Московский педагогический государственный университет, комната 452, тел.(095) 437-34-53, т/факс(095) 437-99-98. АО «Чертановская типография». 113545 Москва, Варшавское шоссе, 129а.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|