ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Краткие сведения о геологии, добыче и транспортировании нефти, газа и других горючих ископаемых1.5.1. Геолого-поисковые работы на нефть, газ и твердые горючие ископаемые Нефтегазообразование - весьма сложный многостадийный и исключительно длительный биохимический процесс преобразования исходного органического материала в углеводороды. Образованию скоплений углеводородов предшествует длительная стадия эмиграции рассеянной по нефтематеринским породам так называемой микронефти через пористые породы (песчаные, карбонатные) - коллекторы в природные резервуары - нефтяные залежи. Эмиграция нефти происходит в результате действия различных факторов: отжатая или прорыва вследствие давления породы, диффузии, особенно газов, перемещения с водой в растворенном в ней состоянии, фильтрации по порам и трещинам при наличии перепада давления. В дальнейшем в результате движения по пористым пластам и при вертикальной эмиграции, возникающей под влиянием гравитационного и тектонического факторов, нефть и газ скапливаются в так называемых ловушках, т.е. в таких участках пористых горных пород, откуда дальнейшая эмиграция невозможна. Залежи нефти можно представить, как, образно говоря, трехслойный пирог: верхняя часть - газовая шапка, подпираемая снизу вторым слоем - пластом нефти, который, в свою очередь, лежит на пласте воды, являющемся своего рода гидрозатвором резервуара. Резервуар со всех сторон, кроме нижней, герметично экранирован непроницаемыми горными пластами (глинами, солями, магматическими породами). Различают ловушки сводовые (преимущественно антиклинальные) и тектонически экранированные. Как правило, большая часть нефтяных ловушек-залежей находится на значительной глубине (1-2,5 км). Выходы нефти на поверхность земли очень редки. На таких близких к поверхности земли залежах в давние времена, в частности в Азербайджане, возникла колодезная добыча нефти. Практикой геологических работ установлено, что не все выявленные ловушки содержат скопления нефти и газа. Существование таких «пустых» ловушек значительно снижает эффективность поисковых работ. На заре развития нефтяной промышленности геолого-поисковые работы велись, в сущности, вслепую, методом проб и ошибок, следовательно, с большим риском обнаружения нефтегазовых залежей. Так, если раньше нефть давала в лучшем случае одна скважина из 10 - 20, то из скважин, пробуренных с учетом предсказаний современной геологической науки, оказались продуктивными, например в США, 85%. Высокая эффективность современной геологической науки достигается комплексным исследованием тектонического строения горных пород и на основе накопленных знаний о процессах образования полезных ископаемых. Геологи-нефтеразведчики вооружены новейшими техническими средствами, вычислительной техникой и разнообразными инструментальными методами поиска залежей нефти, начиная с геологического молотка до аэро- или космической фоторазведок. Основные наиболее информативные методы нефтеразведки -геологические, геофизические и геохимические. Геологический метод заключается в изучении структуры и характера залегания горных пород в местах выхода их на поверхность или с помощью шурфов и скважин. Геофизические методы базируются на измерении точнейшими высокочувствительными приборами таких явлений и физических параметров, как гравиметрические и магнитные аномалии, электропроводимость горных пород, особенности отражения сейсмических колебаний, возникающих при искусственных взрывах в неглубоких скважинах. Применяются также акустические и радиометрические методы с использованием нейтронной бомбардировки скважин. По полученным результатам составляют структурные карты, на которых указывается состав и возраст горных пород и особенности рельефа пластов. Комплексное применение геологических и геофизических методов разведки позволило расширить возможности изучения структуры пород, нахождения ловушек, установления глубины и габаритов перспективных нефтяных пластов. Геохимические методы основаны на газовой съемке, химическом и микробиологическом анализе проб подземных вод и грунтов. Далее бурят поисковые скважины для обнаружения нефтегазовых ловушек. После подтверждения нефтегазоносности залежей начинают разведочное бурение, чтобы установить размеры нефтеносной площади, запасы и состав нефти и газа. Геолого- поисковые работы на твердые горючие ископаемые по технике и методике разведки примерно аналогичны нефтегазоразведке, но в некоторой степени проще и сопряжены с меньшим риском. Для твердых горючих ископаемых не обязательно наличие пород - коллекторов и ловушек, поскольку они не обладают подвижностью и способностью к миграции, как нефть и газ. Нередки случаи, когда месторождения их обнаруживают по признакам загораний или по выходу угольных пластов непосредственно на земную поверхность и т.д. Тогда геологам остается лишь бурением и отбором проб установить запасы, характер залегания, мощности пластов и другие эксплуатационные параметры месторождений твердых горючих ископаемых. 1.5.2. Бурение нефтяных скважин При геолого-поисковых работах и разработке нефтегазовых месторождений бурят скважины в вертикальном направлении, а также под некоторым углом (наклонное или кустовое бурение). По историческим сведениям, первые скважины были пробурены в Китае за 200 лет до н.э. с помощью бамбуковых труб. Первые скважины с использованием стальных труб так называемым ударным способом были пробурены в середине XIX в. Именно с этим событием связывают зарождение нефтяной промышленности в мире. Первая промышленная нефть была получена в США в 1824 г. (штат Кентукки), в России в 1847 г. вблизи Баку, затем в 1855 г. в районе Ухты. Естественно, глубины и скорости проходки (=1 м/сут.) ранних скважин были незначительными. В 1895 г. самой глубокой в мире считалась скважина глубиной 360 м. В России и Азербайджане глубина нефтяных скважин не превышала 400 - 500 м. К началу 70-х гг. средние глубины составили 2 км. В настоящее время в мире пробурена не одна тысяча скважин на глубину более 5 км. Из них несколько десятков имеют глубину более 7 км. Самая глубокая в мире Кольская скважина перешагнула глубину 11 км. В настоящее время при проходке буровых скважин используют только способ вращательного бурения с помощью мощных механизированных буровых установок. Углубление скважины достигается путем разрушения горных пород с помощью долота. Скважина углубляется благодаря одновременному воздействию на долото нагрузки и крутящего момента. На скорость проходки существенное влияние оказывает качество долота. Чем быстрее оно изнашивается, тем чаще приходится его менять, а для этого необходимо поднимать все бурильные трубы с затратой времени. Поэтому в последние годы преимущественно применяют долота, армированные синтетическим алмазом. Разрушение горных пород долотом может производиться по всему кольцевому сечению или только по периферии скважины. В последнем случае в центре скважины остается цилиндрическая колонка пород, называемая керном. Керн периодически поднимается с определенных глубин на поверхность, затем подвергается лабораторному анализу. По мере углубления долота в стволе скважины скапливаются частицы размолотой породы. С целью их удаления скважина постоянно промывается жидкостью - глинистым раствором. Он нагнетается буровыми насосами в бурильную колонну и через нее поступает к долоту. Проходя через отверстия в долоте, раствор вместе с породой по кольцевому пространству между бурильной колонной и скважиной возвращается на поверхность. После очистки от породы она вновь подается в скважину. Таким образом происходит непрерывная циркуляция глинистого раствора. Вращательное бурение различают двух видов: с двигателем на поверхности - роторное и с двигателем у забоя - турбо, или электробурение. При роторном бурении долото вращается вместе со всей колонной бурильных труб. При бурении с забойным двигателем вращается только долото при помощи электромотора или турбины с использованием гидравлической энергии промывочной жидкости. По мере проходки скважины необходимо наращивать бурильные трубы. Отдельная бурильная труба диаметром 150-250 мм имеет длину 6-10 м. На обоих концах трубы имеется винтовая нарезка для соединения с другими трубами. Кроме бурильных труб, в скважину вводят также обсадные трубы большего диаметра (до 426 мм) для крепления ствола. Когда скважина доходит до проектной глубины или продуктивного пласта, в нее опускают эксплуатационную колонну труб, снабженную наверху системой труб, задвижек и штуцеров для предотвращения внезапного фонтанирования. Такая фонтанная «елка» выдерживает давление до 25 МПа и выше. Она позволяет регулировать дебит нефти из скважины. Далее глинистый раствор в 2 — 1908 скважине заменяют водой. Чтобы вызвать приток нефти к скважине, обсадные трубы у пласта простреливаются пулевыми или торпедными перфораторами. Для бурения скважин в морских месторождениях нефти и газа в настоящее время применяются: 1) сварные стационарные платформы (при глубинах моря до 40 м). Примером такого морского нефтепромысла служат Нефтяные Камни близ Баку (построен в 1950 г.), где пробурено свыше 1500 скважин и извлечено сотни миллионов тонн нефти; 2) нестационарные буровые платформы различных типов: самоподъемные, полупогружные, погружные, гравитационные, ледостой-кие и др., позволяющие бурить скважины при глубинах моря до 200 м; 3) специализированные плавучие буровые суда и баржи, с которых можно вести бурение (например, поисковые) при глубинах моря до 600 м. 1.5.3. Методы разработки месторождений горючих ископаемых После завершения разведки и установления промышленной значимости открытых месторождений горючих ископаемых приступают к их разработке. Разработка нефтегазовых месторождений осуществляется эксплуатационными скважинами, пробуренными по определенной оптимальной системе. Основными элементами в системе разработки залежи являются схема размещения добывающих скважин и их количество. От этого при прочих равных условиях зависят темп отбора нефти и срок разработки залежи. Выбор наиболее рационального способа разработки месторождений нефти и газа зависит от многих факторов, в частности, от энергетического режима залежи, меняющегося по мере эксплуатации залежи, геологического строения и размеров площади, физико-химических свойств пластовой нефти, физико-механических свойств пород-коллекторов и др. Эксплуатация нефтяных скважин осуществляется следующими способами: фонтанным, компрессорным и глубинно-насосным. В начальный период эксплуатации применяется фонтанный способ. Из скважины нефть под давлением пласта поступает в трап (газоотделитель), где из нее выделяется попутный газ, направляемый на газо- перерабатывающие заводы. Далее нефть направляется на промысловую подготовку (обезвоживание, обессоливание и стабилизация). Если давление в пласте низковато для фонтанирования нефти, то применяется компрессорная (газлифтная) эксплуатация скважин. При этом способе в кольцевое пространство между эксплуатационной колонной и насосно-компрессорными трубами при помощи компрессора нагнетается сжатый природный газ под давлением до 5 МПа. Третьим наиболее распространенным способом добычи нефти является глубинно-насосный. Он применяется при большом падении давления в пласте. В скважину на штангах опускаются плунжерные насосы, приводимые в действие станком-качалкой, соединенной приводом с электродвигателем. В последнее время стали применять центробежные глубинные насосы с электродвигателем по типу электробура. Разработка нефтяных месторождений подразделяется на четыре стадии: 1) стадия промышленного освоения - характеризуется ростом добычи нефти до максимального проектного уровня (и при малой обводненности нефти); 2) стадия поддержания высокого и стабильного уровня добычи нефти и перехода скважин с фонтанной добычи на механизированную (при нарастающей их обводненности); 3) стадия значительного снижения добычи нефти - наблюдается прогрессирующее обводнение продукта; 4) завершающая стадия характеризуется низкими дебитами и высокой обводненностью нефти. Несмотря на все предпринимаемые усилия, более половины нефти, содержащейся в пласте, остается не извлеченной вследствие прилипания (адгезии) нефти к нефтеносной породе, забивки и снижения проницаемости коллектора, наличия подземных лабиринтов, ловушек и т.д. Для обеспечения наиболее рациональной разработки залежи и повышения коэффициента нефтеотдачи раннего периода ее эксплуатации обычно применяют так называемые вторичные методы добычи нефти: искусственное поддержание пластового давления, механическое воздействие на призабойную зону, термохимическая обработка скважин и пласта и др. Наиболее полное извлечение нефти из залежи обеспечивает водонапорный режим. Поэтому широкое распространение получили методы разработки с законтурным или внутри-контурным заводнением. В первом случае через скважины, пробуренные за контуром нефтяной залежи, называемых нагнетательными, производится закачка воды, тем самым искусственно поддерживается пластовое давление и водонапорный режим. По мере эксплуатации залежи крайние по периферии нефтедобывающие скважины обводняют- 2* ся, и их начинают использовать для нагнетания воды, и, таким образом, нефть постепенно вытесняется к центру контура. Этот способ применяется обычно на малых и средних по размерам нефтяных месторождениях. На больших залежах, как правило, применяется внутри-контурное заводнение вытеснением нефти не из всего большого контура, а из нескольких малых участков залежи. Для поддержания пластового давления и увеличения дебита скважин также часто используют попутный нефтяной газ, нагнетаемый компрессором в сводовую часть залежи. Дебит скважин может уменьшиться и вследствие «засорения» призабойной зоны частицами породы или отложения в порах пласта асфальто-смолистых веществ нефти или солей из пластовой воды и т.д. В таких случаях для увеличения проницаемости пласта применяют методы гидравлического разрыва (при 50 МПа) или торпедирования пласта, организации подземных ядерных взрывов, а также химической (соляной или серной кислотой, поверхностно-активными веществами) и термической (подачей горячего газа или перегретого водяного пара) обработкой призабойной зоны. Для борьбы с парафиноотложением на нефтепромысловом оборудовании стали применять специальные (депрессор-ные) присадки, препятствующие росту кристаллов парафина. Эксплуатация газовых скважин по технологии разработки аналогична фонтанному способу нефтедобычи. Газ из отдельных скважин после отделения влаги и твердых примесей направляется в газосборный пункт. Разработка месторождений твердых горючих ископаемых ocv-ществляется открытым или шахтным способом. При неглубоком залегании пластов угля (чаще всего это бывает в месторождениях бурого угля) их разрабатывают открытым способом: посредством экскаваторов или взрывными работами удаляется слой горных пород, покрывающих пласт, после чего уголь вынимают экскаваторами. Этот способ значительно производительнее и безопаснее, чем более распространенный способ добычи в шахтах, применяемый при глубоком залегании пластов. В шахтах твердые горючие ископаемые добывают посредством угольных комбайнов, стругов и врубовых машин и вывозят их на поверхность электровозами. Сейчас внедряют более экономичный способ добычи угля в шахтах - гидравлический: пласт разбивают, измельчают и зерна угля транспортируют струей воды на поверхность, затем отделяют от воды и пустой породы. 1.5.4. Транспортирование нефти, газа и других горючих ископаемых Твердые горючие ископаемые перевозятся к местам их переработки или потребления преимущественно железнодорожным (в открытых вагонах), а также морским, речным, иногда автомобильным транспортом. Объективно сложилось так, что большинство нефтегазопромыс-лов находится, как правило, на больших расстояниях от нефтегазо-перерабатываюших заводов. Так, длина маршрута доставки нефти из Персидского залива в США или Японию составляет около 13 тыс. км, а газа из районов Крайнего Севера нашей страны, например Уренгоя, в страны Западной Европы - почти 5 тыс. км. Объемы внутренних и международных (и межконтинентальных) перевозок нефти и газа за последние годы увеличивались быстрыми темпами и исчислялись соответственно сотнями миллионов тонн и миллиардами кубометров. К тому же следует особо отметить, нефть и газ в открытой или негерметичной таре нельзя перевозить - улетучивается часть продукта, да и это исключительно опасно. Летом на солнце закрытый сосуд с нефтью нагревается, что может привести к взрыву, а зимой - застывает. При случайной искре нефть и газ загораются. При пожаре нельзя их тушить водой. Известны десятки трагедий, возникших при транспортировке нефтегазогрузов с тяжелыми последствиями для людей и окружающей природы (например, Улу-Телякская на границе Челябинской обл. и Башкирии в 1989 г.). Поэтому транспортировка нефти, особенно природного газа, по сравнению с твердыми видами горючих ископаемых, предъявляет помимо экономической эффективности особо повышенные требования по обеспечению высокой надежности, герметичности, противопожарной и экономической безопасности транспортных средств. Одним из наиболее дешевых, экономичных и технически совершенных видов транспорта нефти и газа на расстояния, измеряемые тысячами километров, является морской нефтеналивной флот, особенно когда речь идет о транспортировке их с одного континента на другой. В послевоенный период мирового нефтяного бума объемы морских перевозок возрастали интенсивно - пропорционально темпам роста нефтедобычи, затем стабилизировались. Вводились в эксплуатацию во все возрастающих количествах крупнотоннажные танкеры - нефтевозы с грузоподъемностью 100—250 тыс. т и гигант- ские супертанкеры водоизмещением до 750 тыс. т. Создан также флот танкеров-газовозов, например, для перевозки метана из Алжира в США. У них на борту работают специальные компрессорные и холодильные установки, обеспечивающие жидкофазное состояние метана (-80°С и давление 5-6 МПа) в многочисленных «термосах». На суше наиболее экономична и надежна транспортировка нефти и газа по трубопроводам. Перевозка нефти и газа по трубопроводам в нашей стране по темпам роста грузооборота намного опередила другие виды транспорта. Доля их в общем объеме перевозок быстро росла и достигла почти трети общего грузооборота страны, а в перевозке нефти - до 85%. Столь стремительные темпы объясняются исключительно высокой экономичностью трубопроводного транспорта. Так, на доставку каждой тонны нефти по трубам требуется в 10 с лишним раз меньше трудовых затрат, чем для ее перевозки по железным дорогам. Трубопроводный транспорт, однако, не так прост, как кажется внешне. Необходимо уложить в сложных геологических и географических условиях в траншеи герметичный тысячекилометровый трубопровод большого диаметра через болота, горы, реки и леса, построить промежуточные нефтеперекачивающие станции, обеспечить высокую надежность и безопасность, оснастить средствами контроля и авторегулирования и т.д. При эксплуатации трубопроводов возникают трудности, связанные с парафиноотложением или коррозионной агрессивностью перекачиваемых нефтей или газоконденсатов (например, высокопарафинистых мангышлакских или оренбургских нефтей и карачаганакских газоконденсатов, содержащих в аномально высоких концентрациях меркаптаны). Поэтому нефтепроводы часто сопровождают «спутники» - трубы, по которым подают горячую воду или печи нагрева на перекачивающих станциях. Для борьбы с коррозией синтезированы и применяются при перекачке нефти специальные химические реагенты - ингибиторы коррозии. Большое распространение в перевозке нефти в мире и нашей стране получил железнодорожный транспорт, уступающий по объемам перевозок трубопроводному. Организация нефтеперевозок этим способом не требует особо сложных технических решений. Для этой цели используются специальные цилиндрические сосуды, укрепленные на рамах железнодорожных вагонов, - нефтеналивные цистерны. Этот вид транспорта удобен для доставки нефти в районы, удаленные от трубопроводных магистралей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|