Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституция СССР 1936 года.




Подготовка новой Конституции. За период, прошедший со дня принятия первой Конституции СССР в Советском Союзе произошли существенные политические, экономические и социальные изменения. Эти изменения нашли отражение во второй по счету Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г.

Интересен механизм принятия конституционного законодательства, который был характерен для советского права 1930-х годов.

1-й этап: Политбюро ЦК ВКП(б) 30 января 1934 г. вынесло вопрос о подготовке новой Конституции на рассмотрение Пленума ЦК партии.

2-й этап: Пленум ЦК ВКП(б) решил вынести вопрос о новой Конституции на обсуждение высшего законодательного органа – VII Всесоюзного съезда Советов.

3-й этап: Съезд Советов, рассмотрев вопрос (а фактически «проштамповав» решение, подготовленное партийными органами), издает соответствующее постановление, в котором обязал ЦИК образовать конституционную комиссию.

4-й этап: Комиссия ЦИК готовит проект новой Конституции.

5-й этап: Чрезвычайный VIII съезд Советов, созванный только для утверждения готового текста Конституции, единогласно принимает новый Основной Закон СССР.

В такой последовательности подготовки и принятия Конституции СССР наглядно проявилась направляющая сила центральных партийных органов, которые, по сути, руководили высшим законодательным органом Советского Союза при ее принятии.

Неудивительно, что комиссию по подготовке Конституции возглавил сам «товарищ Сталин», Генеральный секретарь ЦК ВКП(б). Сталин и его сторонники стремились узаконить сложившиеся административно-командные методы управления, усилить роль государства в социально-экономической сфере, в то время как некоторые другие члены конституционной комиссии предлагали гарантировать независимость предпринимателей от вмешательства со стороны властных структур. Предлагалась конституционная норма о возможности граждан привлекать к суду чиновников за нарушение их прав и свобод.

Однако Сталин в ходе обсуждения и доработки проекта Конституции на правах председателя вычеркнул предложения, направленные на демократизацию политической системы. В июне 1936 г. проект Конституции в сталинском варианте был одобрен пленумом ЦК ВКП(б) и Президиумом ЦИК СССР, а затем был вынесен на всенародное обсуждение. Итоги всенародного обсуждения проекта подвел VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов, собравшийся в Москве в конце ноября 1936 г. Учтя некоторые несущественные поправки, съезд единогласно утвердил 5 декабря 1936 г. новый Основной Закон СССР.

Основное содержание Конституции. Новая Конституция СССР состояла из 13 глав и 146 статей. В ней было записано, что высшая власть в государстве принадлежит Верховному Совету СССР, а реально вся полнота власти сосредоточивалась у партийного аппарата, возглавляемого Сталиным. Все решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума, постановления правительства предварительно рассматривались и санкционировались Политбюро, Оргбюро и Секретариатом ЦК ВКП(б). Принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». Процесс делегирования власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством.

Партийное руководство Советами не противоречило новому Основному Закону страны, так он законодательно закрепил положение о руководящей роли Коммунистической партии в системе государственных органов и общественных организаций. В статье 126 Конституции СССР 1936 г. было записано, что Компартия составляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Конкретные властные полномочия монопольной партии не были прописаны в Основном Законе, но на практике уже сложилась целая система партийного руководства государственными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями. Несмотря на прописанный в Уставе Компартии принцип коллективного руководства, кардинальные и судьбоносные для страны решения принимал один человек - Сталин, руководитель правящей партии. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) действовал не методом убеждения, а методом безоговорочного подчинения его требованиям. Тот, кто пытался доказать Сталину ошибочность его теорий, взглядов или действий, был обречен на исключение из рядов партии, отстранение от высоких должностей с последующим моральным или даже физическим уничтожением.

Партия большевиков, возглавляемая Сталиным, стала монополистом в системе государственного управления. Высшие партийные органы руководили формированием Верховного Совета СССР – высшего законодательного органа государства. Выборы в его состав проходили на безальтернативной основе, кандидатуры предварительно согласовывались в соответствующих партийных комитетах. Партийные функционеры занимали высокие государственные посты: член Политбюро ЦК ВКП(б) одновременно был председателем Президиума ЦИК СССР; Председателем Совнаркома, то есть главой исполнительной власти был другой член Политбюро и т.д.

Методы партийного руководства включали не только подбор и расстановку руководящих кадров во все звенья государственной системы, но и издание совместных партийно-государственных нормативных актов, имевших силу закона. Директивы высших органов партии были обязательны для исполнения всеми государственными органами, как в центре, так и на местах. Съезды ВКП(б) определяли внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, указывали курсы на коллективизацию, на индустриализацию, на культурную революцию. Для периодического инструктажа руководящих работников регулярно проводились партийно-хозяйственные активы.

Конституция СССР 1936 г. представляла собой декларацию того, каким должно быть государство рабочих и крестьян, строителей социализма. В ней декларировалась свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций. Было ли это на практике в период сталинизма, когда проходили массовые зачистки и репрессии, а тюрьмы и лагеря не могли вместить всех, кого направляли суды, «двойки» и «тройки», другие органы НКВД и юстиции? Когда записано на бумаге, но нет в жизни, то это - пустая декларация. За фасадом красивого здания с изображением Конституции СССР скрывался тоталитарный режим Сталина. Опорой режима были партийные органы, органы государственной безопасности, НКВД и карманные суды, отправлявшие правосудие под девизом «что прикажете?»

Экономическую основу СССР, по Конституции 1936 г., составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия труда и производства. За посягательство на социалистическую собственность законодательство страны победившего социализма жестоко карало. Своим гражданам государство могло дать без колебаний 10 лет лишения свободы за пшеничные колоски с колхозного поля, причем без права на обжалование.

Права граждан. В Конституции 1936 г. декларировались многочисленные права советского гражданина: на образование, здравоохранение, труд и отдых, материальное обеспечение и т.д. Труд рассматривался в Конституции как обязанность. Сталинские государственные органы решали, кому и сколько дать за труд: они могли дать мизерную зарплату, а могли отправить в ГУЛАГ или ссылку.

Сталин в 1936 г. объявил о построении социализма – первой фазы коммунизма. Только вот в результате построения сталинского социализма жить простому человеку в России лучше не стало. «Полноправного» гражданина великой державы могли без суда и следствия, по доносу посадить в тюрьму с одновременным «поражением в правах». Для этого в уголовном законодательстве была специальная статья - 58-я, которая определяла не только сроки лишения свободы, но и сроки поражения в правах. Страх и ужас в жизни советских людей соседствовали с громогласными заявлениями о построении в стране социализма, уничтожении эксплуатации человека человеком. В Конституции 1936 г. в перечне основных прав и обязанностей декларировались, равенство полов, всеобщее равное и прямое избирательное право. И хотя граждане страны имели право избирать, да еще и при тайном голосовании, но они все равно оставались бесправными и никого не могли избрать, кроме тех, на кого указывала Компартия во главе со Сталиным. Именно им принадлежит идея «выбора из одного кандидата», единого представителя от блока коммунистов и беспартийных. Выборы без выбора. Это не игра слов, а трагедия нашего многострадального народа.

В Конституции СССР 1936 г. давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, размещавшихся в Москве. Кроме того, в Конституции было записано, что государственное устройство страны определяется как федеративное объединение республик. Союзным республикам, как и в первой Конституции, предоставлялось право выхода из состава СССР.

В тексте Конституции было записано, что Основные Законы союзных республик должны соответствовать Основному Закону СССР. В случае расхождения союзного и республиканского законов выше признавался союзный закон.

Изменения в законодательстве. С принятием Конституции СССР 1936 г. в законодательстве союзных республик, в том числе РСФСР, произошли некоторые изменения. 21 января 1937 г. была утверждена Конституция (Основной Закон) РСФСР. На первой сессии Верховного Совета РСФСР, летом 1937 г. был избран постоянный Президиум Верховного Совета РСФСР, образовано Правительство, назначен прокурор, избраны постоянные комиссии обеих палат. В июне 1938 г. прошли выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы. И в каждом органе, в каждом Совете партия расставила своих людей – коммунистов для проведения в жизнь ее политики и решений.

Изменения в армии. Во исполнение конституционного принципа о защите социалистического Отечества Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. был принят в силу Закон «О всеобщей воинской обязанности». С его вступлением в силу Вооруженные Силы Советского государства стали комплектоваться только по кадровому принципу. Территориально-милиционная система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы. Теперь по призыву в сухопутных частях служили 3 года, на флоте - 5 лет. Возраст призывника по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу - до 18 лет. Благодаря военной реформе за два предвоенных года численность Советских Вооруженных Сил увеличилась втрое и достигла 5,3 миллиона человек.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. твердил новый текст военной присяги. Клятву на верность Родине принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны были подтвердить присягу собственноручной подписью. За нарушение военной присяги по советскому законодательству того времени полагались суровые меры уголовного наказания.

В случае введения военного положения все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности рассматривались военными трибуналами. За измену Родине военнослужащему грозила смертная казнь с конфискацией имущества. Приговоры военных трибуналов не подлежали кассации и пересмотру в порядке надзора.

 

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе под руководством Сталина завершилось формирование административно-командной системы. Ее отличительными чертами были:

1. Формирование культа личности Сталина благодаря монополии на власть партии большевиков.

2. Усиление авторитарных начал в руководстве государством, политическим и правовыми институтами, всеми сферами жизни общества.

3. Бюрократизация государственного аппарата и всей системы управления.

4. Установление однопартийной системы, способствовавшей сращиванию партийного и государственного аппарата, игнорирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Проведение жестких реформ, ужесточение уголовного и уголовно-исправительного законодательства без учета мнения членов политического руководства и населения страны.

6. Усиление репрессивных государственных органов, подчинявшихся не государству в целом, а отдельным личностям типа Берии и Сталина.

7. Сужение демократических свобод и прав граждан.

8. Централизация системы управления обществом, экономикой, установление приоритета плановых и распределительных функций в деятельности государственных органов. Замена гражданско-правовых методов управления административно-командными.

Все эти и другие черты административно-командной системы, которая применяла массовые репрессии, вводила внесудебные органы, попирала права и свободы граждан, дают основания говорить о том, что в 30-е годы сформировалось тоталитарное государство во главе со Сталиным.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных