Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задание 2.16. В тексте найдите места, где описывается проявление непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания у капитана Сабурова.




 

Генерал Проценко неожиданно вызывает капитана Сабурова к телефону.

— Капитан Сабуров слушает.

— Проценко говорит. Спишь?

— Так точно, спал.

— Ну, так скорей вставай, – в голосе Проценко слышалось волнение, – выходи наружу, послушай.

— А что, товарищ генерал?

— Ничего, потом мне позвонишь. Доложишь, слышал или нет. И своих там разбуди, пусть слушают.

Сабуров посмотрел на часы: было шесть утра. Он торопливо натянул сапоги и, не надевая гимнастерки, в одной рубашке выскочил на улицу...

Когда Сабуров выбежал из блиндажа, шел крупный снег, в нескольких шагах все заволакивалось пеленой. Он подумал о том, что нужно усилить охранение. После звонка Проценко он ожидал, чего-нибудь особенного. Между тем ничего не было слышно. Было холодно, снег падал за расстегнутый ворот рубашки. «Он простоял так минуту или две, прежде чем уловил далекий непрерывный гул. Гул слышался справа, с севера. Стреляли далеко, за тридцать-сорок километров отсюда. Но, судя по тому, что звук этот все-таки доносился и, несмотря на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось, что там, где он рождается, сейчас происходит нечто чудовищное, небывалое по силе, что там такой артиллерийский ад, какого еще никто не видел и не слышал. Сабуров уже не замечал холода и, смахивая с лица хлопья снега, продолжал прислушиваться. (К. Симонов. Дни и ночи. Собр. соч. в 6-ти т., т. 2. М., «Художественная литература», 1967, стр. 239–240.)

 

Задание 2.17.

1. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?

2. По каким признакам можно это установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

 

Задание 2.18. Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:

-студент без интереса пишет реферат по заданной теме;

-на интересной лекции в дверь неожиданно громко постучали;

-учитель географии, рассказывая о реках, показывает их на карте;

-студент обдумывает заключение своей курсовой;

-преподаватель приводит интересные факты из жизни ученого, связанные с его открытием;

-после звонка в класс вошел новый учитель (ученик);

-у соседа по парте появился новый «крутой» сотовый телефон;

-выпускник усиленно готовится к экзамену;

-сидя на лекции, студенты слышат громкую музыку, доносящуюся из окна;

-первоклассники получают задание рассмотреть картинку и перечислить те предметы, изображенные на ней, название которых начинается на букву «Л»;

-ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные;

-рабочую тишину в аудитории нарушают звуки припаркованного во дворе автомобиля;

-учитель химии во время демонстрации опыта говорить ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться;

-перед объяснением нового материала преподаватель предупреждает студентов, что тема очень сложная;

-занятие по истории Великой Отечественной войны проходит в музее, где рассказ сопровождается показом оружия, обмундирования, наград и т.д.

 

Задание 2.19. Развитие каких свойств внимания помогает актеру успешно выполнять свою работу?

Деятельность актера сложна. Наряду с основными задачами он выполняет и побочные. Актер не только направляет внимание на роль, на выполнение сценических задач, но и на партнера, и на суфлера.

Задание 2.20. Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях.

A. Ученику задали вопрос: «В каком, году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».

Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.

B. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему навстречу.

— Вы?! Это вы?!

— Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

— А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

— А! Так вы...

Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

 

Задание 2.21. Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?

 

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. Один испытуемый несколько раз подряд повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 – с годом смерти А. С. Пушкина (1837), а 17 – с годом Октябрьской революции (1917).

 

Задание 2.22.

1. Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что способность запоминания у них одинакова?

2. Какое условие наилучшего запоминания будет соблюдать один из мальчиков?

 

Двое учеников VI класса начали заучивать рассказ.

— Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, – сказал один.

— Совсем уж не таксой большой, быстро сделаем, – ответил другой.

 

Задание 2.23.

1. В каком случае запоминание было наиболее эффективно, в каком – наименее эффективно?

2. Какой закономерностью это объясняется?

Исследовался процесс запоминания у учеников X класса. В одном случае текст просто читался три раза подряд; в другом – испытуемые знакомились с планом, в соответствии с которым был составлен текст, и читали текст один раз; в третьем случае нужно было после однократного чтения текста составить план к нему. Во всех случаях перед учащимися не ставили задачи запомнить текст. Оказалось, что в каждом случае эффективность запоминания была различной.

 

Задание 2.24. Каковы индивидуальные особенности Вашей памяти? Опишите их.

 

 

Задание 2.25. Какие виды памяти наиболее важны для представителей следующих профессий?

1. Учитель математики_________________________________________________________

2. Врач_______________________________________________________________________

3. Артист театра________________________________________________________________

4. Парфюмер_______________________________________________________________

5. Водитель автомобиля_________________________________________________________

6. Фигурист___________________________________________________________________

7. Кулинар____________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных