ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Антикризисная политика РоссииПричины кризиса в России. Премьер-министр Владимир Путин объяснял причины кризиса в России «американской заразой», а падение нашего фондового рынка представлял не иначе, как «спекуляции» западных компаний. Глава правительства отрицал также негативные последствия российско-грузинского вооруженного конфликта, произошедшего в августе 2008 г., за две недели до кризиса в России. Он полагал, что кризис связан «не с проблемами экономики России, а с проблемами экономики Запада, с недостаточной ликвидностью западного финансового рынка». В одном из своих публичных выступлений В.В.Путин заявил: «Проблемы начались с США, и пока американские власти не могут справиться с очевидным кризисом. Мы можем констатировать, опять же с сожалением, что «американская зараза», похоже, перекинулась и на европейскую финансовую систему». Дмитрий Медведев, поддержав экс-президента, все-таки признал отрицательное влияние на развитие кризиса в России не только событий в США, но и положения на Кавказе. «Если говорить, скажем, о вкладе кризисных явлений последнего периода в падение российских фондовых индексов, – отмечал глава государства, – то я бы оценил этот вклад следующим образом. 75% падения или коррекции фондовых индексов связаны с последствиями международного финансового кризиса, и 25% – это наши внутренние проблемы, в том числе и последствия войны на Кавказе». Причины глубокого экономического кризиса в России, перечисленные президентом и премьером, действительно имели место. Однако главная причина влияния мирового финансового кризиса на обвал российской экономики заключается, по мнению большинства экспертов, в ошибочности экономической стратегии последних лет. Располагая огромными финансовыми ресурсами, органы власти и управления не использовали их для перевода докризисной экономики на инновационный путь развития. Нельзя было делать ставку только на развитие сырьевого сектора экономики. Когда цены на сырье упали, наполнить бюджет оказалось нечем: другие отрасли не могли давать большого дохода, их продукция не пользовалась спросом за рубежом. Другая существенная причина нашего кризиса в том, что правительство, главным образом Минфин России, сделали все для того, чтобы экономика получала минимум отечественных инвестиций для развития. Значительная доля сверхдоходов направлялась в Стабилизационный фонд и инвестировалась в иностранные ценные бумаги. Но ни Президент, отвечающий за внутреннюю и внешнюю политику, ни Председатель Правительства, ни депутаты Государственной Думы не сумели понять пагубность и недальновидность такого инвестирования в ущерб собственной экономики. Объяснялось это тем, что изъятие «лишних» денег блокирует инфляцию, а средства Стабфонда, вложенные в иностранные ценные бумаги, являются неким запасом «на черный день», на случай снижения нефтяных цен. С одной стороны, идея создания резервных фондов была правильной. Они очень пригодились для восполнения госбюджета в кризисный период. Но с другой, деньги, мертвым грузом лежавшие в запасниках, не сыграли положительной роли в диверсификации экономики. Россия так и осталась сырьевым придатком Запада. Высокой процентной ставкой по кредитам (до 13% годовых) Минфин России и Банк России вынуждали российские банки и корпорации обращаться за инвестициями за рубеж. Газпром, ЛУКОЙЛ, Татнефть, Внешторгбанк и другие ведущие корпоративные структуры, чтобы развиваться и не отставать от конкурентов, брали займы на эти цели не внутри страны, а у западных банков и инвесторов. Причем под немалые проценты, которые значительно уменьшали их прибыль. Совокупный корпоративный долг российских компаний к началу кризиса 2008 г. превысил рекордную отметку – 500 млрд долларов США. Почему бы в этих условиях Центральному Банку, Правительству РФ не выдавать часть Стабилизационного, Резервного или любого другого фонда нашим предпринимателям и банкирам на более выгодных условиях? Почему не использовать часть валютных ресурсов на закупку за рубежом столь необходимых для нас заводов с передовыми технологиями, новейшего оборудования? Именно таким способом появился в нашей стране Волжский автомобильный завод, купленный на нефтедоллары в Италии. А на нефтедоллары в 1970-е годы был приобретен современный металлургический комбинат в ФРГ, смонтированный в Старом Осколе Белгородской области. Ясно, что в этом случае никакого роста инфляции не будет, а страна получит колоссальный импульс для своего развития. Кроме того, отечественные банки, заняв деньги за рубежом, не столько кредитовали наши предприятия, сколько играли на фондовом рынке. Забыв об осторожности, они слишком агрессивно участвовали в покупке акций и облигаций, в том числе на деньги своих вкладчиков. И когда лопнул биржевой пузырь фондового рынка, денег не оказалось ни у банков, ни у предприятий. Критика правительства редко звучит из уст представителей публичной власти. Тем не менее, мэр Москвы Юрий Лужков, входящий в руководство правящей партии «Единая Россия», публично заявил, что важнейшей причиной российского кризиса, по его мнению, является неверная экономическая политика государства. «Одна из главных причин того, что сегодня мы переживаем серьезнейшие осложнения в работе реального сектора экономики, это монетарная политика наших властей. Общеизвестно, что кризис начался не у нас. Для России с ее громадными золотовалютными резервами, постоянным профицитом бюджета, большим Стабилизационным фондом, казалось бы, кризиса и быть не должно. И, тем не менее, наши котировки рухнули в 3-5 раз, в то время как в Европе, которая ближе к первопричине кризиса, они упали всего лишь на 30-50%, т.е. у нас – в разы, а там – на доли… Министр финансов Алексей Леонидович Кудрин решил копить деньги и складывать их в резервный фонд, стабилизационный фонд. Мы эти деньги, которые были относительно свободными в нашем государстве, туда и положили. И они там никак не сработали на развитие экономики нашего государства. На инфраструктурные проекты – по нулям. На поддержку реального сектора экономики – тоже по нулям или в лучшем случае очень мало. Вот это и есть причины, которые объясняют наш кризис». Наше государство в лице политических лидеров неоднократно заявляло, что хочет перевести экономику на инновационный путь развития. Но дальше слов дело не сдвинулось: на инновацию не выделялось финансирование, не были приняты налоговые преференции. Поэтому внедрение научных достижений в производство, создание новых типов товаров, которые можно было бы экспортировать наряду с нефтью и газом, так и остались благим пожеланием. Наше государство вместо диверсификации экономики, перевода ее на инновационный путь развития больше занималось сырьевым сектором. Оно оказывало финансовую и международную помощь экспортерам сырья в строительстве газо- и нефтепроводов, снижало экспортные пошлины нефтяникам и газовикам. Но при этом не стимулировало производство высокотехнологичных товаров, способных конкурировать с лучшими мировыми образцами. «Россия нынче больше завозит, чем производит сама, – заявил депутат Госдумы Виктор Илюхин в интервью журналу «Российская Федерация сегодня». –Фактически она перестала своих граждан сама одевать, обувать, кормить. В 2007 г. мы закупили продовольствия более чем на 800 млрд руб. А при этом полностью загубили отечественную индустрию, электронику, тяжелое машиностроение, сельское хозяйство и проч. На ладан дышит наше самолетостроение. Практически мы сейчас живем за счет нефти и газа. При подобной ситуации кризис неминуем. И он прогнозируем. Так что повторяю: наше положение – это не эхо западного кризиса». В условиях кризиса мировое потребление сырья снижается. Это уже повлекло за собой спад производства сырьевого сектора и рецессию всей российской экономики, которая по-прежнему сильно зависит от «нефтяной иглы». В результате государственный бюджет не может наполняться, как прежде. В начале 2009 г. экспортная выручка упала в 2 раза. Время, когда федеральный бюджет получал нефтедолларовые сверхдоходы, оказалось потерянным. В ближайшие годы России нечего продавать за рубежом, кроме сырья. Автомобили, комбайны, станки, бытовая техника, телевизоры, производимые в нашей стране, неконкурентны на мировом рынке. Глава Минфина, обладатель звания «лучший министр финансов Европы», на заседании бюро правления РСПП 10 сентября 2008 г. заявил: «Сегодня я могу признать, что мы не обеспечили до сих пор устойчивость макроэкономики. Финансовая устойчивость тут же была поколеблена рисками на мировом рынке, инфляцией, и цена на нефть еще добавит». Другими словами, Алексей Кудрин признался в несостоятельности своей стратегии, одобренной политическим руководством нашей страны. Премьер В.В. Путин в выступлении на экономическом форуме в Давосе заявил, что «кризис буквально висел в воздухе, однако большинство не желало замечать поднимающуюся волну». Думается, что это замечание В.В. Путина можно отнести к членам его команды: главам Минфина России и Минэкономразвития России, а также к многочисленным заместителям Председателя Правительства, отвечавшим за экономическую политику. Это они ошиблись в прогнозах, «не желая замечать поднимающуюся волну». Члены правительства, назначенные в мае 2008 г., еще не имели опыта; вместо действий они старались угадать, затронет или нет мировой кризис нашу сырьевую экономику. Видимо, поэтому они не приняли своевременных антикризисных мер. Здесь уместно напомнить утверждения Алексея Кудрина, высказанные им публично: «России не грозит кризис банковской и финансовой систем». Это мнение руководитель Министерства финансов высказал 19 мая 2007 г., отвечая на вопросы журналистов. А они прямо спрашивали у главы Минфина: есть ли предпосылки для кризиса в банковском секторе и для дефолта компаний из-за увеличивающегося уровня частных заимствований за рубежом. Выходит, журналисты были больше обеспокоены надвигавшимся глобальным кризисом, чем заместитель Председателя Правительства. Было даже указание властей о том, чтобы слова «кризис» и «обвал рынка» не использовались в средствах массовой информации. В Свердловской области, например, была введена цензура на упоминание о финансовом кризисе. Губернатор Эдуард Россель на пресс-конференции инструктировал уральских журналистов: «Что касается кризиса, то я бы попросил впредь не употреблять это слово. У нас нет кризиса, у нас временные трудности». Видимо, российские власти еще надеялись на то, что гроза пройдет стороной, что кризис не будет иметь таких же разрушительных последствий для нашей страны, как для финансово-экономических систем США и Западной Европы. Мнение о том, что Россия может быть тихой гаванью в бурном океане мировых финансов, поддерживалось всеми до осени 2008 г. Однако в Ижевске в ноябре 2008 г. Дмитрий Медведев «посмотрел правде в глаза». «Сегодня понятно, что кризис развивается, к сожалению, от финансовой сферы – это объективная вещь – к реальному сектору». «Пока он еще только слегка затронул нашу промышленность», но глава государства уже тогда был убежден, что «кризис и дальше будет распространяться». Таким образом, при оценке причин глобального кризиса в России, начавшегося в 2008 г., следует разделять внешние и внутренние обстоятельства. Как показывает анализ, среди причин не только ипотечный кризис США, но и просчеты внутри нашей страны. Несмотря на все заверения правительства, Россия так и не перестроила свою экономику, осталась зависимой от нефтяной иглы, мировых цен на свое сырье. Другими словами, к кризису нашу экономику и финансы привела недальновидная экономическая политика. Расплачиваться за ошибки в государственном управлении последних лет придется, как всегда, российскому народу. Расплачиваться массовой безработицей, ростом цен, сокращением потребления, рухнувшими надеждами на повышение качества и уровня жизни. Государству придется не только расплачиваться потерянными золотовалютными резервами в виде сотен миллиардов долларов, но и столкнуться с утратой доверия народа к своему правительству. К сожалению, госрезервы, созданные накануне кризиса, не смогли уберечь страну от падения экономики, рецессии промышленного производства, кризисных явлений в автомобилестроении и т.д. «Об этих проблемах мы знали, конечно, и раньше и стремились их последовательно решить. Кризис лишь заставляет нас активнее продвигаться по заявленным приоритетам», – признавал В.В. Путин. Антикризисная программа. К несомненным заслугам органов власти и управления следует отнести организованную работу по преодолению последствий глобального кризиса. В самом начале финансового кризиса правительству удалось с помощью эффективных мер предотвратить банковский кризис, поддержать фондовый рынок, оказать помощь реальному сектору экономики. Уже в первые месяцы кризиса в экономику страны, в основном в банковский сектор, было направлено свыше 5 трлн руб. В.В. Путин на встрече с членами партии «Единая Россия» отметил, что разработанные российским правительством антикризисные меры действуют. В частности, удалось стабилизировать состояние банковской системы, «запустить кредитование реального сектора экономики». Однако и здесь не все удалось сделать, как хотелось. Так, российские банки, получив финансовую помощь правительства, не спешили кредитовать предприятия. Вместо этого они направили полученные триллионы рублей на валютные спекуляции. С точки зрения банковского сообщества это был правильный шаг. Он позволил заработать на плавной девальвации десятки млрд прибыли. Однако с государственной точки зрения такая эгоистическая политика кредитных учреждений нанесла экономический урон реальному сектору и социальной политике. Не дошли до реального сектора и те 300 млрд руб., которые государство выделило в качестве гарантий по кредитам. Предприятия, лишившись кредитования, оказались без оборотных средств. Из-за этого они не смогли вовремя закупить сырье и материалы, выдать зарплату сотрудникам, расплатиться за энергоресурсы. Как результат – задолженность по зарплате возросла до 8 млрд руб., а безработица увеличилась до 7,5 млн человек. Такое положение с кредитованием промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей экономики сложилось вследствие того, что органы государственного управления (Минфин России, Минэкономразвития России, Банк России), оказывая финансовую помощь банкам, не связали их категорическими условиями о порядке ее использования, в том числе обязательным кредитованием реального сектора. Когда все это стало очевидным, были приняты соответствующие решения на государственном уровне. Однако время было упущено. Только в феврале 2009 г. было принято решение о направлении в 70 банков межведомственных групп, в которые помимо прокуроров входят представители ФСБ России, МВД России, ФНС России и Финансового мониторинга. Им предстоит выяснить, на что банки тратят государственные средства, и пресечь спекулятивные настроения банкиров. Надо отдать должное нашему правительству: применение спецслужб в банковском секторе для поддержания ликвидности кредитных учреждений и сокращения их валютных операций — это очень действенная, хотя и весьма оригинальная антикризисная мера. В качестве действенных антикризисных мер государства следует назвать также принятие всеобъемлющих планов и программ. Первый важнейший антикризисный документ был утвержден 7 ноября 2008 г. В этот день В. Путин утвердил «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», подготовленный в соответствии с поручением Президента. План предусматривал принятие ряда федеральных законов и постановлений правительства. В плане В.В. Путина перечислено 55 пунктов по преодолению последствий глобального финансового кризиса в России. Они направлены на поддержку не только финансового сектора, но и сельского хозяйства, автомобилестроения, транспорта, малого бизнеса и рынка труда. Правительство пошло на повышение размера максимальной величины пособия по безработице до 4900 руб. Ранее она составляла 3124 руб. Эта мера своевременная, так как, по данным Росстата, на момент принятия антикризисного плана лишились работы еще несколько миллионов россиян. Чтобы предотвратить кризис в жилищном строительстве, поддержать рынок недвижимости, государство выделило около 100 млрд руб. Львиная их доля пойдет на выкуп у девелоперов уже построенного жилья. Предполагается, что в купленные государством квартиры переедут военные и граждане из аварийного жилья. Согласно антикризисному «плану Путина», финансовая помощь оказывается не только государственным корпорациям, но и ведущим частным компаниям. Но в первую очередь тем из них, которые, по мнению членов правительства, имеют стратегическое значение для всей экономики России. В этих целях правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером И. Шуваловым было поручено составить список градообразующих и системообразующих предприятий и компаний. Такой список был составлен в количестве 295 субъектов экономики. Он включал не только государственные, но и частные компании. Такая позиция государства понятна. Ведь в состав частных компаний, пострадавших от кризиса, входят нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, металлургические гиганты, перешедшие в частные руки (Волгоградский НПЗ, Новолипецкий и Череповецкий металлургические комбинаты, Тулачермет и др.). Кроме того, на них работают сотни тысяч россиян. И чтобы продолжалась их работа, правительство просто вынуждено оказывать им помощь. Первоначально помощь была оказана в виде валютных кредитов. На реструктуризацию долгов перед западными кредиторами 4,5 млрд дол. из государственных резервов получил «Русал». Акции этой компании, производящей алюминий, могли уплыть на Запад, и государство фактически выкупило долг по номиналу. Другой кредит – на 2 млрд дол. – получила «Альфа-групп», которая принадлежит одному из самых богатых людей в России – М. Фридману. Большая часть денег досталась компании Evraz Group, совладельцем которой является Р. Абрамович. Один из крупнейших металлургических холдингов в стране просил у ВЭБа 1,8 млрд дол. на обслуживание долгов западным компаниям и банкам. Комментируя действия правительства, Дмитрий Медведев заявил, что на поддержку экономики Россия выделит около 200 млрд дол., в том числе 50 млрд дол. – на рефинансирование внешнего долга крупных отечественных компаний. Оказание государственной помощи частным компаниям вызвало неоднозначную оценку у российских экономистов. Так, доктор экономических наук Н. Кричевский в связи с этим писал: «Деньги из казны отдали металлургическим олигархам, которые считались флагманами российского капитализма, а на самом деле оказались несостоятельными должниками. Теперь мы будем расплачиваться за их образ жизни, их страсть к потреблению, яхты, самолеты, лондонские особняки, девочек и офшорный патриотизм». Очевидно, что общественное мнение сыграло свою роль, и в феврале 2009 г. правительство приняло решение выделить олигархам не 50 млрд, а только 11 млрд долларов. Сэкономленные таким способом госресурсы были направлены на социальную политику, в том числе на оказание помощи малоимущим, гражданам, потерявшим работу, на поддержку покупательного спроса населения. Помощник Президента А. Дворкович на Красноярском экономическом форуме (февраль 2009 г.) посоветовал бизнесменам больше не просить денег у государства. «Власть хочет видеть от бизнеса принятие ответственности на себя. Сейчас не нужно бегать к государству за помощью. Государство помощь не окажет. Никого спасать не будем. Нужно брать на себя ответственность и работать более эффективно», –сказал помощник президента. Серьезные антикризисные меры были намечены главой Правительства в налоговой политике государства на съезде партии «Единая Россия». В настоящее время снижен размер экспортной пошлины на нефть, введен более гибкий порядок ее расчета, напомнил премьер, являющийся одновременно и председателем этой партии. В начале 2009 г. снижена ставка налога на добычу полезных ископаемых, введены «налоговые каникулы» для месторождений на Ямале, Каспии и Арктическом шельфе. Также предприятиям ТЭК предоставлено право более активно использовать механизм ускоренной амортизации. Кроме того, В.В. Путин предложил с 1 января 2009 г. снизить ставку налога на прибыль на 4% за счет федеральной части этого налога. Цена вопроса – более 400 млрд руб. Российские компании смогли оплатить налог на прибыль по итогам четвертого квартала 2008 г. уже на основе фактической прибыли, полученной с начала года. Одновременно глава Правительства предложил дать регионам право снижения налогообложения для малого бизнеса с 15 до 5%, дифференцируя налог в зависимости от вида бизнеса и других показателей. Премьер-министр призвал Государственную Думу срочно принять поправки в Налоговый кодекс, чтобы уже с 28 ноября предприятия платили налоги на основе фактической прибыли и не кредитовали бесплатно государство. Дума не заставила себя долго ждать, понимая важность быстрого принятия антикризисных мер. Соответствующие законопроекты приняла в трех чтениях одновременно. Таким образом, снижение налоговой нагрузкина предприятия, малый бизнес и рядовых граждан позволит легче преодолеть последствия мирового кризиса. Причем работа в этой области, по словам В.В. Путина, будет продолжаться. «В апреле мы вернемся к рассмотрению вопроса оптимизации налоговой системы», – подчеркнул он. Почти одновременно с премьером об антикризисных мерах, предпринимаемых правительством, говорил и Дмитрий Медведев на очередном заседании Госсовета 18 ноября 2008 г. Правительство, подчеркнул Президент, уже приняло определенные меры для поддержки российской экономики. «Всего на стабилизационные мероприятия будет израсходовано около 5 трлн руб.», –напомнил глава государства. Но тут же оговорился, что эта сумма, может быть, еще неокончательная – возможно, потребуется принятие дополнительных решений. Основные направления антикризисной политики государства, включающей помощь как населению, так и реальному сектору, содержатся в «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год», утвержденной весной 2009 г. В ней отмечалось, что Правительство приступило к реализации антикризисных мер в октябре-декабре 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить «разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики». В 2009 г. и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач. В Антикризисной программе указывается, что правительство будет осуществлять свою деятельность исходя из семи основных приоритетов. 1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. 2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. 3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. 4. Кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. 5. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство будет устранять административные барьеры для бизнеса. 6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство и Банк России будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Дополнительные меры по борьбе с последствиями глобального кризиса в России были приняты в период корректировки госбюджета на 2009 г. В этом финансовом документе, одобренном Госдумой и подписанном Президентом, были предусмотрены увеличенные инвестиции в экономику и социальную сферу. Более подробно расходная часть госбюджета на 2009 г. отображена в следующей таблице. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|