ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДАВ науке сложились различные подходы к определению понятия «образование». «Слово «образование» охватывает такие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового, б) формирование чего-либо согласно заданному образцу, в) нечто структурно сложное. По отношению к привычному словоупотреблению типа «школьное образование», «народное образование», «система образования» и пр. оно превратилось в номинализацию, за которой уже почти не проглядывает первичный смысл разворачивающегося процесса» (Е.Л. Доценко, 1996, с. 295). В.В.Рубцов образование определяет как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры» (В.В.Рубцов, 1997, с. 5—6). Э.Н.Гусинский, обобщая использование понятия «образование», говорит о «следующих основных общеупотребительных значениях этого слова: - образование как достояние личности, система пред - образование как процесс приобщения личности к - образование как специальный социальный институт (система образования), одна из составляющих культурного окруж ения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре» (Э.Н.Гусинский, 1994, С.10). И.В. Богданов выделяет следующие значения понятия «образование»: - «отпечаток на человеке следов обучающих и воспитательных технологий, практик и ситуаций, через которые он прошёл в ходе своей жизни; - образование как особую сферу, существующую в обществе наряду с другими сферами: хозяйства, оргуправления, проектирования и тому подобными, и обеспечивающую воспроизводство этого общества, подготовку новых его членов. Такое принципиально иное представление идет не от человека, а от общественной системы; — образование как особый метод в педагогической работе (например, в отличии от технологизированной подготовки); — образование как особый исторический тип культурного содержания» (И.В. Богданов, 1996, с. 17). В большинстве зарубежных источников образовательная среда оценивается по следующим факторам: эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качество воспитательно-образовательного процесса. В нашей стране наиболее интенсивно проблемами образовательной среды занимаются: В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А.Ясвин и др. В.И. Слободчиков (В.И. Слободчиков, 2003), с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребёнка, а с другой стороны, выделяет её истоки в предметности культуры общества. Предметность культуры и внутренний мир человека в их представленности в образовательном процессе задают границы содержания образовательной среды и её состав. В.И. Слободчиков считает, что образовательная среда характеризуется двумя показателями: - насыщенность (ресурсный потенциал) – оценивается через конкретное соотношение предметностей культуры (как совокупности образовательных ресурсов) и предметностей выдвигаемых целей и задач развития и образования человека; - структурированность (способ организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих образовательную среду, В.И. Слободчиков выделяет три способа организации образовательной среды: 1. среда, организованная по принципу единообразия; 2. среда, организованная по принципу разнообразия; 3. среда, организованная по принципу вариативности (как единства многообразия) (В.И. Слободчиков, 2003). В.А.Ясвин пищет, о том, что среда человека — это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. Таким образом, под образовательной средой В.А.Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (В.А.Ясвин, 2001, С.14). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|