Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА




В науке сложились различные подходы к определению понятия «образование». «Слово «образование» ох­ватывает такие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового, б) формирование чего-либо со­гласно заданному образцу, в) нечто структурно сложное. По отношению к привычному словоупотреблению типа «школь­ное образование», «народное образование», «система обра­зования» и пр. оно превратилось в номинализацию, за которой уже почти не проглядывает первичный смысл раз­ворачивающегося процесса» (Е.Л. Доценко, 1996, с. 295).

В.В.Рубцов образо­вание определяет как «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общест­венной жизни в пространстве культуры» (В.В.Рубцов, 1997, с. 5—6).

Э.Н.Гусинский, обобщая использование понятия «образование», говорит о «следующих основных общеупот­ребительных значениях этого слова:

- образование как достояние личности, система пред­
ставлений и понятий, располагающаяся в субъективном про-
странствепсихики человека и направляющая его поведение;

- образование как процесс приобщения личности к
культуре,становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окру-
жения,с другой;

- образование как специальный социальный институт (система образования), одна из составляющих культурного окруж ения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре» (Э.Н.Гусинский, 1994, С.10).

И.В. Богданов выделяет следующие значения понятия «образование»:

- «отпечаток на человеке следов обучающих и воспитательных технологий, практик и ситуаций, через которые он прошёл в ходе своей жизни;

- образование как особую сферу, существующую в обществе наряду с другими сферами: хозяйства, оргуправления, проектирования и тому подобными, и обеспечивающую воспроизводство этого общества, подготовку новых его чле­нов. Такое принципиально иное представление идет не от человека, а от общественной системы;

— образование как особый метод в педагогической работе (например, в отличии от технологизированной подготовки);

— образование как особый исторический тип культурного содержания» (И.В. Богданов, 1996, с. 17).

В большинстве зарубежных источников образовательная среда оценивается по следующим факторам: эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качество воспитательно-образовательного процесса. В нашей стране наиболее интенсивно проблемами образовательной среды занимаются: В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А.Ясвин и др.

В.И. Слободчиков (В.И. Слободчиков, 2003), с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребёнка, а с другой стороны, выделяет её истоки в предметности культуры общества. Предметность культуры и внутренний мир человека в их представленности в образовательном процессе задают границы содержания образовательной среды и её состав. В.И. Слободчиков считает, что образовательная среда характеризуется двумя показателями:

- насыщенность (ресурсный потенциал) – оценивается через конкретное соотношение предметностей культуры (как совокупности образовательных ресурсов) и предметностей выдвигаемых целей и задач развития и образования человека;

- структурированность (способ организации).

В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих образовательную среду, В.И. Слободчиков выделяет три способа организации образовательной среды:

1. среда, организованная по принципу единообразия;

2. среда, организованная по принципу разнообразия;

3. среда, организованная по принципу вариативности (как единства многообразия) (В.И. Слободчиков, 2003).

В.А.Ясвин пищет, о том, что среда человека — это его естествен­ное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. Таким образом, под образовательной средой В.А.Ясвин понимает «систему влияний и условий фор­мирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социаль­ном и пространственно-предметном окружении» (В.А.Ясвин, 2001, С.14).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных