ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 13. Понятие воли в психологии.Воля – процесс, реализующий регуляторную функцию психики. Воля ничего не отражает, наряду с вниманием. Причем воля – функция не всей психики, а только сознания. Воля – активная, деятельная сторона сознания. Волевая регуляция есть сознательная регуляция. Определение. Воля – сознательное регулирование человеком своей деятельности, которое выражается в преодолении внешних и внутренних препятствий на пути достижения цели. В широком смысле к волевым относятся все осознаваемые или сознательные процессы. Которые по определению как раз и являются действиями (А.Н.Леонтьев). Неволевые, неосознаваемые, бессознательные процессы действиями не являются. Активность сознания и есть воля. Но среди волевых действий есть такие, которые осуществляются без волевых усилий. Они называются произвольными. Собственно волевыми в узком смысле являются процессы, требующие усилий воли, ее напряжения. К признакам произвольных, волевых в широком смысле слова процессов точнее действий относятся целеподчиненность, наличие выбора, принятие решения. Функции воли Воля в поведении и деятельности выполняет две взаимосвязанные функции: стимулирующую и тормозную. Поведение – это активность человека, реализующая его отношение к другим людям. Поведение согласуется с принятыми в обществе нравственными нормами и ценностями. По соответствию этим нормам оно оценивается окружающими и самим субъектом. Поведение уже деятельности. Деятельность реализует любое отношение человека к миру, отвечающее некоторой его потребности. Стимулирующая функция позволяет осуществлять поведение и деятельность в направлении слабого, но личностно и социально значимого мотива и противостоять действию сильного, отрицательного мотива. Например, лени в учебной и трудовой деятельности, страха в ситуациях, когда возникает необходимость отстаивать и защищать личные права и достоинство. Воля в своей тормозной функции удерживает человека от проявлений ситуационной слабости, когда сдают нервы, возникает соблазн безнаказанно нарушить моральную или правовую норму. В деятельности обе функции воли проявляются в произвольных процессах (восприятия, памяти, мышления), включая внимание. А также в управлении эмоциональными состояниями и формировании мотивов. Благодаря воле развитие познавательных процессов происходит по направлению от элементарных, натуральных, непроизвольных процессов к высшим, культурным и произвольным процессам. По Л.С.Выготскому, воля позволяет индивиду овладеть собственными познавательными процессами и психикой в целом, стать их субъектом.
Структура волевого акта включает следующие звенья и уровни волевой регуляции субъектом собственной деятельности: 1. Мотивационный. Связан с выбором мотива деятельности, его формированием. Отмечен обсуждением и борьбой мотивов. 2. Целевой. Связан с выбором целей деятельности, ее планированием, принятием решения. 3. Операциональный. Связан с выбором условий и средств достижения цели, способов действий. Структура волевого акта задает признаки, по которым можно отличать волевые процессы (действия) от неволевых процессов. В широком смысле к волевым относятся все осознаваемые или сознательные процессы. Которые по определению как раз и являются действиями (А.Н.Леонтьев). Неволевые, неосознаваемые, бессознательные процессы действиями не являются. Активность сознания и есть воля. Но среди волевых действий есть такие, которые осуществляются без волевых усилий. Они называются произвольными. Собственно волевыми в узком смысле являются процессы, требующие усилий воли, ее напряжения. К признакам произвольных, волевых в широком смысле слова процессов точнее действий относятся целеподчиненность, наличие выбора, принятие решения. Признаком волевых в узком смысле слова является наличие внутренних препятствий, преодоление которых требует усилий воли. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|