Вопрос 13. Понятие воли в психологии.
Воля – процесс, реализующий регуляторную функцию психики. Воля ничего не отражает, наряду с вниманием. Причем воля – функция не всей психики, а только сознания. Воля – активная, деятельная сторона сознания. Волевая регуляция есть сознательная регуляция.
Определение. Воля – сознательное регулирование человеком своей деятельности, которое выражается в преодолении внешних и внутренних препятствий на пути достижения цели.
В широком смысле к волевым относятся все осознаваемые или сознательные процессы. Которые по определению как раз и являются действиями (А.Н.Леонтьев). Неволевые, неосознаваемые, бессознательные процессы действиями не являются. Активность сознания и есть воля.
Но среди волевых действий есть такие, которые осуществляются без волевых усилий. Они называются произвольными. Собственно волевыми в узком смысле являются процессы, требующие усилий воли, ее напряжения.
К признакам произвольных, волевых в широком смысле слова процессов точнее действий относятся целеподчиненность, наличие выбора, принятие решения.
Функции воли
Воля в поведении и деятельности выполняет две взаимосвязанные функции: стимулирующую и тормозную.
Поведение – это активность человека, реализующая его отношение к другим людям. Поведение согласуется с принятыми в обществе нравственными нормами и ценностями. По соответствию этим нормам оно оценивается окружающими и самим субъектом.
Поведение уже деятельности. Деятельность реализует любое отношение человека к миру, отвечающее некоторой его потребности.
Стимулирующая функция позволяет осуществлять поведение и деятельность в направлении слабого, но личностно и социально значимого мотива и противостоять действию сильного, отрицательного мотива. Например, лени в учебной и трудовой деятельности, страха в ситуациях, когда возникает необходимость отстаивать и защищать личные права и достоинство.
Воля в своей тормозной функции удерживает человека от проявлений ситуационной слабости, когда сдают нервы, возникает соблазн безнаказанно нарушить моральную или правовую норму.
В деятельности обе функции воли проявляются в произвольных процессах (восприятия, памяти, мышления), включая внимание. А также в управлении эмоциональными состояниями и формировании мотивов.
Благодаря воле развитие познавательных процессов происходит по направлению от элементарных, натуральных, непроизвольных процессов к высшим, культурным и произвольным процессам. По Л.С.Выготскому, воля позволяет индивиду овладеть собственными познавательными процессами и психикой в целом, стать их субъектом.
Структура волевого акта включает следующие звенья и уровни волевой регуляции субъектом собственной деятельности:
1. Мотивационный. Связан с выбором мотива деятельности, его формированием. Отмечен обсуждением и борьбой мотивов.
2. Целевой. Связан с выбором целей деятельности, ее планированием, принятием решения.
3. Операциональный. Связан с выбором условий и средств достижения цели, способов действий.
Структура волевого акта задает признаки, по которым можно отличать волевые процессы (действия) от неволевых процессов.
В широком смысле к волевым относятся все осознаваемые или сознательные процессы. Которые по определению как раз и являются действиями (А.Н.Леонтьев). Неволевые, неосознаваемые, бессознательные процессы действиями не являются. Активность сознания и есть воля.
Но среди волевых действий есть такие, которые осуществляются без волевых усилий. Они называются произвольными. Собственно волевыми в узком смысле являются процессы, требующие усилий воли, ее напряжения.
К признакам произвольных, волевых в широком смысле слова процессов точнее действий относятся целеподчиненность, наличие выбора, принятие решения.
Признаком волевых в узком смысле слова является наличие внутренних препятствий, преодоление которых требует усилий воли.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|