ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика музыкального материалаВ музыке – подражание скоморошьему рассказу (преобладание речитативности). Нет цитирования. В музыкальной ткани возникают мотивы, похожие на народные попевки танцевального склада. Инструментальные наигрыши, которые содержат в себе фольклорный элемент. Ритмоинтонации, характерные для русского народного танца. Танцевальность. Большое значение ритма. Смещение акцентов в тексте. Структура Структура произведения симметрична. Оно обрамлено двумя шествиями (выход и уход действующих лиц), внутри дважды повторен эпизод поимки Петуха, сначала более лаконичный, затем расширенный, завершающийся «победным плясом». Музыка «Байки» остроумна, интонационно и темброво выразительна, часто с жесткими гармониями, использованием приемов звукоподражания. Порядок «номеров»: Шествие Монолог Петуха (от начала до 9) Дрёма Петуха (9 – 11) Первая сцена соблазнения (11 – 20) Крики Петуха (20 – 24) Первый приход «освободителей» (24 – 27) Пляс – прибаутка-притча (27 – 41) Дрёма Петуха (41 – 43) Вторая сцена соблазнения (43 – 53) Крики Петуха (53 – 57) Причитания Петуха (57 – 62) Второй приход «освободителей» (62 – 72) Сцена «освободителей» с Лисой (71 – 80) Казнь Лисы и заключительный пляс (80 до конца) Шествие
Шествие — оригинально решенный марш с переменным размером. Фагот, две валторны и труба играют в унисон, изредка расцвечивая мелодию подголосками, сопровождение состоит из громких ударов тарелок и барабана. Далее, также в унисон, присоединяются высокие деревянные духовые, причем все перекрывает пронзительный звук флейты-пикколо. Персонажи Образы-маски. Состояния-маски, количество зависит от числа новых сюжетных ситуаций, в которые попадает герой. + Актер пользуется масками: актёра-комедианта (Шествие) и собственно своего персонажа (скоморошья традиция). Петух Состояния-маски: · «суета» - Монолог Петуха. Музыкально-пластическая идея вырастает из фразы: · «дрёма» · «крики». Стравинский сохраняет все метроритмические особенности «сказывания», свойственные использованной здесь прибаутке – она приобретает характер скороговорки. · «причитания» - едва ли не самая остроумная, интонируется текст прибаутки как плач с подмываниями и всхлипываниями. Наиболее разнообразна в интонационном и драматургическом плане: o Сначала прерывистая, как будто Петух останавливается и берёт дыхание. o Потом становится ровнее. o Появляются молитвенные интонации. o Под конец – «безнадёжное всхлипывание» на секундовой интонации.
Интересен найденный Стравинским приём снятия масок. Нет никакого закруглённого каданса, звучание обрывается. «Снятие» маски – отыгрыш у цимбал. Единственный персонаж «Байки», за которым закреплены конкретные лейтмотивы: 1. Мотив кудахтанья. Используется как рефрен. Монолог Петуха, сцены с Лисой. 2. Интонации дрёмы. В сценах с Лисой как мотив благоразумия. 3. Инструментальный лейтмотив. Петух прыгает, «порхает». Впервые появляется в монологе. Затем, когда Лиса его выпускает. Лиса В русских сказках максимально очеловечена, всегда действует как человек, одевая разные маски и олицетворяя его пороки, в отличие от других зверей, которые сохраняют свои «природные» черты. Потому характеризуют лисьи маски «человеческие» интонации. 1. Лиса-монахиня. Церковная псалмодия и причитания. 2. Маска «лести». 4 тематических элемента: 1) Подражание кукареканью Петуха 2) «уговоры» 3) «ласковое обращение» 4) «посулы»
У альтов. 3. Маска «ужаса». Кот и Баран Персонажи не индивидуализированные. Присутствуют в 5 эпизодах. Разный текст прибауток и интонационный материал. Суть их масок везде одна и та же: «грозность» + глумливость + удальство («нам, мол, всё нипочём!»). Выражается это через своеобразный танец-марш. Источники http://orpheusmusic.ru/publ/petrushka_i_stravinskij/131-1-0-460 http://www.belcanto.ru/or-stravinsky-bayka.html Вершинина «Ранние балеты Стравинского». Асафьев «Книга о Стравинском». Л.: Музыка, 1977. С. 134-148.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|