Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика музыкального материала




В музыке – подражание скоморошьему рассказу (преобладание речитативности).

Нет цитирования. В музыкальной ткани возникают мотивы, похожие на народные попевки танцевального склада. Инструментальные наигрыши, которые содержат в себе фольклорный элемент. Ритмоинтонации, характерные для русского народного танца.

Танцевальность. Большое значение ритма. Смещение акцентов в тексте.

Структура

Структура произведения симметрична. Оно обрамлено двумя шествиями (выход и уход действующих лиц), внутри дважды повторен эпизод поимки Петуха, сначала более лаконичный, затем расширенный, завершающийся «победным плясом». Музыка «Байки» остроумна, интонационно и темброво выразительна, часто с жесткими гармониями, использованием приемов звукоподражания.

Порядок «номеров»:

Шествие

Монолог Петуха (от начала до 9)

Дрёма Петуха (9 – 11)

Первая сцена соблазнения (11 – 20)

Крики Петуха (20 – 24)

Первый приход «освободителей» (24 – 27)

Пляс – прибаутка-притча (27 – 41)

Дрёма Петуха (41 – 43)

Вторая сцена соблазнения (43 – 53)

Крики Петуха (53 – 57)

Причитания Петуха (57 – 62)

Второй приход «освободителей» (62 – 72)

Сцена «освободителей» с Лисой (71 – 80)

Казнь Лисы и заключительный пляс (80 до конца)

Шествие

 

Шествие — оригинально решенный марш с переменным размером. Фагот, две валторны и труба играют в унисон, изредка расцвечивая мелодию подголосками, сопровождение состоит из громких ударов тарелок и барабана. Далее, также в унисон, присоединяются высокие деревянные духовые, причем все перекрывает пронзительный звук флейты-пикколо.

Персонажи

Образы-маски. Состояния-маски, количество зависит от числа новых сюжетных ситуаций, в которые попадает герой. + Актер пользуется масками: актёра-комедианта (Шествие) и собственно своего персонажа (скоморошья традиция).

Петух

Состояния-маски:

· «суета» - Монолог Петуха. Музыкально-пластическая идея вырастает из фразы:

· «дрёма»

· «крики». Стравинский сохраняет все метроритмические особенности «сказывания», свойственные использованной здесь прибаутке – она приобретает характер скороговорки.

· «причитания» - едва ли не самая остроумная, интонируется текст прибаутки как плач с подмываниями и всхлипываниями. Наиболее разнообразна в интонационном и драматургическом плане:

o Сначала прерывистая, как будто Петух останавливается и берёт дыхание.

o Потом становится ровнее.

o Появляются молитвенные интонации.

o Под конец – «безнадёжное всхлипывание» на секундовой интонации.

 

Интересен найденный Стравинским приём снятия масок. Нет никакого закруглённого каданса, звучание обрывается. «Снятие» маски – отыгрыш у цимбал.

Единственный персонаж «Байки», за которым закреплены конкретные лейтмотивы:

1. Мотив кудахтанья. Используется как рефрен. Монолог Петуха, сцены с Лисой.

2. Интонации дрёмы. В сценах с Лисой как мотив благоразумия.

3. Инструментальный лейтмотив. Петух прыгает, «порхает». Впервые появляется в монологе. Затем, когда Лиса его выпускает.

Лиса

В русских сказках максимально очеловечена, всегда действует как человек, одевая разные маски и олицетворяя его пороки, в отличие от других зверей, которые сохраняют свои «природные» черты. Потому характеризуют лисьи маски «человеческие» интонации.

1. Лиса-монахиня. Церковная псалмодия и причитания.

2. Маска «лести». 4 тематических элемента:

1) Подражание кукареканью Петуха

2) «уговоры»

3) «ласковое обращение»

4) «посулы»

 

У альтов.

3. Маска «ужаса».

Кот и Баран

Персонажи не индивидуализированные. Присутствуют в 5 эпизодах. Разный текст прибауток и интонационный материал. Суть их масок везде одна и та же: «грозность» + глумливость + удальство («нам, мол, всё нипочём!»). Выражается это через своеобразный танец-марш.

Источники

http://orpheusmusic.ru/publ/petrushka_i_stravinskij/131-1-0-460

http://www.belcanto.ru/or-stravinsky-bayka.html

Вершинина «Ранние балеты Стравинского».

Асафьев «Книга о Стравинском». Л.: Музыка, 1977. С. 134-148.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных