Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИМВОЛЫ: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ 3 страница




Золотой перстень может стать прекрасным талисманом для деловых, активных людей. Он укрепляет веру человека в свои силы, помогает не бояться трудностей и легко преодолевать их. Золотой перстень зовет человека вперед, призывает к действиям ради всеобщего и своего собственного блага, указывает каналы для направления силы. Ярко выраженное в золоте Солнце управляет безымянным пальцем — такое родство явилось причиной того, что обручальные кольца носят как раз на этом пальце.

Золотые серьги действуют по-иному: они ведут женщину к ее естественному состоянию, помогают справиться с комплексами, переосмыслить установки, данные когда-то в детстве.

Можно выделить ряд профессий, к которым золото неравнодушно. Это химия, вычислительная техника, строительство и архитектура, полиграфия и любой мелкий бизнес. Причем для химиков подойдут цепочки из золота низкой пробы; для строителей нужен браслет, а архитекторам — цепочка высокой пробы с медальоном.

СЕРЕБРО

Гай Плиний Старший достаточно метко назвал серебро «вторым объектом людского корыстолюбия» после золота. Карл Бакс — автор книги «Богатства земных недр» — причислял серебро к «немецкому металлу церквей, князей и купцов» (серебро раньше в изобилии добывалось большей частью на землях, принадлежавших церквям и князьям).

Богатые залежи серебра были открыты в Центральной Европе в период обращения ее в христианство. Это повлекло за собой развитие горнорудной промышленности, которая вскоре приобрела ключевое значение в экономике и культуре многих народов.

Если золото в изобилии добывалось на восточном побережье Черного моря в Колхиде и на западных берегах Эгейского моря (в Малой Азии), то серебро — к юго-западу от Трабзона в Гюмюшане, что в буквальном переводе на русский язык означает «серебряный дом». Об этих разработках знал Гомер и в «Илиаде» описал их как «место рождения серебра».

Вторым месторождением серебряных руд древности принято считать разработки в горах Тавр (Турция), которые четыре тысячи лет назад были центром торговли и обмена товаров. Именно сюда ездили из Месопотамии ассирийские купцы, имевшие свои посольства в Кюль-Тепе, к юго-востоку от Анкары. На месторождениях благородных металлов, разбросанных по всей Турции, в III тысячелетии до нашей эры развилось высокое искусство насечки по металлу, сформировалась материальная и духовная культура, о высоком исполнительстве которой можно судить по украшениям, обнаруженным в погребении Аладжагуюк. Необходимость захоронений серебра под землей оправдывалась не только ритуальными погребениями, но и желанием уберечь благородный металл от всевозможных грабителей и завоевателей.

Примерно с 800 до 1050 г. викинги не прекращали набеги на Западную Европу, приводившие в ужас даже жителей Италии и Северной Африки. Римская империя распалась, а новые государства, возникшие на территории ее западных владений, были настолько слабы, что не могли противостоять военной мощи и быстроходным морским судам викингов. Основной добычей их грабежей были сокровища европейских храмов и монастырей. Они обменивались товарами с греками Византии и с арабскими купцами. Скупая серебро из богатых рудников Западного Туркестана и Афганистана, викинги затем караванами переправляли его к Волге для обмена на меха, рабов и воск. Нереализованное в обмене серебро поступало в Скандинавию, в частности на остров Готланд, крупнейший по тому времени торговый центр.

Число найденных в Швеции серебряных предметов столь велико, что эту эпоху именуют «серебряным веком Севера». И неудивительно: здесь было найдено в земле 170 тысяч серебряных монет, Причем 100 тысяч из них на упоминаемом острове Готланд. Находки сгруппировали в одном месте, и теперь их можно увидеть в голландском музее Форнзаль в Висбю. Среди них имеются серебряные монеты и слитки, булавки и браслеты, украшения для волос и золотой Будда. Предметы эти большей частью арабские и римские, меньшей — византийские, так как в период обращения в христианство именно в Европе, в частности в Италии, были открыты богатые залежи серебра. По этому поводу император Карл V, живший в 1519— 1556 гг., заметил: «Рудники, которых в Священной Римской империи разрабатывается гораздо больше, чем в прочем христианском мире, являются величайшим даром и благом, ниспосланным Всевышним тевтонским землям».

В древности серебро символизировало земное счастье и воплощало неземное величие. Алхимики считали его душой мира металлов, душой «философского камня». В отличие от золота, являвшегося редким металлом и принадлежавшего лишь малочисленным верхним слоям общества, серебро, находящееся в природе в изобилии, начало широко использоваться для чеканки монет, а отчеканенный на монете знак суверенной власти вызывал уважение и доверие к деньгам.

Серебро дало жизнь одному из семи чудес света — храму Артемиды в древнем Эфесе, на который жители жертвовали свои серебряные деньги, а уже в нашу эру, когда Эфес входил в огромную Римскую империю, богатый римский воин Вибий Са- лютарий пожертвовал храму не только огромную сумму денег, но и передал в дар богине несколько золотых и серебряных статуй. Среди них была знаменитая группа — золотая статуя Дианы с двумя серебряными оленями, а также два серебряных изваяния, изображающих Артемиду, поднимающую горящий факел.

Вместе с серебром с Востока в языческую Европу пришла идея христианства. Оттуда же раньше вывозили серебро викинги, пока его не открыли в самом центре Европы. Самое позорное на земле предательство Иисуса Христа было совершено за тридцать сребреников Иудой Искариотом. С появлением серебра богатство перестало быть на земле только привилегией высших сословий, а оказалось доступным и простому человеку.

В Бурятии ювелиров-мастеров по белому металлу называют белыми дарханами, в отличие от кузнецов- дарханов черных. Бытует поверье, что этому мастерству их обучили «небесные братья», которые в давние времена для этого спустились на землю. Буряты отбеливают серебро в молоке. Украшения из него, как правило, не полируют, чтобы не сделать их холодными; они прекрасно сочетаются с ярко-красным кораллом, бирюзой и малахитом.

Чаще всего на бурятских изделиях изображается «колесо жизни» (все возвращается на круги своя) и цветок лотоса, обозначающий символ чистоты буддийской веры и человеческих помыслов: побуждения человека должны быть чисты.

Серебро — веселый металл, он зовет всех смело и уверенно идти вперед, навстречу будущему. Серебро наслаждается каждым дуновением ветра, и эта любовь обусловлена желанием огня гореть. Огонь серебра очень тонкий, ласковый, совсем не похожий на страстного Овна, и это потому, что Марс серебра находится в соединении с Луной и Венерой.

Серебро вобрало в себя и гармонично объединило и мужское, и женское начало, поэтому Марс серебра облагорожен, украшен Венерой. Сатурн металла стоит в Близнецах — очень подвижном, легком знаке, которым управляет Меркурий — нейтральная планета среднего пола. И потому серебро не имеет пола и учит человека отказаться от межполовых предрассудков.

По характеру, по стилю действия серебро все же можно назвать лунным, женским металлом, так как оно очень мягкое. Серебро учит человека обходить препятствия, меняться согласно обстоятельствам — так работает сильная Луна серебра.

Серебряные цепочки помогают человеку сориентироваться, поднять голову и увидеть множество тупиковых ходов и несколько приемлемых направлений. Серебряный перстень повышает настроение, веселит и одновременно с весельем помогает человеку приобрести мудрость. Серебряные перстни особенно полезны женщинам, а цепочки хороши для всех начиная с четырнадцати лет. Серебряные серьги несколько запутывают человека, создают ситуацию «слышишь звон, а не знаешь, где он».

Серебро, так же как и любой другой металл, в браслетах слабо проявляет себя. Многие люди говорят, что без браслетов они чувствуют себя как бы без одежды. Браслеты якобы защищают их, но в таком виде металл оказывается подчиненным тому, кто его носит, — и уже человек управляет металлом, а не металл помогает человеку. Любой металлический браслет усиливает любые качества владельца, поэтому человеку кажется, что его «стало больше», он обнаруживает в себе двойную силу. Браслет создает иллюзию силы, но без браслета человек снова оказывается таким, какой он есть на самом деле, и этим браслет часто бывает вреден.

Серебро редко вредит, так как оно всегда подстраивается под характер человека. Профессий, для которых серебро может быть хорошим талисманом, слишком много, чтобы перечислять их. Можно лишь сказать о тех сферах, в которых серебро вредно: это цветная и черная металлургия, любая деятельность, связанная с минеральными водами и различными видами вышивки.

АЛЮМИНИЙ

Гай Плиний Старший в «Естественной истории» рассказывал о том, как две тысячи лет тому назад к римскому императору Тиберию пришел незнакомый человек и подарил ему чашу из очень легкого серебристого металла.

— Из чего ты сделал ее? — спросил Тиберий.

— Из глины, — ответил незнакомец.

— Из глины? — удивился император. — Но ведь она встречается повсюду!

Император приказал казнить ремесленника и снести его мастерскую, чтобы неожиданное изобретение не обесценило драгоценные металлы римской казны. Тиберий умертвил невинного человека. Если бы он был предусмотрительнее, ему следовало бы способствовать открытию изобретателя, так как тот открыл алюминий, а за алюминием стояло большое будущее.

В III в., с почестями провожая в последний путь полководца Чжоу Чжу, китайцы положили его в необыкновенно легкую серебристую гробницу, украшенную металлическим орнаментом. Когда современные исследователи изучили состав древнего сплава усыпальницы, в нем оказалось 85 % алюминия, 10 % меди и 5 % магния.

Выяснилось, что древние люди были близки к открытию чистого алюминия. Однако первый металлический алюминий был получен лишь в 1825 г. датским физиком Гансом Христианом Эрстедом. Промышленный способ получения алюминия был разработан в 1886 г., а по-настоящему этот металл доступным сделала электротехника. Этого нелегкого достижения добился американский ученый Чарльз Мартин Холл и почти одновременно с ним француз Поль Эру.

Учитель Холла профессор Ивет писал: «Как-то, беседуя со студентами, я сказал: «Изобретатель, которому удастся разработать дешевый способ получения алюминия и сделать алюминий металлом массового потребления, окажет большую пользу человечеству и заслужит славу выдающегося ученого».

Я услышал, как, обернувшись к одному из своих сокурсников, Чарльз сказал: «Я займусь этим металлом».

Он испробовал множество методов, но все безуспешно. Наконец Холл остановился на электролизе. Я отдал ему старые ненужные батареи. Вскоре Холл закончил колледж. Он устроил в лесу неподалеку от дома свою лабораторию и упорно продолжал опыты.

Нужно было найти растворитель для окиси алюминия — основного алюминиевого сырья.

Однажды утром Холл вбежал ко мне с радостным возгласом: «Профессор, я получил его!» На протянутой ладони лежало двенадцать маленьких шариков алюминия;— самого первого алюминия, полученного электролизом. Это произошло 23 февраля 1886 года. Холлу было всего 23 года».

Когда император Франции Луи Наполеон III впервые увидел металл, похожий на серебро, он отдал приказ, чтобы всю его армию обеспечили алюминиевыми касками, флягами и украшениями. Однако западноевропейская промышленность не смогла выполнить заказ из-за дороговизны металла. Алюминий в те времена ценился наравне с золотом. Пришлось ограничиться изготовлением кирас лишь для личной императорской охраны.

И сегодня алюминий стоит дороже простой углеродистой стали, но дешевле нержавеющей, и основной статьей расхода при производстве алюминия являются энергозатраты.

В России первые восемь килограммов этого металла были получены 27 марта 1929 г. Алюминий мгновенно образовывает на поверхности защитную окис- ную пленку, что позволяет применять металл для теплообменников, домашних холодильников и радиаторов. Алюминий легок, а его электропроводность лишь на одну треть уступает электропроводности меди, но в то же время алюминий в 2,5 раза легче ее. Чистый алюминий непрочен, но легко образует различные сплавы. В начале XX в. были получены первые сплавы семейства дюралюминия на алюминиевой основе с добавками меди и магния. Слово «дюралюминий» происходит от названия германского город Дюрен, в котором было начато промышленное производство этого сплава.

В Советском Союзе в 20-х годах инженер-металлург В. А. Буталов разработал собственный вариант дюралюминия, названного кольчугалюминием — от названия поселка (ныне города) Кольчугино Владимирской области. Из этого сплава был сделан первый советский металлический самолет АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.

МЕДЬ

По древнеегипетским понятиям, меди покровительствовала богиня Хатхор — символ любви и олицетворение начала и продолжения жизни, которая одновременно покровительствовала и малахиту. Символом жизни богиня любви считалась и на острове Кипр, где около 1500 г. до нашей эры возник новый центр добычи меди, а самородная медь здесь была найдена примерно в 4000 г. до нашей эры. Киприоты освоили выплавку меди и из малахита, а меди дали название по имени острова Купрос (отсюда купорос). По имени острова богиня любви звалась Кипридой, поклонение которой вылилось в Греции в культ Афродиты; медь, наряду с золотом, стала символом женской красоты, а ее алхимический знак — символом Венеры.

Медный век (IV—III тысячелетия до нашей эры) — переходный период от каменного к бронзовому веку, когда преобладали орудия из камня, но стали появляться и медные. С выплавкой меди родилось искусство плавления, за которым последовала письменность: выцарапанные на камне «синайские письмена», найденные на месте древних медных рудников, — яркое тому свидетельство.

Самородная медь казалась древнему человеку чудом, а потому египтяне и другие древние люди подозревали в этом действие волшебных сил. В средневековой Европе верили, что медь рассеивает любые чары и дарует способность обнаруживать и изгонять ведьм и колдунов.

Директор гимназии из немецкого города Карлсруэ Йохан Петер Хебель в популярном календаре 1811 г. рассказал легенду, очень похожую на быль. «Пятьдесят лет назад или даже больше в шведском местечке Фалун молодой рудокоп поцеловал свою юную невесту и сказал ей: «В день святой Лючии пастор благословит нашу любовь, мы станем мужем и женой». Но когда накануне святой Лючии пастор вторично провозгласил в церкви: «Найдется ли тот, кто укажет, почему этим людям невозможно соединиться в браке», то на призыв его откликнулась смерть. На другое утро, проходя в черной горняцкой одежде — рудокоп всегда одет в свое смертное платье — мимо дома невесты, юноша стукнул в ее окошко и пожелал доброго утра. «Добрый вечер» ему так и не довелось сказать — юноша не вернулся из рудника. И так как он не возвратился вообще, она стала оплакивать его, но никогда не забывала.

Когда же фалунские рудокопы захотели прорыть проход между двумя шахтами, то на глубине в добрых триста локтей они извлекли из-под обломков породы тело юноши, полностью пропитанное железным купоросом, нетронутое нц тлением, ни временем. Черты его лица и возраст можно было распознать, словно он умер всего час назад или же слегка вздремнул за работой. Не нашлось, однако, никого, кто бы знал этого юношу либо слышал о случившемся несчастье. Когда тело подняли наверх, пришла бывшая невеста того рудокопа. Седая и скрюченная, она приблизилась к площадке, опираясь на клюку, и сразу узнала своего жениха. Больше в радостном восторге, нежели скорбя, склонилась она к мертвому возлюбленному и, лишь оправившись от продолжительного и сильного душевного волнения, произнесла: «То жених мой, о ком я горевала пятьдесят лет и с которым Бог дозволил еще раз свидеться перед смертью. За восемь дней до свадьбы он ушел в рудник и больше не вернулся».

Печаль и горе охватили сердца присутствовавших. Они смотрели на бывшую невесту и на жениха в его юношеской красоте, на то, как спустя пятьдесят лет в ее груди вновь пробудилась любовь. Затем она, единственная, кто остался из его близких и имел на него право, велела рудокопам отнести его в свою комнату, пока на кладбище готовили ему могилу. На следующий день, когда могилу вырыли и рудокопы пришли за ее суженым, она проводила его, облачившись в воскресное свое платье, словно это был день их свадьбы. Когда на кладбище его опустили в могилу, она молвила: «Спи же спокойно в холодной свадебной постели, спи лишь один денек или десять, и пусть не покажется тебе время долгим. Дел у меня осталось совсем немного, и я скоро приду».

Весть о засыпанном фалунском рудокопе, чье тело благодаря купоросной воде пролежало нетленным пятьдесят лет, взбудоражила весь мир и легла в основу многочисленных литературных произведений.

Медь как талисман. Медь — это тот Овен, который не любит быть на виду. Возможно, у меди сожженный (стоящий в соединении с Солнцем) или ретроградный Меркурий и Сатурн в Близнецах.

Медь не понимает, зачем люди используют этот металл, но раз это происходит, медь говорит: «Ладно», — и окутывает человека, носящего медные изделия, пассивным ржавым жиром. Медь ни к чему не призывает и ни от чего не защищает — это деградировавший Овен с подавленным Марсом и ярко выраженной Луной.

Соприкасающийся с медью человек становится спокойнее. Этим медь полезна людям, которые не умеют себя сдерживать. Но медь нельзя носить долго. Она усыпляет человека, проедает в нем жилу стремления к добру и свету и одновременно сужает сознание человека. Под действием меди человек чаще будет ошибаться, попадать под влияние иллюзий. Медь слишком далека от проблем человечества, она живет для других целей.

Нет профессий, для которых медь была бы полезна. В большей или меньшей степени медь мешает в любом деле. На разных частях тела медь работает по-разному, и особенно опасна она на шее. Медные браслеты, бывшие когда-то очень популярными из-за того, что считалось, будто бы они защищают человека от отрицательных влияний извне и помогают организму в распределении энергии, действуют как барометр стремлений человека. Чем больше у человека добрых намерений, желаний сделать мир лучше, тем медь добрее к нему. Но если большая часть желаний — чисто эгоистические, медь отравляет пространство вокруг этого человека — и он начинает чувствовать себя неуютно, становится раздражительным, недовольным всем на свете.

БРОНЗА

Происхождение слова «бронза» связывают с городом Брундизий (Бриндизи), в котором, как пишет Гай Плиний Старший, работало 160 фабрик по производству бронзовых зеркал. В странах Средиземноморья бронза четыре столетия определяла расцвет культуры, который оборвался в 2350 г. до нашей эры потому, что в Месопотамии возникло мощное семитское царство, а его владыки — царь Аккада Саргон Древний и затем его внук Норамсин — разграбили в Египте сокровищницы фараона и похитили из храмов золотые изображения богов. Объявляя себя «солнечными богами Вавилона» и «царями четырех частей света», они поработили страны Средиземноморья и проникли до Гибралтарского пролива. Там Саргон Древний, отождествляемый с Гераклом (Геркулесом), впоследствии воздвиг знаменитые геркулесовы столпы.

Выдающееся изделие из бронзы — меч, ставший исключительно крепким после погружения его раскаленной заготовки в бычью кровь. Достоинство этого оружия было оценено так высоко, что эпос перенес закалку металла в жидкости и на человека, к примеру, на легендарного древнегреческого героя Ахилла, которого закаливали в воде, держа за пятку.

Первыми мастерами изделий из бронзы были этруски, древние жители Италии. Высоко ценятся их изделия: кубки, вазы, светильники, чаши, статуи с напаянными на них крошечными золотыми шариками. Происходили этруски из Малой Азии, а в I тысячелетии до нашей эры переселились в Италию и заняли территорию, называемую Этрурией (современная Тоскана, область Италии).

Медь и бронза были металлами народов высокой культуры, достижения которых шли в основном на пользу высших слоев общества. Подтверждением тому служит бронзовый, покрытый зеленью перстень поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова, хранящийся в Государственном Литературном музее Москвы среди его личных вещей.

История перстня удивительна. Пролежав в земле больше шестнадцати столетий, он был найден при раскопках древнего города Геркуланума, погибшего, как и Помпея, при извержении Везувия.

Древний перстень оказался в России, и впоследствии его история тесно переплетается с именем Д. В. Веневитинова.

Поэт часто посещал знаменитый Московский литературный салон, хозяйкой которого являлась княгиня Зинаида Александровна Волконская, незаурядная женщина, — писательница, музыкант, певица. Салон посещали крупнейшие литераторы, в числе которых бывали Александр Сергеевич Пушкин и Адам Мицкевич. Веневитинов страстно влюбился в хозяйку салона, но не получил взаимности. Зинаида Александровна была на тринадцать лет старше Веневитинова. Это заставило поэта осенью 1826 г. оставить Москву и переехать в Петербург. Перед отъездом Волконская подарила Веневитинову семейную реликвию — бронзовый перстень. Отныне он должен служить поэту талисманом и хранить его от бед и несчастий. Переезд в Петербург оказался для Веневитинова роковым. Его арестовали и обвинили в связях с декабристами. На вопрос о принадлежности к тайному обществу последовал ответ: «Мог бы принадлежать».

Пребывание на гауптвахте тяжело отразилось на душевном состоянии поэта. Друзья и родные вспоминали, что он долго не мог освободиться от гнетущего впечатления, произведенного арестом. Его часто посещали мысли о смерти, и он написал стихотворение «К моему перстню». В марте 1827 г. Д. В. Веневитинов внезапно умер от простуды. Ранняя смерть поэта потрясла всех, кто его знал и любил. Поэт Иван Иванович Козлов в письме к писателю Александру Ивановичу Тургеневу сообщил, что друзья исполнили последнюю просьбу усопшего

и надели ему на руку перстень, с которым он не захотел расстаться.

В 1930 г. закрылось кладбище при Симоновом монастыре в Москве, где находились останки Д. В. Веневитинова. При перенесении праха поэта на Новодевичье кладбище перстень поступил в фонд Литературного музея. Сошлось предсказанное в стихотворении:

Века промчатся и, быть может,

Что кто-нибудь мой прах встревожит,

И в нем тебя откроет вновь.

Жизнь Д. В. Веневитинова была краткой, немного написано им стихотворений (всего около пятидесяти). Но тем ценнее каждая деталь, связанная с его творческой биографией, и, несомненно, очень ценен древний бронзовый перстень.

Бронзовый век (III — начало I тысячелетия до нашей эры) — период, сменивший медный век. На смену бронзовому пришел век железный.

ЖЕЛЕЗО

В природе самородное железо встречается редко, и в большинстве случаев это осколки метеоритов. Шесть тысяч лет тому назад железные украшения древних египтян ценились намного выше золотых. Железные метеориты, упавшие с неба, торжественно хранились в храмах и являлись предметом поклонения. Они или состояли из чистого железа, или содержали никель.

По одной из восточных легенд, бухарский эмир приказал лучшим оружейным мастерам выковать меч из куска «небесного железа». Однако как мастера ни старались, у них ничего не получалось: нагре-

14 Зак. 120 417 тый металл ковке не поддавался, так как никелистое метеоритное железо куется только холодным, а при нагревании становится ломким.

Согласно другим источникам, две сабли, кинжал и наконечник пики из метеоритного железа в XVII в. имелись у властителя Индийского княжества Дже- хангира. Считают, что из того же металла были изготовлены шпаги Александра I и героя освобождения Южной Америки Симона Боливара.

Выплавлять железо из земной руды научились больше двух тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют обломки железных орудий, обнаруженные в щелях пирамиды Хеопса. В известной легенде о Прометее говорится о том, что Прометей за похищение олимпийского огня и передачу его людям по велению Зевса был прикован железной цепью к вершине горы Казбек, расположенной в Колхиде. Следовательно, там или рядом нужнъ искать место зарождения кузнечного ремесла.

В произведении «Прометей прикованный» древнегреческий трагик Эсхил (525—456 гг. до нашей эры) родиной железа называл Армению, хотя речь у него шла о древнем государстве Урарту, располагавшемся на территории Армянского нагорья.

Однако задолго до этого метеоритное железо было известно в Древнем Египте. В I тысячелетии до нашей эры начался железный век и в Европе. Вскоре железные изделия целиком вытеснили каменные и широко потеснили медные и бронзовые. Гай Плиний Старший писал: «Железные рудокопы доставляют человеку превосходнейшее и зловреднейшее орудие. Ибо сим орудием прорезаем мы землю, обрабатываем плодовитые сады и, обрезая дикие лозы с виноградом, понуждаем их каждый год юнеть. Сим орудием выстраиваем дома, разбиваем камни и употребляем железо на все подобные надобности. Но тем же железом производим брани, битвы и грабежи и употребляем оное не только вблизи, но мещем окрыленное вдаль из бойниц, то из мощных рук, то в виде оперенных стрел. Самое порочнейшее, по моему мнению, ухищрение ума человеческого. Ибо, чтобы смерть скорее постигла человека, сделали ее крылатою и железу придали перья. Того ради да будет вина приписана человеку, а не природе».

Действительно, с появлением железной руды металл из орудия труда превратился в орудие войны. Наступил «железный век», название которому дал датский археолог середины XIX в. К. Ю. Томсен.

Наши предки получали железо сыродутным способом, устраивая печи на склонах гор и оврагов. В лежащие трубы этих печей одновременно засыпали древесный уголь и железную руду. Уголь поджигали. Ветер, дующий в склон горы или оврага, горение поддерживал. Уголь сгорал. Из железной руды образовывалась мягкая масса — крица с примесями шлака. Массу ковали, шлак отваливался, а под молотом оставалось только железо, пригодное для отковки предметов труда и войны.

С появлением мехов возникли каменные домни- цы, прообразы современных доменных печей. Расплавленный в них чугун стали заливать в формы и получать всевозможные железные изделия.

Считают, что секрет получения железа из руды открыло древнее малоазийское племя хеттов. Известна была древним людям и дамасская сталь (булат), которую умели делать еще в IV в. до нашей эры, но секрет ее держался в тайне. Раскрыть его в первой половине прошлого века удалось лишь русскому металлургу П. П. Аносову. Он объяснил происхождение уникальных свойств булата его своеобразной структурой, где дендриты состоят из тугоплавкой, но мягкой стали, а пространство меж их ветвями заполняется в процессе застывания металла сталью до

лее твердой. Отсюда и большая твердость, и большая вязкость клинка.

Поиски железной руды заставляли людей путешествовать и привели к Рейну, о чем красноречиво свидетельствует так называемая штольня венетов — карликовая штольня в Рамсбекке в Вестфалии. А карлики из немецких сказок и поныне рассказывают нам об активной деятельности горняков. В скандинавском эпосе «Эдда» воспевается выкованный карликами «меч, который пробивал железо и камень» и поражал Альвиса (Всезнайку), жившего глубоко под землей.

Необъяснимые природные явления того времени рассматривались людьми как проявления демонических сил. А потому древние горняцкие сказания повествуют о существах, схожих с призраками, о духах в образе гномов и о горных монахах в образе человека. Сказания эти базируются якобы на реальных событиях и фактах. И это неудивительно — первые горняки и кузнецы, по свидетельству X. Квиринга, «низкого роста, стройные либо коренастые люди с густыми черными или рыжими волосами и бородами». Местному высокорослому населению они казались карликами, а воспоминания об этих пришлых, а затем исчезнувших людях, наделенных искусством добывать и обрабатывать металлы, прочно остались в народной памяти.

В XVI в. эту веру в маленьких духов разделял видный ученый Георг Агрикола: «Смейтесь, сколько вам угодно, только наши горные духи не стали бы попусту терять время на разговоры». В его вышедшей в 1549 г. книге о подземных живых существах говорится, что среди них можно выделить два вида: «настроенных враждебно к горнякам» и «добрых духов», которых в Германии, как и в Греции, многие называют кобольдами. В веселом настроении они хихикают, выглядят стариками и одеты, подобно горнякам, в наглухо застегнутый китель, на бедрах у них кожаный фартук». А современник Агриколы Пара- цельс относил их к «призракам», не состоящим в родстве с Адамом.

В 1734 г. писал о карликах-горняках и саксонский судья Кристофор Хертвиг: «Повсеместно считается, что там, где замечено появление подобных призраков, можно надеяться на успешную разработку. И порой то там, то здесь эта примета оправдывается. Но все же черт остается чертом, и он всегда помышляет о чем-то нехорошем».

Эти духи появляются небольшой группой в виде гномов и в «Фаусте» Гете со следующими приветствиями:

Кобольдам добрым мы родня;

Хирурги гор, свой труд ценя,

Сверлим мы их по мере сил,

Пускаем кровь из горных жил.

В сказке «Белоснежка и семь гномов», по сути, описываются «добрые духи» — прилежные горняки Агриколы, готовые прийти людям на помощь.

В «Песне Амелунгов» воспевается кузнец Виланд, дотошно изучивший кузнечные ремесла в стране франков. Затем Виланд пошел перенимать опыт у самого искуснейшего из всех кузнецов, повелителя гномов Эльберихса, который правил королевством в горах Глокензаксен, на очень далеком по тому времени Кавказе. И потому высочайшая вершина этих гор и носит название Эльбрус, что является не чем иным, как именем повелителя гномов, искуснейшего из всех кузнецов Эльберихса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных