ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности деловой жизни Новгорода
В Новгороде располагались торговые дворы западных коммерсантов, а в городах Скандинавии новгородцы имели свои торговые дома и православные храмы. Увеличение товарной массы, расширение сферы торговых обменов вызывало необходимость использования в торговых операциях денег. Основной мерой ценности товара в Древней Руси поначалу была пушнина. Позднее начали возникать кредитные знаки в виде кусочков кож, бересты и т.д., на которых условно обозначалось количество того или иного товара. Постепенно в торговле стали употреблять слитки серебра. При Великом князе Владимире Красном Солнышке началась чеканка золотых и серебряных монет. Появление металлических денег способствовало развитию на Руси ростовщичества (торговля деньгами, кредит). О деятельности ростовщиков в Киеве известно из «Русской правды», «Повести временных лет», других источников XI-XII вв. Так, мощное восстание в Киеве в 1113 г., в результате которого к власти пришел Владимир Мономах, в значительной мере было вызвано произволом здешних ростовщиков, находившихся под покровительством прежнего князя Святополка. Прибылью ростовщика был процент с выданной в долг ссуды. В условиях натурального хозяйства, ограниченности товарооборота, неразвитости денежного обращения, монопольного положения ростовщиков на денежном рынке процент по их ссудам был исключительно высок. В начале XII в. он составлял 50% в год. Услугами ростовщиков пользовались крестьяне, ремесленники, нуждавшиеся в деньгах для уплаты подати. Клиентами ростовщиков были представители знати, а также сами предприниматели, купцы, которые полученные ссуды в отличие от представителей других категорий использовали с целью извлечения прибыли. В качестве ростовщиков выступали не только специализировавшиеся на этом лица из числа богатых горожан, но и купцы, а также бояре, князья и особенно монастыри. Весьма важную роль в становлении древнерусской торговли сыграла православная церковь. В странах Западной Европы надзор за городскими рынками осуществляли муниципалитеты, которые предупреждали обман, фальсификацию товаров и противившихся наказывали денежными штрафами. Поскольку на Руси государственного надзора за торговлей не было, то здесь в роли своеобразного контролера выступала церковь. Считая нечестность грехом, настоятель церкви или монастыря удалял с торжища нарушителей правил торговли. Связь с православной религией влияла на формирование особого духовного склада торговых людей, стимулируя их набожность, побуждая к помощи ближнему и порождая у них взгляд на торговлю, как на дело, угодное богу. О том, каким было правовое и имущественное положение купечества Киевской Руси свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов (XI-XII вв.). В.О. Ключевский характеризовал этот документ как «положение о капитале», подчеркивая, что торговый капитал в «Русской Правде» - это «самая привилегированная особа». Основные положения «Правды», связанные с правовым и имущественным положением купечества, могут быть сведены к следующему: Во-первых, «Русская Правда» защищала имущество, собственность, в том числе собственность торговых людей, купцов, предусматривая ответственность за нарушение права собственности и т.д. Во-вторых, «Русская Правда» защищала жизнь купечества. При этом «цена жизни» купца определялась штрафом в 40 гривен, в то время как за убийство смерда и холопа штраф составлял всего 5 гривен. В-третьих, древнерусский закон предусматривал заключение договора купли-продажи, определял уплату купцами прямых и косвенных налогов. Это, прежде всего, мыт - старейшая торговая пошлина. «Русская Правда» упоминает о «мытниках» - сборщиках данного налога. В-четвертых, «Русская Правда» разрешала заключение сделок между купцами при передаче денег в «куплю», т.е. на мелкую или оптовую торговлю. Примечательно, что закон отразил факт возникновения на Руси коллективных форм деятельности купцов, известных как складничество. С точки зрения истории зарождения предпринимательства в данной форме торговли можно усмотреть предшественницу будущих торговых компаний - товариществ «на вере». Великокняжеская власть была заинтересована в развитии торговли, росте купечества, поскольку сборы, взимавшиеся с торговых людей за деловые операции внутри страны, пополняли государственную казну. Отношение власти к купечеству
Примечательно, при этом, что сами великие князья были напрямую вовлечены в торговую деятельность. Нередко они лично возглавляли торговые караваны в Византию. Имеются факты «индивидуальной» предпринимательской деятельности князей. Так, князь Святополк (конец XI - начало XII вв.) не пропустил купцов с солью из Галича и Перемышля, чем вызвал недостаток соли в стране и повышение цен на нее, а затем присвоил себе монопольное право на торговлю солью. Как видим, знати Киевской Руси в отличие от западноевропейского дворянства того времени не было свойственно презрительное отношение к торговле. Подобное отношение к коммерции сформировалось в России много позднее - в XIX - начале XX веков, что стало одним из факторов, осложнивших развитие российского предпринимательства. Киевские князья считались также с ролью купечества в формировании у иностранцев представлений о Русском государстве. Так, в «Поучении» Владимира Мономаха Великий князь завещал детям особенно почитать гостя, «откуда бы к вам ни пришел: простой ли, именитый ли, или посол»... ибо они (гости) «путешествуя, прославят человека по всем странам добрым или злым». Купечество, занятое внешней торговлей, исполняло также роль распространителя информации. Возвращения купцов из дальних странствий ждали с нетерпением, которое было связано не только с желанием получить от них новые товары, но и утолить, выражаясь современным языком, «информационный голод». Так, в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина царь Салтан каждый раз зовет купцов в гости, усаживает за стол и нетерпеливо вопрошает: «Ой вы, гости - господа! Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Таким образом, в IX-XI вв. в Киевской Руси прослеживается процесс зарождения торгового предпринимательства, в основе которого лежали причины как внутреннего, так и внешнего характера. В ходе торговой деятельности, связанной с большими трудностями и опасностями, постепенно формировался поначалу немногочисленный социальный слой торговых людей. Накапливая богатство и опыт, купцы стали играть заметную хозяйственную и общественную роль в государстве, пополняли государственную казну. Великокняжеская власть, как и церковь, благоволя торговле и купечеству, поощряла первые ростки торгового предпринимательства и одновременно держала под своим контролем торговые операции гостей и других купчих людей. Особенностью данного исторического периода, как и следующего за ним, было то, что крупное торговое предпринимательство в Киевской Руси ориентировалось главным образом на внешний, а не на внутренний рынок. Но внешняя торговля имела не только положительные, но и отрицательные последствия для экономической и деловой жизни славян. Она ориентировала их на предпринимательскую деятельность не на внутренний обмен, не на развитие ремесел, а на поверхностное освоение природных богатств. Именно с тех времен, по мнению В.О. Ключевского, началась усиленная эксплуатация леса, продолжавшаяся целые века и наложившая глубокий отпечаток на хозяйственную и деловую жизнь русского народа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|