ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие внутренней и внешней торговлиРазвитию торговли Петр I придавал не меньше значения, чем прогрессу промышленности. Его идеи о значении торговли соответствовали уровню мировых достижений экономической науки того времени - эпохи господства меркантилизма. Меркантилисты считали, что главным источником богатства является торговля. Петровская политика, учитывая своеобразие России, включала в себя меры по активному торговому балансу и привлечению драгоценных металлов в страну. В первой половине XVIII в. в области внутренней торговли ощущалась направленность на развитие местных торгов и ярмарок. Центрами торговли, как и раньше, были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки - Макарьевская на Волге, Ирбитская на Урале, Свенская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог. В Москву и на Макарьевскую ярмарку поступали товары из всех районов страны. Так, хлеб и продовольствие в Москву шли из Черноземного центра и Поволжья, с Урала и Сибири поступали изделия крестьянских промыслов и продукция мануфактур. О разнообразии товарооборота Москвы дает представление таможенная книга по привозу товаров в 1726 г.: за первые три месяца этого года в город было доставлено 387 партий различных товаров более чем на 5 тыс. возов, общей стоимостью в 89,2 тыс. руб. (800 тыс. руб. на деньги к. XIX в.). Торговые обороты Москвы и Макарьевской ярмарки свидетельствовали об укреплении между различными районами страны рыночных связей, на основе которых складывался всероссийский рынок. Развитию торговли и общероссийского рынка способствовало совершенствование водных путей сообщения, главного в то время транспортного пути. Правительство Петра I вело активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского и других. Главным хозяином на крупных рынках страны было купечество - торговцы-профессионалы и скупщики. Они ездили во все концы страны, скупали товар у крестьян и ремесленников и везли его в Москву и на крупные ярмарки. Сами крестьяне и ремесленники вели мелкую торговлю на сельских ярмарках и торгах, которых в первой половине XVIII в. было несколько сотен. Наиболее зажиточные крестьяне и ремесленники торговали в крупных городах и на ярмарках, заводили свои лавки и часто выступали в роли крупных подрядчиков, поставляя большие партии провианта и фуража в военные ведомства, строительные материалы и сырье на мануфактуры и т.д. Торговая активность крестьян приводила к борьбе между ними и купечеством. Последнее требовало оградить их от конкуренции крестьянской торговли. Эти требования купцов поддерживало правительство, которое в 20-е гг. XVIII в. издало ряд указов, направленных на закрепление монополии купечества на внутреннем рынке. Так, особым указом правительства ремесленники и крестьяне, проживающие в деревнях и не записанные в посад, лишались права торговать в городах и держать там лавки. В указе говорилось: «Которые имеют дома, лавки и заводы в городах и слободах градских, тех написать в посад, а которые живут в деревнях, тем товары продавать градским посадским, а самим в городах и в слободах не торговать». В посад было разрешено принимать только тех крестьян, которые имели торгу на 300-500 руб. Высокий имущественный ценз, установленный для записывающихся в посад, позволял лишь немногим крестьянам легализовать свою торговлю в городах, у остальных же запечатывали их городские лавки, и они могли продавать теперь свои изделия только через посредство купцов. В городах для торговли были установлены определенные места, помещения в гостиных дворах стоили дорого и скупались купечеством, торговля же вне торговых рядов и в частных домах запрещалась. Так, опираясь на юридические привилегии и на собственные крупные капиталы, купечество добилось серьезного ограничения крестьянской торговли и фактически установило свою монополию на внутреннем рынке. Господствующее положение купечества на внутреннем рынке было подкреплено указом Петра I о запрещении владельцам промышленных предприятий заниматься рыночной продажей своей продукции. Промышленники обязаны были продавать свои товары только оптом. Купцы, таким образом, становились посредниками между промышленником и потребителем, диктовали цены промышленнику и уносили часть прибыли из сферы производства в сферу обращения. Некоторые купцы, нажив на торговле большие капиталы и используя привилегии, предоставлявшиеся петровским правительством частным промышленникам, начинали заводить мануфактуры. Однако на всей деятельности русского купечества (и торговой, и промышленной) продолжала сказываться специфика психологии поведения, свойственная российскому православному обществу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|