ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности психологии поведения деловых людейРоссии и Запада
В первой половине XVIII в. торговля некоторыми товарами продолжала оставаться монополией государства. При этом круг товаров, торговля которыми считалась его монополией, неуклонно расширялся. Продолжала, в частности, оставаться казенной продажа соли, которая была одной из важных частей пополнения государственного бюджета, давая казне 100% прибыли. Следствием подобной монополии явилось вздорожание цены на этот продукт, отчего, как отмечал известный публицист петровского времени Иван Посошков: «Многие без соли едят и оцынжают и умирают». Казна монополизировала также торговлю пенькой, дегтем, щетиной, рыбной икрой и многими другими товарами. Прибыль от этой торговли поступала в доход государства. Купцы, непосредственно производившие торговые операции, получали только комиссионные. К исключительному достоянию царской торговли принадлежали также так называемые сибирские товары: меха, рыбья кость, а также товары из Китая. Чтобы не допустить контрабандной торговли между Сибирью и областями европейской России властями были установлены караулы, но эти меры были недостаточно эффективными. Государство часто само не вело торговых операций, а передавало право реализации монопольных товаров за определенную плату купцам на откуп. Существовала целая система государственных откупов. Наиболее крупной государственной монополией была винная. В винно-откупной системе участвовали: государство; купец, купивший право на продажу вина на определенном рынке (город, несколько городов); поставщик-помещик, владелец винокуренного завода, поставлявший водку по контрактам. Все три участника наживались на откупной системе. Помещик продавал по высоким ценам вино, производство которого ему ничего не стоило, так как все работы по винокурению осуществлялись в его имении крепостным трудом; откупщик продавал водку с большой надбавкой к подрядной цене, что приносило ему громадные прибыли; государство получало доход как в виде откупной суммы, которую вносил в казну купец, так и в форме кабальной кабацкой пошлины, которой облагалось каждое продаваемое ведро водки. В поисках доходов правительством в 1705 г. были введены «поведерная» и «новоуравнительная» пошлины. Последняя взималась при перепродаже вина и других товаров. В результате размеры кабацкого сбора увеличились. Как видим, и государство, и помещики, и купцы во все времена были заинтересованы в спаивании народа. Монополия государства не только в сфере производства, но и в торговой области приносила значительный доход казне. Но одновременно она сдерживала развитие частнопредпринимательской торговли, ограничивая тем самым финансовые возможности государства. Вот почему в последние годы царствования Петра I в торговой политике произошли серьезные изменения. В декабре 1718 г. власти отменили казенную монополию практически на все виды товаров. В 1719г. монополия на вывоз за границу была отменена по всем товарам, за исключением поташа и смольчуга, что объяснялось необходимостью бережного отношения к лесу. Были изданы указы об учреждении в России товарных бирж, о сборе и публикации данных о ценах на товары в различных городах России и на иностранных рынках. Указные цены существовали лишь на товары, которые были объектом государственной монополии. Торговые люди стали энергичнее насыщать товарами внутренний рынок. Для улучшения качества товаров, появившихся на рынке, правительство учредило должность браковщика по торговле льном, салом, нефтью и воском. В условиях петровских реформ в торговле, опять же не без помощи государства, начали появляться новые формы организации торгового дела, и прежде всего купеческие компании, созданию которых Петр всячески способствовал. Как и в других случаях для этого наряду с поощрительными мерами применялись и меры принуждения, когда купцы насильственно включались в ту или другую торговую компанию. Петр предписывал: «Купцам торговать так же, как торгуют в других государствах купцы, компаниями, иметь о том всем купцам между собою с общего совета установление, как пристойно бы было к распространению торгов их». Торговые компании по указу Петра предполагалось создать в Архангельске, Астрахани и Новгороде. Таким образом, определяя последствия государственной политики в области внутренней торговли, можно отметить следующие моменты: развитие местных торгов и ярмарок; расширение торговых оборотов; укрепление рыночных связей; развитие процесса формирования всероссийского рынка. Появилась новая форма организации торговли - компании. В тоже время государство продолжало быть монополистом в торговле ряда товаров, что сдерживало развитие частного предпринимательства в этой сфере. Сдерживающим фактором было и ограничение крестьянской торговли.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|