Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коллекционерства и меценатства




Годы  
  1760 - вторая пол. 90-х годов XIX в. Начало купеческого собирательства, накопление знаний, переход к меценатской деятельности. Деятельность К.Т. Солдатенкова, П.М. Третьякова и др. в области искусства, литературы, поддержка ими народного просвещения и культуры.
  вторая пол. 90-х годов XIX в. до 1917г. Массовое распространение коллекционерства и меценатства в предпринимательской среде. Приходит молодое поколение меценатов, которые были знакомы с достижениями западной и мировой культуры. Они получают творческие профессии, связанные с искусством и литературой. Увеличивается культурный слой из среды предпринимателей.

 

Как видим, второй период в истории меценатства, начавшийся со второй половины 90-х г. XIX в., свидетельствовал о культурной эволюции предпринимательской элиты, захватывающей всё более широкие слои торгово-промышленного класса.

К новому поколению меценатов относился С.И. Мамонтов, который внёс огромный вклад в искусство. Савва Иванович Мамонтов способствовал развитию русской оперы, выдвинул и сделал популярными И. Шаляпина, М. Мусоргского, Римского-Корсакова, художников В. Поленова, В. Васнецова, И. Репина и многих других. Один из художников того времени, Нестеров, писал о нём: «Миллионер, железнодорожник и кругом артист. Оперу держит, картины пишет, стих сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поёт. Шаляпина открыл и на ноги поставил, Васнецова в люди вывел, теперь с Врубелем возиться, как мать с новорождённым… Куда ни двинь его в искусстве, с какой стороны ни тронь, во всём знаток и работник…» Как видим, новое поколение меценатов отличается от первых коллекционеров из купечества – они уже сами художники, творческие личности, сами творцы.

С.И. Мамонтов был бескорыстно предан искусству. Об этом писали в своём коллективном послании к нему лучшие художники России весной 1900 г., когда он, разорённый, оказался под следствием в Таганской тюрьме. В письме были также строки: «Мы, художники, для которых без великого искусства нет жизни, провозглашаем тебе честь и славу за все хорошее, внесённое тобой в искусство».

Таким образом, российские предприниматели проходили трудный путь от психологии сословной ограниченности к высшим достижениям культуры. Складывался союз между цивилизованной частью предпринимателей и творческой интеллигенцией. Не случайно из среды самих предпринимателей, в последних поколениях получивших отличное образование, вышло немало блестящих представителей литературы, искусства и науки. Так, выдающиеся музыканты Антом и Никон Рубинштейны, завоевавшие признание и авторитет в обществе, были выходцами из купеческой семьи. Семейство чаеторговцев Боткиных дало русской культуре публициста В. П. Боткина, выдающегося врача, достигшего европейской известности – С.П. Боткина и мецената М.П. Боткина. И таких примеров в истории российского предпринимательства немало.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных