ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Восточные славяне в древностиРасселение. Вопрос об этногенезе (т.е. происхождении и развитии) восточных славян является дискуссионным, так как под своим именем «славяне» появляются в письменных источниках лишь в VI веке н.э. Многие источники подтверждают, что славяне обособились из индоевропейской языковой общности в середине II тысячелетия до н. э. как балто-славянские племена. В начале нашей эры они разделились на балтов и славян. Прародиной славян признается территория южнее Балтийского моря. Первые документальные сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских авторов, где они упоминаются как венеды, склавины и анты. Распространение славянских племен началось в IV веке н.э. под влиянием Великого переселения народов. Начало этому миграционному процессу положило вторжение тюркоязычных кочевников – гуннов из Центральной Азии в причерноморские степи в конце IV в. В ходе расселения славяне разделились на три большие группы – западных, южных, восточных. В VI-VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-Европейской равнине, где уже проживали балтийские и финно-угорские племена. Однако колонизация этих мест была мирной, славяне не конфликтовали с местным населением, в связи с обширностью свободных незаселенных территорий. Соседями восточных славян на востоке и юго-востоке были многочисленные кочевые народы. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, весь), а на юге - с Византийской империей со столицей в Константинополе (на Руси его называли Царьград). С VII века восточными соседями стали Волжская Булгария, Хазарский каганат. Многие племена восточных славян платили дань хазарам до X века. Занятия восточных славян. Занятия восточных славян определись природно-климатическими условиями, в которых они проживали. Основным занятием было земледелие, более развитие в лесостепной зоне. Здесь применялась пашенная система земледелия с перелогом, когда участок земли использовался несколько лет подряд до полного истощения почвы, затем распахивался соседний, затем следующий, и через много лет, когда плодородие первого восстанавливалось, возвращались к нему. Орудиями труда, применявшимися в земледелии, были рало, соха, плуг. На севере, в лесной зоне использовалась подсечно-огневая система земледелия, заключавшаяся в том, что сначала вырубался лес, после высыхания древесина сжигалась и на удобренный золой участок высеивались семена. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, репу, капусту и другие культуры. Скотоводство также играло важную роль: разводились свиньи, коровы, лошади, козы. Кроме того, существовали охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), ремесла. Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в короткие сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому важнейшую роль у славян играла община. Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегали торговые пути «из варяг в греки», связывавший Балтийское море с Черным и «из варяг в арабы», пролегавший из Скандинавии до Каспийского моря. Торговали пушниной, медом, воском, захваченными в плен рабами. Предметами импорта являлись пряности, украшения, шелк, оружие, вино. Общественное устройство. В начальный момент расселения восточные славяне жили родоплеменным строем. Низшей ячейкой общества был род – коллектив кровных родственников, состоящий из больших семей (патриархально-родовая община называлась у славян «вервь»). Во главе рода находился старейшина – самый авторитетный член рода. Несколько родов объединялись в племя. Во главе племени находился вождь, выбиравшийся на время военного конфликта. В управлении также принимали участие совет старейшин и народное собрание – вече. С усилением внешней опасности родственные племена стали объединяться в союзы племен (или племенные союзы). Именно такие союзы племен фигурируют в «Повести временных лет» как племена полян, древлян, северян, радимичей, кривичей, ильменских словен и т.д. Во главе племенного союза находился уже постоянно действующий князь, главными функциями которого были военные. Он опирался на племенную верхушку – «лучших мужей». Князья формировали особую военную организацию – дружину, в которую входили воины и советники князя. У восточных славян существовала «военная демократия» – догосударственная форма общественного взаимодействия, при которой важнейшие вопросы жизни решались на вече. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. В обычае у славян также было многоженство и кровная месть. Последняя часто являлась причиной междоусобных столкновений. Верования восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы (русалкам, водяным, лешим) и духам предков (чурам, пращурам, домовым). В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог солнца (Хорс, Даждьбог, Ярило); бог войны и молнии (Перун), бог огня (Сварог), бог ветра (Стрибог), покровитель скота (Велес) и др. Некоторых богов славяне заимствовали у соседей, веря в их могучую силу (например, богиню плодородия Мокошь или бога подземного мира Симаргла). Стоит отметить, что у каждого племени были свои боги, которых не признавали другие восточные славяне, что вносило разобщенность. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые «жрецы» – волхвы и кудесники. Особенностью восточнославянского язычества было отсутствие храмов. Молились славяне в священных рощах, на холмах, у рек, где располагались идолы богов. В данных местах – капищах приносились жертвы богам, в т.ч. человеческие. Умерших сжигали, иногда вместе с мужьями добровольно уходили из жизни их жены.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|