Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Почему XVIII в. называют «Веком Просвещения?




Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, извес­тное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднознач­ные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздейст­вия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пре­словутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могутпростить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в от­ношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет пре­увеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просве­тительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения.

Под эпохой Просвещения принято понимать период в ис­тории Европы, хронологически заключенный между буржу­азными революциями в Англии (середина XVII в.) и Фран­ции {конец XVIII в.), отличающийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, обществен­ных настроении, форм исторического поведения и эстетичес­ких пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по по­литической программе, отражая более или менее осознан­ные идеалы всего третьего сословия (последнее включало финансистов, торговцев, предпринимателей, ремесленников, крестьян, людей свободных профессий). При всех различи­ях между ними, просветители исходят из того, что все не­счастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привес­ти к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобе­сия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в конечном итоге обусловили и само название эпохи.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20—80 гг. XVIII в. Выдающиеся философы, пи­сатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в усло­виях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готови­ло великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наи­более отчетливо проявилось сознание необходимости соци­альных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что природа и общество должны строиться на естес­твенных законах, были сформулированы конкретные поли­тические требования.

Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление сис­тематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к ус­тановлению количественных соотношений между ними. Экс­периментальные исследования стали приобретать все боль­шее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих евро­пейских странах уже имелись академии наук, выходили спе­циальные научные издания, организовывались научные эк­спедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Алам­бера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих ито­гов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.

Открытия в области астрономии, механики, физики, хи­мии, геологии, биологии позволили заменить технологичес­кие представления о мире научными, хотя и не выходящи­ми за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.

Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и дру­гие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собствен­ность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же, как и идея народного суверенитета, народного представи­тельства и прямого народоправства. Появилось понятие ис­торической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических за­конов.

Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдви­ги в общественном отношении к религии. Получил распрос­транение деизм. Многие просветители разоблачали нелепос­ти и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критико­вали папство, иезуитов и католическую церковь в целом, призывали к веротерпимости.

Результатом развития естественных и гуманитарных наук, критических сочинений просветителей стал рост антиклери­кальных настроений и религиозного свободомыслия, сопро­вождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию цер­ковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятель­ности церкви с помощью законов. Распространились свет­ские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы.

Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в., вошел в историю как Век Просвещения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных