Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. Важную роль в процессе развития детей играет нравственно-экологическое воспитание, привитие бережного отношения к природе и предметам труда человека




Важную роль в процессе развития детей играет нравственно-экологическое воспитание, привитие бережного отношения к природе и предметам труда человека. В настоящее время в области экологии весьма актуальна проблема твердых бытовых отходов. Программа «Экологической мастерской» ориентирована на привлечение внимание учащихся к проблеме ТБО, стимулирование творческой и практической природоохранной деятельности.

Цель программы кружка «Экологическая мастерская» - обучение практическим умениям и навыкам по изготовлению изделий из экологических материалов; углубление экологических знаний.

Задачи:

§ расширить знания кружковцев об экологии как науке, об экологических проблемах современности;

§ познакомить кружковцев с основами моделирования и конструирования, различными приемами переработки бытового утиля, работы с природным материалом;

§ развивать художественный вкус, воображение, природные задатки, стремление к самостоятельному творчеству;

§ воспитывать трудолюбие, экологическую культуру, инициативу, стремление к эффективной и результативной, творческой деятельности.

Программа «Экологической мастерской» рассчитана в основном на детей младшего и среднего школьного возраста (7-13 лет). Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям. На занятиях у ребят развиваются глазомер, способность к зрительному анализу, моторика рук, сенсорные способности.

Набор в кружок свободный, записываются все желающие.

Детская группа является профильной, ее состав – постоянный. Количество ребят в группе первого года обучения – 12 человек, второго года – не меньше 8.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – как для кружковцев первого года обучения, так и для кружковцев второго года обучения. Общее количество учебных часов – 144 часа в год.

Данная образовательная программа является авторской (разработана индивидуально на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта), кружковой (по форме реализации), общей (по особенностям развития детей), комплексной (по содержанию и видам деятельности), двухгодичной (по срокам реализации).

Программа объединяет такие виды деятельности, как аппликация, шитье, моделирование одежды, изонить, плетение, «картонное кружево», тиснение, конструирование из природного материала и бытовых отходов.

Программа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

§ связь теории с практикой;

§ единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;

§ дифференцированный подход;

§ системность и непрерывность работы;

§ сотрудничество педагога и кружковца;

§ многообразие видов и форм деятельности;

§ комплексность;

§ природосообразность;

§ принцип свободы выбора.

Система контроля освоения программы включает:

§ Текущий контроль (игры, конкурсы, мини-опросы, тематические выставки).

§ Итоговый контроль (отчетная выставка творческих работ, выступления кружковцев с коллекцией экомоделей).

Учебно-тематический план

Ый год обучения

№ п/п Разделы и темы Общее кол-во учебн. часов В том числе
теорети- ческих практи- ческих
  Общие сведения об экологии. Экологические проблемы Республики Беларусь. Охрана окружающей среды.      
  1.1. Знакомство с планом работы на учебный год. 1.2. Экология как наука. 1.3. Экологические проблемы Республики Беларусь. 1.4. Малоотходные и безотходные технологии в защите природной среды.      
  Римейк как вид творчества.      
  2.1. Вторичное использование материалов. 2.2. Технологии римейка в домашних условиях.      
  Материалы и инструменты.      
  3.1. Ассортимент материалов. 3.2. Назначение и использование инструментов и приспособлений.      
  Работа с картоном, бумагой и клеем.      
  4.1. Виды картона, бумаги, клея. 4.2. Приемы работы. 4.3. Аппликация из бумажных отходов. 4.4. Особенности изготовления изделий из коробок.      
  Работа с природным материалом.      
  5.1. Заготовка и хранение природного материала. 5.2. Приемы конструирования.      
  Основы рукоделия.      
  6.1. Инструменты и принадлежности для рукоделия. 6.2. Ручные швы. 6.3. Использование пуговиц и пробок.      
  Использование техники изонити.      
  7.1. Искусство изонити. 7.2. Основные приемы изонити: заполнение окружности.      
  Работа с полиэтиленовыми отходами.      
  8.1. Техника заготовки полиэтилена. 8.2. Приемы работы с полиэтиленом. 8.3. Способы использования полиэтиленовых отходов.      
  Использование техники плетения.      
  9.1. История плетения. 9.2. Основные приемы плетения.      
  Изготовление игр и игрушек из материалов различного ассортимента.      
  10.1. Виды игр и игрушек. 10.2. Процесс изготовления игрушки. 10.3. Основные виды кукол. 10.4. Ассортиментные группы одежды. 10.5. Теория моделирования. 10.6. Цветоведение. 10.7. Основы конструирования. 10.8. Кукольная мебель и бытовая техника.      
  Мастерская подарков и сувениров.      
  11.1. Роль подарков и сувениров в жизни человека. 11.2. Технология изготовления изделий. 11..3. Выставка лучших работ кружковцев.      
Итого:      

Ой год обучения

№ п/п Темы Общее кол-во учебн. часов В том числе
теорети- ческих практи- ческих
  История развития экологии как науки. Глобальные экологические проблемы.      
  1.1. Знакомство с программой. 1.2. Этапы развития экологии как науки. 1.3. Глобальные экологические проблемы современности. 1.4. Проблема твердых бытовых отходов. 1.5. Экологические права и обязанности человека.      
  Работа с упаковочным картоном.      
  2.1. Приемы работы с различными видами упаковочного картона. 2.2. Техника «картонного кружева».      
  Работа с текстильными отходами.      
  3.1. Виды текстильных отходов. 3.2. Свойства некоторых материалов и их применение. 3.3. Приемы работы с мешковиной, тесьмой, шпагатом, устаревшей одеждой.      
  Вторичное использование пластика.      
  4.1. Классификация пластиковых отходов. 4.2. Приемы работы с пластиком. 4.3. Пластик как основа для рамок.      
  Работа с металлическими отходами.      
  5.1. Виды металлических отходов. 5.2. «Чеканка» или тиснение на фольге и жести. 5.3. Использование проволоки для каркаса изделий.      
  Изготовление самоделок с использованием материалов различного ассортимента.      
  6.1. Способы соединения материалов. 6.2. Изготовление самоделок.      
  Маски и полумаски.      
  7.1. История возникновения маски. 7.2. Способы оформления масок и полумасок. 7.3. Материал для изготовления.      
  Экологический костюм.      
  8.1. Экологическая мода – мода будущего. 8.2. Ультрасовременные стили в экомоде. 8.3. Ассортимент материалов для изготовления экоодежды. 8.4. Принципы моделирования и художественного оформления одежды. 8.5. Проектирование экоодежды. 8.6. Фурнитура в экомоде. 8.7. Конкурс экологической моды.      
  Творческая деятельность кружковцев.      
  9.1. Этапы выполнения творческих работ. 9.2. Изготовление изделий на произвольную тему. 9.3. Оформление выставки.      
Итого:      

 

Содержание программы 1-го года обучения

1. Общие сведения об экологии. Экологические проблемы Республики Беларусь. Охрана окружающей среды.

План работы на учебный год. Знакомство с экологией как наукой. Экологические проблемы Республики Беларусь. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Малоотходные и безотходные технологии в защите природной среды. Особо охраняемые природные территории. «Красная книга» Республики Беларусь.

Практическая работа. Блиц-турнир «Наедине с природой». Конкурс рисунков по правилам поведения в природе. Составление альбома «Природа и мы».

Экологические экскурсии по временам года в лес, парки города.

2. Римейк как вид творчества.

Вторичное использование материалов.

Технологии римейка в домашних условиях.

Практическая работа. Творческая игра «Волшебная копилка».

3. Материалы и инструменты.

Ассортимент материалов. Общая классификация бытовых отходов. Назначение и использование инструментов и приспособлений.

Практическая работа. Подготовка к работе инструментов и приспособлений. Овладение безопасными приемами работы с инструментами.

4. Работа с картоном, бумагой и клеем.

Виды картона, бумаги, клея. Приемы работы. Аппликация из бумажных отходов: процесс выполнения. Особенности изготовления изделий из коробок.

Практическая работа. Изготовление открытки с объемной аппликацией. Изготовление игрушек из спичечных коробков.

Коллективная работа. Изготовление домика из журнальных страниц.

5. Работа с природным материалом.

Правила сбора и хранения природного материала. Пейзаж из осенних листьев. Основные приемы конструирования из природного материала.

Практическая работа. Заготовка природного материала. Создание картины из листьев. Конструирование птицы. Изготовление рамки для фотографий из природного материала.

Экологическая игра «Знакомые незнакомцы».

6. Основы рукоделия.

Организация места для выполнения ручных работ. Необходимые инструменты и принадлежности для шитья. Ручные швы. Использование пуговиц и пробок для создания работ.

Практическая работа. Освоение ручных стежков и швов постоянного и временного назначения. Изготовление игольницы. Изготовление панно из швейной фурнитуры и пробок.

7. Использование техники изонити.

Искусство изонити. Основные приемы изонити: заполнение окружности.

Практическая работа. Изготовление закладки. Изготовление подставки.

8. Работа с полиэтиленовыми отходами.

Техника заготовки полиэтилена. Приемы работы с полиэтиленом. Способы использования полиэтиленовых отходов.

Практическая работа. Выполнение аппликации «Замок с привидениями». Изготовление цветов.

Коллективная работа. Мозаика из полиэтилена.

9. Использование техники плетения.

История плетения. Основные приемы плетения.

Практическая работа. Плетение корзинки из трикотажных отходов.

Игра «Красивые вещи».

10. Изготовление игр и игрушек из материалов различного ассортимента.

Виды игр и игрушек. Процесс изготовления игрушки. Правила соединения материалов. Знакомство с основными видами кукол. Экологическая одежда для куклы. Ассортиментные группы одежды. Теория моделирования (понятие о моде, стиле, силуэте). Цветоведение. Зрительные иллюзии. Особенности создания костюма. Костюм для объемной куклы. Основы конструирования. Ознакомление с выкройками плечевых и поясных изделий. Сопряжение деталей. Правила раскроя.

Кукольная мебель и бытовая техника. Технология изготовления.

Практическая работа. Изготовление книжки-игрушки. Изготовление игры «Гонки с препятствиями». Изготовление игры «Бильярд».

Создание эскизов разных кукол. Изготовление плоских, перчаточных, тростевых кукол. Изготовление юбки, блузы и сарафана; верхней одежды; аксессуаров (шляпки, сумочки, ремня). Изготовление мебели (стола, стула, кровати, полки) и бытовой техники (телевизора, компьютера, стиральной машины).

Творческая работа. Изготовление игры, игрушки, одежды для куклы по желанию кружковцев.

Коллективная работа. Создание гардероба для плоской куклы. Изготовление и обустройство кукольного дома.

11. Мастерская подарков и сувениров.

Роль подарков и сувениров в жизни человека. Технология изготовления изделий.

Практическая работа. Изготовление подарков и сувениров к праздничным дням.

Творческая работа. Изготовление подарков и сувениров по замыслу кружковцев.

Оформление выставки лучших работ кружковцев. Коллективная творческая игра «Королевство головных уборов».

 

С одержание программы 2-го года обучения

1. История развития экологии как науки. Экологические проблемы современности.

Знакомство с программой.

Основные этапы развития экологии как науки. Современное состояние окружающей среды. Ликвидация и переработка твердых бытовых отходов. Экологические права и обязанности человека.

Практическая работа. Работа с экологической литературой. Экологическая игра «Знаешь ли ты природу?» Ролевая игра «Экосогласие».

Экологические экскурсии на перерабатывающие предприятия города.

2. Работа с упаковочным картоном.

Приемы работы с различными видами упаковочного картона. Техника «картонного кружева».

Практическая работа. Выполнение натюрморта.

Коллективная работа. Изготовление декоративного панно «Корзина с цветами».

3. Работа с текстильными отходами.

Виды текстильных отходов. Свойства некоторых материалов и их применение. Приемы работы с мешковиной, тесьмой, шпагатом, устаревшей одеждой.

Практическая работа. Изготовление открытки «Ромашка». «Вторая жизнь» перчатки, рукава, носка, колготок. Изготовление карандашницы; корзинки для рукоделия; пляжной сумки; декоративных брошей-бабочек.

4. Вторичное использование пластика.

Классификация пластиковых отходов. Приемы работы с пластиком. Пластик как основа для рамок. Использование пластиковых упаковок.

Практическая работа. Изготовление гусеницы. Изготовление корабля-драккара. Украшения из пластика. Составление тематических кроссвордов. Природоохранная операция «Кормушка». Конкурс на лучшую кормушку. Развешивание кормушек. Подкормка зимующих птиц.

5. Работа с металлическими отходами.

Виды металлических отходов. Особенности работы с металлическими отходами. «Чеканка» или тиснение на фольге и жести. Использование проволоки для каркаса изделий.

Практическая работа. Изготовление чеканных украшений; бижутерии из проволоки; статуэток из жести; каркасов головных уборов.

6. Изготовление самоделок с использованием материалов различного ассортимента.

Способы соединения материалов. Изготовление самоделок. Оформление изделий.

Практическая работа. Изготовление порхающей канарейки; кивающего барбоса; зубастого дракона; обезьянки-марионетки; черепахи-копилки.

7. Маски и полумаски.

История возникновения маски. Способы оформления масок и полумасок. Материал для изготовления.

Практическая работа. Выполнение полумасок. Изготовление маски кота; маски клоуна; маски инопланетянина.

Коллективная работа. Маски для бала зверей.

8. Экологический костюм.

Экологическая мода – мода будущего. Ультрасовременные стили в экомоде. Ассортимент материалов для изготовления экоодежды.

Принципы моделирования и художественного оформления одежды. Основы композиции костюма.

Проектирование экоодежды. Методы проектирования.

Фурнитура в экомоде. Виды отделки изделий.

Особенности изготовления экомоделей. Процесс выполнения изделия.

Практическая работа. Разработка эскизов экологических моделей. Подготовка рефератов на тему «Современные направления моды». Изготовление фурнитуры из бытовых отходов. Изготовление головного убора; юбки; майки-топа; брюк; плаща.

Коллективная работа. Подготовка и проведение конкурса экологической моды.

9. Творческая деятельность по замыслу кружковцев.

Основные этапы выполнения творческих работ. Рекомендации по оформлению и подбору материалов. Требования, предъявляемые при выполнении работы. Контроль за качеством изделий.

Практическая работа. Изготовление изделий на произвольную тему. Анализ готовых работ.

Оформление итоговой выставки творческих работ кружковцев.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных