ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ритм – это согласованность звуков по длительности.Любой ритм можно измерить и посчитать. Как бы ни был разнообразен ритм, в какие бы индивидуальные сочетания ни складывались звуки различной длительности, мы всегда слышим, что одни из них звучат тяжелее, а другие — легче. При этом тяжелые звуки появляются через равномерные промежутки времени. Мы особенно ясно ощущаем эту равномерность, когда двигаемся под музыку. «Раз-два, раз-два» — чеканят шаг в марше. «Раз-два-три, раз-два-три» — шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. И в том и в другом случае звук, попадающий на счет «раз», будет ощущаться как более тяжелый. Вот это равномерное чередование тяжелых и легких долей времени и называется метром (от греческого слова metron – мера). Один и тот же метр, двухдольный или трехдольный, может иметь множество вариантов ритма. Ведь каждую, и тяжелую и легкую, долю времени можно заполнить любым количеством звуков различной длительности. Метр — это нечто вроде канвы, по которой можно вышивать различные ритмические узоры.
В нотной записи метр выражается через размер, который записывается в виде дроби: числитель указывает на количество долей, а знаменатель – длительность каждой доли. Размеры бывают простые (2-х и 3-х дольные), сложные (из нескольких простых – 4-х, 6-ти, 9-ти дольные) и смешанные (например, размер 5/4 может складываться так: 2/4 + 3/4 или 3/4 +2/4)
Все звуки отличаются друг от друга по двум основным признакам – высоте и длительности. С помощью ритма мы наводим порядок в длительностях звуков. За порядок звуков по высоте в музыке отвечает лад. Если мы возьмем несколько различных по высоте звуков, они не составят выразительной мелодии, так же как случайный набор слов не составит осмысленной фразы. Если мы вслушаемся в любую известную мелодию, то поймем, что составляющие ее звуки различаются не только по высоте, но и по значению. Нельзя, например, остановить мелодию на любом звуке – музыка будет требовать продолжения, ее можно завершить, только почувствовав опору, устойчивый звук. Устойчивые и неустойчивые звуки согласуются между собой и образуют лад. Вы уже знаете два самых распространенных лада в классической музыке – мажор и минор – и легко отличаете их на слух, потому что у каждого из них своя, особая организация звуков. А еще лад помогает создать определенное настроение в музыке – веселое или печальное. В музыке существует множество ладов; некоторые звучат совсем непривычно для нашего слуха. Например, старинные лады употреблялись много сотен лет назад; у разных народов мира встречаются разные лады народной музыки; часто композиторы придумывают новые, необычные лады для характеристики сказочных, фантастических образов.
Лад и ритм помогают в организации мелодии. Но мелодия – это только один музыкальный голос, пусть даже и самый важный, самый заметный. Богатство музыки не исчерпывается мелодией. Оказывается, в каждом музыкальном звуке спрятано множество голосов.
Проделайте такой эксперимент: беззвучно нажмите клавишу фа малой октавы. Держите ее, не отпуская, и одновременно с этим громко и отрывисто ударьте по клавише до этой же октавы (квартой ниже). Не отпускайте клавишу фа и прислушайтесь, что звучит? А звучит при этом нота до второй октавы, до которой мы и не дотрагивались. Такие спрятанные в каждом музыкальном звуке призвуки, почти неразличимые человеческим ухом, называются обертоны. Вот какая шкала обертонов спрятана в звуке до контроктавы:
«Строительными кирпичиками» гармонии являются созвучия – интервалы и аккорды. Аккордом называют одновременное сочетание трех и более звуков. Наше ухо различает созвучия приятные на слух, благозвучные и неприятные, резкие. Консонанс – так называют спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на сочетании терций, квинт, октав.Обратите внимание: звуки, образующие консонанс расположены в начале обертонового ряда. Поэтому их естественное совпадение и кажется нам приятным, красивым. Диссонанс – неприятное, «колючее» созвучие, основу которого составляют секунды, септимы, тритоны. Гармонические краски очень разнообразны. Даже самый простой мотив можно гармонизовать разными способами, и он будет каждый раз менять настроение:
Мелодия, ритм, лад и гармония – главные средства музыкальной выразительности. Но чтобы они лучше передавали замысел композитора, их необходимо выделять, подчеркивать или, наоборот, прятать. Для этого существует много других средств, которые можно назвать дополнительными. Именно эти дополнительные средства превращают нотную схему в живую музыку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|