Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






2 страница. Эстетические конфликты реального и кажущегося, явления и сущности, «поитепа» и «рЬепотепа», физического и психичес­кого




1 См.: Яковлев Е.Г., Эстетическое как совершенное // Философские науки. 1987. № 5. С. 46. 1 Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998. С. 9.

Эстетические конфликты реального и кажущегося, явления и сущности, «поитепа» и «рЬепотепа», физического и психичес­кого, неуверенность в разграничениях художественного бытия, ре­


альностей и конструкций нашего художественного сознания извеч­но порождали, порождают и будут порождать философско-эстети-ческие рассуждения. В конечном счете эстетика, будучи составной частью философии и являясь хотя и достаточно специфической и своеобразной, но все же философской наукой, стремится к обще­значимости мысли, к поискам безусловности эстетического бытия и представлений о нем, к их всеобщности и желаемому консенсу­су. Один из способов философской идентификации человеком реа­лий своей жизни и себя самого - исследование эстетического в контексте предмета эстетической науки.

 

• Эстетическое есть философское понятие, в котором выражены гармонические связи и целостность онто­логического, гносеологического и социально-прак­тического уровня субстанционального субъекта и объекта, возникающих один из другого, переходя­щих друг в друга и развивающихся в новое эстетиче­ское качество и меру.

3.

Эстетика в системе гуманитарного знания

В научном познании человека, общества, куль­туры выделяются три фундаментальные мо­дальности познания:

философское

гуманитарное

социально-научное.

Они различаются как по способам, так и по результатам познания. Эстетика, будучи фило­софской наукой, в поисках безусловности и всеобщности обращается к эстетическому иде­алу. При этом остается философский тип про-тивополагания человека иному (включая себя): объекта - субъекту, материи - духу, бытия — сознанию. Объективное и ценностное отноше­ние к предмету является необходимым содер­жанием философской рефлексии. Однако эсте­тика, как и философия в целом, в чем-то совпадает с наукой, а в чем-то выходит за ее пределы. Их своеобразие состоит в способнос­ти быть мироощущением и мировоззрением и тем самым апеллировать не только к логике и понятиям, но и к позитивным очевидностям. Бесспорно, эстетика в рамках фило­софского познания с его универсальным и нормативным характе­ром суждений уделяет особое внимание формулировке эстетичес­ких суждений о красоте, вкусе, искусстве. Одновременно эстетика тяготеет к гуманитарному типу познания, генезис которого связан с описанием непосредственно наблюдаемого и переживаемого. Эстетика не ограничивается философско-логическими основания­ми построения умозаключений. Она базируется на мировоззрен­ческих и художественных представлениях, оценках, вкусах, идеа­лах, характерных для культуры данного времени. Отсюда ее междисциплинарный характер и связи.

Область исследований в эстетике расширяется и сегодня бла­годаря использованию теоретических методов смежных наук -социологии, культурологии, экологии, биологии, психологии, фи­зиологии и др. Специфическое проявление их многогранного вза­имодействия находит свое отражение в связях этики и эстетики. Этика, так же как и эстетика, является философской наукой. Объ­ект изучения этики - мораль, нравственность как важнейшая сто­рона жизнедеятельности общественного человека. Эстетика тео­ретически решает проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, но только с позиции красоты. Подобно этике эстетика выступает в форме практической философии. Эстетика предлага­ет человеку методы и средства преобразования мира, содержит мировоззренческие принципы, обосновывает цели практической деятельности не с позиций идей о должном, добре, зле, мораль­ных норм, а с позиций идеала прекрасного, норм и ценностей ду­ховного наслаждения и чувственного восприятия. Однако обычно мир человеческих деяний и социума обладает одновременно мо­ральными и эстетическими ценностями и соответственно служит объектом моральной и эстетической оценки или объектом изуче­ния и этики и эстетики. Поступки, поведение человека, отдельные черты его характера могут в одно и то же время характеризовать­ся в моральном отношении как добро или зло, а в эстетическом -как прекрасное или безобразное. Этическое и эстетическое в этом случае выступают как два взаимосвязанных аспекта. Связь мо­рального и эстетического в жизни и искусстве бывает достаточно сложной и противоречивой. Стремление ко всему внешне краси­вому часто скрывает за собой нравственную пустоту. И наоборот, лицемерная добродетельность становится иногда комической. Несмотря на то что и этика, и эстетика обладают своей специфи­кой, им присуще философское единство на основе совместимос­ти критериев в оценке природы мироздания, всего живого, вклю­чая человека и искусство.

Центральными и определяющими для эстетики остаются свя­зи с искусствоведением и различными его областями. Пости­жение искусства в его высших проявлениях с опорой на большое количество художественных фактов связано с использованием в эстетике материала искусствоведения. Эстетика как философия искусства и наука об искусстве опирается на художественный опыт всех исторических эпох и народов. Одновременно эстетика дает методологические основания для решения многих проблем современного искусствоведения. Например, системно-историчес­кий и культурологический анализ искусства, комплексное изуче­ние искусства, художественная критика нуждаются в современ­ной методологии эстетического уровня.

Еще одна важная особенность эстетического знания в совре­менную эпоху, когда акцент классической науки с ее принципами стабильности, универсальности, регулярности, симметрии, рав­новесия смещается в сторону произвольности, нестабильности, нерегулярности, дисбаланса, состоит в художественно-поэтичес­ком воззрении на мир, в поэтически возвышающем открытии ми­ра посредством философского и гуманитарного знания. Рассмот­рение всех познавательных проблем сквозь призму эстетики делает возможной посылку о главенстве универсалий красоты в постижении мира. Не случайно такие культурные явления в Ев­ропе, как Ренессанс, Реформация, Просвещение, базировались на ценностях эстетического сознания. Именно смена доминант вы­разительности, поэтичности, художественности, совершенства в известном смысле предопределяла саму постановку проблем научного познания мира, и наоборот.

Определяя метафизическое место эстетики в системе современ­ного научного познания, нужно подчеркнуть философский и меж­дисциплинарный статус эстетики. Будучи частью философии, эс­тетика сохраняет особый интерес к конкретным наукам об искусстве и различным областям искусствоведения. Факты искус­ства осторожно и постепенно восходят к обобщению в эстетичес­ком знании. Если следовать диалектике общего, особенного и еди-


ничного, эстетике уготована роль знания среднего, или особенного, уровня. Однако это не спокойная лагуна в осмыслении мира чело­веком и самого себя в этом мире. Эстезис, или особый художествен­ный нектар, эстетического знания все больше становится востребо­ванным всеми гуманитарными и даже точными науками. Человечество все больше склонно обращаться к базовым эстетиче­ским ценностям и знаниям, утраченным в постмодернизме.

Функции эстетической науки в жизни человека и общества достаточно многообразны: эстетического мироотношения, воспи­тательная, тезаурусная, творческая, критическая, эвристическая, методологическая.

Функция эстетического мироотношения,

которую несет в себе эстетическое знание, прежде всего связана с от­ношением к прекрасному. Знание эстетической теории дает возмож­ность, хотя и не гарантирует, человеку оценивать явления мира как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагиче­ские или комические. При этом представление о прекрасном, идеал прекрасного выступают своего рода эталоном эстетической оценки. Чувственно-образный и духовно-эмоциональный характер эстетичес­кого отношения связан с особой радостью причастности человека к миру и жизни других людей. Эту особенность мы называем эстети­ческим наслаждением. Г. И. Успенский в рассказе «Выпрямила» заме­чал, что именно красота дает ощущение «счастья быть человеком». Эстетическое мироотношение может проявляться в производствен­ной деятельности, в научном познании, в быту, в поведении человека. В наиболее яркой форме оно выражено в искусстве.

Эстетические знания и искусство формируют, воспитывают, на­правляют эстетическое мироотношение людей, т.е. можно говорить о ВОСПИТатеЛЬНОЙ ФУНКЦИИ эстетики. Фактор эсте­тики при определенных педагогических усилиях может влиять на формирование целостной гармонической личности, которая немыс­лима без высокой эстетической культуры.

Тезаурусная функция эстетического знания связыва­ется с особой эстетической грамотностью и образованностью, кото­рая хотя и вырастает на основе постижения историко-теоретическо-го знания эстетики, но одновременно предполагает развитое чувство вкуса, ощущение изящного в искусстве, определенные предпосылки и даже талант эстетического чувствования. Обраще­ние к научному знанию о прекрасном развивает сферу эстетическо­го тезауруса и тем самым способствует образовательно-просвети­тельному и общекультурному развитию личности.

Эстетическая теория способна выполнять функции критики, оценивая произведения искусства на основе пони­мания закономерностей художественного творчества и его вос­приятия. Художественная критика в ее морфологических художе­ственных модификациях - литературная, музыкальная, театральная и др. - опирается на единые общеэстетические осно­вы. В определенной мере каждый читатель, слушатель, зритель выступает как критик, оценивая те или иные произведения искус­ства. Другое дело, что эти оценки могут основываться на нашем интуитивном чувстве эстетического удовольствия, а могут содер­жать научно-теоретическую аргументацию. Эстетика, выступая в практическом применении к анализу произведений искусства, становится критикой. Художественная критика помогает нам осо­знать эстетическую оценку произведения и теоретически ее аргу­ментировать, доказать. Тем самым эстетическая теория способна решать задачи профессиональной эстетической критики.

Эвристическая функция эстетической теории обус­ловливает принципы эстетической деятельности, первоначально связанные с творческими установками личности. Специальной областью изучения эстетики являются эстетические принципы художественного творчества. Это не означает, что создание шеде­вров искусства предваряется чтением эстетических трактатов. Однако многие выдающиеся художники вошли в историю эстети­ческой мысли как создатели интереснейших эстетических тео­рий. Среди них Леонардо да Винчи, Хогарт, Лессинг, Толстой, Сартр и другие. Неверно было бы думать, что в процессе художе­ственного творчества, да и в эстетической деятельности в целом эстетические взгляды людей не имеют значения. Если так, то пе­ред эстетической теорией стоит задача развития эвристики как области теории эстетического творчества, а также задачи, способ­ствующие на теоретическом и практическом уровнях формирова­нию различных творческих индивидуальностей.


Методологическая функция эстетики как

науки состоит в том, что ее содержание, принципы, положения могут служить философской основой решения многих теоретиче­ских задач смежных философских, искусствоведческих, культу­рологических областей знания. История эстетики знает множест­во концепций философского решения вопроса о сущности красоты. Теоретическое знание о сущности эстетического отно­шения человека к миру может давать способы, приемы, пути по­знания различных сфер мира, где присутствуют красота и искус­ство. Тогда те или иные концепции эстетического перерастают в эстетическую методологию, на которой основываются частно-научные области знания, например искусствоведение, художест­венная критика. Задача современной эстетической науки видится в преодолении монометодологизма и в обращении к историческо­му богатству эстетических теорий и идей как прошлого, так и со­временности. Их множественность и методологический плюра­лизм позволяют целостно и многогранно анализировать явления эстетической теории и практики.

Структура эстетической науки носит развивающийся, не сформи­ровавшийся однозначно характер. Это объясняется, с одной стороны, своеобразием и творческим видением концептуальных эстетических идей того или иного автора, а с другой - достаточно молодым возра­стом эстетики, получившей статус науки. В самом общем виде выде­лим три ее части: история эстетики, теория эстетики, теория эстети­ческого воспитания. Внутри каждой части сложился круг проблем и тем для учебного и научного рассмотрения:

• природа и закономерности эстетической целостности мира и человека в этом мире;

• принципы и нормы эстетической целостности мира и человека;

• формы и типы проявления эстетической целостности мира и человека в природе, обществе, искусстве; ее происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении.

 

Осваивая их, мы будем все более полно осваивать предмет эстетики - эстетическое и саму эстетику как философскую науку.

Вопросы для повторения темы

1. Традиционное понимание предмета эстетики как науки.

2. Определение предмета эстетики.

3. Эстетика бытия и эстетика как философская дисциплина.

4. Эстетика как философия искусства и наука об искусстве.

5. Научные дискуссии и позиции о категории «эстетическое».

6. Статус и значение эстетики в современном гуманитарном знании.

Литература

 

Аристотель. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1.М., 1975. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975. Бычков В.В. Эстетика: Учеб. М., 2002. Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. М., 1986. Гегель. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 99, 124. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. С. 203, 249. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М., 1992.

Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. Столович Л.Н. Философия красоты. М., 1978.

Чернышевский И. Г. Эстетические отношения искусства к действитель­ности // Избр. эстетические произведения. М., 1978. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.


Раздел 2

 

Основные этапы развития эстетической мысли

1.

Античная эстетика

 

 

Предыстория эстетики как науки лежит в мифологии.

Мифология -__________

материнское лоно всего философского знания.

В мифе люди искали ответы на эстетические во­просы: что такое красота, откуда она проистека­ет, что такое искусство, откуда оно пришло к че­ловеку и др. В древнегреческих мифах об Икаре, Орфее, Аполлоне, Афродите и многих других ощущаются образная фантазия, чувст­венность, эстетические вопросы и зародыши некоторых эстетических мыслей.

В глубокой древности, во времена рабовла­дельческих культур Древнего Египта, Вавилона, Китая, Индии, также возникали и развивались многие эстетические идеи. Однако наиболее яр­кую разработку эстетика рабовладельческого общества получила в Древней Греции. Античная Греция, а позднее Рим отличались богатством политических событий, остротой клас­совой борьбы, небывалым ранее развитием искусства и литературы. И сегодня человечеству продолжают доставлять глубочайшее эсте­тическое наслаждение эпос Гомера и Гесиода, архитектура Фидия и Праксителя, скульптуры Полидора и Агесандра, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана. Столь богатый общест­венно-художественный опыт Древней Греции нашел теоретическое осмысление в философско-эстетической мысли. Ко времени появ­ления первых эстетических концепций искусство Древней Греции достигло высочайшей ступени развития.

Первые античные мыслители - Гераклит, Эмпедокл, Демо­крит - рассматривали прекрасное как нечто объективное, прису­щее космосу. Для них такие материальные свойства мира, как поря­док, стройность, гармония, симметрия, были объективной основой прекрасного. Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н. э.) разрабо­тал проблему противоположностей, порядка и меры:

 

«Этот космос, один и тот же для всего сущест­вующего, не создал никакой бог и никакой чело­век, но всегда он был, есть и будет живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

Если здесь понятие мера всеобщего характера, то у Демокрита (ок. 460 - 370 гг. до н. э.) она имеет эсте­тическое содержание: "Прекрасна во всем середи­на: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток... Если превысить меру, то самое приятное станет самым неприятным»2.

1 См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 44. 2 Цит. по: Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970. С. 375.

 

 

Напротив, пифагорейцы создали первые образы эстети­ческой доктрины идеалистического характера. Последователи школы Пифагора считали, что подобно тому как число отражает суть и при­роду астрономических явлений, оно лежит и на Земле в основе всех вещей. Познание мира — это процесс познания управляющих им чи­сел. В гипотезе о музыке, созданной звездами и планетами, уже при­сутствовали элементы эстетики, а в учении о душе - элементы психо­логии. Выраженная в числах гармония и есть закон прекрасного.

Третье философское направление, которое существовало в Древ­ней Греции и оказало большое влияние на будущую эстетическую мысль, представлено в учении софистов. Оно разрабатывало пробле­мы природы произведений искусства, ремесла, мастерства, совмест­ного эстетического опыта людей. В V в. до н. э. в трудах Протагора, Гиппия, позднее Сократа софисты подвергали критике существовав­шую схему мироздания и теории бытия. Протагор заявил, что

 

«... совместный опыт людей, всего человечества во все времена и повсюду - единственный и подлинный вид познания. Истина - то, что вос­принимает и считает истиной человек <...> чело­век есть мера всех веществ - существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»1.

 

 

Величайший из софистов Сократ (469-399 гг. до н. э.) центр своих интересов связывает с человеком и его практической пове­денческой, нравственной деятельностью. Его привлекает челове­ческая жизнь в обыденном виде и общении. В центре его бесед проблемы блага, политики, искусства. Сам Сократ в молодости был скульптором. Он хорошо знал искусство своего времени, ча­сто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленни­ков и вел беседы по искусству. Всякая деятельность, учил Сократ, преследует цель. Продукты ее должны учитываться с точки зре­ния соответствия определенной цели. Прекрасная вещь, по Со­крату, - это вещь, пригодная для чего-либо, полезная:

1 См.: Античные философы. Киев,1955. С. 116. 'См.: Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1984. С. 22.

 

«...все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для че­го оно дурно приспособлено»2.


Разграничивая цель и средства, Сократ заложил основы рацио­нального анализа искусства, которые продолжат Платон и Аристо­тель. Вопреки традиционному онтологизму античной эстетики, свя­занному с описанием признаков, свойств прекрасных предметов и явлений, Сократ впервые выдвинул проблему научной гносеоло­гии в эстетике и сформулировал вопрос так: что означает само по себе понятие «прекрасное»?

Платон (427- 347 гг. до н. э.) для определения искусства обра­щается к исследованию его происхождения. Платон разрабатывает тезисы о применении человеческого мастерства и математических дисциплин в искусстве, о получении от него определенного блага и созерцательной мудрости. Его интересуют место поэзии и музы­ки среди других подражательных искусств, а также роль поэта как «отца мудрости и вождя». Основная идея эстетики Платона о един­стве прекрасного, доброго, разумного и любви, или лестница красо­ты, основывается на идеях объективного идеализма, впервые теоре­тически им обоснованных.

Согласно Платону, чувственные вещи изменчивы, преходящи. Они беспрестанно возникают и уничтожаются. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным сущностям - «видам»,или «идеям». Красота в действительности и искусстве — это тоже идея. Абсолютная, надчувственная идея прекрасного находится вне времени, пространства, вне изменений. Сущность красоты оказывается таким понятием, поиску которого философ посвяща­ет всю жизнь, шествуя по лестнице красоты. Первый шаг — это обобщение идеи красоты во всех предметах и телах. Тело воз­любленной становится элементом и образцом мира физической красоты. Второй шаг - переход от тела к душе. Духовная красота в глазах любящего человека превышает внешнюю красоту. Сле­дующий шаг - красота нравов и законов, далее - красота учения и наук. Достигаемая на вершине лестницы абсолютная красота -вне бытия и познания. Прекрасное - это проявление в нас боже­ственного начала, а красота стимулирует воспроизведение себя в божественном образе.

Анализируя вопросы искусства с точки зрения его значения для воспитания граждан и для государства, Платон придерживается аристократических взглядов, утверждая, что «муза должна достав­лять наслаждение не любому человеку, а людям, получившим хоро­шее воспитание». В диалоге «Законы» Платон относится с недове-

 

2 1891

рием к идее полноценного художественного воплощения идеала свободного гражданина греческого полиса.

Выдающимся эстетиком был Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - ученик Платона. Несмотря на преемственность, можно выделить существенные различия в их позициях. Хотя Аристотель не принимал концепцию «мира идей» Платона, о чем свидетельст­вует афоризм «Платон мне друг, но истина дороже»,он колебался между материализмом и идеализмом, оставляя приоритет за «фор­мой форм или богом». Тем не менее в рассмотрении эстетических проблем были сильны материалистические стороны его учения. В отличие от трансцендентных элементов философии Платона, ос­новы красоты Аристотель усматривал в вещественных свойствах, связях, отношениях космоса. Прекрасное как совершенное нахо­дит выражение в целостности, единстве, многообразии, закончен­ности, соотношении «величины и порядка».

Искусство, по Аристотелю, - подражание чувственным вещам, людям, их действиям. В отличие от Платона он расширяет внутрен­не присущую искусству функцию подражания, или мимесиса. В природе искусства он видит источник эстетического удовольст­вия, радость узнавания, познания реальных предметов и вещей, а не мира идей. В искусстве проявляются интерес человека к вос­произведению жизненных явлений, его любовь к творчеству и удо­вольствие от восприятия новой прекрасной формы.

Проблема удовольствия - это важная часть эстетики Аристо­теля. Назначение человека он видит в том, чтобы развивать зало­женные в нем божественные начала. К ним он относит разум, благородство, желания человека, из которых складывается ощу­щение полноты жизни. Удовольствия в искусстве соответствуют разумной идее и имеют разумные основания. Аристотель считал, что конечная цель трагедии - доставлять удовольствие зрителям. Этот процесс удовольствия и эмоционального очищения он на­зывает катарсисом. С ним он связывал искусство как средство нравственного воспитания человека. Особенно он возвышал му­зыку и трагедию. Цель трагедии - катарсис, когда при помощи страха и сострадания происходит очищение души от аффектов и страстей. Человек нравственно и эстетически как бы принимает участие в судьбах тех, кто впал в несчастье. От рассуждений о влиянии религиозных песнопений Аристотель переходит к на­слаждению искусством:


«... Когда эти песнопения действуют возбуждаю­щим образом на психику и приносят как бы исце­ление и очищение. То же самое, конечно, испы­тывают и те, кто подвержены состоянию жалости и страха и вообще всякого рода прочим аффек­там, поскольку каждый такой аффект свойствен данному индивиду. Все такие лица получают своего рода очищение, т.е. облегчение, связан­ное с наслаждением»1.

 

 

Аристотель подробно разрабатывал идеи классификации, функций искусства, совершенного произведения искусства, тео­рию трагедии и др. Основы эстетического теоретического анализа искусства были заложены им в «Поэтике». Там описывается свое­образие эпоса, лирики, драмы. Драму он делит на трагедию и ко­медию. Он выделяет и подробно описывает каждый компонент трагедии - фабулу, характеры, мысли, словесные выражения, му­зыкальную композицию и др. Утверждения о том, что «действие и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всего», не ут­ратило современного звучания и сегодня.

Дальнейшая судьба античной эстетики во многом связана с именем Плотина (204-269). Это была наиболее яркая фигура не­оплатонизма как связующего звена между античностью и христианством. Он ставит перед собой задачи истолкования суще­ствующих эстетических доктрин и подтверждения их свидетельст­вами Платона. Однако в его позициях возникают расхождения с идеями Аристотеля и Платона по двум вопросам: рассмотрение искусства как подражания и совершенство в искусстве как гармо­ния частей. Общепринятое понятие красоты как гармонии не годит­ся для Плотина. Понятие красоты он начинает исследовать с поня­тий зрения и слуха как ее критериев. Он соглашается с тем, что красота - это то, что нравится нам. Это начало, ощущаемое с пер­вого взгляда. Душа воспринимает его как знакомое, приветствует его и сливается с ним. Плотин создает учение о беспокойной душе, которая покидает свое обиталище и снова возвращается в него. Че­ловек испытывает удовлетворение в момент слияния души с красо-

 

' Аристотель. Политика. Кн. VIII. М., 1911. С. 374-375.

той. Любовь к красоте у Плотина - это своего рода метафизическая тоска души по прежнему своему обиталищу. Она стремится к сво­ей прежней обители - благу, Богу, истине.

Скульптор или иной художник стоит между конкретной естест­венной красотой и божественной красотой. Искусство - это не под­ражание. Скульптор создает больше, чем мы видим. Красота статуи происходит от того, каким способом создал ее художник, а не от внешнего соответствия. Плотин утверждает идею красоты формы, какую материалу придает искусство. Эстетический ключ Плотина кроется в зрении через форму красоты первоединого, или Бога. Фи­лософ открывает новый источник самоуглубленности и чувствен­но-духовной притягательности - бегство в потусторонний мир, приближение к жизни души, сияющей сквозь телесную оболочку. Он делает красоту трансцендентальной, внутренней и имманент­ной. А.Ф. Лосев пишет, что у Плотина «... выше чувственной кра­соты стоит красота внутренняя»'. Основная мысль доктрины Пло­тина состояла в том, чтобы уйти в понимании красоты от чувственных удовольствий к слиянию с непостижимым первоеди-ным. Влияние этой мысли на труды Августина, Аквинского, твор­чество Данте да и на всю философско-эстетическую мысль Сред­невековья необычайно велико.

 

• Античные философы стремились осмыслить искус­ство своего времени и сформулировали важнейшие про­блемы эстетики. Их учения заложили основы эстетических теорий Средних веков, Возрождения и последующих эпох.

 

 

'Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М., 1980. С. 440.

2.

Эстетика европейского Средневековья

В Средние века (IV-XII вв.) религия играла настолько важную роль, что эстетическое созна­ние в его прежнем, философском, виде, кажется, исчезло вовсе. Причиной тому была смена цен­ностей, установок миропонимания -

новое

христианское

религиозное

мировоззрение.

Христианство боролось с язычеством и от­вергало искусство, которое якобы напоминало о языческой ереси, безнравственном культе императоров, дьявольских страстях и вожделе­ниях. Улыбка и радость, которые пронизывали античное искусство, были искоренены, по­скольку смех считался предосудительным. Лю­бой человек эпохи Средних веков обязан был быть нетерпимым к земным наслаждениям. Театр, зрелища, гармоническая музыка неред­ко рассматривались как творения дьявола. Занятия искусствами, доставляющие удовольствия, слыли греховными, а единственной целью человека были прославление Бога и подготовка к жизни на небесах. Новая парадигма эстетического сознания не допускала отношения к жизни как к удовольствию и шутке. Эстетика заме­нялась религиозными помыслами и постулатами о праведной жизни. В теологических трактатах встречаются отдельные опре­деления красоты и добра, но они не развивались, а заимствова­лись у Аристотеля в слабоподражательном виде.

Главными носителями средневекового мировоззрения были мо­ралисты, отцы святой церкви, духовенство. Все средневековое кле­рикальное искусство исходило из религиозного представления о том, что земная жизнь - лишь слабый отблеск небесной жизни. Отсюда следуют откат от идей реализма в античном искусстве, пре­небрежение к чувственному миру и народным формам искусства. В таких жанрах клерикального искусства, как гимны, духовные стихи, жития святых, церковная драма, развиваются новые формы христианских символов и аллегорий. Библия должна была вытес­нить из сознания людей нечестивые античные и римские мифы, на­пыщенное ораторство, саму философию. Мирские изящные искус­ства в прежнем виде совершенно игнорировались.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных