ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
2 страница. Эстетические конфликты реального и кажущегося, явления и сущности, «поитепа» и «рЬепотепа», физического и психического
Эстетические конфликты реального и кажущегося, явления и сущности, «поитепа» и «рЬепотепа», физического и психического, неуверенность в разграничениях художественного бытия, ре альностей и конструкций нашего художественного сознания извечно порождали, порождают и будут порождать философско-эстети-ческие рассуждения. В конечном счете эстетика, будучи составной частью философии и являясь хотя и достаточно специфической и своеобразной, но все же философской наукой, стремится к общезначимости мысли, к поискам безусловности эстетического бытия и представлений о нем, к их всеобщности и желаемому консенсусу. Один из способов философской идентификации человеком реалий своей жизни и себя самого - исследование эстетического в контексте предмета эстетической науки.
• Эстетическое есть философское понятие, в котором выражены гармонические связи и целостность онтологического, гносеологического и социально-практического уровня субстанционального субъекта и объекта, возникающих один из другого, переходящих друг в друга и развивающихся в новое эстетическое качество и меру. 3. Эстетика в системе гуманитарного знания В научном познании человека, общества, культуры выделяются три фундаментальные модальности познания: философское гуманитарное социально-научное. Они различаются как по способам, так и по результатам познания. Эстетика, будучи философской наукой, в поисках безусловности и всеобщности обращается к эстетическому идеалу. При этом остается философский тип про-тивополагания человека иному (включая себя): объекта - субъекту, материи - духу, бытия — сознанию. Объективное и ценностное отношение к предмету является необходимым содержанием философской рефлексии. Однако эстетика, как и философия в целом, в чем-то совпадает с наукой, а в чем-то выходит за ее пределы. Их своеобразие состоит в способности быть мироощущением и мировоззрением и тем самым апеллировать не только к логике и понятиям, но и к позитивным очевидностям. Бесспорно, эстетика в рамках философского познания с его универсальным и нормативным характером суждений уделяет особое внимание формулировке эстетических суждений о красоте, вкусе, искусстве. Одновременно эстетика тяготеет к гуманитарному типу познания, генезис которого связан с описанием непосредственно наблюдаемого и переживаемого. Эстетика не ограничивается философско-логическими основаниями построения умозаключений. Она базируется на мировоззренческих и художественных представлениях, оценках, вкусах, идеалах, характерных для культуры данного времени. Отсюда ее междисциплинарный характер и связи. Область исследований в эстетике расширяется и сегодня благодаря использованию теоретических методов смежных наук -социологии, культурологии, экологии, биологии, психологии, физиологии и др. Специфическое проявление их многогранного взаимодействия находит свое отражение в связях этики и эстетики. Этика, так же как и эстетика, является философской наукой. Объект изучения этики - мораль, нравственность как важнейшая сторона жизнедеятельности общественного человека. Эстетика теоретически решает проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, но только с позиции красоты. Подобно этике эстетика выступает в форме практической философии. Эстетика предлагает человеку методы и средства преобразования мира, содержит мировоззренческие принципы, обосновывает цели практической деятельности не с позиций идей о должном, добре, зле, моральных норм, а с позиций идеала прекрасного, норм и ценностей духовного наслаждения и чувственного восприятия. Однако обычно мир человеческих деяний и социума обладает одновременно моральными и эстетическими ценностями и соответственно служит объектом моральной и эстетической оценки или объектом изучения и этики и эстетики. Поступки, поведение человека, отдельные черты его характера могут в одно и то же время характеризоваться в моральном отношении как добро или зло, а в эстетическом -как прекрасное или безобразное. Этическое и эстетическое в этом случае выступают как два взаимосвязанных аспекта. Связь морального и эстетического в жизни и искусстве бывает достаточно сложной и противоречивой. Стремление ко всему внешне красивому часто скрывает за собой нравственную пустоту. И наоборот, лицемерная добродетельность становится иногда комической. Несмотря на то что и этика, и эстетика обладают своей спецификой, им присуще философское единство на основе совместимости критериев в оценке природы мироздания, всего живого, включая человека и искусство. Центральными и определяющими для эстетики остаются связи с искусствоведением и различными его областями. Постижение искусства в его высших проявлениях с опорой на большое количество художественных фактов связано с использованием в эстетике материала искусствоведения. Эстетика как философия искусства и наука об искусстве опирается на художественный опыт всех исторических эпох и народов. Одновременно эстетика дает методологические основания для решения многих проблем современного искусствоведения. Например, системно-исторический и культурологический анализ искусства, комплексное изучение искусства, художественная критика нуждаются в современной методологии эстетического уровня. Еще одна важная особенность эстетического знания в современную эпоху, когда акцент классической науки с ее принципами стабильности, универсальности, регулярности, симметрии, равновесия смещается в сторону произвольности, нестабильности, нерегулярности, дисбаланса, состоит в художественно-поэтическом воззрении на мир, в поэтически возвышающем открытии мира посредством философского и гуманитарного знания. Рассмотрение всех познавательных проблем сквозь призму эстетики делает возможной посылку о главенстве универсалий красоты в постижении мира. Не случайно такие культурные явления в Европе, как Ренессанс, Реформация, Просвещение, базировались на ценностях эстетического сознания. Именно смена доминант выразительности, поэтичности, художественности, совершенства в известном смысле предопределяла саму постановку проблем научного познания мира, и наоборот. Определяя метафизическое место эстетики в системе современного научного познания, нужно подчеркнуть философский и междисциплинарный статус эстетики. Будучи частью философии, эстетика сохраняет особый интерес к конкретным наукам об искусстве и различным областям искусствоведения. Факты искусства осторожно и постепенно восходят к обобщению в эстетическом знании. Если следовать диалектике общего, особенного и еди- ничного, эстетике уготована роль знания среднего, или особенного, уровня. Однако это не спокойная лагуна в осмыслении мира человеком и самого себя в этом мире. Эстезис, или особый художественный нектар, эстетического знания все больше становится востребованным всеми гуманитарными и даже точными науками. Человечество все больше склонно обращаться к базовым эстетическим ценностям и знаниям, утраченным в постмодернизме. Функции эстетической науки в жизни человека и общества достаточно многообразны: эстетического мироотношения, воспитательная, тезаурусная, творческая, критическая, эвристическая, методологическая. Функция эстетического мироотношения, которую несет в себе эстетическое знание, прежде всего связана с отношением к прекрасному. Знание эстетической теории дает возможность, хотя и не гарантирует, человеку оценивать явления мира как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. При этом представление о прекрасном, идеал прекрасного выступают своего рода эталоном эстетической оценки. Чувственно-образный и духовно-эмоциональный характер эстетического отношения связан с особой радостью причастности человека к миру и жизни других людей. Эту особенность мы называем эстетическим наслаждением. Г. И. Успенский в рассказе «Выпрямила» замечал, что именно красота дает ощущение «счастья быть человеком». Эстетическое мироотношение может проявляться в производственной деятельности, в научном познании, в быту, в поведении человека. В наиболее яркой форме оно выражено в искусстве. Эстетические знания и искусство формируют, воспитывают, направляют эстетическое мироотношение людей, т.е. можно говорить о ВОСПИТатеЛЬНОЙ ФУНКЦИИ эстетики. Фактор эстетики при определенных педагогических усилиях может влиять на формирование целостной гармонической личности, которая немыслима без высокой эстетической культуры. Тезаурусная функция эстетического знания связывается с особой эстетической грамотностью и образованностью, которая хотя и вырастает на основе постижения историко-теоретическо-го знания эстетики, но одновременно предполагает развитое чувство вкуса, ощущение изящного в искусстве, определенные предпосылки и даже талант эстетического чувствования. Обращение к научному знанию о прекрасном развивает сферу эстетического тезауруса и тем самым способствует образовательно-просветительному и общекультурному развитию личности. Эстетическая теория способна выполнять функции критики, оценивая произведения искусства на основе понимания закономерностей художественного творчества и его восприятия. Художественная критика в ее морфологических художественных модификациях - литературная, музыкальная, театральная и др. - опирается на единые общеэстетические основы. В определенной мере каждый читатель, слушатель, зритель выступает как критик, оценивая те или иные произведения искусства. Другое дело, что эти оценки могут основываться на нашем интуитивном чувстве эстетического удовольствия, а могут содержать научно-теоретическую аргументацию. Эстетика, выступая в практическом применении к анализу произведений искусства, становится критикой. Художественная критика помогает нам осознать эстетическую оценку произведения и теоретически ее аргументировать, доказать. Тем самым эстетическая теория способна решать задачи профессиональной эстетической критики. Эвристическая функция эстетической теории обусловливает принципы эстетической деятельности, первоначально связанные с творческими установками личности. Специальной областью изучения эстетики являются эстетические принципы художественного творчества. Это не означает, что создание шедевров искусства предваряется чтением эстетических трактатов. Однако многие выдающиеся художники вошли в историю эстетической мысли как создатели интереснейших эстетических теорий. Среди них Леонардо да Винчи, Хогарт, Лессинг, Толстой, Сартр и другие. Неверно было бы думать, что в процессе художественного творчества, да и в эстетической деятельности в целом эстетические взгляды людей не имеют значения. Если так, то перед эстетической теорией стоит задача развития эвристики как области теории эстетического творчества, а также задачи, способствующие на теоретическом и практическом уровнях формированию различных творческих индивидуальностей. Методологическая функция эстетики как науки состоит в том, что ее содержание, принципы, положения могут служить философской основой решения многих теоретических задач смежных философских, искусствоведческих, культурологических областей знания. История эстетики знает множество концепций философского решения вопроса о сущности красоты. Теоретическое знание о сущности эстетического отношения человека к миру может давать способы, приемы, пути познания различных сфер мира, где присутствуют красота и искусство. Тогда те или иные концепции эстетического перерастают в эстетическую методологию, на которой основываются частно-научные области знания, например искусствоведение, художественная критика. Задача современной эстетической науки видится в преодолении монометодологизма и в обращении к историческому богатству эстетических теорий и идей как прошлого, так и современности. Их множественность и методологический плюрализм позволяют целостно и многогранно анализировать явления эстетической теории и практики. Структура эстетической науки носит развивающийся, не сформировавшийся однозначно характер. Это объясняется, с одной стороны, своеобразием и творческим видением концептуальных эстетических идей того или иного автора, а с другой - достаточно молодым возрастом эстетики, получившей статус науки. В самом общем виде выделим три ее части: история эстетики, теория эстетики, теория эстетического воспитания. Внутри каждой части сложился круг проблем и тем для учебного и научного рассмотрения: • природа и закономерности эстетической целостности мира и человека в этом мире; • принципы и нормы эстетической целостности мира и человека; • формы и типы проявления эстетической целостности мира и человека в природе, обществе, искусстве; ее происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении.
Осваивая их, мы будем все более полно осваивать предмет эстетики - эстетическое и саму эстетику как философскую науку. Вопросы для повторения темы 1. Традиционное понимание предмета эстетики как науки. 2. Определение предмета эстетики. 3. Эстетика бытия и эстетика как философская дисциплина. 4. Эстетика как философия искусства и наука об искусстве. 5. Научные дискуссии и позиции о категории «эстетическое». 6. Статус и значение эстетики в современном гуманитарном знании. Литература
Аристотель. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1.М., 1975. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975. Бычков В.В. Эстетика: Учеб. М., 2002. Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. М., 1986. Гегель. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 99, 124. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. С. 203, 249. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М., 1992. Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. Столович Л.Н. Философия красоты. М., 1978. Чернышевский И. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Избр. эстетические произведения. М., 1978. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995. Раздел 2
Основные этапы развития эстетической мысли 1. Античная эстетика
Предыстория эстетики как науки лежит в мифологии. Мифология -__________ материнское лоно всего философского знания. В мифе люди искали ответы на эстетические вопросы: что такое красота, откуда она проистекает, что такое искусство, откуда оно пришло к человеку и др. В древнегреческих мифах об Икаре, Орфее, Аполлоне, Афродите и многих других ощущаются образная фантазия, чувственность, эстетические вопросы и зародыши некоторых эстетических мыслей. В глубокой древности, во времена рабовладельческих культур Древнего Египта, Вавилона, Китая, Индии, также возникали и развивались многие эстетические идеи. Однако наиболее яркую разработку эстетика рабовладельческого общества получила в Древней Греции. Античная Греция, а позднее Рим отличались богатством политических событий, остротой классовой борьбы, небывалым ранее развитием искусства и литературы. И сегодня человечеству продолжают доставлять глубочайшее эстетическое наслаждение эпос Гомера и Гесиода, архитектура Фидия и Праксителя, скульптуры Полидора и Агесандра, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана. Столь богатый общественно-художественный опыт Древней Греции нашел теоретическое осмысление в философско-эстетической мысли. Ко времени появления первых эстетических концепций искусство Древней Греции достигло высочайшей ступени развития. Первые античные мыслители - Гераклит, Эмпедокл, Демокрит - рассматривали прекрасное как нечто объективное, присущее космосу. Для них такие материальные свойства мира, как порядок, стройность, гармония, симметрия, были объективной основой прекрасного. Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н. э.) разработал проблему противоположностей, порядка и меры:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Если здесь понятие мера всеобщего характера, то у Демокрита (ок. 460 - 370 гг. до н. э.) она имеет эстетическое содержание: "Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток... Если превысить меру, то самое приятное станет самым неприятным»2.
Напротив, пифагорейцы создали первые образы эстетической доктрины идеалистического характера. Последователи школы Пифагора считали, что подобно тому как число отражает суть и природу астрономических явлений, оно лежит и на Земле в основе всех вещей. Познание мира — это процесс познания управляющих им чисел. В гипотезе о музыке, созданной звездами и планетами, уже присутствовали элементы эстетики, а в учении о душе - элементы психологии. Выраженная в числах гармония и есть закон прекрасного. Третье философское направление, которое существовало в Древней Греции и оказало большое влияние на будущую эстетическую мысль, представлено в учении софистов. Оно разрабатывало проблемы природы произведений искусства, ремесла, мастерства, совместного эстетического опыта людей. В V в. до н. э. в трудах Протагора, Гиппия, позднее Сократа софисты подвергали критике существовавшую схему мироздания и теории бытия. Протагор заявил, что
«... совместный опыт людей, всего человечества во все времена и повсюду - единственный и подлинный вид познания. Истина - то, что воспринимает и считает истиной человек <...> человек есть мера всех веществ - существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»1.
Величайший из софистов Сократ (469-399 гг. до н. э.) центр своих интересов связывает с человеком и его практической поведенческой, нравственной деятельностью. Его привлекает человеческая жизнь в обыденном виде и общении. В центре его бесед проблемы блага, политики, искусства. Сам Сократ в молодости был скульптором. Он хорошо знал искусство своего времени, часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел беседы по искусству. Всякая деятельность, учил Сократ, преследует цель. Продукты ее должны учитываться с точки зрения соответствия определенной цели. Прекрасная вещь, по Сократу, - это вещь, пригодная для чего-либо, полезная:
«...все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено»2. Разграничивая цель и средства, Сократ заложил основы рационального анализа искусства, которые продолжат Платон и Аристотель. Вопреки традиционному онтологизму античной эстетики, связанному с описанием признаков, свойств прекрасных предметов и явлений, Сократ впервые выдвинул проблему научной гносеологии в эстетике и сформулировал вопрос так: что означает само по себе понятие «прекрасное»? Платон (427- 347 гг. до н. э.) для определения искусства обращается к исследованию его происхождения. Платон разрабатывает тезисы о применении человеческого мастерства и математических дисциплин в искусстве, о получении от него определенного блага и созерцательной мудрости. Его интересуют место поэзии и музыки среди других подражательных искусств, а также роль поэта как «отца мудрости и вождя». Основная идея эстетики Платона о единстве прекрасного, доброго, разумного и любви, или лестница красоты, основывается на идеях объективного идеализма, впервые теоретически им обоснованных. Согласно Платону, чувственные вещи изменчивы, преходящи. Они беспрестанно возникают и уничтожаются. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным сущностям - «видам»,или «идеям». Красота в действительности и искусстве — это тоже идея. Абсолютная, надчувственная идея прекрасного находится вне времени, пространства, вне изменений. Сущность красоты оказывается таким понятием, поиску которого философ посвящает всю жизнь, шествуя по лестнице красоты. Первый шаг — это обобщение идеи красоты во всех предметах и телах. Тело возлюбленной становится элементом и образцом мира физической красоты. Второй шаг - переход от тела к душе. Духовная красота в глазах любящего человека превышает внешнюю красоту. Следующий шаг - красота нравов и законов, далее - красота учения и наук. Достигаемая на вершине лестницы абсолютная красота -вне бытия и познания. Прекрасное - это проявление в нас божественного начала, а красота стимулирует воспроизведение себя в божественном образе. Анализируя вопросы искусства с точки зрения его значения для воспитания граждан и для государства, Платон придерживается аристократических взглядов, утверждая, что «муза должна доставлять наслаждение не любому человеку, а людям, получившим хорошее воспитание». В диалоге «Законы» Платон относится с недове-
2 1891 рием к идее полноценного художественного воплощения идеала свободного гражданина греческого полиса. Выдающимся эстетиком был Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - ученик Платона. Несмотря на преемственность, можно выделить существенные различия в их позициях. Хотя Аристотель не принимал концепцию «мира идей» Платона, о чем свидетельствует афоризм «Платон мне друг, но истина дороже»,он колебался между материализмом и идеализмом, оставляя приоритет за «формой форм или богом». Тем не менее в рассмотрении эстетических проблем были сильны материалистические стороны его учения. В отличие от трансцендентных элементов философии Платона, основы красоты Аристотель усматривал в вещественных свойствах, связях, отношениях космоса. Прекрасное как совершенное находит выражение в целостности, единстве, многообразии, законченности, соотношении «величины и порядка». Искусство, по Аристотелю, - подражание чувственным вещам, людям, их действиям. В отличие от Платона он расширяет внутренне присущую искусству функцию подражания, или мимесиса. В природе искусства он видит источник эстетического удовольствия, радость узнавания, познания реальных предметов и вещей, а не мира идей. В искусстве проявляются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений, его любовь к творчеству и удовольствие от восприятия новой прекрасной формы. Проблема удовольствия - это важная часть эстетики Аристотеля. Назначение человека он видит в том, чтобы развивать заложенные в нем божественные начала. К ним он относит разум, благородство, желания человека, из которых складывается ощущение полноты жизни. Удовольствия в искусстве соответствуют разумной идее и имеют разумные основания. Аристотель считал, что конечная цель трагедии - доставлять удовольствие зрителям. Этот процесс удовольствия и эмоционального очищения он называет катарсисом. С ним он связывал искусство как средство нравственного воспитания человека. Особенно он возвышал музыку и трагедию. Цель трагедии - катарсис, когда при помощи страха и сострадания происходит очищение души от аффектов и страстей. Человек нравственно и эстетически как бы принимает участие в судьбах тех, кто впал в несчастье. От рассуждений о влиянии религиозных песнопений Аристотель переходит к наслаждению искусством: «... Когда эти песнопения действуют возбуждающим образом на психику и приносят как бы исцеление и очищение. То же самое, конечно, испытывают и те, кто подвержены состоянию жалости и страха и вообще всякого рода прочим аффектам, поскольку каждый такой аффект свойствен данному индивиду. Все такие лица получают своего рода очищение, т.е. облегчение, связанное с наслаждением»1.
Аристотель подробно разрабатывал идеи классификации, функций искусства, совершенного произведения искусства, теорию трагедии и др. Основы эстетического теоретического анализа искусства были заложены им в «Поэтике». Там описывается своеобразие эпоса, лирики, драмы. Драму он делит на трагедию и комедию. Он выделяет и подробно описывает каждый компонент трагедии - фабулу, характеры, мысли, словесные выражения, музыкальную композицию и др. Утверждения о том, что «действие и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всего», не утратило современного звучания и сегодня. Дальнейшая судьба античной эстетики во многом связана с именем Плотина (204-269). Это была наиболее яркая фигура неоплатонизма как связующего звена между античностью и христианством. Он ставит перед собой задачи истолкования существующих эстетических доктрин и подтверждения их свидетельствами Платона. Однако в его позициях возникают расхождения с идеями Аристотеля и Платона по двум вопросам: рассмотрение искусства как подражания и совершенство в искусстве как гармония частей. Общепринятое понятие красоты как гармонии не годится для Плотина. Понятие красоты он начинает исследовать с понятий зрения и слуха как ее критериев. Он соглашается с тем, что красота - это то, что нравится нам. Это начало, ощущаемое с первого взгляда. Душа воспринимает его как знакомое, приветствует его и сливается с ним. Плотин создает учение о беспокойной душе, которая покидает свое обиталище и снова возвращается в него. Человек испытывает удовлетворение в момент слияния души с красо-
' Аристотель. Политика. Кн. VIII. М., 1911. С. 374-375. той. Любовь к красоте у Плотина - это своего рода метафизическая тоска души по прежнему своему обиталищу. Она стремится к своей прежней обители - благу, Богу, истине. Скульптор или иной художник стоит между конкретной естественной красотой и божественной красотой. Искусство - это не подражание. Скульптор создает больше, чем мы видим. Красота статуи происходит от того, каким способом создал ее художник, а не от внешнего соответствия. Плотин утверждает идею красоты формы, какую материалу придает искусство. Эстетический ключ Плотина кроется в зрении через форму красоты первоединого, или Бога. Философ открывает новый источник самоуглубленности и чувственно-духовной притягательности - бегство в потусторонний мир, приближение к жизни души, сияющей сквозь телесную оболочку. Он делает красоту трансцендентальной, внутренней и имманентной. А.Ф. Лосев пишет, что у Плотина «... выше чувственной красоты стоит красота внутренняя»'. Основная мысль доктрины Плотина состояла в том, чтобы уйти в понимании красоты от чувственных удовольствий к слиянию с непостижимым первоеди-ным. Влияние этой мысли на труды Августина, Аквинского, творчество Данте да и на всю философско-эстетическую мысль Средневековья необычайно велико.
• Античные философы стремились осмыслить искусство своего времени и сформулировали важнейшие проблемы эстетики. Их учения заложили основы эстетических теорий Средних веков, Возрождения и последующих эпох.
'Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М., 1980. С. 440. 2. Эстетика европейского Средневековья В Средние века (IV-XII вв.) религия играла настолько важную роль, что эстетическое сознание в его прежнем, философском, виде, кажется, исчезло вовсе. Причиной тому была смена ценностей, установок миропонимания - новое христианское религиозное мировоззрение. Христианство боролось с язычеством и отвергало искусство, которое якобы напоминало о языческой ереси, безнравственном культе императоров, дьявольских страстях и вожделениях. Улыбка и радость, которые пронизывали античное искусство, были искоренены, поскольку смех считался предосудительным. Любой человек эпохи Средних веков обязан был быть нетерпимым к земным наслаждениям. Театр, зрелища, гармоническая музыка нередко рассматривались как творения дьявола. Занятия искусствами, доставляющие удовольствия, слыли греховными, а единственной целью человека были прославление Бога и подготовка к жизни на небесах. Новая парадигма эстетического сознания не допускала отношения к жизни как к удовольствию и шутке. Эстетика заменялась религиозными помыслами и постулатами о праведной жизни. В теологических трактатах встречаются отдельные определения красоты и добра, но они не развивались, а заимствовались у Аристотеля в слабоподражательном виде. Главными носителями средневекового мировоззрения были моралисты, отцы святой церкви, духовенство. Все средневековое клерикальное искусство исходило из религиозного представления о том, что земная жизнь - лишь слабый отблеск небесной жизни. Отсюда следуют откат от идей реализма в античном искусстве, пренебрежение к чувственному миру и народным формам искусства. В таких жанрах клерикального искусства, как гимны, духовные стихи, жития святых, церковная драма, развиваются новые формы христианских символов и аллегорий. Библия должна была вытеснить из сознания людей нечестивые античные и римские мифы, напыщенное ораторство, саму философию. Мирские изящные искусства в прежнем виде совершенно игнорировались. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|