ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
21 страница. Исследования эстетической культуры личности показывают, что она не является рядоположенной по отношению к другим видам личностной культурыИсследования эстетической культуры личности показывают, что она не является рядоположенной по отношению к другим видам личностной культуры. Она не имеет самостоятельной локализации в культуре общества, поскольку носителями эстетического отношения являются продукты и процессы всей деятельности человека как в материальной, так и в духовной культуре. Эстетическая культура личности может проявляться, например, в конструировании машины, научной теории, написании симфонии и картины, в поступках, речи, вообще в любой работе.
• Понятие эстетическая культура личности фиксирует определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности, предопределяя их эстетическую мотивацию и гуманистическое содержание. Эстетическая культура личности относится к любым видам деятельности человека. Мерой ее выражения могут быть слово и жест, математическая формула и исторический трактат, трудовые операции и воинские действия. Все это может быть способом выражения и мерой эстетической культуры личности. Следует отметить близость, но не тождественность феноменов личностной эстетической и художественной культуры.
• Художественная культура личности - это особая область личностной культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства и связанных с искусством форм деятельности, таких, как художественное творчество, художественное восприятие, исполнительство и др. Каждое произведение искусства является удивительным феноменом в культурно-историческом поле людей. Специфическая чувственно-конкретная информация, созданная по законам художественной формы, способна оказывать глубокое художественно-творческое воздействие на людей. Однако вступление в художественный диалог предполагает развитие таких элементов художественной культуры личности, как художественное образование, обучение, воспитание, практическая художественная деятельность. Приведенное понимание эстетической культуры личности позволяет приблизиться к осознанию ее роли и места в человеческой жизни. Если мир есть совокупная реальность, вся действительность (природная, социальная, индивидуальная) как целое и целостность в ее прошедшем, настоящем, будущем, то бытие отдельного человека и человечества в мире специфично и уникально. С эстетической точки зрения важно ответить не столько на вопрос о бытие человека в мире, сколько на вопрос о том, как именно человек существует. Каким бы специфичным ни был человеческий мир, природные предпосылки существования тела первичны, в соответствии с законами жизни, целями природы, ступенями рождения, развития и гибели организмов. Также необходима ориентация на удовлетворение фундаментальных биологических потребностей человека. Без этого невозможны человеческая жизнь и человеческий мир. Однако обеспечить жизнь человеческого тела - это еще не значит обеспечить жизнь человеческого духа. Религия, мораль, право уже в глубокой древности определили поле потребностей человека. Ученые нашли связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками или тем, что именуется душой, а в науке - психикой. Не только мысли, но и эмоции были признаны важнейшей частью целостного бытия человеческого мира. Особенность человеческого существования состоит в возникновении уникальной для живой природы творчески-гедонистической детерминации бытия человека в мире. Каковы же место и значение эстетического бытия человека, его эстетической культуры в целостном единстве бытия? Ответ на этот вопрос предполагает обращение к вопросам генезиса человеческого сознания. Современная наука рассматривает человеческое состояние как уникальную ступень в эволюции типов жизни на планете. Глубины понимания человеческой индивидуальности и горизонты самоиндивидуализирующего развития связаны с творческим воображением и способностями человека. Именно творческое воображение как бы озвучивает специфически индивидуальные элементы мышления и жизни. Креативный тип мышления связан с новой формой воображения, присущей лишь человеку с творческим воображением. Не всякое воображение является творческим. Эта радикально новая способность, связанная с началами универсальности и красоты, свойственная только человеку, стала новым фактором его индивидуализации. Творческое воображение и эстетическая изобретательность, подающие мозгу сигнал радости и наслаждения, имели решающее значение среди способностей человека и вели к самоиндивидуализации жизни. Современные данные в области социобиологии, психогенетики, антропологии позволяют сделать предположение о том, что материнским лоном для человеческого состояния жизни были креативно-гедонистические процессы сознания формирующегося человека. Именно творческий акт выражает универсальную человеческую меру и культурную человеческую прерогативу. Именно творческая составляющая человеческого существа позволяет ему развернуть весь аппарат мышления, чувственности, деятельности. Благодаря эстетическому творчеству человек способен расширить горизонты реальности и реориентации. Три фактора выступают в уникальном единстве и определяют содержание творческого акта: эстетическое, интеллектуальное и нравственное чувства. Эта триада красоты, добра и разума как факторов творчества была выявлена еще теорией воспитательного этоса в античности. Но в феноменологии жизни предполагается необычайно интересная в педагогическом плане их иерархия. Функция поэтико-эстетического чувства в актах человеческого творческого состояния справедливо рассматривается как первообразующая. Выход за природные возможности жизни, за пределы сущего был возможен благодаря эстетическому чувству человека. Эмоции, чувства, состояния удовольствия, духовного наслаждения расширяют специфически человеческое значение жизни и поднимают ее с животной ступени существования на подлинно человеческую. Радость бытия, ощущение свободы и игры природных сил человека, любование и созидание красоты - это тот необходимый колорит жизни ребенка, без которого не рождается творчество, а следовательно, и подлинно человеческое состояние. фактор интеллектуального чувства в творческом акте - основа для изобретения совершенно новых проекций человеческого состояния и жизни. Человек вынужден погружаться в банальную игру жизни. Интеллект позволяет измерять, оценивать, трансформировать содержание и правила игры посредством опыта и знания. Через интеллект человек выходит на идею двойной - внутренней и внешней - центрации жизни. Моральное чувство вносит новую систему оценок определяющуюся интересами выживания «Ego» в творческий акт. Сбалансированность с интересами и субъективностью другого, благожелательное отношение к другому способствуют произрастанию в человеке добра. Все три фактора в единстве создают новую творческую основу, новый эстетико-креативный тип человеческого мышления. Изначальные способности человеческого сознания изобретать, планировать, оценивать, принимать решения в творческих актах и проявлениях соотносились с ценностями творческого воображения и эстетического переживания. Отсюда творческий потенциал человеческого мира и самой человеческой жизни изначально окрашен эстетическим чувством. В своих истоках подлинно человеческое состояние эстетично, ибо эстетична сама жизнь. Здесь невольно вспоминается миф о греческом певце и музыканте Орфее, который сидел на опушке леса и играл прекрасные мелодии. В ответ на сладостное пение из леса пришли звери и окружили певца. Они долго-долго слушали Орфея, так долго, что им не захотелось больше возвращаться в лес. Постепенно сила музыки и красоты превратила их людей. В широком философском плане становится ясной мысль о вплетенности эстетической культуры личности в общий контекст понимания красоты космоса, природы, общества и человека. В свете современных данных эвристики (теории творчества) трудно оспорить укорененность эстетической культуры человека в творческих потенциях самой жизни. Таким образом, пространство человеческого мира предполагает интервал личностной и художественной культур. Он может иметь узкое или широкое расположение, быть диссонирующим или консонирующим, но его наличие предопределяет микромир индивидуализированного духовного творческого бытия. • Эстетическая культура общества и эстетическая культура личности (вторая как отражение, способ существования и развития первой) представляют собой сложнейшее образование, в котором можно выделить следующие основные элементы: • эстетические отношения, • эстетическое сознание, • эстетическая деятельность, • эстетические качества (свойства), • эстетическое поведение, • эстетические принципы и нормы, • эстетические ценности и оценки.
Перечисленные элементы не являются механическими винтиками системы эстетической культуры человека. Они характеризуют ее с точки зрения различных оснований: функциональных, регулятивных, нормативно-ценностных и др. Большие возможности в изучении эстетической культуры личности в педагогическом плане открывает эстетико-поведенческий элемент культуры в таких сферах жизнедеятельности человека, как труд, быт, отношение к природе, эстетика общения, культура речи, физическое воспитание, искусство. Именно они предопределяют эс-тетико-воспитательные усилия педагога и самосовершенствование личности. В системе эстетического воспитания и самовоспитания сферы целостной культуры человека можно рассматривать в терминах эстетических факторов или средств эстетического воспитания в том случае, если они включены в педагогический процесс. Многообразие чувственно эстетических свойств человека способна воспитать природа. Это один из самых древних воспитателей человечества. Будучи хронологически первой ступенью в генезисе человеческого бытия, она укоренена в биофизиологических и психопозитивных свойствах человека. Культура и социальная эволюция Homo sapiens, осуществляемая почти три миллиона лет, не внесла в человеческий вид сколько-нибудь значительных биологических изменений. Одновременно даже на самых высоких ступенях развития цивилизации человек не утратил связи с природой. Будучи не только частью, а особой культурной частью природы, человек познает ее тайны, преобразует ее, вбирает ее в себя, украшает и одухотворяет ее своим присутствием. Люди могут и противостоять природе, разрушать и уничтожать то, над чем неорганическая и биологическая формы материи трудились миллиарды лет. Человеческое, гуманное, духовно-созидательное отношение к природе составляет важнейший момент обшей и эстетической культур человека. В наши дни проблема «человек и природа» обрела особый статус и остроту и осознается человечеством как глобальная проблема наших дней. Еще в 1866 г. Эрнест Генкель ввел в науку термин экология и считал, что предметом ее исследования должна быть связь живых существ со средой. В современной науке экология не ограничивается биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую, даже музыкальную экологию, которые вместе с экологией природных систем призваны обеспечить равновесно-динамическое состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества. Экологическая и эстетическая культуры едины. Быть влюбленным в красоту цветов и лугов, лесов и полей, неба и птиц, рыб и животных - это значит уметь защитить их, исключить их исчезновение, вымирание, уничтожение. Красная книга Международного союза охраны природы предупреждает, что 236 видам млекопитающих и 287 видам птиц грозит полное исчезновение. Как бы ни казались прекрасны в руках вашей возлюбленной ландыши, фиалки, подснежники, дикие тюльпаны, зная о том, что они находятся на грани полного уничтожения, вы предпочтете садовые цветы и тем самым не совершите преступления против природы. С малых лет важно формировать высокую культуру общения человека с природой, вырабатывать охранительное, гуманное, а значит, и эстетическое отношение к ней. Антуан де Сент-Экзюпе-ри в «Маленьком принце» писал: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». В каждом ребенке не только в сказке, а на настоящей планете Земля важно сформировать разумное, бережное, ответственное отношение к нашей планете. Начала такого отношения связаны с чувством красоты и с эстетической культурой человека. Знание и опыт появляются позднее. В ребенке природа формирует привязанность, любовь, чувство и ощущение красоты. Человеку нужна природа не только как среда для биологического обитания, но как духовное богатство, питающее его жизнь эстетическим мироощущением, эстетическими эмоциями и силами. Большая планета начинается для ребенка с земли, где он родился и вырос. Зеленая трава и птицы во дворе дома, ручей и луга рядом с дачей, лес и дорога, извивающаяся во ржи, - все это чудеса из чудес. Они могут и должны восприниматься сызмальства как явления глубоко эстетические. Важно заронить зерно духовно-поэтического чувства в общении с природой у малыша. Тогда он будет способен к ее очеловечиванию, поэтизации. Духовное переживание, связанное с природой, неотделимо не только от экологической, нравственной, патриотической, эстетической культуры человека. Проявляясь в любви к красоте родных мест, оно устремлено в будущее, в заботу о стране, ее потомках, а также связано с сохранением памяти о прошлом. Природа - история - Отечество - малая родина - это едино в человеческих чувствах и представлениях. При этом красота выступает как тонко ощущаемое реальное, поэтическое и духовное воздействие в отношении человека ко всем этим ипостасям бытия. В условиях урбанизированного мира и «асфальтовой культуры» (А. Тойнби) природа отдаляется от человека. Ее чарующую силу мы ощущаем, лишь создавая специальные условия на отдыхе, в спорте, искусстве. Это может породить как пассивно-равнодушное и безразличное отношение к ней, так и особую тягу, ностальгическое чувство тоски по природе. Интересно, что пейзаж как самостоятельный вид живописи возникает в XVII в., в период бурного развития городской культуры. М.М. Пришвин писал, что город заражает, аккумулирует чувство природы. Действительно, сегодня все чаще в городских квартирах проживают не только кошки, собаки и птицы, а крокодилы, выдры, змеи, лисы и волки. Разумеется, все это, так же как телепередачи «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», не вернут человека в лоно природы и не сделают его, согласно идеям Руссо, счастливее. Но речь идет о том, насколько важно детям и взрослым открыть в себе, для себя, других людей, для общества чувство красоты природы, потребность в наслаждении этой красотой. В непосредственном созерцании одного-единственного цветка можно ощутить ритм, гармонию, цветовое богатство. Всматриваться и увидеть, вслушиваться и услышать! Не навязывать, не заставлять, не восклицать, а помочь ребенку приблизить то мгновение, когда в душе произойдет встреча природы и стремящихся к ней чувств. Поэзия, радость, благоговение перед красивым силуэтом, изгибом линии, цветом и сочетанием цветов, далями и горизонтами постепенно формируют целостное представление о природной красоте. Эстетически культурный человек восхищается не только конкретными красивыми растениями, рыбами, животными. Он чувствует и понимает, что природа прекрасна своей организованностью, гармонией, целесообразностью, многообразием форм, способностью к удивительным формообразованиям и творчеству. Открытие красоты природы человеком должно быть изначально связано с эстетическим созерцанием и поведением человека. Созерцать эстетически - это значит прежде всего охранять. Леонид Леонов писал:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти... не тронув их, не задев».
Эта же мысль прекрасно выражена в стихотворении американского поэта Джеймса Форбса «Добрые слова»:
Сегодня мне жена сказала В самом деле добрые слова. Они звучали так: «Я рада, что замужем за человеком, Который Может остановиться среди дороги И подобрать Змею, лягушку или черепаху, Чтоб их не переехало машиной».
Литература, поэзия, живопись действительно являются универсальной школой воспитания эстетического отношения к природе. Произведения искусства в глубоком единстве эмоционального и интеллектуального, без назидания и воспитательного высокомерия открывают нам книгу природы, являют тонкие грани непосредственного переживания художественных образов природы. В детстве мы с упоением читали рассказы В. Бианки, К. Аксенова, К. Паустовского, М. Пришвина, в юности - стихи А. Пушкина, А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева, С. Есенина, позднее - философские новеллы и романы Ч. Айтматова, Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина. В живописи Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, в музыке П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова мы ощущаем и переживаем дар эстетического отношения к природе. Любовь, восторг и забота о природе непременно связаны с эстетической культурой человека. Подобно тому как Афродита проливает красоту на Одиссея, природа проливает красоту на человека, но одновременно она требует свою меру заботы и культуры отношения к себе. Эстетическая культура в сфере труда особенно значима, если учесть, что именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. Труд выступает одновременно сферой проявления эстетической культуры человека, а также средством и фактором ее возвышения и развития. Творчески-созидательная роль труда в воспитании эстетической культуры личности весьма значима: • с трудом человек связан повседневно на протяжении всей своей жизни - от элементарных форм самообслуживания до сложнейших видов духовно-практической деятельности; • эстетическая сущность и воздействия труда связаны с переживанием красоты как совершенства, целесообразности, гармонии, меры и других сущностных свойств прекрасного; • в эстетическом отношении к труду преодолевается вековой конфликт необходимости и свободы, красоты и утилитарности, рабства и творчества; • труд является универсальным способом раскрытия и становления всех сущностных сил человека, таких, как сознание, мышление, речь. С трудом связаны многие социальные, нравственные, коммуникативные и другие способности человека. • труд выступает определяющей характеристикой человеческого существования. Однако какой труд и как влияет на эстетическую культуру личности? Радостный, созидательный, творческий, достойно вознаграждаемый труд будет способствовать не только успешному освоению природного и социального мира, но и целостному развитию самого человека. В сфере такого труда происходит эстетическое развитие чувств, мышления, речи, тела. В механическом, несвободном, изнурительно-продолжительном, низко вознаграждаемом труде невозможны развитие духовно-эстетических потенций, осуществление достойных социальных целей и реализация волевых эстетических установок. Субъект труда здесь не формируется как субъект эстетической культуры. Именно в труде сформировалось «богатство субъективной человеческой чувственности» (К. Маркс). Человек еще в древности постепенно сделал достоянием своего сознания такие объективные свойства предметов и явлений, как ритм, пропорция, симметрия, соразмерность. В отличие от животного, которое взаимодействует со средой по биологическим меркам собственного тела, человек в процессе труда стал взаимодействовать с миром соответственно мерке предмета, его материала, формы и собственным целям, которые не были даны ему только на генетическом уровне, а задавались средой и социумом. Иначе говоря, именно благодаря труду человек научился взаимодействовать с миром «универсально или по законам красоты» (К. Маркс). Творчески вариативное наблюдение и воображение, как правило, связаны с высоким эмоциональным напряжением. Объект труда был предметом не только познания, преобразования, но и переживания. В нем открылись стороны эмоционально-ассоциативного содержания, а не только физические, химические и другие свойства. Установка на наблюдение, воображение, переживание в процессах труда способствовала осознанию выразительности и эстетических свойств предмета: дерева, камня, металла. Выполняя свой замысел с учетом эстетических свойств материала, человек переживал в труде сложные положительные эмоции. Они становились новым духовным стимулом деятельности. Происходящая в течение веков гармонизация человека и среды, осознание и переживание мира в себе и себя в мире способствовали формированию эстетического отношения человека к труду, его эстетической культуры в сфере труда. Напротив, труд, не приносящий радости и духовного наслаждения, механический, безличный, отчужденный, культивирует утилитарно-обыденное, потребительское, недостойное отношение к нему человека. Такова зависимость отношений между процессами человеческого труда и эстетическим развитием личности. В эстетике выделились такие дисциплины, как техническая эстетика, промышленная эстетика, теория художественного конструирования. Изучались возможности эстетизации производства от цвета панелей в помещении до делового общения. Однако смысловым центром всех производственных процессов выступает человек: развитие и реализация всех его дарований, сил и способностей. Необходимо раскрыть красоту труда, помочь человеку осознать ее. Особенно важно это сделать в детстве, так как чувство радости и красоты, ощущение эстетических качеств труда могут способствовать преодолению его необходимости и сложности. В.А. Сухомлин-ский считал, что трудовое воспитание - это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Ощущение красоты труда - важнейшее качество личности, критерий качества труда и его совершенства. Аксиомой многих гуманистических теорий воспитания является положение о том, что труд - главное в формировании личности. К.Ф. Ушинский писал, что, желая счастья человеку, мы должны воспитывать его не для счастья, а «приготовлять к труду жизни». Духовные силы труда могут сделать человека счастливым, нравственным и красивым. Труд- это духовная, волевая, целеустремленная деятельность, связанная с творчеством, человеческим добром, красотой. В воспитательном плане важен принцип необходимости труда, так как моральные и эстетические стимулы могут не совпадать. Учеба в школе для ребенка - сложный многогранный процесс труда. Учителя стремятся на всех уроках внести в этот труд положительные эмоции, элементы игры. Однако опасна такая ситуация, когда вся учеба превращается в сплошную безответственную игру и удовольствие, где нет напряженного труда интеллекта, воли. Нельзя воспитать трудолюбие только на эмоциях и радостях игры. Элементы необходимости, долженствования в труде взаимно связаны с учебой, с жизнью ребенка в семье и т. д. В эстетическом воспитании ребенка используют различные виды труда. Ручной труд позволяет освоить эстетические качества различных материалов, развить чувство линии, ритма, пространства, выработать навыки быстрых, точных движений, координации. В ручном труде осознаются экономность, целесообразность, разумность действий, эстетически переживается радость не только творчества рук, но и интеллекта. Компьютерная грамотность помогает удовлетворить интеллектуальные видео-, аудио-, фоноигровые потребности детей. В ручных и технически современных видах труда человек по-разному переживает нравственный смысл своей деятельности и ее результатов, красоту процесса и человеческих отношений. Мера одухотворенности труда, его связи с интеллектом, качество физической, умственной и художественной деятельности создают основы эстетической культуры труда. Труд может быть для человека чуждой, изматывающей, грубой силой, а может быть великой радостью жизни. Разнообразные стороны человеческого труда раскрывают литература и искусство. Труд композитора и пахаря, художника и грузчика, балерины и прачки передают произведения искусства и порождают мысль о тяжелейшем его напряжении и духовной радости. Сферой проявления эстетической культуры человека служат быт и окружающая предметная среда. В самом общем виде быт можно определить как повседневную жизнь. В философском словаре можно прочитать более строгое определение: «Быт - сфера внепроизводственной, социальной жизни, включающей как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, общения, отдыха, развлечений». Безусловно, быт, являясь как бы тылом общественной жизни каждого человека, оказывает огромное влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение человека. Структуру быта рассматривают с разных точек зрения: • общественный, городской, семейный, индивидуальный; • материальный, духовный; • бытовой труд и досуг; • семья, друзья, молодежные группы; • традиции, обычаи, обряды.
В сфере быта проходит большая часть жизни человека. Причем это та часть жизни, которая связана с самоиндивидуализацией и свободным времяпрепровождением человека. Мера свободы здесь значительно больше, чем на производстве. Отсюда достаточно сильное и устойчивое влияние быта на сознание и жизнь людей. Быт не столько влияет на мировоззрение личности, ее убеждения, взгляды, идеи, сколько на мироощущение: настроения, эмоции, вкус. Эстетическая культура или мера развития этого социально-психологического уровня жизни становится первообра-зующим и основным фактором формирования сознания ребенка на начальном этапе его жизни. На человека значительно влияет предметная обстановка, окружающая его в повседневной жизни. Человек, повелевающий миром вещей, или «второй природой», попадает в ее многослойную сферу. Самый близкий к человеку «футляр» - одежда и разнообразные украшения; в следующем пространстве - бытовая утварь: посуда, все домашние принадлежности (от зубной щетки до компьютеров); далее - мебель, архитектура, интерьер, экстерьер улицы, площади города, автомобили, поезда, самолеты, корабли. Все это не просто предметы и реалии жизни, через них проявляются качества либо гуманные, человеческие, вызывающие положительные эмоции, либо уродливые, несоразмерные человеку и вызывающие дискомфортные, опасные, враждебные чувства и состояния. Эстетическая культура отношения человека к вещам всегда определялась не их денежной стоимостью, престижностью, полезностью. Эстетическая ценность связывается с удобством, рациональностью, красотой, символической памятью. За каждой вещью стоят человеческий труд, умения, разум, творчество, оригинальность. Эстетическое отношение к вещам - это свободное, ценностное отношение к человеческому труду, способностям человека и плодам его творчества. Духовное, эстетическое воздействие вещей не сводится только к способности радовать глаз. Вещи одухотворяют среду и создают особый психологический климат. В нем легко и радостно заниматься своими делами. Подобно архитектуре зданий, вещи быта способны вызвать у человека разные чувства - от торжественности, значительности, приподнятости до интимности, лиричности и веселья. Предметы создают образ и детали того или иного жизненного процесса. Они вызывают у людей определенные эмоции. Человек, в зависимости от формы, силуэта, цвета, личных воспоминаний, награждает вещи личностным смыслом, значением, ценностью. Об особой любви, почитании и ироническом удовольствии говорит А.П. Чехов устами Гаева в «Вишневом саде»: «Да... Это вещь... Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». Вещи способны оказывать сложные опосредованные воздействия на людей, в том числе и на их художественное сознание. Вот как пишет о связях стакана и ложки с живописью и скульптурой В.В. Стасов: «Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающую нас жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительны, будут и интересны по мысли и форме и архитектура, и живопись, и скульптура». Когда человек с детства окружен красивой обстановкой, а вещи вокруг обладают эстетическими достоинствами (не обязательно дорогие и экстравагантные), тогда он приобщается к культуре переживания, отношения, памяти к вещам, а также к культуре отношения к труду, их создавшему. Постепенно формируются гармонические отношения между человеком и миром вещей. Эта гармония и является важным признаком эстетической культуры быта. Спортивная деятельность как сфера эстетической культуры человека и одновременно средство его эстетического воспитания, обладает, особенно для молодых людей, большой эстетической привлекательностью. Отсутствие физической культуры и спорта в системе эстетической культуры человека нарушает гармонию его телесного и духовного развития. Еще древние греки связывали спорт не только со здоровьем и силой, но и с нравственным, эстетическим развитием личности. Сегодня спорт также служит важной средой оптимально комфортного существования человека в условиях высоких цивилиза-ционных перегрузок урбанизированно-техницистсткого общества. Спорт сохраняет физическое и психическое здоровье человека, способствует длительному творческому долголетию, поскольку обладает яркой компенсаторной функцией. Физическая культура снимает нервное напряжение, развивает двигательные умения и навыки, пластическую свободу, преодолевая гиподинамию, недостаток движений и ос-лабленность мышечных нагрузок в жизни современного человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|