Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






21 страница. Исследования эстетической культуры личности показывают, что она не является рядоположенной по отношению к дру­гим видам личностной культуры




Исследования эстетической культуры личности показывают, что она не является рядоположенной по отношению к дру­гим видам личностной культуры. Она не имеет самостоятельной ло­кализации в культуре общества, поскольку носителями эстетическо­го отношения являются продукты и процессы всей деятельности человека как в материальной, так и в духовной культуре. Эстетичес­кая культура личности может проявляться, например, в конструиро­вании машины, научной теории, написании симфонии и картины, в поступках, речи, вообще в любой работе.

 

• Понятие эстетическая культура личности фиксирует опреде­ленный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслажде­нием, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности, предопределяя их эстетическую мотивацию и гуманистическое со­держание.

Эстетическая культура личности относится к любым видам де­ятельности человека. Мерой ее выражения могут быть слово и жест, математическая формула и исторический трактат, трудовые операции и воинские действия. Все это может быть способом выра­жения и мерой эстетической культуры личности.

Следует отметить близость, но не тождественность феноменов личностной эстетической и художественной культуры.

 

• Художественная культура личности - это особая область лич­ностной культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства и связанных с искусством форм деятельности, таких, как художественное творчество, художественное восприятие, исполни­тельство и др. Каждое произведение искусства является удивитель­ным феноменом в культурно-историческом поле людей.

Специфическая чувственно-конкретная информация, созданная по законам художественной формы, способна оказывать глубокое ху­дожественно-творческое воздействие на людей. Однако вступление в художественный диалог предполагает развитие таких элементов ху­дожественной культуры личности, как художественное образование, обучение, воспитание, практическая художественная деятельность.

Приведенное понимание эстетической культуры личности поз­воляет приблизиться к осознанию ее роли и места в человеческой жизни. Если мир есть совокупная реальность, вся действительность (природная, социальная, индивидуальная) как целое и целостность в ее прошедшем, настоящем, будущем, то бытие отдельного челове­ка и человечества в мире специфично и уникально. С эстетической точки зрения важно ответить не столько на вопрос о бытие человека в мире, сколько на вопрос о том, как именно человек существует.

Каким бы специфичным ни был человеческий мир, природные предпосылки существования тела первичны, в соответствии с зако­нами жизни, целями природы, ступенями рождения, развития и ги­бели организмов. Также необходима ориентация на удовлетворение фундаментальных биологических потребностей человека. Без этого невозможны человеческая жизнь и человеческий мир. Однако обес­печить жизнь человеческого тела - это еще не значит обеспечить жизнь человеческого духа. Религия, мораль, право уже в глубокой древности определили поле потребностей человека. Ученые нашли связь между телом человека и его страстями, переживаниями, пси­хическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками или тем, что именуется душой, а в науке - психикой. Не только мысли, но и эмоции были признаны важнейшей частью целостного бытия человеческого мира.

Особенность человеческого существования состоит в возникно­вении уникальной для живой природы творчески-гедонистической детерминации бытия человека в мире.

Каковы же место и значение эстетического бытия человека, его эстетической культуры в целостном единстве бытия? Ответ на этот вопрос предполагает обращение к вопросам генезиса челове­ческого сознания.

Современная наука рассматривает человеческое состояние как уникальную ступень в эволюции типов жизни на планете. Глубины понимания человеческой индивидуальности и горизонты самоин­дивидуализирующего развития связаны с творческим воображени­ем и способностями человека. Именно творческое воображение как бы озвучивает специфически индивидуальные элементы мышления и жизни. Креативный тип мышления связан с новой формой вооб­ражения, присущей лишь человеку с творческим воображением. Не всякое воображение является творческим. Эта радикально новая способность, связанная с началами универсальности и красоты, свойственная только человеку, стала новым фактором его индиви­дуализации. Творческое воображение и эстетическая изобретатель­ность, подающие мозгу сигнал радости и наслаждения, имели ре­шающее значение среди способностей человека и вели к самоиндивидуализации жизни. Современные данные в области социобиологии, психогенетики, антропологии позволяют сделать предположение о том, что материнским лоном для человеческого состояния жизни были креативно-гедонистические процессы со­знания формирующегося человека.

Именно творческий акт выражает универсальную человечес­кую меру и культурную человеческую прерогативу. Именно творче­ская составляющая человеческого существа позволяет ему развер­нуть весь аппарат мышления, чувственности, деятельности. Благодаря эстетическому творчеству человек способен расширить горизонты реальности и реориентации.

Три фактора выступают в уникальном единстве и определяют содержание творческого акта: эстетическое, интеллектуальное и нравственное чувства. Эта триада красоты, добра и разума как факторов творчества была выявлена еще теорией воспитательного этоса в античности. Но в феноменологии жизни предполагается не­обычайно интересная в педагогическом плане их иерархия.

Функция поэтико-эстетического чувства

в актах человеческого творческого состояния справедливо рассмат­ривается как первообразующая. Выход за природные возможности жизни, за пределы сущего был возможен благодаря эстетическому чувству человека. Эмоции, чувства, состояния удовольствия, духов­ного наслаждения расширяют специфически человеческое значе­ние жизни и поднимают ее с животной ступени существования на подлинно человеческую. Радость бытия, ощущение свободы и игры природных сил человека, любование и созидание красоты - это тот необходимый колорит жизни ребенка, без которого не рождается творчество, а следовательно, и подлинно человеческое состояние.

фактор интеллектуального чувства в твор­ческом акте - основа для изобретения совершенно новых проекций человеческого состояния и жизни. Человек вынужден погружаться в банальную игру жизни. Интеллект позволяет измерять, оцени­вать, трансформировать содержание и правила игры посредством опыта и знания. Через интеллект человек выходит на идею двой­ной - внутренней и внешней - центрации жизни.

Моральное чувство вносит новую систему оценок оп­ределяющуюся интересами выживания «Ego» в творческий акт. Сбалансированность с интересами и субъективностью другого, благожелательное отношение к другому способствуют произраста­нию в человеке добра.

Все три фактора в единстве создают новую творческую основу, новый эстетико-креативный тип человеческого мышления.

Изначальные способности человеческого сознания изобре­тать, планировать, оценивать, принимать решения в творческих актах и проявлениях соотносились с ценностями творческого во­ображения и эстетического переживания. Отсюда творческий по­тенциал человеческого мира и самой человеческой жизни изна­чально окрашен эстетическим чувством. В своих истоках подлинно человеческое состояние эстетично, ибо эстетична сама жизнь. Здесь невольно вспоминается миф о греческом певце и музыканте Орфее, который сидел на опушке леса и играл пре­красные мелодии. В ответ на сладостное пение из леса пришли звери и окружили певца. Они долго-долго слушали Орфея, так долго, что им не захотелось больше возвращаться в лес. Посте­пенно сила музыки и красоты превратила их людей. В широком философском плане становится ясной мысль о вплетенности эс­тетической культуры личности в общий контекст понимания кра­соты космоса, природы, общества и человека.

В свете современных данных эвристики (теории творчества) трудно оспорить укорененность эстетической культуры человека в творческих потенциях самой жизни. Таким образом, простран­ство человеческого мира предполагает интервал личностной и ху­дожественной культур. Он может иметь узкое или широкое рас­положение, быть диссонирующим или консонирующим, но его наличие предопределяет микромир индивидуализированного ду­ховного творческого бытия.

• Эстетическая культура общества и эстетическая культура лично­сти (вторая как отражение, способ существования и развития пер­вой) представляют собой сложнейшее образование, в котором мож­но выделить следующие основные элементы:

• эстетические отношения,

• эстетическое сознание,

• эстетическая деятельность,

• эстетические качества (свойства),

• эстетическое поведение,

• эстетические принципы и нормы,

• эстетические ценности и оценки.

 

Перечисленные элементы не являются механическими винтика­ми системы эстетической культуры человека. Они характеризуют ее с точки зрения различных оснований: функциональных, регулятив­ных, нормативно-ценностных и др.

Большие возможности в изучении эстетической культуры лично­сти в педагогическом плане открывает эстетико-поведенческий эле­мент культуры в таких сферах жизнедеятельности человека, как труд, быт, отношение к природе, эстетика общения, культура речи, физическое воспитание, искусство. Именно они предопределяют эс-тетико-воспитательные усилия педагога и самосовершенствование личности. В системе эстетического воспитания и самовоспитания сферы целостной культуры человека можно рассматривать в терми­нах эстетических факторов или средств эстетического воспитания в том случае, если они включены в педагогический процесс.

Многообразие чувственно эстетических свойств человека спо­собна воспитать природа. Это один из самых древних вос­питателей человечества. Будучи хронологически первой ступенью в генезисе человеческого бытия, она укоренена в биофизиологиче­ских и психопозитивных свойствах человека. Культура и социаль­ная эволюция Homo sapiens, осуществляемая почти три миллиона лет, не внесла в человеческий вид сколько-нибудь значительных биологических изменений. Одновременно даже на самых высоких ступенях развития цивилизации человек не утратил связи с приро­дой. Будучи не только частью, а особой культурной частью приро­ды, человек познает ее тайны, преобразует ее, вбирает ее в себя, украшает и одухотворяет ее своим присутствием. Люди могут и противостоять природе, разрушать и уничтожать то, над чем не­органическая и биологическая формы материи трудились миллиар­ды лет. Человеческое, гуманное, духовно-созидательное отношение к природе составляет важнейший момент обшей и эстетической культур человека. В наши дни проблема «человек и природа» обре­ла особый статус и остроту и осознается человечеством как гло­бальная проблема наших дней.

Еще в 1866 г. Эрнест Генкель ввел в науку термин эколо­гия и считал, что предметом ее исследования должна быть связь живых существ со средой. В современной науке экология не огра­ничивается биологическими рамками. Выделяют социальную, тех­ническую, медицинскую, даже музыкальную экологию, которые вместе с экологией природных систем призваны обеспечить равно­весно-динамическое состояние природы, а также оптимальное вза­имодействие природы и общества. Экологическая и эстетическая культуры едины. Быть влюбленным в красоту цветов и лугов, лесов и полей, неба и птиц, рыб и животных - это значит уметь защитить их, исключить их исчезновение, вымирание, уничтожение. Красная книга Международного союза охраны природы предупреждает, что 236 видам млекопитающих и 287 видам птиц грозит полное исчез­новение. Как бы ни казались прекрасны в руках вашей возлюблен­ной ландыши, фиалки, подснежники, дикие тюльпаны, зная о том, что они находятся на грани полного уничтожения, вы предпочтете садовые цветы и тем самым не совершите преступления против природы. С малых лет важно формировать высокую культуру обще­ния человека с природой, вырабатывать охранительное, гуманное, а значит, и эстетическое отношение к ней. Антуан де Сент-Экзюпе-ри в «Маленьком принце» писал: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». В каждом ребенке не только в сказке, а на настоящей планете Земля важно сформировать разум­ное, бережное, ответственное отношение к нашей планете. Начала такого отношения связаны с чувством красоты и с эстетической культурой человека. Знание и опыт появляются позднее. В ребенке природа формирует привязанность, любовь, чувство и ощущение красоты. Человеку нужна природа не только как среда для биологи­ческого обитания, но как духовное богатство, питающее его жизнь эстетическим мироощущением, эстетическими эмоциями и сила­ми. Большая планета начинается для ребенка с земли, где он родил­ся и вырос. Зеленая трава и птицы во дворе дома, ручей и луга ря­дом с дачей, лес и дорога, извивающаяся во ржи, - все это чудеса из чудес. Они могут и должны восприниматься сызмальства как явле­ния глубоко эстетические. Важно заронить зерно духовно-поэтиче­ского чувства в общении с природой у малыша. Тогда он будет спо­собен к ее очеловечиванию, поэтизации.

Духовное переживание, связанное с природой, неотделимо не только от экологической, нравственной, патриотической, эстетичес­кой культуры человека. Проявляясь в любви к красоте родных мест, оно устремлено в будущее, в заботу о стране, ее потомках, а также связано с сохранением памяти о прошлом. Природа - исто­рия - Отечество - малая родина - это едино в человеческих чувст­вах и представлениях. При этом красота выступает как тонко ощу­щаемое реальное, поэтическое и духовное воздействие в отношении человека ко всем этим ипостасям бытия.

В условиях урбанизированного мира и «асфальтовой культу­ры» (А. Тойнби) природа отдаляется от человека. Ее чарующую силу мы ощущаем, лишь создавая специальные условия на отды­хе, в спорте, искусстве. Это может породить как пассивно-равно­душное и безразличное отношение к ней, так и особую тягу, нос­тальгическое чувство тоски по природе. Интересно, что пейзаж как самостоятельный вид живописи возникает в XVII в., в период бурного развития городской культуры. М.М. Пришвин писал, что город заражает, аккумулирует чувство природы. Действительно, сегодня все чаще в городских квартирах проживают не только кошки, собаки и птицы, а крокодилы, выдры, змеи, лисы и волки. Разумеется, все это, так же как телепередачи «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», не вернут человека в лоно природы и не сделают его, согласно идеям Руссо, счастливее. Но речь идет о том, насколько важно детям и взрослым открыть в себе, для себя, других людей, для общества чувство красоты природы, потреб­ность в наслаждении этой красотой.

В непосредственном созерцании одного-единственного цветка можно ощутить ритм, гармонию, цветовое богатство. Всматривать­ся и увидеть, вслушиваться и услышать! Не навязывать, не застав­лять, не восклицать, а помочь ребенку приблизить то мгновение, когда в душе произойдет встреча природы и стремящихся к ней чувств. Поэзия, радость, благоговение перед красивым силуэтом, изгибом линии, цветом и сочетанием цветов, далями и горизонта­ми постепенно формируют целостное представление о природной красоте. Эстетически культурный человек восхищается не только конкретными красивыми растениями, рыбами, животными. Он чувствует и понимает, что природа прекрасна своей организован­ностью, гармонией, целесообразностью, многообразием форм, способностью к удивительным формообразованиям и творчеству.

Открытие красоты природы человеком должно быть изна­чально связано с эстетическим созерцанием и поведением чело­века. Созерцать эстетически - это значит прежде всего охранять. Леонид Леонов писал:

 

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сде­лать им добро хотя бы тем, чтобы пройти... не тронув их, не задев».

 

 

Эта же мысль прекрасно выражена в стихотворении американ­ского поэта Джеймса Форбса «Добрые слова»:

 

Сегодня мне жена сказала В самом деле добрые слова. Они звучали так:

«Я рада, что замужем за человеком, Который

Может остановиться среди дороги И подобрать

Змею, лягушку или черепаху, Чтоб их не переехало машиной».

 

 

Литература, поэзия, живопись действительно являются универ­сальной школой воспитания эстетического отношения к природе. Произведения искусства в глубоком единстве эмоционального и интеллектуального, без назидания и воспитательного высокоме­рия открывают нам книгу природы, являют тонкие грани непосред­ственного переживания художественных образов природы. В дет­стве мы с упоением читали рассказы В. Бианки, К. Аксенова,

К. Паустовского, М. Пришвина, в юности - стихи А. Пушкина, А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева, С. Есенина, позднее - фило­софские новеллы и романы Ч. Айтматова, Л. Леонова, В. Астафь­ева, В. Распутина. В живописи Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, в музыке П. Чайковского, С. Рахмани­нова, Г. Свиридова мы ощущаем и переживаем дар эстетического отношения к природе.

Любовь, восторг и забота о природе непременно связаны с эсте­тической культурой человека. Подобно тому как Афродита проли­вает красоту на Одиссея, природа проливает красоту на человека, но одновременно она требует свою меру заботы и культуры отно­шения к себе.

Эстетическая культура в сфере труда особенно значима, если учесть, что именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. Труд выступает одновременно сферой проявления эстетической культу­ры человека, а также средством и фактором ее возвышения и разви­тия. Творчески-созидательная роль труда в воспитании эстетичес­кой культуры личности весьма значима:

• с трудом человек связан повседневно на протяжении всей своей жизни - от элементарных форм самооб­служивания до сложнейших видов духовно-практиче­ской деятельности;

• эстетическая сущность и воздействия труда связаны с переживанием красоты как совершенства, целесооб­разности, гармонии, меры и других сущностных свойств прекрасного;

• в эстетическом отношении к труду преодолевается вековой конфликт необходимости и свободы, красоты и утилитарности, рабства и творчества;

• труд является универсальным способом раскрытия и становления всех сущностных сил человека, таких, как сознание, мышление, речь. С трудом связаны мно­гие социальные, нравственные, коммуникативные и другие способности человека.

• труд выступает определяющей характеристикой чело­веческого существования.

Однако какой труд и как влияет на эстетическую культуру лич­ности? Радостный, созидательный, творческий, достойно вознаг­раждаемый труд будет способствовать не только успешному осво­ению природного и социального мира, но и целостному развитию самого человека. В сфере такого труда происходит эстетическое развитие чувств, мышления, речи, тела. В механическом, несво­бодном, изнурительно-продолжительном, низко вознаграждаемом труде невозможны развитие духовно-эстетических потенций, осу­ществление достойных социальных целей и реализация волевых эстетических установок. Субъект труда здесь не формируется как субъект эстетической культуры.

Именно в труде сформировалось «богатство субъективной че­ловеческой чувственности» (К. Маркс). Человек еще в древности постепенно сделал достоянием своего сознания такие объектив­ные свойства предметов и явлений, как ритм, пропорция, симмет­рия, соразмерность. В отличие от животного, которое взаимодей­ствует со средой по биологическим меркам собственного тела, человек в процессе труда стал взаимодействовать с миром соот­ветственно мерке предмета, его материала, формы и собственным целям, которые не были даны ему только на генетическом уровне, а задавались средой и социумом. Иначе говоря, именно благодаря труду человек научился взаимодействовать с миром «универсаль­но или по законам красоты» (К. Маркс). Творчески вариативное наблюдение и воображение, как правило, связаны с высоким эмо­циональным напряжением. Объект труда был предметом не толь­ко познания, преобразования, но и переживания. В нем открылись стороны эмоционально-ассоциативного содержания, а не только физические, химические и другие свойства. Установка на наблю­дение, воображение, переживание в процессах труда способство­вала осознанию выразительности и эстетических свойств предме­та: дерева, камня, металла. Выполняя свой замысел с учетом эстетических свойств материала, человек переживал в труде слож­ные положительные эмоции. Они становились новым духовным стимулом деятельности. Происходящая в течение веков гармони­зация человека и среды, осознание и переживание мира в себе и себя в мире способствовали формированию эстетического отно­шения человека к труду, его эстетической культуры в сфере труда. Напротив, труд, не приносящий радости и духовного наслажде­ния, механический, безличный, отчужденный, культивирует ути­литарно-обыденное, потребительское, недостойное отношение к нему человека. Такова зависимость отношений между процесса­ми человеческого труда и эстетическим развитием личности.

В эстетике выделились такие дисциплины, как техническая эсте­тика, промышленная эстетика, теория художественного конструиро­вания. Изучались возможности эстетизации производства от цвета панелей в помещении до делового общения. Однако смысловым центром всех производственных процессов выступает человек: раз­витие и реализация всех его дарований, сил и способностей. Необ­ходимо раскрыть красоту труда, помочь человеку осознать ее. Осо­бенно важно это сделать в детстве, так как чувство радости и красоты, ощущение эстетических качеств труда могут способство­вать преодолению его необходимости и сложности. В.А. Сухомлин-ский считал, что трудовое воспитание - это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Ощущение красоты труда - важнейшее качество личности, критерий качества труда и его совершенства.

Аксиомой многих гуманистических теорий воспитания являет­ся положение о том, что труд - главное в формировании личности. К.Ф. Ушинский писал, что, желая счастья человеку, мы должны воспитывать его не для счастья, а «приготовлять к труду жизни». Духовные силы труда могут сделать человека счастливым, нравст­венным и красивым.

Труд- это духовная, волевая, целеустремленная деятель­ность, связанная с творчеством, человеческим добром, красотой.

В воспитательном плане важен принцип необходимости труда, так как моральные и эстетические стимулы могут не совпадать. Уче­ба в школе для ребенка - сложный многогранный процесс труда. Учителя стремятся на всех уроках внести в этот труд положительные эмоции, элементы игры. Однако опасна такая ситуация, когда вся учеба превращается в сплошную безответственную игру и удоволь­ствие, где нет напряженного труда интеллекта, воли. Нельзя воспи­тать трудолюбие только на эмоциях и радостях игры. Элементы не­обходимости, долженствования в труде взаимно связаны с учебой, с жизнью ребенка в семье и т. д.

В эстетическом воспитании ребенка используют различные ви­ды труда. Ручной труд позволяет освоить эстетические качества различных материалов, развить чувство линии, ритма, пространст­ва, выработать навыки быстрых, точных движений, координации. В ручном труде осознаются экономность, целесообразность, разум­ность действий, эстетически переживается радость не только твор­чества рук, но и интеллекта. Компьютерная грамотность помогает удовлетворить интеллектуальные видео-, аудио-, фоноигровые по­требности детей. В ручных и технически современных видах труда человек по-разному переживает нравственный смысл своей дея­тельности и ее результатов, красоту процесса и человеческих отно­шений. Мера одухотворенности труда, его связи с интеллектом, ка­чество физической, умственной и художественной деятельности создают основы эстетической культуры труда.

Труд может быть для человека чуждой, изматывающей, грубой силой, а может быть великой радостью жизни. Разнообразные сто­роны человеческого труда раскрывают литература и искусство. Труд композитора и пахаря, художника и грузчика, балерины и прачки передают произведения искусства и порождают мысль о тяжелейшем его напряжении и духовной радости.

Сферой проявления эстетической культуры человека служат быт и окружающая предметная среда. В самом общем виде быт можно определить как повседневную жизнь. В философском сло­варе можно прочитать более строгое определение: «Быт - сфера внепроизводственной, социальной жизни, включающей как удов­летворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение челове­ком духовных благ, культуры, общения, отдыха, развлечений». Безусловно, быт, являясь как бы тылом общественной жизни каж­дого человека, оказывает огромное влияние на труд, обществен­ную деятельность, настроение и поведение человека. Структуру быта рассматривают с разных точек зрения:

• общественный, городской, семейный, индивидуальный;

• материальный, духовный;

• бытовой труд и досуг;

• семья, друзья, молодежные группы;

• традиции, обычаи, обряды.

 

В сфере быта проходит большая часть жизни человека. Причем это та часть жизни, которая связана с самоиндивидуализацией и сво­бодным времяпрепровождением человека. Мера свободы здесь зна­чительно больше, чем на производстве. Отсюда достаточно сильное и устойчивое влияние быта на сознание и жизнь людей. Быт не столько влияет на мировоззрение личности, ее убежде­ния, взгляды, идеи, сколько на мироощущение: настрое­ния, эмоции, вкус. Эстетическая культура или мера развития этого социально-психологического уровня жизни становится первообра-зующим и основным фактором формирования сознания ребенка на начальном этапе его жизни. На человека значительно влияет пред­метная обстановка, окружающая его в повседневной жизни.

Человек, повелевающий миром вещей, или «второй приро­дой», попадает в ее многослойную сферу. Самый близкий к чело­веку «футляр» - одежда и разнообразные украшения; в следую­щем пространстве - бытовая утварь: посуда, все домашние принадлежности (от зубной щетки до компьютеров); далее - ме­бель, архитектура, интерьер, экстерьер улицы, площади города, автомобили, поезда, самолеты, корабли. Все это не просто предме­ты и реалии жизни, через них проявляются качества либо гуман­ные, человеческие, вызывающие положительные эмоции, либо уродливые, несоразмерные человеку и вызывающие дискомфорт­ные, опасные, враждебные чувства и состояния.

Эстетическая культура отношения человека к вещам всегда опре­делялась не их денежной стоимостью, престижностью, полезностью. Эстетическая ценность связывается с удобством, рациональностью, красотой, символической памятью. За каждой вещью стоят человече­ский труд, умения, разум, творчество, оригинальность. Эстетическое отношение к вещам - это свободное, ценностное отношение к челове­ческому труду, способностям человека и плодам его творчества.

Духовное, эстетическое воздействие вещей не сводится толь­ко к способности радовать глаз. Вещи одухотворяют среду и со­здают особый психологический климат. В нем легко и радостно заниматься своими делами. Подобно архитектуре зданий, вещи быта способны вызвать у человека разные чувства - от торжест­венности, значительности, приподнятости до интимности, лирич­ности и веселья. Предметы создают образ и детали того или ино­го жизненного процесса. Они вызывают у людей определенные эмоции. Человек, в зависимости от формы, силуэта, цвета, лич­ных воспоминаний, награждает вещи личностным смыслом, зна­чением, ценностью.

Об особой любви, почитании и ироническом удовольствии гово­рит А.П. Чехов устами Гаева в «Вишневом саде»: «Да... Это вещь... Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и вос­питывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».

Вещи способны оказывать сложные опосредованные воздействия на людей, в том числе и на их художественное сознание. Вот как пи­шет о связях стакана и ложки с живописью и скульптурой В.В. Ста­сов: «Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство су­ществует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающую нас жизнь. Народилось на­стоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестни­ца моя изящна, и комната, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительны, будут и инте­ресны по мысли и форме и архитектура, и живопись, и скульптура».

Когда человек с детства окружен красивой обстановкой, а вещи вокруг обладают эстетическими достоинствами (не обязательно до­рогие и экстравагантные), тогда он приобщается к культуре пережи­вания, отношения, памяти к вещам, а также к культуре отношения к труду, их создавшему. Постепенно формируются гармонические отношения между человеком и миром вещей. Эта гармония и явля­ется важным признаком эстетической культуры быта.

Спортивная деятельность как сфера эстетической культуры че­ловека и одновременно средство его эстетического воспитания, обла­дает, особенно для молодых людей, большой эстетической привлека­тельностью. Отсутствие физической культуры и спорта в системе эстетической культуры человека нарушает гармонию его телесного и духовного развития. Еще древние греки связывали спорт не только со здоровьем и силой, но и с нравственным, эстетическим развитием личности. Сегодня спорт также служит важной средой оптимально комфортного существования человека в условиях высоких цивилиза-ционных перегрузок урбанизированно-техницистсткого общества. Спорт сохраняет физическое и психическое здоровье человека, спо­собствует длительному творческому долголетию, поскольку обладает яркой компенсаторной функцией. Физическая культура снимает нерв­ное напряжение, развивает двигательные умения и навыки, пластиче­скую свободу, преодолевая гиподинамию, недостаток движений и ос-лабленность мышечных нагрузок в жизни современного человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных