Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Стадии и уровни развития психики и поведения животных. (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и
(А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри).
Стадии и уровни психического
отражения, его характеристика
| Особенности поведения,
связанные с данной стадией
и уровнем
| Виды живых существ,
достигших этого
уровня развития
| I. Стадия элементарной
сенсорной психики.
|
|
| 1. Низший уровень.
Развитая раздражимость.
Примитивные элементы
чувствительности
| 1. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения.
Элементарные формы движений.
Слабая пластичность поведения.
Несформированная способность реагировать на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая,
целенаправленная двигательная активность.
| 1. Простейшие.
Многие низшие мно-
гоклеточные, живу-
щие в водной среде.
| 2. Высший уровень. Наличие
ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.
| 2. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей.
Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
| 2. Высшие (кольча-
тые) черви, брю-
хоногие моллюски
(улитки), некото-
рые другие
беспозвоночные.
| II. Стадия перцептивной (воспринимающей) психики.
|
|
| 1. Низкий уровень.
Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи.
| 1. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компонетнты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, хотьба,
бег, прыжки, лазание, полет и т.д.)
Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.
| 1. Рыбы и другие
низшие позвоночные,
отчасти некоторые
высшие беспозво-
ночные (членисто-
ногие и головоно-
гие моллюски).
Насекомые.
| 2. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины
мира».
| 2. Высокоразвитые инстинктивные
формы поведения. Способность к научению.
| 2. Высшие позвоно-
чные (птицы и не-
которые млекопита-
ющие).
| 3. Наивысший уровень.
Выделение в практической деятельности особой, ориентировачно – исследовательской, подготовительной фазы.
Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия.
Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей в практических действиях (интсайт).
| 3. Выделение специализированных ор-
ганов манипулирования – лап и рук.
Использование исследовательских
форм поведения с широким исполь-
зованием ранее приобретенных
знаний, умений, навыков.
| 3. Обезьяны, неко-
торые другие поз-
воночные (собаки,
дельфины, слоны).
| По-видимому, самой главной особенностью поведения на высшей и наивысшей стадии развития психики является чрезвычайное разрастание и усложнение «промежуточных» или «предваряющих», форм поведения на пути к конкретным биологическим целям. Если на самом раннем этапе психика проявлялась в реакциях приближения – ухода, то теперь такие реакции превращаются в развернутую многозвенную цепь действий. Благодаря этим действиям, конечные акты питания, самосохранения, размножения как бы отодвигаются во времени и в пространстве и одновременно эффективно обеспечиваются.
Более сложное строение деятельности у представителей высших стадий развития перцептивной психики А.Н. Леонтьев выражает через идею выделения операций. Операции – это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций и, в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.
Дополнительная таблица по человеку.
Стадия развития
психики
| Строение нервной
системы
| Характеристики
психического
отражения
| Характеристики
Поведения
| Сознание – высшая
свойственная только
человеку и связанная
с речью функция мозга
заключающаяся в обоб-
щенном, оценочном и
целенаправленном от-
ражении и конструк-
тивно творческом пре-
образовании действи-
тельности, предвари-
тельном, мысленном
построением действий
и предвидении их ре-
зультатов, в разумном
регулировании и само-
контроле поведения
человека.
| 1. отношение веса
тела к весу мозга-
35/1;
2. количество кле-
ток головного мозга
15-17 млрд.;
3. максимально соо-
тношение: лобные
доли/весь мозг;
4. сложные нейрон-
ронные сети;
5. наличие рече-
слухового центра
Вернике и рече-мо-
торного центра
Брока.
| Отражение устойчи-
вых, существенных
связей и отношений
не только в перцеп
тивном и моторном
поле, но и в пре-
делах особого вне-
временного и вне-
пространственного
поля сознания, где
отражаются предме-
ты и явления и
взаимосвязи между
ними из области
пространства недо-
ступного непосред-
ственному восприя-
тию и во временных
интервалах прош-
лого и будущего.
| - Труд – особая форма поведения, направленная не только на приспособление к окружающей действительности, но и на изменение этих условий и творческое преобразование мира, т.е. конструирование нового мира, предметов и отношений.
- несовпадение мотива и предмета труда (в связи с тем, что предмет труда не является конечной целью и напрямую не удовлетворяет потребность человека, он становится средством, промежуточным звеном для достижения конечной цели). - изготовление орудий труда и способов их применения и передача и того и другого по наследству другим.
- общественный характер труда, распределение ролей, функций, скоординированность действий.
- благодаря совместным действиям человек может многократно усилить свое воздействие на природу.
- создание и использование языка, как
системы символов и кодов для передачи и хранения информации о свойствах мира, орудиях труда, способах их применения, взаимоотношениях людей
друг с другом и природой и т.д.
- возникновение и развитие речи.
- переход от чувственного к рациональному, абстрактно-логическому познанию мира.
- создание нового мира, «второй природы», как материальной, так и духовной и «отрыв» от природы. Активное преобразование и подчинение природы. «Порождение новых законов» существованием человека.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|