ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение.Теоретические подходы к интерпретации сущности сознания. Самые ранние трактовки: ¨ описание сознания как условия протекания психических процессов (Вундт); ¨ количественная концепция сознания: сознание – то, что уменьшается, увеличивается или частично утрачивается во сне или обмороке; ¨ сознание – социализированная и индивидуализированная психика, т.е. сознание – это совокупность знаний, которые дает общество; ¨ сознание – условие объединения внутренней психической жизни; ¨ отечественная психология: сознание – качественно особая форма психики. Психологический анализ сознания осуществляется на границе философии и психологии в рамках проблемы «бытие – сознание». Тезис Маркса: сознание есть осознанное бытие, т.е. это не совокупность знаний о мире, а продублированное бытие, помещенное в рамки человеческого ума. Осознанность – результат глубинного изменения человеческой жизнедеятельности. Гегель выделил две формы существования: сливаться с жизнедеятельностью и противостоять ей. Человек не только осуществляет свои физиологические жизненные основы, но еще и понимает, знает, осознает то, что он существует, осознает то, что он делает. Человек может отделять в представлении свое «Я» от жизненного окружения, что делает его субъектом деятельности. Сознание – есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам и его действия и состояния, т.е. мир плюс «Я». Сознание тесно связано с миром (бытием). Оно имеет только то, что есть в мире и больше в сознании ничего быть не может. Бытие является важным моментом существования сознания. Практически действуя субъект втягивает в себя объективную реальность и наделяет ее ценностями и смыслами своей жизнедеятельности. Индивидуальное сознание вычерпывается из социального бытия, т.е. из общения с уже сформировавшимися субъектами. Это можно обозначить формулой: бытие – посредник – индивид. Человеческое сознание является продуктом собственной активности в предметном мире и зависит от общественных условий и способов трудовой деятельности.
Сознание - высший уровень отражения человеком действительности (материализм) - человеческая форма психического начала (идеализм). Сознание присуще человеку как общественно-историческому существу. Но у человекообразных обезьян есть предсознательные элементы. Сознание изучается в философии, нейрофизиологии, лингвистике, социологии, этнографии, психиатрии… Трудность изучения – сознание проявляется только в самонаблюдении. Единственный признак сознания – благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления (внутренние и внешние), составляющие содержание конкретных психических функций.
Структуры сознания: 1. имеют социокультурный характер 2. формируются в филогенезе 3. находятся под влиянием индивидуальных особенностей 4. формируются в раннем онтогенезе в процессе общения со взрослыми
Сознание характеризуется наличием: 1. субъективного смысла 2. значения 3. чувственного содержания
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности). Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют САМОСОЗНАНИЕМ. Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции» или самосознания, является степень критичности человека. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением. Гипотеза о происхождении и развитии сознания принадлежит А.Н. Леонтьеву. Согласно его определению, сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются «её объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношения к ней субъекта». В этом определении подчеркивается «объективность», т.е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мнению А.Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно». Важно отметить, что сознание человека возникло и получило свое дальнейшее развитие в общественный период существования человека, т.е. о возникновении и развитии сознания мы начинаем говорить приблизительно с того момента, когда пралюди стали объединяться в первые сообщества и группы и стали осуществлять совместную деятельность, которая требовала кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. В силу этого, первоначально возникло и получило развитие так называемое «общественное сознание», ставшее сосредоточением знаний и опыта людей в познании и изменении окружающего мира, а затем уже на этой основе возникло «индивидуальное сознание», как внутреннее индивидуальное выражение этих общественных знаний, опыта и взаимодействия. Именно исходя из такого предположения мы говорим об общественной природе сознания человека. В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменениями практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило возникновение новой формы деятельности – коллективного труда. Всякий совместный (или коллективный) труд предполагает разделение труда между его участниками. Вследствие этого, впервые некоторые действия перестают приводить к непосредственному удовлетворению потребности (биологически значимому результату), а приводят лишь к некому промежуточному результату, вследствие чего такие операции представляются биологически бессмысленными (роль загонщика в охоте). В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Т.о., для субъекта деятельности цель деятельности отделяется от её мотива, и, соответственно, в деятельности выделяется её новая единица – действие. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия, т.к. для того, чтобы человек побуждался совершить какое-либо действие, которое приводит лишь к промежуточному (биологически не значимому) результату, он должен понимать связь этого результата с мотивом (биологически значимой потребностью), т.е. открыть для себя его смысл. Смысл, по мнению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву деятельности. Для успешного выполнения действий необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. В силу того, что действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, то познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненно необходимым. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка. Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также «приказы» адресованные партнеру по совместной деятельности. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Т.о., в слове стали фиксироваться результаты познания. Если учесть, что усложнение форм труда, вовлечение в сферу труда все более широкого круга предметов и орудий требовало постоянного расширения познаваемых, или осознаваемых, содержаний, то станет ясно, что процессы развития труда и языка (а, следовательно, и сознания) шли параллельно, тесно переплетаясь друг с другом. Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания («со-знание» – совместное знание). Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Т.о., смыслы и языковые значения оказались, по А.Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания и обусловили его общественную природу.
Человек – носитель индивидуального сознания и проявляется это в форме индивидуальной деятельности. В зарождении и развитии сознания биосоциальной основой являются труд и речь (язык) = чем больше развиты различные формы деятельности у человека и, как следствие, сформирована речь, тем лучше работает сознание, а отсюда и лучше развиты все психические процессы (мышление, воображение, память…), творчество, интуиция. Человек переходит от чувственного восприятия к рациональном у, т.е. не аффективные реакции, а формулировки и понимание «удач-неудач». Примером такого перехода может быть списывание учеником на подоконнике школьного туалета домашнего задания. В школе такой ученик не считается успевающим. Но при определенных условиях и личностных установках в дальнейшем сильно развиваются ВПФ и рационализм, что дает возможность ему быть успешным в жизни. У человека в отличие от животных новая форма поведения может возникнуть на основе речевого формулирования (разные формы нейро-лингвистического программирования (НЛП) – от убежденности и самовнушения до гипноза). Нейрофизиологи утверждают, что содержание сознания – наши мысли – на 99% предопределены мыслями других людей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|