ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФИЗИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕСтруктура сознания: 1) Познавательные процессы (ощущение, восприятия, память, мышление, воображение). 2) Разделение субъекта и объекта, благодаря чему возможно самопознание и самосознание. 3) Обеспечение целеполагающей деятельности человека. 4) Отношения. Чувства. Эмоции. 6) Язык - речь как таковая, символьный код. Человек в норме (в сознании); 1) Ориентируется в окружающей среде, действует и управляет своим поведением (без сознания мы не управляем собой). 2) Отделяет себя от окружающей среды (сами мы сказали или кто-то сказал). 3) Сохраняет отношения. 4) Отдает себе отчет в месте нахождения, времени и окружающей обстановке (1 вопрос психиатр.экспертизы – какая дата, какое время). САМОСОЗНАНИЕ - это оценка себя в окруж. среде, "образ-Я". Как стержень держит нашу психику. Разрушается - происходит расщепление психики (отклонение – раздвоение личности). БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (подсознательное) - низший уровень психики. Структура бессознательного. 1) автоматизированные движения (в 6 мес.ложкой…) 2) побуждение к деятельности, у которой отсутствуют осознанные мотивы 3) ответные реакции, вызываемые не ощущаемыми раздражителями (радиация, магнитные поля, звуки) 4) Галлюцинации, бред. Бессознательная регуляция осуществляется постоянно, сознательная отключается во время сна, обморока, при наркозе. Человек бодрствует - оба уровня регуляции действуют согласованно. Н-р, при письме (содержание письма регулируется сознанием, процесс письма - бессознательный). Один и тот же процесс может быть сознательным и бессознательным в зависимости от ситуации. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы первичные и вторичные; установки моторные, перцептивные, умственные и социальные, сопровождения сознательных действий), неосознаваемые побудители сознательных действий, "надсознательные" процессы. Для психики человека характерно наличие 2 больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью осознанности их самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознается, но существенно большее количество психических процессов и явлений, течение и проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых психических процессов, или к бессознательному. Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на 3 класса: - неосознаваемые механизмы сознательных действий; - неосознаваемые побудители сознательных действий; - «надсознательные» процессы. Неосознаваемые механизмы сознательных действий, в сою очередь, подразделяются на 3 подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия, которые совершаются без участия сознания, как бы «само собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». Вот это состояние – «состояние свободной головы» - и означает отсутствие сознательного контроля. Неосознаваемые автоматизмы имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. Первые составляют группу первичных автоматизмов (эту группу иногда называют автоматическими действиями). В эту группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка: это сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и мн. др. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их сосзнать обычно расстраивают действие. Вторая группа явлений получила название автоматизированные действия, или навыки. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т.е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного их повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали выполнятся автоматически. Естественно, нельзя сказать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человексовсем не контролирует свои действия. Дело в том, что поле сознания (поле – это та область информации, которая осознается в данный момент)неоднородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. при выполнении какой-либо деятельности часть действий, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находится в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу сознания в область бессознательного. Т.о., контроль сознания за деятельность в большей или меньшей степени сохраняется. Следующим подклассом неосознаваемых механизмов является феномен неосознаваемой установки. Наиболее существенный вклад в изучение установки вообще и неосознаваемой установки в частности внес основатель грузинской школы психологии Д.Н. Узнадзе. По Узнадзе, установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении. Существуют различные виды установок: м оторная установка – готовность к выполнению какого-либо конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью только известных и доступных способов поведения; перцептивная установка – готовность воспринимать то, что ожидается увидеть; социальная установка – готовность воспринимать человека исходя, например, из особенностей его социальной роли, расы, «первого впечатления», предшествующего опыта и т.д. Иногда указанные установки осознаются человеком, но большая их часть является содержанием бессознательного. Но и находясь вне контроля сознания, эти установки продолжаются регулировать поведение человека (эксперимент с определением размера шаров). Третий подкласс неосознаваемых механизмов составляют так называемые неосознанные сопровождения сознательных действий. Т.е., неосознаваемые процессы, которые происходят одновременно (сопровождают) с сознательным действием (качание головой или ногой в процессе слушания музыки, двигание челюстями в момент разрезания ножницами, сочувственное выражение на лице по отношению к поранившемуся человеку и т.д.). Все эти действия, совершаемые человеком, им не осознаются. Т.о., к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий принято относить непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику и т.д. Эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми, а также могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека. Неосознаваемые побудители сознательных действий. По мнению австрийского психиатра З. Фрейда, поведение человека детерминируется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным и его компонентами. В бессознательном, по мнению Фрейда, находится так называемое сексуальное влечение (или либидо), которое является основной движущей силой всего поведения человека. В силу различных социальных запретов, это сексуальное влечение не осознается. Фрейд выделял 3 основные формы проявления бессознательного (и, в том числе, либидо): сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы. Содержание этих трех явлений не осознается (как правило), но они являются активными регуляторами поведения человека. Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам – следам вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят зачастую разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Кроме того, причинами могут быть различные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. Вытесненные в сферу бессознательного, они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых «ошибочных действиях». Это забывание определенных имён, фактов, намерений, а также описки, оговорки и т.д. Эти явления объяснялись им как следствия тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и т.д. Оговорки и случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержаться истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других. «Надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате длительной сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. «Надсознательные» процессы характеризуются тем, что, во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс. Во-вторых, человек не знает в какой момент надсознательные процессы прекращаются, т.к. они, как правило, завершаются внезапно, неожиданно для человека. Надсознательное – не поддающийся индивидуальному, сознательно-волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач. По Станиславскому: это высший этап творческого процесса, отличный от сознательного и бессознательного компонентов. В дальнейшем интерпретировали как механизм творческой интуиции. Благодаря надсознательному появляются худ. образы, научные открытия и др. продукты творчества. К этому классу процессов в полной мере можно отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.д. Чем больше и качественнее труд и язык, тем больше работает надсознательное.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|