Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гуманистический характер антропоцентризма.




Антропоцентризм – это прорыв философской мысли к человеку, к его творческой сущности и универсальному бытию в мире. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был Космос, а в средние века – Бог. Эпоха возрождения свое внимание сконцентрировала на Человеке, его сущности, природе, смысле существования и призвания в мире. Именно в это время сформировался Гуманизм – идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной идеи уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинства, его права на свободу и счастье.

Гуманизм зародился в Италии в среде образованных городских слоев. Он сформировался в лоне художественной литературы, как критическая реакция на догмы христианской1 религии средних веков, не ее учение о греховности и несвободе человека. Итальянские литераторы восстановили и пропагандировали творчество тех античных поэтов и философов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гораций), которые отстаивали идею высокой1 ценности человека, его разумности и свободы. Античная культура представлялась гуманистам как образец совершенства, не заслуженно отвергнутый в эпоху «тысячелетия ночи» (средние века).

Центром Итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265-1321) – последний поэт «средневековья» и вместе с тем «первый поэт нового времени». В своей1 «Божественной комедии» Данте выдвинул смелый тезис, что человек, как чудо природы создан не только для посмертной, но и для земной жизни, в которой ему предстоит найти себя. Герои поэмы живые люди, ищущие и страждущие, сами творящие свою судьбу.

Франческо Петрарка (1304-1374) основатель лирики как нового жанра в европейской литературе (писал сонеты возлюбленной Лауре). Он был верующим, но отстаивал право человека на любовь и счастье. Жизнь – это всегда поиск самого себя в этом мире, что часто сопряжено со страданиями, с душевным беспокойством.

Становлению итальянского гуманизма способствовал и писатель Джованни Боккаччо (1313-1375.), который выступал в своем произведении «Декамерон» с позиции критики духовенства и поддержке передовых умов городского населения. Он проповедовал идею «естественного человека», гармоничного и прекрасного по соей природе.

Гуманистическое движение было не только в Италии. Со временем оно охватило и другие европейские страны. Так, в Голландии творило писатель Эразм Роттердамский (1469-1536). Он известен как переводчик и первый издатель Библии на латинском языке, критик схоластики, моралист. Эразм видел в христианстве прежде всего моральное содержание, носителем которого был в его представлении Иисус Христос. В своей книге «Похвала глупости» писатель сделал предметом критики этот очень распространенный порок. «В обществе, - писал он, - все полно глупости, все делается дураками и среди дураков. Глупость есть иррациональное начало, многолика: она носит и индивидуальный (самодовольство) и коллективный характер (войны). Иногда она проявляется даже в форме безумия, что ведет общество к разрушению Фанатизм и невежество ослепляют разум и поэтому не могут быть приемлемыми для высокого духовного облика человек. Развенчание глупости – это и есть критика схоластического мышления и официальной морали. Гуманистическая позиция проявилась и в стремлении обосновать равенство людей.

Зародившийся в лоне литературы, гуманистические идеи нашли свое проявление и в других формах духовной культуры Возрождения. Прежде всего это относится к искусству данной эпохи: великие представители Леонарда да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др. Которые возродили интерес к человеческому телу, выразили его красоту. Красивое тело предстало в их произведениях как выражение красоты внутренней.

Леонардо да Винчи (1452-1519). («Джоконда – Мона Лиза», «Тайная вечеря» и др). Этот итальянский мыслитель был символом всесторонности и гармоничности личности. Математика и механика, живопись и физика, анатомия и философия, техника, инженерное дело – редкая сфера не коснулась богатейшего ума и редких способностей этой личности. Он резко отрицательно относился к астрологии, магии и алхимии, предпочитал строгое научное знание.

У Леонардо Человек сам творит природу с помощью искусства. Почти как Бог, человек умеет творить из природного материала бесчисленные виды новых вещей. Он творит новую реальность – мир культуры. Кульминация этого процесса – искусство, в котором человек проявляет себя как «внук Бога». Искусство - важный способ самовыражения человека и проявление его творческой миссии в мире.

Другие представители искусства эпохи Возрождения – живопись – Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Веласкес (Испания) Литература – Шекспир, Лопе де Вег, Сервантес (Испания).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных