ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правила выполнения схем КЗ ГОСТ 2.703-68
На кинематических схемах валы нумеруются римскими цифрами, начиная от двигателя (вал двигателя не нумеруется). Цифры пишутся над полкой линий – выносок, упирающихся в вал стрелкой. Элементы нумеруются арабскими цифрами с учетом последовательности нумерации валов, и цифры пишутся над полкой линий-выносок, заканчивающихся точками внутри изображений элементов. Под полкой линий-выносок указывают количество зубьев зубчатых колес (z=33) или диаметры шкивов (Æ40) (рисунок 48).
Рисунок 48 – Толщина линий обводки элементов на кинематических Графические работы
Цель задания: Выявить глубину знаний студентов, необходимых при: · выполнении линий чертежа согласно ГОСТ 2.303-68; · написании букв, цифр текстов стандартным шрифтом согласно ГОСТ 3.304-81; · выполнении простейших геометрических построений.
Методические указания: 1 Разделив формат пополам (рисунок 49), разместить в его левой половине линии чертежа, а в правой – буквы, цифры стандартного шрифта и подписи.
2 Линии чертежа выполнять согласно индивидуальным заданиям. Поскольку размеры в заданиях не указаны, следует выбрать масштаб изображения так, чтобы удачно заполнить поле чертежа. Особое внимание обратить на толщину линий, длину штрихов и расстояния между ними. 3 В правой части листа разместить стандартный шрифт: · написать прописные, строчные буквы и цифры шрифтом 10-го размера. Эту часть задания выполнить одинаково для всех вариантов. Во всех строках сохранить вспомогательную сетку. · шрифтом 5-го размера написать текст согласно индивидуальному варианту. При этом провести только строчки высотой 3,5 мм и линии под углом 75о. Образец листа приведен на рисунке 45. Контрольные вопросы: 1 В зависимости от чего выбирают толщину штриховкой, штрихпунктирной тонкой и сплошной тонкой линией? 2 Каково основное назначение следующих линий: сплошной тонкой, штрихпунктирной тонкой, разомкнутой? 3 На каком расстоянии проводят рамку чертежа сверху? Справа и снизу? Слева? 4 Какие размеры имеет лист формата А3? 5 Сформулируйте понятие «сопряжение». 6 Какое сопряжение называется внешним, внутренним и смешанным? 7 Как определяются точки сопряжения? Литература:
1 Боголюбов С.К. Инженерная графика, М,, 2000. С.4 – С.51. Задание 1. «Шрифты»:
Задание 2. Варианты графических работ:
Рисунок 49 – Образец листа1
Цель задания: · изучить метод прямоугольного проецирования и правила построения комплексного чертежа; · уметь анализировать геометрическую форму детали; · научиться выполнять разрезы и строить аксонометрические проекции моделей. Методические указания:
1 Внимательно изучить свой вариант заданных двух видов модели, ясно представить ее форму, взаимное расположение поверхности (задание 3).
2 Подобрать масштаб для выполнения чертежа. На месте вида спереди изобразить фронтальный разрез /лучшее соединение вида с половиной разреза/. Вид сверху перечертить без изменения.
3 Построить вид слева, применяя безосный метод. Это изображение оформить как профильный разрез или, если это возможно, как соединение половины вида с половиной разреза.
4 При необходимости разрезы обозначить.
5 Построить изометрическую прямоугольную проекцию модели с вырезом ¼ ее части. На этом изображении невидимый контур не показывать. Штриховать по правилам штриховки в аксонометрических проекциях, изобразив в аксонометрических проекциях в правом верхнем углу чертежа схему штриховки.
Образец листа 2 приведен на рисунке 50.
Контрольные вопросы: 1 В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах (если единица измерения не обозначена)? 2 Как по отношению к размерной линии располагают размерное число? 3 Как понимать надпись: 5 х 45о? 4 Что означает число со знаком плюс или минус, поставленное после размерного числа, например: ? 5 В каком случае обозначение шероховатости выносят в правый угол чертежа? 6 Какой размер наносят ближе к изображению – меньший или больший? 7 Какие сведения об изделии и его чертеже записывают в основной надписи чертежа? 8 Как обозначают на чертежах показатели свойств материала (термическую обработку) изделия? 9 В чем заключаются условности изображения резьбы? 10 До какой линии доводят штриховку резьбы, изображенной в разрезе? От какого диаметра следует проводить выносные линии для обозначения резьбы (кроме трубной и конической)? Какой это диаметр по размеру? 11 Чем отличается обозначение метрической резьбы с крупным шагом от обозначения метрической резьбы с мелким шагом? 12 Как понимать обозначение: S80 х 16(Р8)LH- 7h? 13 В каких единицах нанесены линейные размеры на машиностроительных чертежах? 14 Какие изображения, применяемые при выполнении чертежей, Вам известны? 15 В чем различие между разрезом и сечением? 16 Для чего применяют выносные элементы? Как их оформляют?
Литература: 1 Боголюбов С.К. Инженерная графика. М., 2000. С.144- С.302.
Задание 3. Комплексный чертеж детали:
Рисунок 50 – Образец листа 2
Цель задания: · приобрести навыки в выполнении сборочных чертежей цилиндрических зубчатых передач Методические указания:
6 Согласно своему варианту определить геометрические и конструкторские параметры зубчатых колес по формулам таблицы 11. Таблица 11
10 После выполнения построений приступить к окончательному оформлению чертежа: вычертить ступицы колес, отверстия, заштриховать разрезы, обводят чертеж.
11 Проставить размеры, заполнить таблицу характеристик зубчатого зацепления согласно образцу (рисунок 52).
12 Составить спецификацию на сборочный чертеж (рисунок 53).
Контрольные вопросы: 17 Что такое модуль зубчатого колеса? В каких единицах он выражается? 18 Чему равна высота головки зуба? высота ножки зуба? 19 Какие три окружности ограничивают зубчатый венец? Какими линиями их проводят на виде, перпендикулярном оси колеса? 20 Как изображают зубья зубчатого колеса в разрезе? 21 Что называется межосевым расстоянием зубчатой передачи? 22 Каково взаимное расположение делительных окружностей зубчатых колес? Какой линией изображают делительные окружности? 23 Для чего предназначены шпонки? 24 Как показывают зубья шестерни и колеса в зоне зацепления?
Литература: 2 Боголюбов С.К. Инженерная графика. М., 2000. С.241-248.
Рисунок 53 –Спецификация
Цель задания: · Приобрести навыки в выполнении сборочных чертежей и составлении спецификации. Содержание листов: 1 Начертить сборочный чертеж изделия или сборочной единицы. 2 Оформить спецификацию к сборочному чертежу. (Задание 4).
Образец листов 4 и 5 показан на рисунках 54 и 55 соответственно.
Методические указания:
1 Ознакомиться с чертежом изделия, описанием назначения и устройством изделия согласно заданию.
2 Выбрать масштаб изображения и формат.
3 Аккуратно перечертить сборочный чертеж на формат.
4 Составить спецификацию по описанию сборочного чертежа: 4.1 Каждой детали в спецификации изделия присваивают позиционный номер.
4.2 Номера на сборочном чертеже проставляют с помощью линий выносок и полок.
4.3 Полки располагают в строчку или в колонку.
4.4 Числовые значения позиций на сборочном чертеже пишут шрифтом на один-два номера крупнее, чем шрифт числовых значений чертежа.
4.5 Для крепежных комплектов разрешается вычерчивать одну выноску с несколькими полками и позициями.
4.6 Стандартные изделия располагают в порядке алфавита.
4.7 Основную надпись спецификаций выполняют по ГОСТ 2.104-68 (форма 1, 2).
4.8 В графе «Наименование» над каждым разделом и под ним пропускается строчка. Наименование раздела подчеркивается тонкой линией.
Контрольные вопросы: 1 Что называют сборочным чертежом? 2 Каково назначение спецификации? 3 Как штрихуют две смежные детали на сборочных чертежах? 4 Какова должна быть штриховка на различных изображениях одной и той же детали на сборочном чертеже? 5 Какие группы размеров наносят на сборочных чертежах? 6 В какой последовательности располагают стандартные изделия в спецификации, при разном наименовании изделий?
Литература: 1 Боголюбов С.К. Инженерная графика. М., 2000. С.144 – С.302.
Рисунок 55 – Образец листа 5(спецификация) Задание 4: Описание сборочных единиц МЧ 00.03.00.00 СБ – Кран сливной
Состав сборочной единицы
Сливной кран монтируется на конце трубопровода и служит для слива жидкости. При сливе рукоятку поз.4 устанавливают вдоль трубопровода, для прекращения слива – поперек. Чтобы обеспечить герметичность, конус пробки поз.2 притирается к внутренней стенке корпуса поз.1.
Крышка поз.3 и втулка поз.5 обеспечивают необходимую плотность прилегания пробки поз.2 к внутренней поверхности корпуса поз.1
Задание
Выполнить чертежи деталей поз. 1, 3. Материал детали поз.1 – БрА9Мц2Л ГОСТ 493-79, детали поз.3 – Ст 5 ГОСТ 380-88.
МЧ 00.05.00.00 СБ – Клапан предохранительный
Задание
Выполнить чертежи деталей поз. 1, 2. Материал детали поз.2 – Отливка 15Л-1 ГОСТ 977-75, детали поз.1 – СЧ 15 ГОСТ 1412-85.
МЧ 00.17.00.00. СБ – Клапан пусковой
Задание
Выполнить чертежи деталей поз. 1, 4. Материал деталей поз.1, 4 – Сталь 15 ГОСТ 1050-88.
МЧ 00.23.00.00 СБ - Клапан механический
МЧ 00.33.00.00 СБ – Гидрозамок
МЧ 00.35.00.00 СБ – Клапан обратный
МЧ 00.52.00.00 СБ – Клапан
МЧ 00.53.00.00. СБ – Клапан распределительный
Распределительный клапан предназначен для соединения гидравлических цилиндров низкого и высокого давления в усилителях последовательного действия. Под действием пружины поз.5 плунжер поз.2 поджимается к крышке поз.4. Перпендикулярно центральному отверстию в корпусе поз.1 расположено отверстие с обратным шариковым клапаном поз.9. Масло из цилиндра низкого давления через резьбовое отверстие крышки поз.3 поступает в полость корпуса поз.1, далее через верхнее резьбовое отверстие – в приспособление (происходит предварительный зажим обрабатываемой детали), а через обратный клапан и отверстия крышки поз.4 в цилиндр высокого давления, пополняя утечки.
МЧ 00.60.00.00 СБ – Вентиль
МЧ 00.73.00.00 СБ – Клапан обратный
Цель задания: · Приобрести навыки в чтении сборочного чертежа и составлении рабочих чертежей деталей по этому чертежу. Содержание листа: Разработать рабочие чертежи двух деталей по вновь созданному чертежу. Образец листов 6 и 7 показан на рисунке 56.
Методические указания: 1 Ознакомиться с описанием сборочной единицы и прочитать сборочный чертеж. Выполнить следующие задания: 1) уяснить назначение и работу сборочной единицы; 2) назвать все изображения сборочного чертежа; 3) на главном изображении обвести по контуру корпус; 4) подсчитать резьбовые отверстия корпуса; 5) подсчитать цилиндрические поверхности (наружные и внутренние корпуса).
2 Согласно заданию выполнить рабочие чертежи деталей и технический рисунок одной из них. Каждый рабочий чертеж разместить на отдельном стандартном формате бумаги – А3 или – А4.
3 Подобрать масштаб для выполнения рабочего чертежа. При этом рационально использовать поле листа - заполнить не менее 75% его площади. Масштабы на рабочих чертежах не обязательно должны быть одинаковыми.
4 Установить количество изображений, исходя из того, что оно должно быть минимальным, но достаточным для полного представления о форме и размерах детали. Главное изображение детали на рабочем чертеже, как правило, располагают аналогично расположению ее сборочном чертеже. Исключение составляют детали, изготовленные на токарном станке (валы, штоки, стержни, винты и т.п.), которые следует размещать так, чтобы их ось симметрии была параллельна основной надписи чертежа.
5 Все полости детали открыть при помощи разрезов, избегая применения штриховых линий.
6 Нанести все размеры, необходимые для изготовления детали, обращая особое внимание на совпадение сопрягаемых размеров. При определении размеров учитывать масштаб чертежа. 7 Нанести обозначения шероховатости поверхностей, исходя из технологии изготовления детали или ее назначения.
8 Снимая размеры деталей, пользуйтесь графиком пропорционального масштаба.
Цель задания: · Научиться читать сборочный чертеж и представить устройство и принцип работы изображенного на нем изделия. Содержание листа:
Лист 8 графической работы состоит из письменных ответов на вопросы, заданные по сборочному чертежу.
Методические указания: При чтении сборочного чертежа целесообразно придерживаться определенной последовательности. Предлагается следующий план чтения сборочных чертежей. 1 Определить название изделия. Зная название изделия, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж, так как оно дает представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве изделия. 2 Ознакомиться с описанием данного изделия (его паспортом). 3 Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление о форме и устройстве изделия. 4 Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображение каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали и другие относящиеся к ней данные. Находят изображение детали по обозначению ее позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями. По названию детали можно быстрее выделить ее изображение на чертеже. 5 Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта, сварки, клепки и т.п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия. 6 Уяснить другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т.д.). 7 Определить, какими способами, и в какой последовательности производится сборка, и какая обработка необходима в процессе сборки.
Вопросы к сборочному чертежу:
1 Как называется изделие, изображенное на сборочном чертеже? 2 Сколько изображений дано на сборочном чертеже? 3 Каково назначение каждого изображения? 4 На каких изображениях показан корпус? 5 Укажите детали, смежные с корпусом. 6 Укажите способы соединения корпуса со смежными деталями. 7 Сколько изображений нужно для корпуса при составлении его чертежа? 8 Дать обозначение резьбы корпуса.
Литература: 1 Боголюбов С.К. Инженерная графика. М., 2000. С.144- С.303.
Тестовые задания
3.2.1 Тестовые задания к разделу 1 «Геометрическое черчение»
3.2.2 Тестовые задания к разделу 2 «Проекционное черчение»
3.2.3 Тестовые задания к разделу 3 «Машиностроительное черчение» Тест 3-а, 3-б – Разрезы:
Тест 3 –в – Сечения:
Тест 4-а, 4-б, 4-в – Чертежи деталей
3.2.1 Тестовые задания к разделу 1 «Геометрическое черчение» Тест № 1-а
Тест № 1-б Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|