Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды оптических искажений (инверсия, реверсия, смещение в пространстве и времени, изменение цветности и др.)




Литература

1. Введение в психологию: Хрестоматия /Ред. Е.Е. Соколова. - М., 1999.

2. Джеймс У. Психология. - М., 1991.

3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М., 1986.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 1995. – Кн. 1.

5. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.

6. Психология /Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2001.

8. Столяренко Л.Д, Основы психологии. – Ростов на/Д., 1996.

9. Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятия. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

Практическая часть. Исследовать особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании (см. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А.Крылова, С.А.Манича. СПб., 2000. С. 52-57).

Студенты разбиваются на группы по 3 человека, среди них назначаются экспериментатор, протоколист и испытуемый.

После окончания эксперимента студенты заполняют протоколы занятий и пишут отчет.

Форма 1

Протокол занятия

 

Задание Дата
Экспериментатор  
Протоколист  
Испытуемый  
Самочувствие испытуемого  
Измеряемая характеристика  
Вид стимула  

Оценка точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах)

(баллы проставляет экспериментатор)

Номер фигуры Опыт Средний балл для опытов
I II III IV I II III IV
                 

Материалы для проведения опытов. Экспериментальный материал состоит из набора плоских геометрических фигур, изготовленных из жесткого картона или фанеры. Фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов. Для фиксации результатов эксперимента в виде зарисовок предъявляемых стимулов-фигур каждый испытуемый должен иметь листы бумаги, на каждом из которых он будет зарисовывать лишь одну фигуру.

До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей (форма 1). Для V опыта специальной формы протокола нет. Результаты его в произвольной форме регистрируются экспериментатором на основе наблюдений и самонаблюдений испытуемого.

Порядок работы. Для выполнения задания студенты делятся на две группы: студенты первой группы выполняют функции экспериментаторов, а студенты второй группы – функции испытуемых. Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также и активного ощупывания не ограничена. До начала исследования экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: "Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача – с закрытыми глазами путем осязания возможно более точно определить форму каждой из них и затем, открыв глаза по знаку экспериментатора, воспроизвести свое представление о фигуре графически".

I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула.

Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор убирает фигуру, снимает с испытуемого наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.

II опыт – пассивное осязание при движении фигуры-стимула.

Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.

III опыт – редуцированное (искусственное) активное осязание.

Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3-4 кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.

IV опыт – активное осязание.

Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время ощупывания не ограниченно. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.

V опыт – бимануальное осязание.

Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуемый делает зарисовки фигур.

Обработка результатов. Для обработки рисунки испытуемого группируют соответственно номеру опыта.

I – IV опыты:

1. Прежде всего следует оценить метрические свойства зарисовок, т.е. определить длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры.

2. Затем оценить качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:

5 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта,

4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале),

3 – искажены не только длины сторон, но и углы,

2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры – оригинала,

1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует.

Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.

V опыт: обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции рук и пальцев: разную активность правой и левой рук, разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки отсчета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки), симультанную работу пальцев, неравномерность движений по контуру (замедления, остановки и возвраты), преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.

Задание на СРС:

1. Составьте структурную схему по теме «Восприятие».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных