Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6-8




 

Тема: МЫШЛЕНИЕ

Цель: исследовать особенности мышления.

Основные понятия: мышление, чувственное познание, опосредованное и непосредственное восприятие, виды мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование; проблемная ситуация, проблемная задача, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное; свойства мышления: самостоятельность, гибкость, быстрота; ригидность мышления.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика мышления.

2. Процесс мышления.

3. Проблемная ситуация и задача. Основные способы решения задач.

4. Мышление как процесс постановки и решения творческих задач. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие на успешность решения задач.

5. Метод самонаблюдения и исследования мышления в вюцбургской школе.

6. Метод рассуждения вслух и анализ средств мыслительного процесса в гештальт-психологии. Проблема выделения стадий мыслительного процесса. Построение графа решения задачи.

7. Метод подсказки (наводящей задачи) и условия ее эффективности в исследованиях мышления.

8. Использование поведенческих и физиологических реакций для изучения мыслительного процесса. Понятие невербализованного смысла. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности

Литература:

1. Введение в психологию: Хрестоматия /Ред. Е.Е. Соколова. - М., 1999.

2. Джеймс У. Психология. - М., 1991.

3. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М., 1986.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 1995. – Кн. 1.

5. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.

6. Психология /Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2001.

8. Столяренко Л.Д, Основы психологии. – Ростов на/Д., 1996.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Методика "Ригидность мышления"

Цель: выявление особенностей проявления ригидности мышления при решении арифметических задач.

Оборудование и материал: секундомер, условия нескольких задач.

Ход проведения: Предлагается решить 10 простых задач (арифметических). Одну задачу (тренировочную) решают вместе с экспериментатором.

Инструкция: Вам необходимо решить 10 задач. В каждой задаче предлагается с помощью трех сосудов разного объема измерить требуемое количество жидкости. На сосудах нет никаких делений. Задачи решаются письменно. На решение задачи дается не более двух минут.

 

Номер задачи Емкость сосудов в литрах Требуемое количество жидкости
     
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Данные эксперимента заносятся в протокол.

Обработка полученных данных:

Задачи 1-5 называются установочными. Они могут быть решены только более сложным способом (59-14-10-10).

Задачи 6,7,9,10 называются критическими, т.к. имеют два решения: сложное и более простое.

Задача 8 допускает только одно решение (28-3).

Решение задач 6 и 7 сложным способом свидетельствует о чувствительности испытуемого к фиксированию установки, 8,9 и 10 - о прочности установки.

Индикатором ригидности и флексибильности (гибкости) мышления испытуемых является решение или нерешение задачи 6. Испытуемые, решившие эту задачу, относятся к группе флексибильных, а не решившие - к группе ригидных.

 

2. Практическая часть. Изучить особенности при решении задач сложения фигур из спичек.

Методика "сложения фигур из спичек" очень удобна для оценки наглядно-действенного мышления в силу ее простоты, общедоступности, равноценности составляющих ее элементов, возможности количественного и вероятностного анализа.

Оснащение эксперимента. Каждый испытуемый подготавливает для эксперимента 12 спичек и секундомер для регистрации скорости решения задач. Для последующего анализа полученных экспериментальных данных подготавливается также матрица, где фиксируются номера предъявленных задач и основные критерии их решения. Используются три основных критерия: эффективность решения (ставятся знаки "+" и "–" в зависимости от конечного результата), время решения (для сокращения потерь можно ограничить его тремя минутами на одну задачу) и количество использованных ходов, т.е. реальное количество ходов, включая и неправильные. Под ходом подразумевается любое перемещение спички в новую позицию. Чем больше количество ходов по отношению к требуемому, тем больше ошибочных проб и меньше период рефлексии (предварительного обдумывания).

 

Обработка результатов. Как уже указывалось, все результаты сводятся в единую таблицу 1.

 

Таблица 1

 

Критерии наглядно-действенного мышления при решении задач
сложения фигур из спичек

Номер задачи Эффективность (+, –) Время решения Количество ходов
… Средние, %      

Примеры материала заданий представлены в Практикуме по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. /Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Ма­нича. СПб: "Питер ", 2000. С. 151 –153.

 

3. Определить индивидуальные особенности мышления с помощью методики " Понимание пословиц" (см. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. – СПб.: "Питер", 2000. – С. 167–169).

Пословицы, как и загадки, относятся к сфере народного творчества. Они во многом отражают этнические особенности, что особенно заметно при сравнении пословиц разных народов. В классической методике, широко применяемой в клинике, используется только способность испытуемых отличить пословицы от похожих на них обычных предложений (Методика

"Соотношение пословиц, метафор и фраз"). Ошибкой испытуемых является объединение в одном классе внешне похожих высказываний типа "Цыплят по осени считают" и "Цыплята вырастают к осени", тогда как фраза "О деле судят по результатам" оказывается неподходящей. Точно так же метафора "Золотая голова" должна попасть в одну группу с фразой "Умная голова", но не с фразой "Художник сделал статуэтку с позолоченной головой".

В предлагаемой методике оценивается не только понимание переносного смысла пословиц, но и соотнесение их с предпочитаемым стилем собственной жизнедеятельности. Пословицы могут закреплять противоположные способы поведения, и предпочтение тех или иных пословиц позволит испытуемым отнести себя к разным типам поведения.

Материал и инструкция для проведения методики. Испытуемым предлагается набор из 35 пословиц, преимущественно русских, ориентированных на определение двух основных свойств человека: быть, т.е. отказаться от своего эгоцентризма и вещизма, проявлять внутреннюю активность, и иметь, т.е. жить во имя собственных интересов, особенно материальных. Э.Фромм считал, что большинство людей относятся ко второму типу, так как отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно. Испытуемые после прочтения каждой пословицы в специальном бланке (рис. 1) по 5 – бальной шкале определяют свое личное отношение к пословице ее использование в своем обычном поведении: 5 баллов –типично для поведения, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем нетипично, 0 – не понял смысла пословицы вообще. Затем полученные оценки суммируются по столбцам, и наибольшая сумма (иногда две наибольших) указывает на индивидуальные особенности поведения. Значительное количество нулевых показателей оценивается как снижение испытуемого понимать переносный смысл.

         
         
         
         
         
         
         

Рис. 1. Бланк регистрации бальных оценок

 

Список пословиц

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь, не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

12. Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своих добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение проигрывает тот, кто не верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне – я тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит – гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращается в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

24. Кто дарит, друзей наживает.

25. Выноси заботы на совет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В мире есть две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.

34. Взаимные поступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали: докопаешь до истины.

Интерпретация значений. По Фромму, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения своих личных целей – материальных, духовных, престижных и прочих, создания хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию.

Тип 1 – "черепаха" – уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности. Тип 2 – "акула" – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя. Тип 3 – "медвежонок" – сглаживание углов, любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом. Тип 4 – "лиса" – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей. Тип 5 – "сова" – мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных