![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Длиннофокусные объективыДлиннофокусными называются объективы, фокусное расстояние которых заметно больше, чем у стандартного объектива. Среди оптики, рассчитанной для кадра 24х36 мм, к длиннофокусным принято относить объективы с фокусным расстоянием от 70—80 мм и более. В самом «начале» длиннофокусного диапазона оптики располагаются объективы, часто именуемые «портретными». Такое название объективов с фокусным расстоянием порядка 85—135 мм напрямую связано с применением их для съемок портрета. Увеличенное (в сравнении со стандартным) фокусное расстояние портретных объективов позволяет нормально компоновать снимок, не приближаясь слишком близко к портретируемому. Ведь для нас привычнее запоминать черты лица незнакомого человека с расстояния около полутора-двух метров. Объективы портретного диапазона как раз и дают возможность хорошо скомпоновать снимок, выдержав при этом «безопасную» для привычного восприятия минимальную дистанцию в полтора-два метра. Поэтому именно портретные объективы наиболее правильно (точнее сказать — наиболее привычно для нашего восприятия) передают пропорции лица человека при портретной съемке. Длиннофокусные объективы с фокусным расстоянием 200—300 мм и более уже в полной мере оправдывают название «телеобъектив» тем, что позволяют снимать в достаточно крупном масштабе, не приближаясь к объекту съемки. Такая необходимость возникает, например, при репортажной съемке. Да и при съемке живой природы белки, зайцы или птицы обычно не дожидаются, когда фотограф подойдет к ним поближе, чтобы сделать «полтинником» удачный крупный кадр. К тому же есть немало объектов, к которым нельзя подойти близко даже при всем желании. Например, чтобы закатное солнце на кадре получилось огромным красным шаром, а не маленькой белой дырочкой в небе, нужен объектив с фокусным расстоянием от 300 мм и больше. В этой связи не лишним будет напомнить эмпирическое правило — изображения солнца и луны на пленке имеют диаметр примерно в сто раз меньше фокусного расстояния объектива. Поэтому получить солнце «во весь кадр» можно только сверхдлиннофокусной оптикой с фокусным расстоянием не менее 1000—2000 мм. Использование длиннофокусной оптики интересно не только возможностью «приближения» удаленных объектов. Телеобъективы совершенно по-особенному передают перспективу, как бы «сплющивая» ее, сокращая расстояния между передним и задним планами. Наиболее близко к нашему восприятию запруженную машинами дорогу, теряющуюся в дымке тропинку, уходящие вдаль рельсы или ровный ряд фасадов домов лучше и легче всего передать именно с помощью длиннофокусной оптики. Кроме того, телеобъективы чрезвычайно хороши, чтобы акцентировать внимание на каких-то небольших деталях и крупных планах объекта съемки, отрезав и размыв до неузнаваемости ненужные детали на заднем плане. Используя длиннофокусные объективы, следует помнить о том, что они гораздо более чувствительны, чем более широкоугольная и нормальная оптика, к малейшей дрожи в руках или вибрации аппарата, приводящих в итоге к «смазыванию» изображения. Поэтому при съемке телевиками применение штатива (монопода) и установка достаточно коротких выдержек улучшает (иногда — даже радикально!) резкость фотографий. Еще один вариант решения проблемы «смаза» при съемке длиннофокусной оптикой предлагают компании Canon, Nikon и Sigma — это объективы со встроенной системой оптической стабилизации изображения (IS — Image Stabilization, VR — Vibration Reduction и OS — Optical Stabilization соответственно). Несколько по-другому к проблеме оптической стабилизации подошли инженеры компании Konica Minolta. В системе «AS» (Anti-Shake), реализованной в цифровых аппаратах Dimage A1, Dimage A2 и цифровой зеркалке Dynax 7 Digital, все устройства системы оптической стабилизации изображения собраны непосредственно в корпусе аппарата. Широкоугольники Широкоугольные объективы имеют более короткое фокусное расстояние в сравнении со стандартным объективом, а угол зрения — соответственно более широкий, чем стандартная и длиннофокусная оптика. Для 35-мм камер широкоугольниками считаются объективы, у которых фокусное расстояние около 35 мм или меньше. Этот тип объективов предназначен для снимков в самых разнообразных жанрах в тех случаях, когда необходим увеличенный угол зрения — например при съемке пейзажа. Также широкоугольники очень удобны при съемке в ограниченном пространстве (например — в условиях тесных городских улиц, в квартире), поскольку в поле зрения объектива попадает тем больше пространства, чем меньше его фокусное расстояние. Широкоугольники также хороши меньшей критичностью к точности определения расстояния при наводке на резкость — даже при фокусировке по шкале расстояний «промахнуться» по резкости достаточно сложно. Во многих случаях широкоугольные и сверхширокоугольные объективы проще и удобнее фокусировать по шкале расстояний, по шкале глубины резкости или наводя на гиперфокальное расстояние, а зеркальный видоискатель использовать лишь для кадрирования. Умеренные широкоугольники (фокусное расстояние 28—35 мм) в большинстве случаев не менее универсальны, чем их более длиннофокусные соседи в линейке оптики — «полтинники». Конечно, портрет, снятый широкоугольником, будет далек от верного воспроизведения пропорций, однако для жанровой и репортажной съемки диапазон фокусных расстояний 28—35 мм просто вне конкуренции по удобству использования. А в пейзажной и архитектурной съемке умеренные широкоугольники не только удобны, но и часто обеспечивают наиболее верное воспроизведение перспективы. К тому же широкоугольные объективы с фокусным расстоянием 28—35 мм наиболее распространены и часто вполне доступны по цене. Поэтому их популярность весьма высока — нередки даже случаи, когда объектив с фокусным расстоянием 28 мм или 35 мм задерживается на аппарате большую часть времени, по сути становясь штатным объективом. Эту закономерность подметили и активно развивают производители P&S-камер (point-and-shot, или «мыльниц») — фокусное расстояние объектива большинства таких компактных аппаратов соответствует 28—35 мм. Сверхширокоугольные объективы (фокусное расстояние 20—24 мм) позволяют в полной мере прочувствовать все особенности и преимущества широкоугольной оптики. Угол зрения у них значительно больше, чем у стандартных объективов. Да и изображение, которое они дают, спутать с работой менее широкоугольной оптики весьма сложно — сказывается значительно отличающаяся перспектива, ведь глаз человека на открытом пространстве не в состоянии обозревать такой большой угол сразу. Столь необычная и непривычная глазу перспектива мощных широкоугольников — это одновременно и мощнейший инструмент, и источник ошибок/неудач. Задирая ось объектива выше уровня горизонта, можно заставить дома «падать». Наклоняя объектив вниз, можно превратить человека нормального роста в карлика. А выбрав достаточно низкую точку съемки, обычный подснежник легко превратить в высокое раскидистое «дерево». Экстремальные широкоугольники имеют фокусное расстояние 20 мм и меньше, а угол зрения — более 90 градусов. Такие объективы в буквальном смысле слова позволяют взглянуть на мир по-новому — зачастую построить композицию будущего снимка можно, только глядя в видоискатель. Да и не только композицию — иногда даже подметить будущий сюжет, не посмотрев в видоискатель аппарата с надетым сверхширокоугольником, просто нереально. Поэтому при съемке такими объективами пейзажи получаются весьма необычными, отличаясь совершенно непривычными пропорциями и захватывающей перспективой. Зато в интерьерных съемках экстремальные широкоугольники применяются весьма часто, давая наиболее похожую на зрительное впечатление передачу замкнутого пространства. Совершенно незаменимы сверхширокоугольники и в тех случаях, когда нужно получить вместо правильного и пропорционального портрета веселый шарж. Подведем небольшой итог рассмотрению зависимости свойств объективов от их фокусного расстояния. Использование для съемки набора оптики, покрывающего большой диапазон фокусных расстояний, значительно расширяет возможности фотографа. Возможность управления геометрической перспективой снимка — мощный инструмент повышения выразительности фотографии. Однако любым инструментом, безусловно, нужно уметь правильно воспользоваться. Особенно «опасны» в этом плане широкоугольники — непривычные ракурсы и перспективные искажения могут не только не улучшить художественный эффект, а и напротив — просто изуродовать снимок. С другой стороны, возможность управления перспективой — далеко не единственный доступный инструмент творческого фотографа. Значительная масса сюжетов вполне спокойно «вписывается» в обычный «полтинник». А уж диапазона зумов 35—105 мм (или даже 35—80 мм), которыми комплектуются современные компактные фотоаппараты, вполне достаточно для подавляющего большинства случаев не только любительской, но и даже профессиональной съемки. Поэтому отсутствие большой линейки сменной оптики — совсем не повод для комплексов. Светосила Следующий важный параметр фотографической оптики — это светосила, которая характеризуется значением относительного отверстия объектива. Относительное отверстие обозначается в виде дроби, показывая отношение диаметра действующего отверстия объектива к его фокусному расстоянию. К примеру, у объектива с относительным отверстием 1:4 (часто встречается и другой вариант маркировки — «f/4») диаметр действующего отверстия в четыре раза меньше значения фокусного расстояния. При этом заметим, что размер действующего отверстия объектива — величина виртуальная. Он, как правило, не соответствует точно ни диаметру передней линзы, ни размеру диафрагмы. Поэтому размер действующего отверстия объектива нельзя измерить, его можно только рассчитать. Чем больше значение относительного отверстия объектива, тем более «светосильным» будет такой объектив, то есть он сможет при прочих равных условиях создать на пленке более яркое изображение. Теоретически максимальное относительное отверстие объектива может достигать значения 1:0.5. Однако у реальных объективов светосила значительно меньше — наиболее распространены объективы с относительным отверстием 1:1.4 и меньше. Самые светосильные из ныне выпускаемых серийных объективов имеют относительное отверстие 1:1.2 (Canon EF 82/1.2 L, Pentax SMC A 50/1.2, Nikkor Ai-S 50/1.2) и даже 1:1.0 (Canon EF 50/1.0 L). У зум-объективов светосила часто имеет переменное значение в зависимости от фокусного расстояния. К примеру, зум-объектив 28—105/3,5—4,5 при фокусном расстоянии 28 мм имеет относительное отверстие f/3,5, при фокусном расстоянии 40—60 мм — f/4, а при максимальном фокусном расстоянии (105 мм) значение относительного отверстия падает до f/4,5. В камерах с ручным управлением переменная светосила зума вызывала некоторые неудобства. Пользователи же современных камер с электронным управлением и TTL-замером света при установке зум-объективов с переменной светосилой этих проблем уже не почувствуют — экспонометрия TTL-типа (through-the-lens — через объектив) учитывает реальное значение светосилы, а электроника автоматически отслеживает установленное пользователем значение относительного отверстия объектива без дополнительной помощи. Максимальное значение светосилы современных зум-объективов чаще всего напрямую зависит от размера поля изображения. К примеру, зумы современных компактных цифровых видеокамер, рассчитанные для работы с матрицей диагональю 1/6”, могут иметь относительное отверстие до 1:1.2 (JVC GR-DV3000), а значения 1:1.6-1:1.8 стали стандартными в этом классе. У цифровых фотоаппаратов, построенных на матрицах с диагональю до 2/3”, встроенные зум-объективы менее светосильны, имея типичные значения относительного отверстия от 1:2-1:2.8 (Sony Cybershot DCS-F828) до 1:2.8-1:3.5 (Minolta Dimage A2). Для сменных объективов для 35-мм зеркалок «потолок» светосилы еще ниже — относительное отверстие 1:2.8 имеют лишь некоторые профессиональные зумы, а для остальных зум-объективов максимальная светосила составляет 1:3.5-1:4.5 и даже ниже. Ну а немногочисленные (и очень дорогие) зумы для среднеформатных камер Pentax, Mamiya, Hasselblad и Bronica — и того «темнее». Диафрагма
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|